Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Что такое «зашагивание» в стихах?
Часто стиховая (постоянная) пауза совпадает со смысловой и грамматической. Классический пример этого единства (стиховой и грамматической пауз) — стихи М. Ломоносова: Лицо свое скрывает день, Поля покрыла влажна ночь, Взошла на горы мрачна тень, Лучи от нас склонились прочь. Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна. Еще пример этого единства: Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. (С. Есенин). Но чаще мы видим иное соотношение синтаксиса и стиха: Прощай, письмо любви! прощай: она велела. Как долго медлил я! как долго не хотела (1) Рука предать огню все радости мои!.. (А. С. Пушкин). Такое явление, когда незаконченная мысль переносится на другую строку, причем, в самом неожиданном месте, называется «зашагиванием» или «переносом». «Зашагивание» придает речи полный внутреннего напряжения смысл. За речью говорящего чувствуется невысказанность всего содержания, значительность недоговоренного. Переносы возникают, как правило, в самые напряженные моменты мысли. Поэтому эти паузы называют эмфатическими (выразительными). Эмфатические паузы между стихами при переносах способны передать различные, порой очень тонкие, эмоциональные оттенки речи... Уж десять лет ушло с тех пор — и много Переменилось в жизни для меня... (2) (А. С. Пушкин). Эмфатическая пауза выделила, подчеркнула важное по смыслу слово «много». И никаким знаком препинания этот оттенок интонации передать нельзя. Значение переносов бывает различным. Они могут придать стихотворной речи сильную взволнованность, задумчивость, разговорно-бытовую, прозаизированную интонацию и т. п. Из сказанного ясно, что неправильно поступают те чтецы, которые в погоне за мнимой естественностью исполнения сливают при переносах стихи, совершенно уничтожая паузу. (30) Вместе с паузой могут исчезнуть смысловые оттенки, порою очень тонкие.12 При зашагивании возникают еще дополнительные паузы внутри стиха (в приведенном первом примере после слова «рука», во втором — после слова «переменилось»). Эти паузы нарушают плавное течение мысли. Они воспринимаются как психологические, рожденные повышенной экспрессией речи: ...Темницы рухнут, и свобода || Вас | примет радостно у входа...
Если прочесть эти строки без постоянной паузы в конце стиха и дополнительной цезуры после слова «Вас», то они лишатся напряженного подтекста, страстного желания поэта внушить веру в победу борцам за свободу, за счастье своего народа. Несоблюдение данного требования законов стиходействия превращает стихи в прозу, ведет к исчезновению тончайших смысловых оттенков. Ведь эти паузы выявляют эмоционально-смысловую насыщенность слова, которое в стихе играет особую роль. Каково значение слова в стихотворной речи? Слово в стихе приобретает особую выразительность, заключает в себе многозначность оттенков чувств. Когда в стихи превращены слова, Они — основа чар и колдовства. Выразительность и смысловая глубина слова усиливается в зависимости от того, как распределены слова «на взволнованном дыхании поэта». На примере двух строк В. Маяковского можно показать, как перестановка слов убивает «душу речи». «Не чудесно ли сказано Маяковским:
...Как в наши дни вошел водопровод, Сработанный еще рабами Рима... А попробуем сказать совершенно то же, но иначе; ...Как в наши дни вошел водопровод, Хоть был построен римскими рабами... Или: ...Как в наши дни вошел водопровод, Что римскими рабами был сработан... Нет! Не годится. Что случилось? Куда пропала душа речи? Где могучий бас Маяковского? Где величавость слова и звука? ».13 (31) Поэты часто выделяют в отдельную строку особо значимое слово, чтобы оно приобрело еще большую емкость, стало ярче и выразительнее. Вот как рассказывается в поэме А. Твардовского «Василий Теркин» об отважном лейтенанте — весельчаке, плясуне, настоящем воине: Только вдруг вперед подался, Оступился на бегу, Четкий след его порвался На снегу... Поэты часто прибегают к тому, чтобы вложить в слово фразовое значение. При исполнении надо придавать особое звучание словам, вынесенным поэтами на отдельную строку, наполняя их всей многозначной глубиной смысла и чувств. Чем определяется ритм стиха? Ритм стихотворения определяется целым комплексом факторов. Среди этих факторов можно выделить семь. 1. Ритм стиха определяется прежде всего его размером (характером стоп). Стопа хорея (Мчатся тучи, вьются тучи...) ритмически значительно отличается, допустим, от трехсложной стопы амфибрахия ('Кавказ подо мною. Один в вышине...). 2. На ритм оказывает большое влияние длина стиха, то есть, количество стоп. Так, например, двухстопный амфибрахий создает впечатление более быстрого темпа, чем пятистопный ямб: Густая крапива Шумит под окном. Зеленая ива Нависла шатром. (А. Фет). Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим... (А. Пушкин). Вот стихи А. С. Пушкина, написанные одним размером (ямбом), но с разным количеством стоп. Посмотрите, как велика роль длины стиха в создании ритма: Играй, Адель, Не знай печали. Хариты, Лель Тебя венчали И колыбель Твою качали... /двустопный ямб/. (32) Ура! в Россию скачет Кочующий деспот. Спаситель горько плачет, А с ним и весь народ... /трехстопный ямб/.
Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я... /четырехстопный ямб/.
Мне вас не жаль, года весны моей, Протекшие в мечтах любви напрасной... /пятистопныйямб/. Редеет облаков летучая гряда. Звезда печальная, вечерняя звезда! ... /шестистопный ямб/. 3. Следующий фактор, определяющий ритм стиха, связан с наличием цезуры в середине строки. Два последних примера (пятистопного и шестистопного ямба) убедительно говорят о том, как влияет на ритм внутристиховая цезура — короткая пауза, насыщенная активным мыслительным процессом лирического героя. 4. Фактором ритма является и чередование стихов разной длины в определенном порядке. Ведь часто на протяжении всего стихотворения поэты чередуют пять и четыре или четыре и три стопы: Край родной, весну твою /четыре стопы хорея/ Сердцем принимаю, /три стопы/ Я весной в родном краю /четыре стопы/ Наломаю Маю /три стопы/ (А. Прокофьев). И с отвращением читая жизнь мою, /шесть стоп ямба/ Я трепещу и проклинаю, /четыре стопы/ И горько жалуюсь и горько слезы лью /шесть стоп/ Но строк печальных не смываю /четыре стопы/. (А. С. Пушкин). Чем больше разницы в длине строк, тем ощутимее ритмический контраст: Заслоняют небо синее /пятистопный хорей/ Дубы/одна стопа/ Знаю; где-то под осинами /пять стоп/ Грибы, /одна стопа/ Мухоморы да поганки /четыре стопы/ На виду, /две стопы/ Только белые-белянки /четыре стопы/ Не найду... /две стопы/ Тот лесной закон полезен /четыре стопы/ И для нас: /Две стопы/ Скромен добрый гриб, не лезет /четыре стопы/ Напоказ, /две стопы/. (Раиса Ахматова). (33) Особенно контрастируют стихи в вольном размере басен, создавая разговорную, живую интонацию речи: Осел, /одна стопа ямба/ Козел, /одна стопа/ Да косолапый Мишка/три стопы/ Затеяли сыграть квартет... /четыре стопы/. 5. На ритм стиха оказывает влияние характер ритмических окончаний (клаузул). Вслушаемся: Любви, надежды, тихой славы /женская клаузула: А-вы/ Недолго нежил нас обман; /мужская клаузула: Ан/ Исчезли юные забавы, /женская клаузула: А-вы/ Как сон, как утренний туман, /мужская клаузула: Ан/. Мужские клаузулы передают глубину содержания второй и четвертой строк: все оказалось — «обман», «туман». Сочетание мужских или женских окончаний с дактилическими или гипердактилическими особенно выявляют многозначность мыслей и чувств. Прислушаемся к стихам С. Есенина «Лебедушка», написанным четырехстопным хореем, но с дактилическими окончаниями, и убедимся в том, как дактилические клаузулы передают ритмически состояние спокойного счастья от слияния с родной природой, народную мелодию: | ¯ ¯ Из-за леса, леса темного, | ¯ ¯ Подымалась красна зорюшка, | ¯ ¯ Рассыпала ясной радугой | ¯ ¯ Огоньки-лучи багровые... Или пример русской народной песни, написанной шестистопным хореем с гипердактилическими клаузулами: | ¯ ¯ ¯ Уж и знать, что мне по сеничкам не хаживати, | ¯ ¯ ¯ Мне мила дружка за рученьку не важивати... Легко почувствовать, как разительно отличается ритм этих стихов и песни от стихов, написанных той же хореической стопой, но с мужскими или женскими клаузулами: Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она... /четырехстопный хорей/ (А. С. Пушкин). (34)
Долго не сдавалась Любушка-соседка. Наконец шепнула: «Есть в саду беседка»... /шестистопный хорей/ (Н. А. Некрасов). 6. На ритмическое звучание стиха оказывают влияние внеметрические ударения (спондей) и пропуски ударений (пиррихий). 7. На ритм стиха влияет и расположение словоразделов. Мы уже говорили о том, что эмоционально-смысловая нагрузка слова в стихе значительнее, чем в прозе. Поэт «сердцá волнует, мучит, как своенравный чародей». Закономерно появление стихов В. Маяковского с его особым словоразделом «лесенкой»: И чудится мне, что на красном погосте товарищей мучит тревоги отрава. По пеплам идет, сочится по кости, выходит на свет по цветам и по травам... Эти полные внутреннего напряжения строки из XVIII главы поэмы «Хорошо», передающие воображаемый разговор лирического героя с тенями павших героев, написаны классическим размером: четырехстопным амфибрахием с явлениями стяжения на третьей строке. Но Маяковский располагает эти строки «лесенкой», подчеркивая особую значимость слов, подсказывая исполнителю необходимость отчетливого произнесения. Многие современные поэты в стихах, написанных классическим размером, графически передают свою интонацию, ритмику, дыхание стиха. Они как бы говорят словами Маяковского: Не позволю мямлить стих и мять! Вспомним графику стихов Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского и многих других. Обратим внимание на графику стихотворения Юлии Друниной «Гость», написанного четырехстопным анапестом: Среди царственных пальм, На чужом берегу, Где в конце декабря Солнце в полную силу, Появилась вдруг та, Что живет на снегу: Елка — скромная дочка России. (35) Мы говорили о том, что цезуры ставятся тогда, когда в стихе более четырех стоп (пять или шесть). А поэтесса требует и в четырехстопном стихе делать цезуры, наполняя их глубиной подтекста. Эти паузы помогают передать неожиданное счастье встречи в чужом краю с родной природой России. Попробуем прочитать эти строки без цезур, написав их так, как в классическом размере: Среди царственных пальм, на чужом берегу, Где в конце декабря солнце в полную силу, Появилась вдруг та, что живет на снегу: Елка — скромная дочка России. Надо согласиться с тем, что внутристиховые паузы, подсказанные поэтессой графикой стиха (лишними словоразделами), придают произведению большую взволнованность, значительно углубляя его смысл. А в последней строке мы видим две остановки в речи: после слова «Елка» перед тире и перед словом «Россия», вынесенным на отдельную строку. Значимость последней строки определена еще и тем, что поэтесса оставила в ней лишь три стопы. Значит, она должна звучать наиболее весомо. И заканчивается это стихотворение, полное высоких патриотических чувств, словами: Потому, что, куда б Ни швырнуло судьбой, Где б по свету Меня ни носило Ничего нет желаннее, Встречи с тобой, Боль моя, мое сердце — Россия. Здесь также графика и сокращение количества стоп в двух стихах (втором и четвертом — по три стопы) отчетливо выявляют глубину патриотического чувства. Мир чувств лирического героя передает и внеметрическое ударение в последнем стихе на слове «Боль». Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 3749; Нарушение авторского права страницы