Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Какие существуют виды и жанры поэтических произведений?
Жанр в переводе с французского (genre) — род, вид. В художественной литературе различают три жанра: драма, эпос и лирика. К эпическим жанрам относятся не только прозаические произведения (эпопея, сказка, роман, повесть, новелла, рассказ, очерк и т. п.), но и стихотворные, такие, как басня, былина, поэма, роман, сказка в стихах. К лирическим жанрам поэзии относят оду, балладу, элегию, песню, небольшое стихотворение и т. д. Лирическое произведение — произведение музыкальное, волнующее. Именно в лирике воплощаются самые сокровенные, глубокие переживания поэта как гражданина страны, передающего свое отношение к обществу и к миру в целом. На каждом стихотворении лежит печать индивидуальности поэта со своими пристрастиями и нравственными оценками. «Самонаблюдение и глубоко личная трактовка переживания становятся у лирика основным методом художественной выразительности».16 Лирику разделяют на четыре основные тематические категорий: философскую, гражданскую, любовную и пейзажную. Сейчас наблюдается смещение жанров, взаимопроникновение их. Произведения, в которых соединены лирическое и эпическое начала, называют лиро-эпической поэзией. Романтические поэмы Пушкина, Лермонтова, поэмы В. Маяковского, А. Вознесенского и других относятся к этому виду поэзии. (44) К гражданской лирике относится публицистическая поэзия, которая откликается на важные явления общественно-политической жизни страны, на события в мире. Мы знаем публицистическую поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Огромным публицистическим накалом пронизаны стихотворные произведения М. Горького «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике». Со «всей своей звонкою силой поэта» В. Маяковский утверждал публицистическую поэзию: Знаю, лирик скривится горько, критик ринется хлыстиком выстегать: — А где же душа?! Да это ж — риторика! Поэзия где ж? Одна публицистика?! Капитализм — неизящное слово, куда изящней звучит — «соловей», но я возвращусь к нему снова и снова. Строку агитаторским лозунгом взвей! (из поэмы «В. И. Ленин»). Такие лирические стихи, как элегия, проникнуты раздумьем, размышлением поэта; пронизаны чувством грусти и надежды, печали и радости. Элегии пишутся преимущественно пятистопным ямбом: ...Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море. Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...
Одной из разновидностей лирического стиха является сонет. Сонет — от итальянского слова sonare — звучать, звенеть. Его родина — Италия XIII века. Сонеты писали Петрарка, Данте, Микеланджело, Шекспир; в России — Державин, Пушкин, Лермонтов, Блок, Брюсов, Ахматова... К сонетам обращаются и многие современные поэты. Сонет — это строгая форма четырнадцатистишия, обычно состоящая из двух четверостиший и двух трехстиший. У Шекспира иная конструкция сонета: три четверостишия и заключительное двустишие. (45) Сонеты пишутся пятистопным ямбом. Рифмы у сонетов звучные, богатые. Каждая строфа представляет законченное целое. Обычно в первом четверостишии, которое воспринимается как экспозиция, утверждается основная тема сонета. Во втором — идет развитие положений, выдвинутых в начале; в третьем — происходит развязка. И самые сильные по мысли, образности и чувствам — последние две строчки (у Шекспира) или последняя строка в трехстишии. Эти Строчки называют «сонетным замком». На «сонетный замок» и надо обращать внимание при изучении материала и при исполнении сонетов. Мы хотим закончить раздел, посвященный законам стихосложения, словами Л. Н. Толстого: «Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как легкие и сердце, так что если один орган извращен, то и другой не может правильно действовать». Однако, не изжита еще неверная точка зрения некоторых режиссеров, актеров, руководителей самодеятельных коллективов, которые утверждают приоритет интуиции, импровизации над законами творчества; Нельзя забывать главный принцип системы К. С. Станиславского «От сознательного к подсознательному»; забывать о том, что актер, чтец может импровизировать лишь тогда, когда все тщательно продумано, до мельчайшей подробности отработано. Известно, что «интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство».17Но чтобы доказывать другим, руководитель самодеятельной студии обязан, быть сведущим во всех вопросах искусства, умеющим постигать законы творчества. Только так обеспечивается эффективность конечного результата работы и руководителя, и коллектива, и каждого его участника.
Раздел II СЛОВЕСНОЕ ДЕЙСТВИЕ В ЗВУЧАЩЕЙ ПОЭЗИИ Мы не хотим великолепно декламировать, То есть только говорить монолог. Мы хотим Им действовать, житьим во всеобъемлющем понятии этого слова! К. С. Станиславский. Не декламировать, а действовать, жить в материале необходимо и при исполнении стихов. Ведь стихи, особенно лирические, по сути. своей есть монолог, в котором раскрывается сложный внутренний мир лирического героя. В работе над любым литературным произведением должна соблюдаться определенная последовательность, которая позволяет органичнее овладевать искусством словесного действия. Какова же последовательность работы над стихотворным материалом? | Режиссерско-исполнительскую работу над поэтическим произведением можно условно разделить на пять этапов.18 1. Выбор материала. 2. Познание характеристических особенностей выбранного материала. 3. Раскрытие и воплощение авторского и исполнительского замыслов. 4. Творческий акт исполнения. 5. Анализ выступления. Выбор материала При выборе исполнительского материала необходимо соблюдать определенные условия. Первое условие — актуальность материала, его высокое идейно-художественное звучание. При этом не следует понимать под актуальным материалом лишь советскую поэзию, да еще непременно последних лет. Актуальность проблем, которые нас волнуют, мы находим во многих классических произведениях поэзии. Взяв в работу стихи наших классиков, надо уметь прочесть их с позиции современности. Для этого следует точно определить: на изменение какой ситуации в жизни нашего общества, мира может быть направлено классическое произведение. Возьмем к примеру лирическое стихотворение Пушкина «Я вас любил». «Я вас любил так искренне, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим» (47) — вот главная мысль этого стихотворения. Человек всегда должен оставаться человеком и быть благодарным тому, кто зажег огонь любви — чувство, которое не всем дано испытать. Исполняя эти стихи Пушкина, мы совершаем речевое действие: предостеречь от мелкого чувства злобы и собственничества, напомнить человеку о том, что он — высшее существо, обладающее добрым сердцем и мудрым разумом. «Мне дорого любви моей мученье. Пускай умру, но пусть умру любя» — говорит поэт в других своих стихах. Второе условие верного выбора материала заключается в том, чтобы он нравился исполнителю, волновал его, вызывая желание работать над ним. Лучше, если участники коллектива сами его отыскивают. И не надо сразу разочаровывать их, если предложенный ими материал по каким-либо соображениям не стоит брать в работу. Можно тактично заменить его другим на ту же тему, взволновавшую чтеца, но более качественным. Либо посоветовать отложить на некоторое время работу над ним и, как ступеньку к мастерству стиходействия, предложить сделать другое стихотворение, которое обогатит исполнителя необходимыми технологическими умениями и навыками. Третье условие, обеспечивающее успех в работе, — это соответствие материала творческим способностям чтеца-любителя и степени его подготовленности к выступлениям: ведь часты случаи (в этом убеждают итоги конкурсов, смотров, творческих отчетов коллективов художественного слова), когда исполняются материалы, явно непосильные для чтеца. Это особенно видно, когда неправомерно большое место в программах чтецов-любителей занимают стихи поэтов А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака с их очень личностным содержанием, усложненным ходом мысли. Стихи этих поэтов требуют высочайшего мастерства исполнения. Часто исполнители «тонут» в огромных по времени. (20— 25 минут) поэтических композициях, плохо выстроенных сценарно. При исполнении таких материалов не раскрываются творческие способности, а, наоборот, перечеркиваются. А у зрителей такие выступления вызывают недоумение, досаду. Однако из снисхождения к чтецам-непрофессионалам их даже хвалят. Это-то и наносит вред развитию творческой индивидуальности. Теряются эстетические критерии искусства, задерживается творческий рост исполнителя, воспитывается дурной вкус и легкомысленное отношение к одному из самых трудных видов искусства — чтецкому искусству. (48) Второй этап работы над стихами: изучение всех особенностей формы выбранного к исполнению стихотворения. * (* Предполагается знание чтецом основных законов стихосложения. Постижение формы стиха осуществляется в неразрывной связи с идейно-действенным его анализом. Поэтому мы и говорим об условности этапов работы. Один этап вплетается в другой. Но миновать их нельзя.) Чтобы верно прочесть лирическое стихотворение, надо зажить высокими чувствами поэта, услышать поэтическую интонацию, тон целенаправленного действия; Этому способствуют внимательное ознакомление с творчеством поэта, а также изучение «биографии» исполняемого стихотворения. Что же значит такая «биография»? Стихотворения рождаются от пережитых событий, встреч, воспоминаний, нахлынувших чувств, соприкосновений с природой и т. д. Подробно изученная «биография» стихов должна как бы гарантировать более верное раскрытие замысла поэта, мир его чувств и мыслей. Вот пример «биографии» стихотворения А. С. Пушкина «И. И. Пущину». Напомним его содержание: Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 3719; Нарушение авторского права страницы