Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Дада и искусство сюрреализма



Сюрреализм как направление в искусстве и литературе возник во Франции в 20-х годах. Уже само название этого направления подчеркивает его антиреалистичность: термин сюрреализм означает надреализм (от фр. над). Но даже и этот термин, уже принятый участниками этого направления, не вполне их устраивал: они сами оговаривались, что правильнее было бы воспользоваться словом “супернатурализм”, которое гораздо больше соответствует характеру нового искусства. Здани сюрреализма строится в разрыве с исторически сложившимися традициями и носит с самого начала резко выраженный космополитический характер. Отказавшись от воспроизведения средствами своего искусства явлений окружающей действительности, сюрреалисты, естественно, отказались и от реалистического метода. Своим творческим методом они избрали формализм, то есть - создание необычных, причудливых форм, случайных сочетаний слов и понятий.Порвав с многовековым реалистическими традициями в искусстве, сюрреалисты, однако, начали свою деятельность не на пустом месте: в своей практике они опирались на предшествовавшие им направления в искусстве 20 в. - главным образом, на дадаизм.Возглавляемые Андре Бретоном, они стремились представить сюрреализм как новый способ видения мира, новое мировоззрение: их целью являлось примирение человека с самим собой, а затем и с окружающим миром.Свои поиски сюрреалисты вели, основываясь на учение Фрейда, оказавшего им неоценимую услугу в предоставлении приемов и методов отрыва от действительности, в способах увода его в сумеречный мир инстинктов и интуиции.Сюрреализм стал оформляться несколько лет спустя после окончания первой мировой войны, примерно в 1921-1924 гг. Именно война и порожденные войной условия стали той почвой, на которой зародилось это направление, которое, в сущности, явилось продуктом глубокого духовного кризиса, охватившего общество.Искусство сюрреализма можно сравнить с прожорливым детищем, проглотившим своего кормильца. Кормильцем же являлось объединение группы “Дада”.“Дада” - бессмысленное слово или, вернее, слово, имеющее много разных, не связанных между собой значений: хвост священной коровы, детская деревянная лошадка, детский лепет. О любом течении искусства точнее всего можно судить по конкретным произведениям, но дадаисты славились крикливыми лозунгами и экстравагантными выходками, чем созданием картин.Макс Эрнст, один из основателей немецкой группы “Дада”, причисляется к более умеренному крылу дадаизма. В его картинах, “Изничтожение невинных”, ”Император Убу”и т.д., сухим безжизненным письмом изображено алогичное сочетание людей и вещей. Для другого влиятельного представителя дадаизма - Франсиска Пикабиа - характерны картины, напоминающие технические чертежи: “Дитя карбюратор”, “Любовный парад”.Эти и подобные им произведения являются, безусловно, проблеском в сумбурном и анархичном бунте художников “Дада” против надоевшей и в то же время необходимой действительности, а в конечном счете - против всего человеческого прошлого и настоящего. Возможно, из-за этого противоречивого, но яркого проблеска дадизмом некоторое время интересовались такие крупные прогрессивные художники и писатели, как Пабло Пикассо, Поль Элюар и др.Дадаизм ни в социальном, ни в художественном смысле не представлял собой сколько-нибудь программного и, тем более, целостного течения. Но это была та “пустота”, то “ничто”, пройдя сквозь которые, художники, в большинстве своем, уходили в сюрреализм, а некоторые - в абстракционизм.В 1921 г. дадаизм как направление перестал существовать.Термин сюрреализм впервые употребил в 1917 г. Гийом Аполлинер. Сюрреалистическими, т.е. отображающими нечто большее, чем действительность, он назвал свои стихи и пьесу, в которых были зафиксированы бессвязные ощущения человека.Главной категорией живописи стало обман зрения, предполагающее создание внешне иллюзорных, но невозможных по существу “моделей” действительности.Первая выставка сюрреалистов состоялась в 1925г., в ней участвовали такие непохожие друг на друга художники, как Джорджо де Кирико, Пауль Клее, Жан Ари, Макс Эрнст, Ман Рей, Хуан Миро, Пабло Пикассо и другие. Новое искусство - по мнению Бретона - должно было выражать потаенные желания и потребности всех людей. Для постижения его достаточно было восприимчивости на уровне детской непосредственности.Философской базой сюрреализма стали интуитивизм А. Бергсона и теория психоанализа З. Фрейда. На этой основе сложились представления о чисто-бессознательной природе творческого. Понимание сюрреализма основывается на убеждении в высшей реальности определенных форм, таких, как ранее не принимавшиеся во внимание ассоциации, проявляющиеся в сновидениях, в свободной игре мысли и т.д.Принятие сюрреалистами первого фрейдистского положения (об отсутствии принципиального различия между здоровыми и психически больными) привело к признанию сумасшествия состоянием, наиболее благоприятным для сюрреалистического художественного творчества, поскольку это состояние не контролировалось разумом.Они применили к искусству такие стороны психоанализа, которые сам Фрейд никогда к художественному творчеству не относил.Фрейд находил, что сновидения составляются из зрительных картин, образованных из смеси непосредственных “вчерашних” дневных впечатлений и других переживаний, испытанных в действительности.Сюрреализм носил с самого начала активный и даже агрессивный характер: сюрреалисты всячески стремились привлечь к себе внимание и интерес публики, направить энергию искусства по определенному ими пути.Конфликт между разумом и “темными силами”, провозглашенный сюрреалистами основой искусства, нашел свое четкое и наглядное выражение в сценах жестокости, которыми изобилуют все виды сюрреалистического искусства.Фрейдистское положение о кровожадной и жестокой природе человека сюрреалисты настойчиво и последовательно воплощали в своем искусстве в течение всех долгих лет его существования. Нагнетание в сюрреалистических произведениях ужасов и жестокости в связи со «звериной сущностью» человека многократно отмечали как теоретики, так и практики искусства.Начало сюрреалистической художественной деятельности связано с театральным искусством. Писатель и критик А. Арто построил специальную теорию сюрреалистического театра. В ее основу он положил общие для всего искусства сюрреализма эстетические положения философии А. Бергсона и фрейдизма. Целью своего театра А. Арто объявил воплощение на сцене иррациональных сторон человеческой натуры: театр должен быть экстатичным, он должен подавлять и гипнотизировать зрителей, быть своего рода черной магией; театральные представления следует строить на тех же основах, на которых строятся танцы и ритуальные действия шаманов.Значительно большие возможности для сюрреализма предоставляло кино. Техническими средствами кинематографа легко выделялись любые детали, причем обеспечивалась предельная точность их изображения; монтаж открывал неограниченные возможности для любых алогичных сочетаний. Тому пример “Антракт” Пикабиа и Клера, “Раковина и священник” Доюлан, “Андалузский пес” Бюнюеля и Сальвадора Дали. Следует отметить, что используемые в этих кинофильмах приемы несут определенную смысловую нагрузку, т.е. не являются самоцелью.Однако основной областью художественной практики сюрреализма стало изобразительное искусство. Сюда были включены не только живопись и скульптура, но и сравнительно недавние нововведения кубистов, футуристов и дадаистов - коллажи и т.д.То есть сюрреализм – это психический автоматизм в его истинном состоянии, с помощью которого предполагается выразить, словесно или письменно, или в какой-либо иной форме, реальный процесс мысли. Это запись мысли в отсутствии контроля со стороны разума и вне каких бы то ни было эстетических или моральных соображений. Автоматизм, представляющий собой прямой поток ассоциаций, должен был быть таким состоянием разума, при котором контроль или мотивация намеренно утеряны.На смену натирке приходит скобление. Предварительно отгрунтованный светлыми красками холст кладется на неровную поверхность и с помощью штукатурной лопатки с более темной краской на него наносятся видимые на свет линии.Коллаж хоть и был введен кубистами, но им занимались многие художники сюрреалисты (М. Эрнст, Х. Миро, И. Танги, Э. Мезеп и др.). Правда, их работы не получили популярности.Сюрреалисты дополнили коллажи фроттажами. Фроттажи создавались перенесением на бумагу с подложенных под нее предметов естественных рисунков дерева, тканей, листьев и т. п. Это перенесение достигалось путем натирания бумаги куском свинца. При этом на бумаге проступали со специально подобранных и подложенных под нее предметов формы фантастических пейзажей, призрачных птиц и животных.

Сюрреалисты ввели в обиход своего искусство фотомонтажи, названные “рейографами” по имени их изобретателя фотографа Ман Рея. “Я просто накладывал большие стеклянные негативы на лист фотобумаги, разложенной на столе и освещенной красной лампочкой. На несколько секунд я зажигал свисавшую с потолка лампу, а потом проявлял снимки. Во время такого проявления я натолкнулся на способ делать фотографии без аппарата; такие фотографии я назвал “рейографами”. (Макс Эрнест )

Значительное место в деятельности сюрреалистов заняло изготовление реди-мейд (от анг. - “готово-сделанных”), предметов, превращенных в произведения искусства путем отрыва от их функционального назначения. “Отцом” реди-мейд является французский художник Марсель Дюшан. Следуя в создании реди-мейд по пути его “отца”, сюрреалисты внесли некоторые новшества. Вводя обычный бытовой предмет в ранг произведения искусства, они несколько видоизменяли его - обычно добавлением какой-нибудь неожиданной, совершенно несвойственной этому предмету деталью.Так, французский сюрреалист Жак Липшиц создал одну из своих скульптур - женщину с ребенком. Ребенок почему-то висел сзади, обхватив шею женщины каким-то подобием рук. Обрубки рук - рога быка, груди женщины - глаза быка, вместо ног – ноздри бычьей морды. Скульптура поражает внешним сходством с головой быка.Другим типичным примером создания сюрреалистического произведения может служить картина художника Хуана Миро “Персонаж, бросающий камень в птицу”, написанная им, по собственному признанию, под влиянием галлюцинаций, вызванных голодом. На интенсивном трехцветном зелено-черно-желтом фоне изображено нечто белое, состоящее из совершенно круглой головки, снабженной одним желтым глазом, грушеобразного туловища и огромной ступни. Общий смысл этой картины необъясним.Ив Танги ставил себе задачей создание произведений, основанных на по-детски наивном мировосприятии. Но, переходя в своем дальнейшем творчестве к воплощению средствами живописи абстрактно-метафизических понятий, Танги все еще продолжал пользоваться прежними приемами. На картине “Меблированное время” на обычном для Танги серо-голубом фоне изображены пестрые, непонятной формы небольшие предметы, ничего не означающие неадекватные формы.Неразрывно связано с сюрреализмом и имя Макса Эрнста. Неправильная трактовка сюрреалистами выхваченной из трактата Леонардо да Винчи фразы, в которой он советует развивать фантазию, глядя на разноцветные пятна, дала Эрнсту повод к созданию серии картин “Естественная история”, где он придавал случайным линиям сходство с пейзажами, фантастическими птицами и растениями, разрушениями от землетрясений и других явлений природы.Сам Эрнст утверждал, что в процессе создания этих фронтажей он старался довести себя до состояния галлюцинаций, чтобы вообразить себе на основе случайных линий фантастические пейзажи.Художник Андре Массон, прошедший через увлечение кубизмом, к сюрреалистической деятельности отнесся весьма рассудочно. Он совершенно точно определил творческие принципы деятелей искусства этого направления.С начала 30-х годов ведущее место среди художников-сюрреалистов занял примкнувший к этому направлению испанский художник Сальвадор Дали уверяет, что за страхом есть желание, а за тремя великими иллюзиями (“дерьмо, кровь и гниение”) - “золотой век”. “Взлет истеричной и аэродинамической ноги женщины” (скульптура 1934 г.) и развевание волос “Мечты” (1932 г.) скрывают реальный мир от мира, который можно назвать идеальным. Но, чаще всего, видно то, чего желаешь, чего боишься: кровоточащие кишки, выпадение внутренностей, изъеденные, искалеченные, с раковыми опухолями лица, прожорливые муравьи, питающиеся экскрементами гермафродиты, костыли для калек, пораженных слоновой болезнью или разжижающихся… Часы, лежащие в “Настойчивости памяти”перед прекрасным пушистым пейзажем, выражают, как уверяет Дали, относительность времени. Или являются языком, который показывает больной ребенок. Или мягким от импотенции пенисом. Ясно одно - они относятся к символике тревоги. Эта деформация формы выражает реальность: боль, смерть, а также торможение, подавление желания, что точит и разрушает жизнь - как сама смерть.Наследие сюрреализма обширно и многогранно: оно включает прозу, поэзию, живопись, скульптуру, найденные предметы, театральные постановки, искусство, кино, графику и граффити.Деятельность сюрреалистов не подчиняется закономерностям художественного творчества - каждые их произведение “само себе закон”. Фактически произведения сюрреалистов оказываются за пределами искусства как формы отражения действительности.Сексуальные извращения, инстинкт агрессии и разрушения - это заглавные темы сюрреализма. Естественные связи и весь мир в данном случае разрушаются не для того, чтобы вновь создать их более совершенными. Нет, сюрреалистические полотна – это “творчество мести трупов”, в котором господствуют смерть, гниение, распад телесной красоты, распад как неизбежность.Изучение сюрреализма, его характера и методов представляется необходимым, поскольку это движение активно противопоставляет себя реализму. Только знание его эстетических представлений и философских предпосылок дает возможность понять и выявить сущность этого новаторского, революционного направления. 28 Скульптура Карпо, Родена 11 (14) мая 1827 Валансьенн – 11 октября 1875 Курбевуа Французский скульптор, живописец и график. Учился у Франсуа Рюда (с 1844) и в Школе изящных искусств в Париже (с 1848) у у Абеля де Пюжоля и Франсиска Жозефа Дюре. В 1854 Карпо был премирован поездкой в Италию, где создал трагическую по духу скульптурную группу «Уголино и его дети» (1857–1860 бронза, Лувр, Париж).
Карпо был одним из ведущих скульпторов Второй империи; в своих портретах он запечатлел образы типичных представителей общества этой эпохи. Прославился декоративно-праздничными горельефами " Триумф Флоры" (гипс, 1863-66, фасад павильона Флоры, парк Тюильри, Париж) и " Танец" (группа " La Danse" ) (камень, 1865-69, фасад " Гранд-Опера" в Париже), а также скульптурной группой " 4 части света" (бронза, 1867-72, фонтан на площади Обсерватуар в Париже), в которых скульптору прекрасно удалось передать дух времени. Произведения Карпо отличаются динамикой форм, идущими от пластики 18 в. прихотливой игрой света и тени и чувственной грацией фигур. Вместе с тем они не всегда свободны от салонной манерности. Карпо известен и как автор многочисленных портретных бюстов.Свобода движений, открытые формы и смелая игра плоскостей, которая используется для создания светотеневых контрастов, являются характерными чертами его оригинального и неакадемического стиля. Умер Карпо в Курбевуа (ныне О-де-Сен) 11 октября 1875.

Танец 1865-1869. Мрамор, высота 3, 2 м

Модерн (от фр. moderne — новейший, современный) или Ар Нуво (Art Nouveau) — стиль в европейском и американском искусстве конца 19 в. – 1910-х гг. Скульптура модерна отличается динамикой и текучестью форм, виртуозной игрой крупных или же хрупких линий и силуэтов. Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе. Вследствие этого в этот период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике. Отличительными особенностями техники модерна являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, натуральных линий. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. Яркими мастерами стиля модерн являлись скульпторы — Огюст Роден, Камилла Клодель, Аристид Майоль, все — Франция; Франтишек Билек — Чехия; Герман Обрист — Германия; Жан Минне — Бельгия.

Огюст Роден, (Auguste Rodin) (1840-1917). Великий французский скульптор Огюст Роден во многих своих работах был близок к импрессионистам и художникам стиля модерн в стремлении передать мгновение в выражении лица или в позе человека; в переосмыслении классического академического подхода и стиля в скульптуре. Почти все его произведения вызывали интерес и неоднозначную реакцию публики, как, например, " Бронзовый век". Именно поиск едва уловимого, изменчивого, стремление воплотить в столь " вечном" искусстве, как скульптура, всю трепетность жизни, а также новаторский характер моделировки часто вызывали негативную оценку у зрителя. Одним из самых выразительных произведений стал памятник " Граждане города Кале". Это реалистическая монументальная скульптура, в которой Роден сумел воплотить героические образы людей, абсолютно разных, но объединенных общей судьбой. Он много работал также в жанре портрета. Портреты Родена разнообразны по характеристике, в них всегда подчеркнута главная, по мнению скульптора, черта модели: изящество и артистизм Далу, ироничность Рошфора, темперамент, вдохновенность Гюго. Интересовали скульптора и лирические, интимные сюжеты. Его работа " Вечная весна" - одно из самых проникновенных и знаменитых произведений в мировом искусстве на этот сюжет. Мастер не раз обращался к теме вечной весны, ускользающей любви, поцелуя. Движение для Родена было основной формой выражения жизни в скульптуре. Другие известные произведения: Поцелуй, 1886; Упавшая кариатида, 1882; Ева 1881; Данаида, 1885; Па-де-де, 1908; Статуя Бальзака, 1897.

 

 

29 Абстракционизм в европейском искусстве

Абстракционизм - отвлеченный - весьма широкое направление в искусстве 20 столетия, возникшее в начале 1910-х в нескольких странах Европы.

Абстракционизм — крайняя форма модернизма, возник как вызов обществу и как последовательное разрушение реального образа, отражающего мир привычными средствами. Можно сказать, что абстракционизм возник на обломках кубизма, футуризма и ряда других модернистских течений достигших своего упадка. П. Клее, Р. Делоне, П. Мондриан и др. стояли у истоков абстракционизма.

Они, утверждая значение подсознательного, рассматривали творческий процесс как погружение в мир интуитивных движений души, автоматическую передачу своих ощущений. Они исходили из того, что связь искусства с формами жизни себя уже исчерпала и человек осознать мир не способен, а тем более не способен воплотить его в пластических образах в силу многообразия нового мира. Средства отображения смутного подсознательного образа могут быть любые: от классических красок и холста до камня, проволоки, мусора, труб и т. п. Главное в абстракционизме — сочетание цветов, линий, пятен, штрихов, оторванных от природной и социальной реальности. Это беспредметное и бесформенное искусство.

Ранний (1920 — 1930 гг.) абстракционизм широкое распространение получил в архитектуре и прикладном искусстве. Его питательной средой были настроения буржуазной интеллигенции. Поздний (послевоенные годы) абстракционизм представлен тремя потоками: 1) экспрессивная живопись и графика (спонтанное сочетание линий и пятен)

2) сюрреализм (тяготение к загадочности, магии, кошмарным психологическим видениям, бредовым ассоциациям), который наиболее полно представлен в творчестве С. Дали и Р. Могритта

3) абстрактно-геометризированное, технизированное искусство (чисто декоративные решения, абстрактная скульптура из различных видов металла с применением современных средств его обработки).

С уверенностью можно говорить только о том, что между 1910 и 1915 гг. многие европейские художники пробовали себя в создании беспредметных, нефигуративных вещей (в живописи, рисунке, скульптуре). Среди них: Р. Делоне, Ф.Пикабиа, Ф.Купка, П.Клее, Ф.Марки другие. Самые оригинальные, самые известные среди них - Мондриан.

“Изобретателем” абстракции обычно называют Кандинского, имея в виду его акварели 1910–1912 гг. Многие в это время подошли к черте, отделяющей фигуративность от абстракции. При этом невыясненный вопрос о том, кто первым перешел эту границу, не имеет исторического значения, так как в самом начале 20 века новейшие течения европейского искусства вплотную подошли к этой границе, причем общие тенденции его развития указывали, что эта граница будет опрокинута.

Ускоряющаяся смена установок берет начало в революционных преобразованиях в культуре, науке и технике 20 века и завершается настоящей мутацией. В искусстве эти изменения становятся заметны в первой половине 19 века. В это время в европейской живописи можно видеть одновременно совершенствование натуралистической техники (Ж.Энгр, Ж.Л.Давид, Т.Шассарио) и нарастающую тенденцию к условности (К.Коро, Э.Делакруа, Ф.Гойя); последняя особенно заостряется в английской живописи, у Р.Бонингтона и особенно У.Тернера, чьи картины “Музыкальный вечер” (1829–1839) и особенно некоторые эскизные работы представляют самые смелые обобщения, граничащие с абстракцией. Обратим внимание на форму одной из его последних работ – “Дождь, пар, скорость”, которая изображает паровоз, мчащийся сквозь туман и пелену дождя. Эта картина, написанная в 1848 г., высшая мера условности в искусстве первой половины 19 века.

С середины 19 в. живопись, графика, скульптура обращаются к тому, что недоступно непосредственному изображению. Все более интенсивно разворачиваются поиски новых изобразительных средств, способов типизации, повышенной экспрессии, универсальных символов, сжатых пластических формул.

Состояние, в котором находится в это время искусство, можно назвать перманентной эстетической революцией; главные события происходят во Франции. Универсальная международная выставка 1900 г. в Париже была первой официальной экспозицией, включавшей работы скандальных в это время художников: Э.Мане, К.Моне, О.Ренуара и других импрессионистов, а также П.Гогена и П.Сезанна. В 1904 г. новейшая французская живопись, показанная в Германии, произвела ошеломляющее впечатление на немецких художников и послужила толчком к созданию Молодежного союза, в который вошли будущие знаменитые экспрессионисты: Э.Кирхнер, К.Шмидт-Роттлюф.
С 1905 по 1910 г. в западноевропейском искусстве происходит последовательная “деконструкция” классической изобразительной системы, радикальная смена эстетических установок. После того как импрессионизм – впервые в истории искусства – внес в живопись структурные (нестилистические) изменения, французские фовисты и немецкие экспрессионисты меняют отношение к цвету, рисунку, которые окончательно выходят из подчинения натуре. Затем кубизм освобождает живопись от повествовательности.

Творчество – самый интимный, аутентичный, если можно так сказать, способ самоутверждения, в котором остро нуждается человек. Эта потребность может проявляться непосредственно, о чем свидетеьствуют многократно возрастающие жестокие способы коллективного и индивидуального утверждения своей исключительности.

Абстрактное искусство – самый доступный и благородный способ запечатлеть личное бытие, причем в форме, может быть, наиболее адекватной – подобно факсимильному оттиску. В то же время это прямая реализация свободы.

Мондpиан – создатель так называемого геометpического абстpакционизма. В течение тpидцати последних лет своей жизни он священнодействовал над холстами, pазгpафлял их на пpямоугольники и квадpаты и закpашивал получившиеся геометpические поля то интенсивными яpкими кpасками, то (позднее) облегченными и пpозpачными оттенками белого, сеpого, бежевого или голубоватого. С годами стpогость и пpостота его геометpических “pешеток” возpастала, а изысканность и благоpодство цветовых сочетаний медленно, но неукоснительно совеpшенствовались.В 1914 году появляются пеpвые полностью беспpедметные холсты сорокадвухлетнего художника.

Абстpактное искусство – это тpудное испытание для глаза, пpивыкшего узнавать вещи и pадоваться узнаванию. Пpиблизительно с 1918 года Мондpиан пытается отказаться от любых следов “случайности и непpавильности” в своих каpтинах. Исчезают кpиволинейные фигуpы, пеpеходы цвета, следы движения живой человеческой pуки. Художник считает, что высокое искусство должно быть не голосом человека, а голосом чистой Духовности. Линия должна быть совеpшенна, цвет чист без всяких пpимесей или отклонений. Рождается долгая, тянущаяся сквозь десятилетия линия идеально пpавильных полотен, скомпанованных по пpинципу pешетки и написанных как бы не живой кистью, а каким-то свеpхчеловеческим технологичным инстpументом.

Мондpиан идет своей доpогой. Он пишет манифесты, пpовозглашающие необходимость стpого геометpического поpядка в искусстве. Его упоpство и последовательность вознагpаждаются выставками, котоpые в 20-е годы делают его известным во Фpанции, в Голландии и далее по всему миpу.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1282; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь