Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Живописная система импрессионистов. Пейзаж в творчестве импрессионистов – К. Моне, К. Писсаро, А. Сислея



Термином «импрессионизм» обозначают направление в искусстве, зародившееся в XIX веке во Франции. Импрессионизм утверждал красоту повседневной действительности во всем богатстве ее красок и постоянной изменчивости, разработал законченную систему пленэра, добившись впечатления сверкающего солнечного света, вибрации световоздушной среды. Живописная система импрессионизма отличается разложением сложных тонов на чистые цвета, как бы смешивающиеся в глазу зрителя, богатством рефлексов и валеров, цветными тенями.

Импрессионисты обновили колорит, они отказались от темных, земляных красок и наносили на холст чистые, почти не смешивая их предварительно на палитре. Они вышли из темных мастерских на пленэр - вольный воздух. Характерна также и краткость, этюдность творческого метода импрессионистов. Ведь только короткий этюд позволяет точно фиксировать отдельные состояния природы.

Новаторство импрессионизма заключается в особом видении мира, и в использовании новой техники живописи. Импрессионизм – это мир в моменте его движения; поймать и показать секунду движущегося – и есть главная цель импрессионистского направления.

Импрессионизм, зародившийся в начале второй половины XIX века, к 1874 году уже успел обрести истинную форму, собственный стиль и свое имя в мировом искусстве.

Сначала новый жанр живописи, как и многие великие открытия, не был признан широкими кругами. Публика говорила о художниках-импрессионистах как о бездарных и не умеющих рисовать «выпендрежниках».

Импрессионисты изображали окружающий мир в присущей ему изменчивости, отсюда невероятный эффект движения, застывшего на полотне. Все живо, и все неподвижно в одно и то же время. В зависимости от выбранного тона рисунка, посредством мельчайших деталей художник говорит о своем отношении к изображаемому. Главными представителями импрессионизма считаются Мане, Писсаро, Ренуар, Дега, Сезанн, Моне, Сислей. Уникальный вклад в развитие импрессионизма переоценить невозможно.

Клод Моне родился 1840г.

В 1860г. Моне был призван в армию, заболев тифом демобилизоваться. Поступил в университет, но быстро разочаровался в подходе к живописи. Вскоре поступил в студию живописи, которую организовал Шарль Глейр. В студии он познакомился художниками Ренуар, Базиль и Сислеем. Они были практически сверстниками, придерживались схожих взглядов на искусство и вскоре составили костяк группы импрессионистов. Значительную роль в творчестве Клода сыграла его работа 1869 г., где он писал кабачок " Ла Гренуйер" одновременно с Ренуаром. Созданные ими картины знаменовали рождение нового художественного направления - импрессионизма.

В 1866 году Моне пишет портрет Камиллы Донсьё. («Камилла, или портрет дамы в зелёном платье»). Камилла затем стала женой художника, и у них родился сын Жан.

Первой значительной работой, подводящей итоги творческих поисков этого периода, стал для Моне " Завтрак на траве" (1865-1866).

Сюжет картины прост: на опушке леса расположились несколько мужчин и нарядно одетых женщин. Сочная темно-зеленая гамма с вкраплениями коричневого и черного напоминает традиции художников барбизонской школы, но в отличие от их сгущающегося сумрака и движений " влажной" живописной атмосферы, возникающих из нюансов тонального письма, полотно наполнено прозрачным, восхитительным в своей обыденности и реальности воздухом.

Чтобы так передать световоздушную среду, надо было не только выйти на природу, но и по-новому увидеть предметы, отказавшись от тех правил, которым учили при работе в мастерских, и полностью довериться своему зрению. Моне составляет и фигуры, и пейзаж из обобщенных световых пятен, оттенки и цвет которых зависят только от освещения, нет четких контуров предметов: они как бы смазаны легким движением воздуха. Ощущение движения воздуха усиливается и самой фактурой картины: она перестает быть гладкой, а состоит из отдельных пятен-мазков.

Закончив " Завтрак на траве", он продолжает совершенствовать открытый им метод в многочисленных этюдах, которые пишет в " Лягушатнике" - любимом месте отдыха парижан. Он отправляется туда вместе с Ренуаром, покинув лес Фонтенбло, служивший натурой для художников барбизонской школы. Здесь, в " Лягушатнике", он стремился показать окружающую его жизнь во всем ее многообразии: игру солнечных бликов на колышущейся глади воды, многолюдную пеструю толпу отдыхающих, которая растворяется в пейзаже и составляет с ним единой целое.

Самый плодотворный период в его творчестве, 1872-1873 гг. он создает одни из самых лучших картин - " Сирень на солнце" (1873), " Бульвар Капуцинок" (1873), " Поле маков у Аржантёя" (1873), " Впечатление. Восход солнца" (1872) и др. В 1874 г. некоторые из этих картин были выставлены на знаменитой выставке, организованной " Анонимным обществом живописцев, художников и граверов", руководителем которого являлся Клод Моне. После этой выставки, названной по имени картины Моне " Впечатление. Восход солнца", художники-устроители и получили название " импрессионисты" (от франц - впечатление). Это были годы расцвета импрессионизма. Моне участвует в выставках 1874, 1876, 1877, 1879 и 1882 годов. Однако произведения Моне почти не продаются. Гонимый нуждой, художник живет там, где жизнь более дешева: в Аржантее (1873 - 1878), в Ветее (1879 - 1881), в Пуасси (1882) и с 1883 до конца жизни - в Живерни.

В работах этого периода обращает на себя внимание целостность восприятия художником происходящих вокруг сиюминутных событий. Глядя на них, у зрителя создается впечатление личного присутствия на этом нескончаемом празднике жизни, наполненном солнцем, светом.

Поселившись в Аржантёе, Моне с таким увлечением рисует Сену, ее мосты, скользящие по водной поверхности парусники, что сам строит себе лодку, в которой спускается до самого Руана и там, пораженный увиденным, воспроизводит в своих этюдах окрестности города и заходящие в устье реки морские суда (" Аржантёй", 1872; " Парусная лодка в Аржантёе", 1873-1874).

В 1877г. создает серию картин, наметившую новый этап в его творчестве: отход от целостной концепции картины-этюда в сторону аналитического подхода к изображаемому (" Вокзал Сен-Лазар", 1877).

Изменение живописной манеры художника сопровождается переменами в его личной жизни. Тяжело заболевает его жена Камилла. С рождением второго ребенка нищета, в которой живет семья Моне, усиливается.

В 1879 г. Камилла умирает от туберкулёза. В 1892 г. Моне женится во второй раз, на Алисе Ошеде. Ещё до этого Алиса помогает художнику вести хозяйство и воспитывать детей от первого брака. В 1883 г. Моне уезжает в Живерни. Алиса умерла в 1911 г. Художник пережил и своего старшего сына.

В конце 1880-х годов его искусство все более привлекает публику и критиков. Признание приносит материальный достаток. Вскоре материальное положение художника поправилось настолько, что он покупает собственный дом в Живерни, где и протекает поздний период его творчества. В этот период художник всецело поглощен работой над сериями пейзажей, в которых разрабатывает тончайшие световые эффекты.

Моне впитывает в себя новые веяния и как бы предвосхищает своим творчеством работы художников конца 19 - начала 20 вв. Он по-другому начинает относиться к цвету, меняются сюжеты его картин. Теперь основное внимание художника сосредоточено на выразительности цветовой гаммы мазка в отрыве от его предметной соотнесенности, усиливается стремление к декоративности, которое вылилось в итоге в создание картин-панно.

Простые сюжеты картин 1860-1870 гг. уступают место сложным, богатым различными ассоциативными связями: эпические изображения скал, элегические шеренги тополей (" Скалы в Бель-Иль", 1886; " Тополя", 1891).

Его привлекают серийные работы: композиции " Стога" (" Стог сена в снегу. Хмурый день", 1891; " Стога. Конец дня. Осень", 1891), изображения Руанского собора (" Руанский собор в полдень", 1894), виды Лондона (" Туман в Лондоне", 1903). В них, следуя импрессионистической манере, художник стремится передать различную степень освещенности одних и тех же предметов при различной погоде, в различное время дня, используя разнообразную тональность своей палитры. Вместе с этим, серии картин позволяют создать удивительные декоративные композиции.

В Живерни много времени проводит в саду, занимаясь его живописной организацией. Эта работа привела к тому, что на смену обыденному миру, населенному людьми, пришел таинственный декоративный мир воды и растений (" Ирисы в Живерни"; " Плакучие ивы", 1923). Поэтому неслучайно в самой знаменитой серии его поздних панно представлены виды прудов с плавающими в них кувшинками (" Белые кувшинки. Гармония синего и фиолетового", 1918-1921).

В начале 1920-х у Моне развивается катаракта, из-за чего ему пришлось перенести две операции. Художник скончался 1926 г. в Живерни и был похоронен на местном церковном кладбище.

Камль Жакоб Писсарро (1830-1903).

В 1842—47 гг. Камиль учится в одном из колледжей Парижа. После окончания учебы он возвращается на Сен-Тома, где работает служащим в торговом доме отца. В 1853 г. Писсарро вместе с датским художником Ф. Мельби уезжает в Венесуэлу.

В 25 Камиль окончательно вернулся во Францию и стал художником. В Париже Камиль посещает Школу изящных искусств. Учился в Академии Сюиса. Основные сюжеты его произведений в этот период — сельские пейзажи, а также виды Парижа.

В 1859 г. в Салон принимают картину Писсарро «Пейзаж Монморанси».

В 1861 и 1863 гг. Салон отвергает картины Писсарро. Художник выставляется в Салоне отверженных, организованном по распоряжению Наполеона 3 в противовес официальному Салону. В 1864—70 гг. Писсарро регулярно выставляет свои работы в Салоне. Но картины Писсарро не пользуются популярностью у публики, их никто не покупает, и художник испытывает финансовые трудности.

В 1869 г. обосновался в Лувесьенне, где написал целый ряд пейзажей («Почтовая повозка в Лувесьенне», 1870). Во время франко-прусской войны 1870—71 гг. Писсарро укрывается у Пьетта, а затем уезжает в Англию, где вместе с К. Моне работает над лондонскими пейзажами. В Лондоне Писсарро знакомится с французским торговцем картинами Дюран-Рюэлем, имевшим галерею на Бонд-стрит. В дальнейшем Дюран-Рюэль оказал импрессионистам неоценимую помощь в организации выставок и продаже картин. Вернувшись во Францию, Писсарро находит свой дом разграбленным. Большинство оставшихся там картин было уничтожено немецкими солдатами: они использовали их в качестве фартуков или стелили в саду под ноги во время дождя.

В 1870 году в Лондон Писсаро продолжал находить вдохновение в быстро растущих пригородах британской столицы. Техника его заслуживает столь же пристального внимания — именно он первым начал использовать стремительные, резкие мазки кистью с вкраплениями, которые, казалось, были несовместимы с цветовой гаммой всего полотна. И именно эта техника стала одной из отличительных особенностей импрессионизма.

Работы в его творчестве посвящены современным бытовым сельским и городским сюжетам, а также индустриальной пейзажной живописи. Многие критики говорили о романтической направленности творчества Писсаро, однако совершенно точно преобладание импрессионистской философии в работах Писсаро.

По возвращении в Париж Писсарро по-прежнему живет в нищете, пришедшая на смену империи республика ничего не изменила в жизни Франции, а печальные события, связанные с войной, конфискацией и Коммуной, лишили буржуа возможности покупать картины.

Уже в конце 1860-х годов он писал пейзажи, в которых особое внимание уделял изображению освещенных предметов в воздушной среде. Писсарро не ограничивался пейзажной живописью, а часто обращался к сценам из жизни крестьян Понтуаза, где он жил с 1872 до 1882( «Сад», «Лесная тропа летом», «Красные крыши»). Время от времени художник работает также в Овсни («Каштаны в Овсни»), Овер-сюр-Уаз и Монфуко («Жатва», «Пруд в Монфуко»). Живопись Писсарро кажется гораздо более натуралистичной. Довольно часто художник обращается к изображению работающих или отдыхающих крестьян («Дровосек», «Девочка в соломенной шляпе», «Пастушка» («Девочка с веткой»), «Отдыхающие крестьяне»). В это же время в Понтуазе Камиль берет под свое покровительство молодого художника Поля Сезанна, и они вместе работают в Понтуазе. Он делится с молодым художником своим опытом в работе с цветом, который, по мнению Писсарро, являлся уникальным изобразительным средством: с его помощью можно было не только передать материальную сущность предмета, но и его форму. Писсарро пишет свои картины в мягкой сдержанной гамме. В отличие от большинства импрессионистов, художник тяготеет к более законченному и ясному построению композиции, к большей пластической определенности форм. Тесные отношения связывали художника также с Гогеном, который в течение нескольких лет был его учеником.

В конце 1870-х гг. Писсарро начинает заниматься офортом. В 1880-е гг приходит популярность. В 1891 г. он устанавливает в доме печатный станок и начинает заниматься литографией.

Познакомившись с Сёра и Синьяком, Писсарро в 1885 г. начинает писать картины в технике пуантилизма (дивизионизма), которые в 1886 г. показывает на 8-ой выставке импрессионистов. Он работает в этой манере еще несколько лет («Цветущие груши в Эраньи. Утро»). Однако эти работы не находят покупателей, и художник вновь сталкивается с материальными трудностями. Около 1890 г. он оставляет пуантилизм и возвращается к прежней манере письма, обогатив ее новыми приемами («Закат в Сен-Шарль. Эраньи», «Сад художника в Эраньи», «Две молодые крестьянки»). В 1892 г. Дюран-Рюэлем была организована большая ретроспективная выставка работ Писсарро, имевшая огромный успех.

В 1894 г. Писсарро был вынужден уехать в Бельгию, спасаясь от преследования по политическим мотивам (он был анархистом).

С этого же времени среди работ художника начинают преобладать городские пейзажи — с видами Парижа, Руана, Гавра, Дьеппа. Создавал целые серии картин на один и тот же мотив. Писсарро участвовал во всех выставках импрессионистов. Играл ведущую роль в их организации. В последние годы жизни, в 1897—1903 гг., несмотря на ухудшение зрения, художник создал серию видов Парижа, которые писал из окон гостиничных номеров, вследствие хронической болезни глаз. Эта серия является одним из высших достижений импрессионизма в передаче света и атмосферных эффектов.
Многочисленные рисунки и гравюры Писсарро не имеют равных среди произведений импрессионистов. Умер Писсарро в Париже 13 ноября 1903.

Бульвар Монмартр

Альфред Сислей (1839-1899). Неброская изысканность не сразу замечалась. С появлением картин Сислея не связано особых сенсаций, но это ничуть не снижает неоспоримой ценности и своеобразия его творчества.

В Париже Сислей поступил в мастерскую художника Глейра, где подружился с Клодом Моне, Ренуаром и Вазилем. Скоро разочаровавшись в академическом обучении, все четверо бросают занятия у Глейра. Намереваясь найти прекрасное в обычном, молодые новаторы поселились в Шайи близ Фонтенбло. С тех пор навсегда определились мотивы Сислея - изображению столицы он предпочитает ее скромные окрестности и малоприметные уголки провинциальных городов. Тема наводнения в Порт Марли составила у него целую серию.

Во время франко-прусской войны Сислей как британский подданный находился в Лондоне.

В отличие от своих предшественников - барбизонцев, писавших пейзаж с натуры, но предпочитавших завершать картину в стенах мастерской.

В картине занимает не сюжет, а тончайшие особенности природных состояний, света и цвета. Ненасытный в постижении мастерства, художник не стыдился учиться у сверстников. Так, вместе с Писсарро он писал зимние пейзажи в Лувесьенне ради изучения открытых импрессионистами рефлексов и цветных теней. Тем не менее его собственная утонченная индивидуальность прорывалась сквозь все влияния благодаря особой неповторимости его контакта с природой, более уравновешенного, непритязательного и естественного, чем у друзей.

Вода и небо - его основные " герои", и только затем - земля, растительность, постройки, люди. Он запечатлел морское побережье, озера и реки с рыбачьими лодками в различных состояниях в разное время года, создав в живописи негромкую, но подлинную поэму вод Иль-де-Франса. Текучесть воды воплощала для Сислея вечную подвижность самой жизни, но небу он уделял еще больше места. Оно является не просто фоном, но, создавая в пейзаже глубину, подвижно-изменчивым светом своим объединяет все вещи в природе. Оно придает цельность обобщения лаконичным картинам, подобным " Берегу Сены в Сен-Мамме", где только песок, волны и солнечный свет создают всю полноту гармонии.

Не напрасно художник испытывал стойкое влечение к музыке, любовь к которой воспитала в нем мать, а затем развило совместное музицирование с Фредериком Базилем. Сислей писал, что музыкальная фраза составляет как бы часть его самого - музыкально окрашена вся его живопись. Из-за этого он часто намеренно сводит весь колористический строй картины к одному единственному тональному ключу – голубому, как в " Наводнении в Порт Марли", или серому, как в " Ветреном дне в Вене".

Сложившись к началу 80-х годов, манера Сислея, впоследствии мало менялась. Сдержанный и застенчивый, сосредоточенный исключительно на работе, художник испытывал мало интереса к декларациям и еще меньше к воспринимавшей импрессионизм буржуазной публике и мнению профессионалов, ежевечерне разговаривавшихся в парижских кафе. Тем не менее именно его, молчаливого, но неизменно надежного, выбирали обычно в комиссии по устройству выставок и для принятия важнейших для всей группы решений.

С 1882 года Сислей вообще оставляет традиционные встречи импрессионистов. Радостный свет остается только в его пейзажах.

В 1897 году Сислей делает последнюю отчаянную попытку вырваться из забвения при помощи персональной выставки. То, что критика и на нее ответила дружным молчанием, стало для живописца последним ударом. Тогда только он вспомнил о товарищах юности и вызвал одного из них для прощания. Через шесть дней по приезде Клода Моне - 26 января 1899 года Альфред Сислей угас в городке Морэ.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Понятие и система криминалистического исследования оружия, взрывных устройств, взрывчатых веществ и следов их применения.
  2. V1: Понятие, объект, предмет и система криминологии
  3. V7: Система линейных одновременных уравнений
  4. Автоматизированная система телемеханического управления (АСТМУ)
  5. Административная реформа и система органов исполнительно власти.
  6. Административное право - публичное право. Административное право как отрасль права и система правового регулирования государственного управления.
  7. Аксиологическое «Я» педагога как система ценностных ориентаций
  8. Антиноцицептивная система (АС)
  9. Антонио Менегетти. Система и личность
  10. Б. Подготовительные упражнения для систематической натаски.
  11. Байдаков А.Н. Организационно-экономический механизм управления аграрными производственными системами. Ставрополь: Агрус, 2003. 303 с.
  12. Балльно-рейтинговая буквенная система оценки знаний


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 2694; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь