Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лирический экспрессионизм художников Парижской школы



" ПАРИЖСКАЯ ШКОЛА" - условное обозначение творчества группы художников разных стран, преимущественно живописцев и графиков, работавших в Париже в 1910-30-е гг. Для мастеров этого круга (М. Утрилло, А. Модильяни, Ж. Паскэн, Х. Сутин, частично М. Шагал и О. Цадкин) характерен своеобразный лирический экспрессионизм, в котором доминировали меланхолия, созерцательное уединение, эротическая чувственность.

Работы Шагала, демонстрируют характерное сочетание экспрессивности и мягкости, наивной непосредственности, «точной небрежности».

Столь же своеобразна творческая манера других мастеров Парижской школы: Моиса Кислинга (1891-1953), Мане Мане-Каца (1894-1962), Иссахара Бер Рыбака (1897-1935), Альберта Вейнбаума (1890-1943), Ицхака Френкеля (1899-1983).

Морис Утрилло (1883—1955), мастер преимущественно парижского городского пейзажа. Париж многолик, и одна из его особенностей — разнообразие. Любая его часть — исторический центр Ситэ, бульвары, набережные, холмы — это особый мир с присущими ему особенностями архитектурных форм, пространственных решений, наполненности светом, цветом, своими ритмами — стремительными или замирающими в расплывчатости, смутности, мерцании.

Улица на Монмартре

Убегающие вдаль улочки Монмартра, одинокие здания соборов, уютные площади старого Парижа — этот его сюжеты. Приверженность одной теме в искусстве — не редкость, не редкость и художники, писавшие Париж. Особенное в том, что парижские улочки Утрилло, часто безлюдные, а иногда оживленные миниатюрными фигурками, сюжетно довольно однообразные, обладают некой ненастойчивой притягательностью, неким горько-нежным очарованием.

Тупик Коттен. 1911

Утрилло неотделим от Парижа, но и Париж неотделим от него.

В манере Утрилло различают несколько периодов. Первый, совсем короткий, “период Монманьи” — только часть более длительного “импрессионистического” периода, когда в творчестве Утрилло усматривают влияние, в частности Писсарро (1830—1903) и Сислея (1839—1899). С самых первых шагов живопись Утрилло — виды окрестностей Монманьи и Пьерфитта, а затем и парижских окраин — свидетельствует об интересе художника к передаче предметного мира, а не световоздушной среды. Церковь Сен-Жерве в Париже. 1910

К 1909 году Утрилло почти перестает писать на натуре. Относительно дробный мазок, общий темноватый тон картин уступают место более обобщенной и светлой манере — это “белый период” (примерно с 1908—1910 годов), названный так потому, что в композициях улиц доминируют белые плоскости стен изгородей и домов. Художник работает “пластами” цвета, стыкует их друг с другом плотно, без переходов.

Тупик Тренэ на Монмартре

В этот период Утрилло чаще всего пишет по памяти или с открыток, иногда при вечернем освещении. Часто в центре его картины улица или площадь, окаймленная фасадами домов. Улицы уходят вверх, вниз, заворачивают за угол, упираются в крутые лестницы, и взгляд, словно следуя за чьим-то маршрутом, то останавливается внезапно, а то, преодолев препятствие, взмывает к нему, вырываясь из теснины улицы, из замкнутости площади.

Деревенская улица. Около 1912

Конечно, картины “белого периода” по настроению различны, и даже одна и та же улица, одно и тоже здание в интерпретации художника могут быть мажорнее, чем их другие варианты. Но в целом все же преобладает грусть.

Корсиканский пейзаж. 1913

Не только виды Парижа, многие пейзажные образы Утрилло, кажущиеся такими простыми, непритязательными, вызывают какое-то щемящее предощущение близости тайны и невозможности в нее проникнуть. Скрытая тревога присутствует, но почти никогда не прорывается диссонансом: доминируют сдержанность, гармония композиции, цвета — светлая и так часто печальная гармония Утрилло.

Подобно каждому подлинному художнику, Утрилло — явление уникальное. Но даже в мире непростых художнических судеб человеческая и творческая биография Утрилло поражает такими контрастами падений и взлетов, счастливого и горького, простого и необъяснимого.

Амедео Модильяни

В начале 1906 года среди молодых художников, литераторов, актеров, живших на Монмартре своеобразной колонией, появилась и сразу привлекла к себе внимание новая фигура. Это был Амедео.

В 1917 году выставка художника, содержащая в основном изображения обнаженной натуры, была закрыта полицией. Так случилось, что эта выставка была первой и последней при жизни художника.

1922 году Модильяни получил всемирную известность.

Знакомство с Ахматовой, тогда же художник создал 16 ее портретов.

 

Теория и практика футуризма

Футури́ зм — направление в литературе и изобразительном искусстве, появившееся в начале 20 века. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и будущего.

Умберто Боччони — Улица входит в дом.1911

Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. 20 февраля 1909 г. в газете «Фигаро» появилась статья Маринетти «Манифест футуризма». Манифест был написан для молодых итальянских художников. В манифесте Маринетти провозглашается «телеграфный стиль», что, в частности положило начало ещё и минимализму. Отказ от традиционной грамматики. Право поэта на свою орфографию. Словотворчество. Скорость. Ритм. Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам. Словом, все сиюминутные достижения цивилизации, упоённой техническим прогрессом. Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело.

В 1912 г. в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов.

Помимо Маринетти, основоположниками футуризма были Балла, Боччони, Руссоло, Джино Северини.

Провозглашается пафос разрушения и взрыва. Воспеваются войны и революции, как омолаживающая сила одряхлевшего мира. Можно рассматривать футуризм как своеобразный сплав ницшеанства и манифеста коммунистической партии. Динамика движения должна прийти на смену статике позирующих скульптур, картин и портретов. Фотоаппарат и кинокамера заменят несовершенство живописи и глаза.

Антонио Сант'Элиа — Урбанистический рисунок

В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки, и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира.

Главные художественные принципы — скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение — так называемый принцип симультанности.

Манифест положил начало новому жанру, внеся в художественную жизнь возбуждающий элемент – кулачный удар. Теперь поднимающийся на сцену поэт, артист будет всеми возможными способами эпатировать публику: оскорблять, провоцировать, призывать к мятежу и насилию.

Футуризм (от лат.– будущее) – это течение, охватывающее не только искусство и литературу (прежде всего поэзию), музыку, архитектуру, но культуру в целом, включая политику, идеологию, философию.

Так же, как и первый манифест Маринетти, последующие теоретические выступления и художественная практика футуризма отражают восторженное, доходящее до фетишизма отношение к символам прогресса и преображению материального мира (особенно к средствам передвижения – автомобиль, самолет) и готовность к столь же радикальной перестройке культуры и самого человека.

Живописцы (Джакомо Балла, Умберто Боччиони, Карло Карра, Луиджи Руссоло, Джино Северини) первыми поддержали призыв Маринетти, после того как он был опубликован в Италии.

11 февраля 1910 г. художники составляют и публикуют «Манифест футуристической живописи», почти сразу вслед за первым был опубликован второй «Манифест футуристической живописи», разъяснявший некоторые технические детали, касающиеся в основном теоретических положений о передаче движения средствами живописи. Движение и свет разрушают материальность предметов», поэтому разложение цвета, абсолютно необходимо в живописи.

Изобразительное искусство – и прежде всего живопись (как «наиболее чувственный из всех видов письменности») – особенно чутко, тонко и точно воспроизводит черты новой стилистики, во многом близкой к стилистике кубизма. Здесь также преобладают жесткие, острые, прямолинейные формы и может присутствовать коллаж. При этом в отличие от кубистов футуристы нередко используют интенсивный цвет, а подчеркнутой статике кубистских натюрмортов противопоставляют экспрессию стремительного движения, которое может выглядеть как зигзаг молнии. В картине Балла «Очарование прервано» (ок. 1924–1925) такой зигзаг образует подобие распавшейся надвое свастики, фон которой – погруженные в розовое марево элементы индустриальной конструкции.

Анализируя футуристическую живопись, художественная критика 20-х годов обращала внимание на появившиеся в ней новые художественные приемы: акцентированные «силовые линии», сдвиги, пересечения, наплывы планов, изображение движущегося объекта одновременно в его последовательных состояниях. Особенно новаторским считалось изображение движущегося человека и животного: танцовщиц с многочисленными ногами и руками (Северини), лошадей (Карра), а также попытки передать различные состояния: «Абстрактная скорость» Балла, «Динамизм» Руссоло.

В натюрморте инновации проявляются в смещении, взаимопроникновении планов; в пейзаже это синтез реального и ассоциативного («Синтез города Прато» Арденго Соффичи); в характеристике городского человека – синхронные реакции («Прощание» Боччиони).

Особым достижением считается аэропиттура (воздухоживопись) – изобретение так называемого второго футуризма, которая предлагает зрителю необычную точку зрения – вид сверху. Написанные в этой манере картины Фортунато Деперо, Жерардо Доттори, Энрико Прамполини, Пиппо Ориани – это почти исключительно пейзажи, увиденные сверху как пестрая геометрическая абстракция.

Кульминационный момент итальянского футуризма – 1913–1914 гг. – ознаменован появлением специальных галерей и собственных изданий.

Показателем быстро растущей популярности нового течения служат заголовки ведущих парижских газет. Уже к началу 1912 г. Писали: «Футуристы завоевали Париж».

В это время группа живописцев пополняется талантливой молодежью: Джованни Папини, Софиччи, Деперо, Прамполини. Последний в 1917 году основал в Риме самый представительный художественный футуристический журнал «Noi», который просуществовал 8 лет.

Спад начинается в 1914 году. Этому способствует и начавшаяся война, и обостряющиеся внутренние разногласия.

Во время войны энергия первой волны футуризма истощается, объединения распадаются, некоторые из основателей движения погибают на фронте, в том числе самый известный – архитектор-футурист Антонио Сант-Элиа, создавший концепцию города будущего, во многом опередивший самые смелые идеи конструктивизма.

Вторая волна, новый период активности футуризма после 1920 г. связан с тем, что можно назвать идейной конвергенцией – когда идеология пришедшего к власти итальянского фашизма оказалась созвучной футуризму.

Новый подъем футуристической живописи связан с именами Балла, Прамполини, Деперо, Луиджи Филла и др. Началом этого периода, который позднее будет назван вторым футуризмом, принято считать момент опубликования манифеста «Тактилизм» 1921 г.

Присмиревший, утративший свойственный ему пафос агрессии, футуризм, склоняющийся к апологии фашистского режима, теряет свое лицо.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 2205; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь