Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сущность, тенденции и цели культурной политики



Государственную культурную политику пока еще нельзя считать в полной мере объектом регулярных и планомерных научных исследований. Учебные материалы по этой теме присутствуют в достаточном объеме, но в большинстве своем описывают какие-то конкретные отрасли культуры, а не всю систему в целом.

Если же говорить об управлении этой сферой на практике, то оно осуществляется в рамках текущей деятельности объектов культуры, организаций, а сама эта деятельность охватывает только экономические и административные процессы.

Экономические исследования также не в достаточном объеме раскрывают управленческие проблемы. Например, изучения и проработки требует одна из таких важнейших проблем как – повышение эффективности деятельности всех без исключения участников культурных процессов.

Основной итог таких исследований – систематика различных данных о финансировании отраслей культуры. Очевидно, что этого не достаточно.

Сюда же можно отнести проблему определения надлежащих результатов политики в этой сфере, а также оценку ее соответствия ожиданиям населения – потребителя предоставляемых услуг.

Особая проблема – отсутствие долгосрочных стратегий государственной политики, ориентированной на повышение социальной эффективности всей инфраструктуры отрасли культуры, ее реального влияния на общественную жизнь.[1]

Даваемые немногочисленными экономистами отрасли культуры рекомендации, как правило, в большей мере адресованы конкретным учреждениям культуры, чем органам управления в сфере культуры (в лучшем случае рекомендации касаются менеджмента в деятельности учреждений культуры, но не государственной стратегии и долгосрочной

экономической политики по отношению к системе учреждений и организаций культуры).[2]

Государственную культурную политику в соответствии с разнообразной литературой можно определять по-разному в зависимости от выделяемых в ней приоритетных задач и направлений. Приведем лишь несколько из них.

Cама культура есть в конечном счете составляющая образа и качества жизни людей, а ее уровень является показателем и проявлением развитости гражданского общества. [3]

Государственная культурная политика - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

Итак, культурная политика является сознательным регулированием в области культуры при принятии необходимых решений по всем вопросам, относящимся к культурному развитию общества в целом.[4]

Также культурную политику можно характеризовать в качестве набора необходимых инструментов для разрешения проблем самой отрасли, для достижения поставленных целей и задач.

Стратегические цели политики в сфере культуры и искусства определим следующим образом:

1)развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия многонационального государства;

2)обеспечение единства культурного пространства и доступности культурных ценностей, всесторонняя поддержка развития творчества.

Такая политика предусматривает:

-создание условий диалога общества и аппарата управления, для коллективной выработки и согласования смысловых позиций о роли, влиянии и месте современной культуры в жизни общества, выработка показателей должного уровня культуры;

- постановка достижимых целей и ориентиров развития сферы и разработка путей их достижения совместными усилиями общества и управленческих структур;

- составление на основе целеполагания программ;

- реализацию с помощью распределения различных видов ресурсов.

-претворение таких программ в жизнь, с учетом имеющихся ресурсов, изыскание новых ресурсов для достижения наиболее полного спектра целей и задач в культурной сфере.

Культурная политика предполагает деятельность по планированию, которое заключается в подготовки государственных властных структур к участию в культурной деятельности, а также в планировании в распределении ресурсов.

Культурная политика во взглядах некоторых отечественных исследователей – неотъемлемая часть всей государственной политики.

Она описывается как рычаг воздействия государства через политические силы на саму культуру, в попытках урегулирование разногласий в пользу каких-либо влиятельных общностей (групп) людей.

Что предполагает, в свою очередь, изменение и отклонение в ту или иную сторону от оптимальных, значений должного и необходимого уровня культуры, ее основных целей, концепций и филосовских представлений о культуре, способов ее развития и предоставления услуг этой сферы населению.

Такая политика находит отражение в программах и реализуется посредством распределения различного вида ресурсов. Исходное условие разработки культурной политики – достижение согласия между официальными, творческими, общественными силами относительно приоритетности целей культурного развития».[5]

Таким образом, можно сделать вывод, что культурная политика должна соответствовать общей социальной политики государства, работать в непосредственной взаимосвязи с ней, а их направления должны взаимоувязываться.

С этой точки зрения, основная цель культурной политики – трансформация норм и стандартов, социальной адекватности людей в образы и образцы их социальной престижности; пропаганда норм социальной адекватности как наиболее престижных форм социального бытия, как кратчайшего и наиболее надежного пути к социальным благам и высокому общественному статусу.

С этого ракурса, ключевой целью вышеуказанной политики является – отображение стандартов и норм, социальной самоидентификации людей в модели социального реноме.

Пропаганда предписанных правил общественного поведения, определяемого как адекватное в сложившейся социальной реальности.

Внедрение основ социальной адаптации для достижения высшей ступени существования в обществе и обеспечения наиболее выгодного и очевидного пути к общественному благополучию.

Современная культурная политика в приоритетах и уровнях:

а) идеологический уровень, на котором формулируются основные позиции, выявляющие ценности, идеи и идеалы общества и государства, или следование определенному набору целей культурного развития.

Можно говорить о том, что данный уровень определяется философией, присущей государству или отдельным его частям (субъектам) в отношении культурной политики, выражающей ценностные и смысловые указатели ее развития, принципы, по которым проходят изменения;

б) практический уровень, или уровень поведения, охарактеризован стадиями усвоения людьми целей и принципов, идеологических убеждений.

Данный уровень также оперирует критериями воплощения идеологических установок в практическом поле деятельности и конкретных действиях.

в) политический уровень, на котором социальные и философские принципы и идеалы преобразуются в конкретные установки и требования политически сильной общности (группы) в отношении культуры.

Здесь же генерируется и нормативно-правовая база для принятия управленческих решений. Итоговая цель этого уровня - побуждение граждан к поведению в культурных рамках, в созданном определяемом культурном пространстве;

Таким образом, можно считать, что современная государственная политика, направленная на развитие сфере культуры - профессиональная деятельность, находящаяся на этапах своего складывания и становления.

Сегодняшние условия общественно-политической жизни определяют культурную политику больше как деятельность, нацеленную на разработку путей своей дальнейшей реализации, нежели определение ее как практической деятельности, осуществляемой в контексте текущих процессов.

Можно полагать, что недооценка всей значимости возможного влияния отечественной культуры на социальные, политические и иные общественные процессы структурами государственного управления является одной из основных причин пробелов в ее развитии.

В этой ситуации необходимостью становится стимулирование социальной востребованности деятельности организаций культуры с применением способов повышения актуальности проблемы развития народного потенциала.

В этой связи, не менее важным становится поиск возможностей современной государственной культурной политики в формировании социальной и культурной активности населения.

Именно этот социальный заказ со стороны государства и общества может стать критерием развития и внедрения эффективной культурной политики.

Это также означает переориентацию государственной культурной политики в сторону все большего вовлечения самого населения, тех или иных гражданских структур в реальную культурную, творческую деятельность, приобщение к разным уровням управления социально -культурной деятельностью.

Разработка политики в сфере культуры и искусства базируется на заключении согласия между участниками деятельности в этой сфере, а именно – между официальными и общественными и творческими организациями.

На этом фоне выделяется ряд тенденций, ставшими заметными в практике управления социальными и культурными процессами нашей страны:

Первая тенденция связана с вытеснением отраслевого принципа территориально-отраслевым в реализации задач культурной политики.

Преимущество территориально-отраслевого принципа охватывается возможностью развития активности населения в сфере культуры непосредственно в территориях и регионах.

В подобном случае содержание культурных процессов заключается в совершенствовании образа и качества жизни населения средствами социокультурной деятельности, что является предпосылкой для расширения влияния культуры на самые различные стороны жизнедеятельности людей, добавляется сюда и исходящая от них различная социальная и культурная инициативность.

Наиболее явно территориально-отраслевой принцип культурной политики проявляется в разработке и реализации различных региональных программ социально- культурного развития, которые получили в последнее время достаточно широкое распространение.

Особое внимание в реальной культурной политике уделяется так называемым партисипативным программам. Такие программы основываются на изначальном взаимодействии всех заинтересованных сторон в процессе программирования и его реализации.

Начинается действие механизма включения самого местного населения, его общественных, творческих и гражданских структур в разработку и реализацию таких программ через создаваемые общественные фонды, подключаемые к этим программам творческие союзы, научную общественность, общественные организации.

Процесс создания программ в данном случае может превратиться в общественное движение по разработке и внедрению различных социокультурных инноваций.

Одним из возможных результатов внедрения программного подхода на местах является повышение роли общественного мнения, возникновение гражданских структур, меняющих сам социальный заказ на многие виды социального и культурного обслуживания, а также формирующих новые социальные и культурные запросы.

Следующая тенденция культурной политики заключается в наметившемся культурном плюрализме ее ориентиров, задач и ценностей. Напомним, определение плюрализма – позиция, обеспечивающая многообразие форм и субъектов какой-либо деятельности.

Отсутствие жесткого государственного идеологического заказа и соответствующей цензуры в сфере культурного творчества обеспечили рост социальной и культурной активности самых различных групп населения, появление различных экспериментальных коллективов, студий, групп, формирующих собственные общности любителей, знатоков, экспертов культурной деятельности.

Вместо вертикальной административно-командной структуры управления начинает практиковаться горизонтальная.

Основу горизонтальной (сегментной) структуры управления составляет обеспечение диалога различных культур, в совокупности составляющих одно целостное культурное пространство при сохранении разнообразия его сегментов.

Таким образом, культура общества начинает развиваться на собственной основе в зависимости от представленности в ней самодостаточных культурных инициатив, отражающих все разнообразие внегосударственной социальной и культурной жизни с соответствующими кодами и информационно-символическими средствами самовыражения.

Современная государственная культурная политика, как показывает анализ ее практики, начинает оцениваться не как деятельность одного ведомства или ряда ведомств, но как сложная общественно-государственная деятельность, в которой участвуют самые разнообразные субъекты культурной политики: ученые, общественные деятели, работники культуры и искусства, предприниматели и т.д.

В соответствии с выделенными выше тенденциями можно выделить ряд целей культурной политики:

1.Формирование общенациональной картины мира и ее распространение среди граждан;

2.Поддержание и сохранение существующей картины мира в форме традиции и передача ее последующим поколениям, преемственность;

3.Развитие, модернизация, приспособление существующей картины мира к меняющейся реальности;

4. Согласование культурного и социально-экономического развития;

5. Учет и охрана культурного наследия, его изучение, распространение и использование его элементов в современной жизни;

6. Содействие процессам демократизации в сфере культуры и искусства, обеспечение всех слоев населения в культурной жизни общества;

7.Плодотворный диалог между интеллигенцией и большинством населения;

8.Содействие творческой активности и поддержание высокого уровня искусства;

9. Расширение сети культурных учреждений и их деятельности в целях распространения норм и навыков культурной жизни;

10. Содействие демонстрации достижений национальной культуры за рубежом.

Перед государством стоит важная задача при осуществлении политики в сфере культуры и искусства, а именно – оформление в общественном сознании накопленного исторического опыта прошлого, а также сохранившихся культурных традиций как необходимой предпосылки для развития как населения в целом, так и отдельных его индивидов.

В число задач государственной культурной политики также входят:

-систематизация, расширение и развитие существующего опыта использования объектов культурного наследия, предметов Музейного и Архивного фондов, научного и информационного потенциала российских музеев и музеев-заповедников в образовательном процессе;

-изменение подходов к региональному развитию и территориальному планированию с целью существенного повышения роли объектов культурного наследия, исторической среды городов и поселений, деятельности музеев-заповедников по восстановлению традиционных для конкретного региона форм

-хозяйственной деятельности, землепользования, обычаев и промыслов. Это позволит повысить эффективность мер, принимаемых для сохранения российских малых городов, создать условия для развития культурно-познавательного туризма;

-поддержка и развитие инициатив граждан по участию на добровольной основе в этнографических, краеведческих и археологических экспедициях, в работе по выявлению, изучению и сохранению объектов культурного наследия.

К приоритетным сферам государственной культурной политики можно отнести:

- общие социально- культурные стратегии (альтернативные сценарии и прогнозы);

- стратегии в сфере сохранения и использования культурного наследия;

- преобразование культурных ценностей в сфере эстетической деятельности, образования, воспитания.

Сохранение культурного и исторического наследия как направление культурной политики – можно считать основополагающим принципом культурной политики государства.

И существенность данного направления не должно пересматриваться в сторону уменьшения с течением времени.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1088; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь