Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Периодизация истории сравнительного правоведения.Стр 1 из 17Следующая ⇒
Сравнительное правоведение Периодизация истории сравнительного правоведения. Общий обзор истории формирования и развития сравнительного правоведения представляется необходимым, поскольку он позволяет проследить эволюцию основных направлений развития данной отрасли науки с первых дней их формирования и до настоящего времени. Выделяются четыре условные стадии развития сравнительного правоведения. В первой стадии развития современного сравнительного правоведения (примерно второй половине XIX — начале XX в.) получили широкое распространение идеи Э. Ламберта и Р. Салейла, послужившие своеобразным импульсом для международной унификации права. Вторая стадия (20—40-е гг. XX в.) характеризуется как стадия развития и довольно широкого распространения среди ученых-ком- паративистов мнения о том, что сравнительное правоведение — это не отдельная наука, не самостоятельная отрасль знаний, а лишь особый сравнительно-правовой метод исследования. На третьей стадии развитий современного сравнительного правоведения (конец 40—50-х гг. XX в.) предпринимаются усиленные попытки исследования его в практическом плане, как «инструмента» решения повседневных практических задач, и одновременно уделяется повышенное внимание сравнительно-правовому образованию, в особенности в Европе и Америке. Четвертая стадия развития современного сравнительного правоведения (60-е гг. XX в.), отличается, прежде всего, тем, что напрямую ассоциируется с целенаправленной разработкой компаративистами разных стран, и, в первую очередь, известным французским ученым Р. Давидом, доктрины «великих систем» — правовых семей[91]. По мнению О.Ф. Скакун, наука сравнительного правоведения прошла три этапа своего непосредственного развития: возникновение в качестве юридической науки, т.е. накопление и систематизация юридических знаний о проблемах применения сравнительно-правового метода, изучение общих, особых и единичных черт разнообразных правовых систем мира; становление как самостоятельной отрасли юридических знаний, имеющей собственный предмет, методы, понятийный аппарат и др.; оформление юридической компаративистики как системы знаний, методов, приемов сравнительно-правовых исследований в целостную систему, т.е. в теорию правовых систем (теорию компаративистики), рост значимости и признание результатов этих исследований.
Эволюция идей сравнительного правоведения в XX столетии. Развитие идей сравнительного правоведения на постсоветском пространстве. Тенденции развития юридической компаративистики в ХХI веке. На пороге XXI столетия во всех странах мира значительное развитие получают сравнительные правовые исследования. Они имеют целью выяснение закономерностей развития правовых систем современности, совершенствование национального законодательства. Значение этих исследований состоит в том, что они позволяют не только подойти под более широким углом зрения к решению многих традиционных вопросов правоведения, но и поставить ряд новых проблем. В целом на базе сравнительного изучения правовых систем сформировалось и завоевывает все большее признание такое научное направление и такая учебная дисциплина, как сравнительное правоведение. Речь идет о важном направлении развития юридического образования и правовой науки, роль которого в современный период возрастает. Объективными факторами, обусловливающими и подчеркивающими важную роль и необходимость развития сравнительного правоведения, являются: — многообразие правовых систем современности; — развитие правовых взаимосвязей и расширение международ ных, экономических, политических, культурных и иных связей между государствами; — появление на правовой карте мира правовых систем новых не зависимых государств; — деятельность международных организаций на сравнительной основе. Развитие сравнительного правоведения определяется настоятельной необходимостью улучшить преподавание и качество подготовки специалистов-юристов. Разработка проблем сравнительного правоведения особенно важна для преподавания зарубежных правовых дисциплин. Заслуживает внимания и поддержки введение учебного курса «Основные правовые системы современности». Преподавание этого курса неотъемлемо от всей системы юридического образования и призвано играть в нем весьма значительную роль. Сравнительное правоведение как самостоятельная наука и учебная дисциплина имеет три главные цели: 1) научно-познавательную; 2) практико-прикладную; 3) учебно-воспитательную. Научно-познавательное значение сравнительного правоведения связано с необходимостью полнее осмысливать новые явления и ведущие тенденции в развитии правовых систем современности, выявлять основные закономерности правового развития, оперировать новейшим зарубежным правовым материалом. Сравнительное правоведение – важный фактор обогащения и развития общей теории права и отраслевых юридических наук, расширения научного кругозора и повышения правовой культуры. В практико-прикладном отношении сравнительное правоведение весьма значимо в правотворческой и в правоприменительной деятельности, а также в международно-правовой практике (при подготовке и толковании международно-правовых актов). Сравнительное правоведение играет важную роль в изучении как позитивного, так и негативного юридического опыта, накопленного за рубежом. Сравнительное правоведение охватывает не только вопросы общей теории права, но и проблемы отраслевых правовых наук и тем самым приобретает межотраслевой характер. Следует особо подчеркнуть, что сравнительное правоведение выступает как важная форма развития международных связей. Учебно-воспитательная роль сравнительного правоведения связана с необходимостью повышения общей культуры студентов. Сравнительное правоведение несёт высокий заряд правовой культуры, активно способствует выработке юридического мышления, дает необходимые юристу знания. Ни общая теория права, направленная в основном на анализ закономерностей развития правовых институтов и отношений, ни история государства и права, рассматривающая тот же, что и теория, объект в его конкретно-историческом движении, ни история политических и правовых учений как учебная дисциплина не охватывают (и не могут охватить) проблематики сравнительного правоведения. Есть, таким образом, совершенно очевидная необходимость расширить и углубить наши представления о сравнительном правоведении как научной дисциплине, выступающей в качестве специального и самостоятельного объекта научного познания. Необходимо прежде всего изучение таких вопросов, как предмет сравнительного правоведения, логика его исследования и изложения, система определенного комплекса идей, взаимосвязь в них истории и современности, особенно в условиях роста социальной значимости правовой теории и появления нового правового мышления.
Характер правопонимания в разных национальных правовых системах. Источники иудейского права. Первым правовым источником, с точки зрения времени и отношение к другим источникам, является Каббала. Речь идет о традиции, о Каббале, которую один человек воспринимал из уст другой. Правовые указания на основании этого источника передаются из поколения в поколение. Это источник существенно отличается от всех других источников еврейского права, поскольку по своей природе не поддается развитию и изменениям. Оно постоянно, и положение его в еврейском праве статичное. Вместе все другие источники права динамичны по своей сути и призваны и в дальнейшем развивать и обогащать еврейское право. Важным источником иудаизма и еврейского права является Ветхий Завет - часть Библии, которая состоит из нескольких книг, написанных до пришествия Христа. Другая часть Библии - Новый Завет, книги которого были составлены уже после его пришествия, не признаются иудаизмом. Важным источником иудаизма и еврейского права является Талмуд, который делится на две основные части - Мишна и Гемара. Юридическим составляющей Талмуда является Галаха, что представляет собой совокупность законов, содержащихся в Торе, Талмуде и в более поздний Раввинский литературе. Источником иудейского права являются также Мидраш (Interpretation) - толкование и комментирование Уснового Учение и Галахи на всех ее этапах. Такана и пера (Legislation) - законодательство, принятое мудрецами (Галахические авторитетами), а также декреты и постановления национальных институтов власти (Не Галахические) признаются источником еврейского права. Источником еврейского права является обычай (Custom) во всех его формах и проявлениях, включая, установленный порядок и процедуру (Usage). Обычаи должны соответствовать основным положениям Торы. Самостоятельным источником иудейского права является дело (Case), то есть решения судов, а также поведение и образ действий знатоков Галахи в определенной конкретной ситуации. Суды имеют право принимать решение, отличающееся от тех, которые были предусмотрены в других источниках права, если считали, что его буквальное применение будет нарушением справедливости. Юридическим источником еврейского права считается понимание (рус. понимание; англ. Legal logic), т.е. правовая и общечеловеческая логика мудрецов Галахи. Пять последних правовых источников являются общепризнанными в системе еврейского права для решения возникающих правовых и социальных проблем, для создания новых юридических норм и для изменения существующих в связи с изменениями, которые происходят в экономике, социальных отношениях, в сфере морали и этики. Источником иудейского права признается доктрина, рассматривается: как труда еврейских богословов; как позиции различных иудейских академических школ; как раввинские идеи и взгляды относительно понимания и толкования различных библейских положений и текстив175. Нормами иудейского права регулируются отдельные сферы общественных отношений, связанных с личным статусом евреев. С помощью иудейского права решаются вопросы брака, развода, материального содержания членов семей, алиментов и управления личной собственностью. Иудейское право применяется раввинатськимы судами, которые, согласно закону, с 1984 г. является составляющими судебной системы Израиля и имеют исключительную юрисдикцию по всем делам, которые касаются браков и разводов, а также некоторых других дел. Раввинатськи суды действуют на основе талмудического права. На основе декрета, принятого в 1948 p., Который предусматривает, что законы, которые не противоречат Декларации независимости и законам Израиля. сохраняют свою юридическую силу, продолжают действовать нормы исламского права, применяемого внутри арабской общины Израиля. Согласно закону " О судебных властей" с 1984 г. исламское право применяется шариатским судами, которые рассматривают дела, связанные с личным статусом арабов (браки, алименты, развод, усыновление и т.д.). Полноправным источником права Израиля признается судебный прецедент, хотя сами английские судебные прецеденты после 1948 г. не имеют обязательного характера. Согласно закону 1957 каждый суд обязан руководствоваться судебным прецедентом, установленным вышестоящим судом. Прецедент, установленный Верховным Судом Израиля, является обязательным для всех судов, кроме него самого. Вследствие этого в Израиле сложилось особое сведения прецедентного права на базе решений Верховного Суда. Источником права Израиля есть законы, которые принимаются Кнессетом. Законы Израиля независимы и должны комментироваться с учетом их сущности, а английское законодательство не является обязательным первоисточником, но только престижным для аргументации судебных решений. Иудейском праву свойственна ряд особенностей в сфере частного права. В еврейском праве используются термины " вещное право", " владение", " обязательственное право", однако их содержание не всегда соответствует принятым в европейском праве подходам, поскольку в течение длительного времени консолидации и формирования еврейского права их классификация была лишь наиболее общей. В частности, обязательственное еврейское право принципиально и недвусмысленно отрицает любого рода кабальные условия должника для реализации прав кредитора, что привело к необходимости создания другого рода обеспечения его прав за счет имущества должника. Это право наступает автоматически с возникновением обязательства. Поэтому обязательственное право имеет в Израиле ярко выраженный вещный характер. Кредитор приобретает прав на имущество должника, а в результате этого многие законы вещного права распространился также на обязательственном праве.
32. Роль и место иудейского права как в государстве Израиль, так и во всем мире. В израильской и зарубежной юридической литературе иудейское право зачастую рассматривается как подсистема семейного, а также всего израильского права. Причем не только и даже не столько как органическая часть израильского права, но и как противоречащая ей или даже конфликтующая подсистема права. Проще говоря, между религиозной и светской системами права имеются существенные противоречия. Один израильский исследователь П.Шифман назвал такое положение «правовой шизофренией». Несмотря на это противоречие, догмы религиозного права лежат не только в основе значительной части текущего законодательства Израиля, но они оказывают также значительное влияние на процесс разработки и принятия конституционных законов. Как известно в Израиле нет писаной конституции. Объясняется это негативным отношением религиозных кругов, которые опасались снижения своего влияния на общественную и религиозную жизнь страны. Таким образом, в Израиле проблемы права и религии не формируются в конституционном порядке и не решаются. В качестве колоритного примера противоречия между религиозным и светским правом Израиля можно привести такой пример, который касается термина «еврей». Согласно ортодоксальному иудейскому праву, евреем признавались только лица, рожденные матерью-еврейкой и лица, принявшие иудаизм как свою веру и не признающие какой-либо иной веры. В то же время по светскому праву Израиля, евреями являются дети и внуки евреев (т.е. мужа-еврея, супруг или супруга еврея, супруги детей евреев и супруги внуков-евреев). Изучение церковного, канонического, мусульманского, иудейского права позволяет сделать следующие выводы: · религиозные правовые системы не составляют единой правовой семьи. Они существенно различаются по содержанию и форме и чужды друг друга; · религиозные правовые системы представляют собой переплетение права и религии, в них лишь условно можно выделить сугубо юридическую часть; · с религиозным правом нельзя смешивать позитивное право конкретной страны; · во многих религиозных правовых системах происходит вестернизация права. Особенно это касается конституционного, административного, трудового права. Все эти отрасли сохранили лишь небольшое число норм сугубо религиозного характера.
Источники исламского права. Под " мусульманским правом" (шариатом) имеется в виду правовой аспект исламской религии, возникновение которой связано с именем пророка Мухаммеда (VII в.). Шариат (" путь следования" ) - это по сути своей религиозный (божественный) закон, диктуемый верующим, т. е. совокупность предписаний о том, что они должны делать и чего не должны делать. В основе шариата, как и других религиозно-нормативных систем (индусского права, иудейского права, права ряда стран Дальнего Востока), лежит идея религиозных обязанностей человека, а не его прав. Процесс становления мусульманского права в Арабском халифате занял несколько веков (VII-Х вв.) и проходил в условиях формирования раннефеодального строя. Источниками мусульманского права являются: 1) Коран - как священная книга ислама и основа мусульманского права; 2) сунна - совокупность преданий о высказываниях и делах пророка Мухаммеда, имеющих правовое значение; 3) иджма - общее (единое) мнение авторитетных правоведов ислама; 4) кияс - суждение по аналогии в вопросах права. Коран и сунна - основные исторические источники мусульманского права, непосредственно связанные с именем Мухаммеда. После смерти Мухаммеда (в 632 г.) содержание мусульманского права в VII в. было дополнено его сподвижниками целым рядом новых положений на основе толкования Корана и сунны. Однако потребности общественной жизни требовали дальнейшего развития шариата, классификации и систематизации его принципов и норм. Решению этих задач в VIII-Х вв. была посвящена деятельность правоведов - знатоков ислама и основанных ими различных правовых школ суннитского толка (ханифитская, шафиитская и другие школы) и шиитского толка (джафаритская, исмаилитская и другие школы). В своем толковании Корана и сунны мусульманские правоведы разных школ (толков) опирались на поощрявшийся пророком принцип " иджтихад" - свободное усмотрение судьи в случаях умолчания других источников относительно рассматриваемого дела. Толкование мусульманскими правоведами Корана и сунны на основе этого принципа фактически сопровождалось установлением ими новых норм шариата. Усилиями этих правоведов были сформулированы основные принципы и конкретные нормы (по преимуществу — казуистического характера) мусульманского права. В качестве общего (и общепринятого) приема толкования и применения шариата мусульманскими правоведами был признан кияс - способ суждения о праве по аналогии. Важное значения кияса (как метода и одновременно как источника шариата) состоит в том, что он позволяет восполнить пробелы казуистического мусульманского права и " найти" в самом шариате необходимую норму для решения по аналогии любого дела (в том числе - и в будущем), как бы не создавая новой нормы и не нарушая тем самым фикции муеульманско-правовой доктрины о беспробельности шариата. К XI в. окончательно складывается иджма (общее, согласованное мнение мусульманских правоведов, догма шариата) и прекращается период так называемого " абсолютного иджтихада" - время прямого толкованияКорана и сунны и создания основных толков мусульманского права. С XI в. начинается период так называемого " таклида" - действия шариата на основе уже сложившейся традиции и догмы иджма. С этого времени признается правом только то, что принято и одобрено иджмой. Однако развитие мусульманской правовой доктрины, а вместе с ней и норм шариата продолжалось и в последующие века. Этому развитию содействовало толкование и применение положений шариата с учетом " условий, места и времени". Благодаря такому подходу доктриной было допущено применение не противоречащих исламу обычаев, соглашений сторон, административных регламентов. Хотя эти правовые формы и остаются вне самой системы мусульманского права, однако придают ему большую гибкость и приспособляемость к различным условиям и позволяют восполнять его пробелы. Государственная власть, согласно исламу, - не господин, а слуга права (шариата), поэтому она не может посредством своего законодательства изменять шариат и творить, новое право. Но она должна следить за соблюдением требований шариата и в целях охраны общественного порядка может принимать соответствующие решения и акты. Содержание таких государственных актов, особенно в современных мусульманских странах, зачастую существенно расходится с традиционными положениями шариата. В этих случаях для демонстрации соблюдения требований шариата используются разного рода правовые фикции. Так, аренда земли, запрещенная шариатом, трактуется как соглашение о товариществе и т. д. Мусульманское право как особое религиозное право общины верующих исламистов не следует смешивать с системой национального права той или иной мусульманской страны. Возникнув на исходной основе шариата, национальные системы позитивного права этих стран значительно отличаются друг от друга. Существенную роль в отходе в XIX-XX вв. этих национальных систем права от традиционного шариата сыграли такие факторы, как развитие современных форм социально-экономической, политической и духовной жизни, рецепция некоторых положений европейского права, усиление объема и значения государственного законодательства, ликвидация в ряде стран специальных судов, применявших шариат, и т. д. Соответствующие законодательные реформы осуществлялись сперва (в XIX - I половине XX в.) в области торгового, морского, уголовного и налогового права, а затем (во II половине XX в.) и в остальных сферах правовой жизни, включая вопросы семейного права, наследования, личного статуса и т. д. Процесс модернизации национальных систем права сопровождался принятием во многих мусульманских странах (Египет, Турция, Сирия, Тунис, Марокко, Иордания и др.) гражданских, уголовных и некоторых других кодексов по романо-германскому образцу. Влияние западного права (европейского и американского) на национальные системы права мусульманских стран особенно усилилось в условиях современного международного сотрудничества различных государств и развития интеграционных процессов в области экономики, экологии, борьбы против международной преступности, защиты мирового правопорядка и т. д. Однако эта общая позитивная тенденция к модернизации национальных систем права в духе западного права а целом ряде случаев прерывается попятными движениями, усилением в тех или иных мусульманских странах фактора исламского фундаментализма, роли традиционного шариата, реанимацией шариатского суда, шариатских форм правления и т. д. Так, согласно конституции исламской республики Иран 1979 г., все законодательство должно соответствовать требованиям традиционного шариата. А закон 1981 г., регламентирующий вопросы уголовного права, воспроизводит архаичные требования шариата. Существенную роль исламский фундаментализм (и вместе с ним традиционный шариат) играет и во многих других странах (Афганистан, Пакистан, Судан и др.). Заметное оживление и усиление исламского фактора и роли традиционного шариата происходит и в ряде постсоциалистических стран и регионов с мусульманским населением (некоторые бывшие советские республики и автономии с мусульманским населением, Албания, район Косово и т. д.).
Структура исламского права. Структура исламского права характеризуется своеобразием соотношения публично-правовых и частно-правовых отраслей права. Аналогично' разделению основных отраслей на частное и публичное право, в данной структуре условно можно выделить два основных правовых массива (правовых объединения), вокруг которых объединяются остальные группы правовых норм публичного и частного характера. Что касается общественных отношений, входящих в сферу регулирования отраслей, традиционно относящихся к частному праву, то в структуре исламского права многие из них входят в правовой массив, именуемый «правом личного статуса» это вопросы брака, развода, материального обеспечения семьи, отношения между родителями и детьми, завещания, опеки, попечительства, ограничения правоспособности и др. Остальные правовые отношения, например, институт права собственности, институт договора, институт вакфа и др., также входят в сферу частного права, хотя и не включаются в данный правовой массив, однако имеют самое непосредственное отношение к нему. Что касается сферы публичного права, то в структуре исламского права центральным является «право властных норм», которое обычно используется для обозначения отрасли государственного права, однако, данный правовой массив по своему значению и содержанию больше, чем указанная отрасль. Вокруг него объединяются такие группы правовых норм, как исламское международное право, исламское военное право, исламское деликтное право, исламское трудовое право и др. Указанные правовые массивы (правовые объединения) — «право личного статуса» и «право властных норм», по своему содержанию, значению и структуре больше, чем обычная отрасль права. Вместе с тем, они не претендуют на статус правовых общностей, аналогично частному и публичному праву, которые объединили бы отдельные отрасли права. Важное значение в рамках структуры исламского права имеет правосубъектность, т.е. правоспособность и дееспособность. Согласно исламскому праву, все мусульмане являются правоспособными с момента рождения, и только в трех случаях допускается утрата правоспособности: при естественной смерти; при предполагаемой смерти (в случае безвестного отсутствия); когда суд сам выносит решение о частичной правоспособности (лишение собственности, расторжение брака).
Судебная система Англии. Судебный процесс в системе английского общего права носит состязательный характер, который строится на процессуальном равенстве сторон и разделении функций между обвиняемым, защитой и судом. В таком процессе обвинитель доказывает виновность обвиняемого, а суд выступает как арбитр в процессе. Для состязательного процесса характерно рассмотрение дел судом присяжных. Доказательства оцениваются по внутреннему убеждению судей. Большое значение в модернизации судебной системы Англии сыграл Закон о судах 1971 г., который ликвидировал ряд судебных инстанций, унифицировал деятельность судов соответствующих округов, а главное, создал новый суд — Суд короны, входящий в систему высших судов страны. Закон о судах и правовом обслуживании 1990 г. демократизировал судебный процесс, ввел неизвестную ранее английскому общему праву категорию правозаступников (адвокатов), подорвав тем самым корпоративные, существующие еще со времен средневековья, монополии барристеров и солиситоров. С 1985 г. в Англии, наряду с обвинителями, по поручению полиции и потерпевших стала действовать система государственных обвинителей по наиболее важным уголовным делам. При сохранении традиционной состязательности в уголовном процессе возросла роль полиции. Законом 1994 г. о полиции и доказательствах по уголовным делам деятельность полицейских органов ставится в строгие рамки. Это касается арестов, обысков, изъятия предметов преступления и даже использования электронных устройств и компьютерных данных. Высшая судебная инстанция в Соединенном Королевстве — Палата лордов. Она принимает к рассмотрению апелляции, главным образом, на постановления по гражданским и уголовным делам, вынесенные апелляционными инстанциями Англии и Уэльса, а также (только по гражданским делам) — Шотландии. От имени Палаты лордов дела рассматриваются судом Палаты лордов, который состоит из возглавляющего его лорд-канцлера, «ординарных лордов по апелляции» и тех пэров, которые в прошлом занимали высшие судебные должности, в том числе все бывшие лорд-канцлеры. Судебная система Англии состоит из высшего и низового звена судебных органов. К категории высшего звена судебных органов относятся следующие суды. Верховный суд Англии и Уэльса возглавляется лорд-канцлером. Он включает в себя три самостоятельных судебных учреждения — Апелляционный суд, Высокий суд и Суд короны. Апелляционный суд рассматривает в коллегиях из трех или более судей апелляции на постановления других судов. В него входят лорд-канцлер, бывшие лорд-канцлеры, лорд — главный судья и другие высшие судебные деятели, а также до 18 лордов апелляционных судей. Апелляционный суд имеет гражданское и уголовное отделения. Высокий суд состоит из трех отделений — королевской скамьи, канцлерского и семейного отделений. В него входят лорд- канцлер и другие высшие судебные деятели, а также до 80 рядовых судей. Отделение королевской скамьи уполномочено рассматривать по первой инстанции наиболее сложные гражданские дела и апелляции на приговоры магистратских судов по уголовным делам. Суд короны, созданный в 1971 г. взамен ряда прежних судов, рассматривает дела о преступлениях, преследуемых по обвинительному акту, а также апелляции на приговоры и решения магистратских судов, которые расположены в крупнейших городах Англии и Уэльса. К низовому звену судебных органов Англии относятся суды графств и магистратские суды. Суды графств (их насчитывается свыше 350) являются основными органами гражданского правосудия, рассматривающие по первой инстанции около 90% гражданских дел. Границы территории, в которой действует соответствующий суд графства, определяются лорд-канцлером. Он же вправе упразднять, объединять или учреждать новые суды графств. Магистратские суды рассматривают в суммарном порядке (без присяжных) основную массу уголовных дел (до 98% в год). Они могут приговаривать осужденных лишь к штрафу либо лишению свободы на срок, как правило, до шести месяцев. Если магистраты приходят к выводу, что обвиняемый заслуживает более сурового наказания, они передают дело в Суд короны. Магистраты проводят также предварительное слушание по делам о преступлениях, преследуемых по обвинительному акту. В ходе этих слушаний они решают вопрос, имеется ли достаточно доказательств для предания обвиняемого Суду короны. В судебную систему Англии также входят специализированные суды различной компетенции. Например, с 1964 г. учреждены промышленные трибуналы, состоящие из трех членов, рассматривающих споры между предпринимателями и работниками, в том числе жалобы на неправильное увольнение и т.п. В 1956 г., чтобы не допустить монополизации производства и торговли, был учрежден суд по рассмотрению жалоб на ограничение свободы предпринимательства, в частности, соглашения о ценах и условиях поставок товаров и услуг, жалобы на нарушения правил добросовестной торговой практики; просьбы об освобождении от налогов по соображениям общественного интереса. Важное место в английской судебной системе и в уголовном процессе занимает суд присяжных. Реформой судов 1971 г. была предпринята попытка централизовать подбор присяжных, который осуществляется не шерифами, как это было ранее, а подбирается чиновниками, назначенными лорд-канцлером. Процессы демократизации коснулись и института присяжных заседателей, для которых с 1972 г. отменен имущественный и снижен возрастной цензы. Все указанные выше изменения получили отражение в Законе 1974 г. о присяжных. Необходимо подчеркнуть, что роль судов присяжных в уголовном процессе Англии в последние десятилетия несколько снизилась из-за расширения числа дел, рассматриваемых судьями единолично без участия присяжных заседателей.
54. Особенности африканского обычного права. По поводу определения понятия «обычая» и «обычного права» отсутствует единый подход. Если одни исследователи их воспринимают как различающиеся понятия, то другие их не разграничивают. Обычай можно рассматривать как норму, сила которой основана не на предписании государственной власти, а на привычке к ней людей, на основе неоднократного применении его на практике. Обычное право рассматривается как первоначальный способ создания правовых норм, возникший еще до того, как общество сформировалось в политическом отношении. Обычай, как основа традиционного общества, представляет собой совокупность аналогичных действий, как правило, законных, формирующих модель общественного поведения. Сфера действия обычаев всегда была шире, чем сфера влияния тех обычаев, которые были закреплены в законодательстве. С формированием правовой системы обычное право входит в нее как органическая составляющая. В обычном африканском праве отражается африканский образ мышления, который, по словам Н. Рулана, является не идеалистическим, не материалистическим, а реалистическим, поскольку видимый и невидимый, объект и субъект, природа и культура совместно участвуют в порядке реальности. Африканские общества не являются однородными. Их разделяют этнические, языковые, религиозные, родоплеменные различия. Это является основой для формирования различных систем* обычаев в различных сообществах, поэтому обычное право необходимо отличать от многообразных обычаев, которые сложились у многих племен, населяющих Африку. Так, французская экваториальная Африка и бельгийское Конго были населены примерно 1500 народностями. Только в Судане их насчитывалось 579, в английской Западной Африке — 200, на Мадагаскаре — 19. В Сенегале в 1861 г. было официально признано 68 обычаев, из них 20 исламских и 7 христианских. Как отмечалось ранее термин «обычное право» в законодательстве многих африканских государств обозначает совокупность юридических правил, основанных на обычаях. Общественная жизнь и поведение людей, проживавших на территории Африки, регулировались многообразными и сложными способами, которые отразились в социальных предписаниях, а именно, в нормах и правилах, которые постепенно обрели форму обычаев. Главной чертой сложившихся обычаев является их общий и обязательный характер. Социальная структура африканских обществ признавала деление на племена и роды. Социальное регулирование затрагивало вопросы внутриродоплеменных отношений, а также вопросы, связанные с полом и возрастом. Африканские общества знали и законодательство правителей, и законодательство народных собраний, но они не играли определяющей роли в правовом регулировании жизни африканцев. Однако, само африканское обычное право не знало юридических текстов и конструкций, отраженных в письменной форме. Нормы обычного права содержались в поговорках, мифах, пословицах и афоризмах, которые традиционно передавались в устной форме. Поэтому традиционное обычное право еще называют устным правом. Распространение и господство устного права предполагает географическую и социальную близость людей. На этой основе можно сделать вывод, что устное право и общинный строй органично дополняют друг друга. Обычное право — это в значительной степени право групп и общин, а не право индивидуумов. Общинный образ жизни предполагает единство и взаимодополняемость и не воспринимает разделение и противопоставление как явления, разрушающие единство общины. В качестве главного субъекта права вступает община, племя, имеющие свою внутреннюю структуру. Например, собственность на землю не была частной, а являлась общественной и принадлежала семьям или кланам. Данная черта присуща всем отраслям обычного права. Оно недостаточно взимания уделяет субъективным правам, акцент делается на обязанностях в рамках социальной общины. Ответственность в большей мере возлагается на семьи и группы за совершенные проступки ее отдельных членов. Иными словами, коллективная ответственность рассматривается как обеспечение гармонии в сообществе. Для африканского обычного права характерна неразрывная связь правовых и моральных норм, в частности, юридические и моральные обязанности не различаются. Обычное право также было тесно связано с религией и с мифологическим строем, который сложился на протяжении веков, поэтому его правовые нормы имели религиозный характер. Нарушение любого обычая соответственно вызывало негативную реакцию духов Земли. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 7054; Нарушение авторского права страницы