Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности иудейского права.



Особенность иудейского права проявляется в системе его источников. На протяжении довольно значительного времени его положения и нормы существовали в неписаной форме. Так, первый источник иудейского права, получивший название каббала, представлял собой совокупность правил поведения, которые заучивались наизусть и передавались из поколения в поколение в устной форме, поскольку существовал запрет на ее письменную фиксацию. Запрет на письменную фиксацию норм иудейского права был направлен на то, чтобы основные положения иудаизма не стали достоянием неевреев. Однако, данный запрет вызвал определенные проблемы, в частности, утерю или искажение некоторых постулатов иудейской веры и, как следствие этого, он был снят. После этого появились письменные источники иудейского права.

Важнейшим источником иудаизма и иудейского права является Ветхий Завет — часть Библии, которая состоит из нескольких книг, написанных до пришествия Христа. Другая часть Библии — Новый Завет, книги которого были составлены уже после его пришествия, не признаются иудаизмом. Поскольку иудаисты признают священными только заповеди Ветхого Завета, его иногда называют еврейской Библией.

Среди книг Ветхого Завета особое место занимает Тора (Пятикнижие Моисея). Согласно преданиям, она была ниспослана Моисею Богом на горе Синай. Тора — важнейший, основополагающий источник, который традиционно рассматривается в иудейском праве как своеобразная конституция еврейского народа. По смыслу она представляет собой изложенные в стихотворной форме разнообразные заповеди иудаизма. Такая форма изложения вызвала в дальнейшем рост значения интерпретаций и толкований Торы для применения ее в практической деятельности. По структуре она состоит из нескольких частей и содержит пять книг — «Берешит» (Бытие), «Шмот» (Исход), «Виакра» (Левит), «Бемидбар» (Числа), «Дварим» (Повторение Закона).

Первая книга «Бытие» начинается с момента создания мира из хаоса и содержит рассказ о рождении человечества, прежде всего еврейского народа, его правила поведения, обычаи и традиции. Вторая — «Исход» рассказывает о выходё иудеев из Египта. Третья — «Левит» повествует о выделении из иудейского общества привилегированного колена левитов, в обязанности которых входило отправление религиозных культов и обрядов. Четвертая книга — «Числа» повествует о летоисчислении еврейского народа. Пятая — «Повторение Закона» представляет собой систематизацию правил поведения, изложенных в первых четырех книгах.

Важным источником иудаизма и иудейского права является Талмуд. После Библии это — важнейшая и священная книга еврейского народа. По своей структуре Талмуд неоднороден: он представляет собой многотомный сборник еврейских религиозных, правовых и этических норм, составленных в период с IV в. до н.э.

V в. н.э. Он делится на две основные части — Мишна и Гемара. Миш на — это сборник правил поведения, составленный еврейскими мудрецами на протяжении первых двух столетий нашей эры, в котором закреплены нормы неписаного права, систематизированы разнообразные обычаи, правила морали и законы еврейского народа. Гемара — своеобразная интерпретация и толкование норм Мишны, которую на протяжении III—V вв. давали ей раввины. В III в. была создана Иерусалимская Гемара, а в V столетии — Вавилонская. В литературе их чаще называют Иерусалимским и Вавилонским Талмудами. К талмудической литературе принадлежат также Барайти — тексты, не включенные в Мишну и со временем объединенные в отдельные источники. Юридической составляющей Талмула является Галаха.

Галаха как источник иудейского права понимается в широком и узком смысле. В широком — это нормативная часть иудаизма, регулирующая религиозную, семейную и гражданскую жизнь евреев. В более узком смысле — это совокупность законов, содержащихся в Торе, Талмуде и в более поздней раввинистичес- кой литературе, а также каждый из этих законов в отдельности.

Развитие Галахи было обусловлено тем, что предписания Торы, не допускавшие никаких изменений и дополнений, часто не соответствовали практическим требованиям жизни. Некоторые положения требовали толкования и приспособления к радикально изменившимся бытовым и социальным условиям.

Галахическое законодательство опирается на пять неравноценных с точки зрения иудаизма источников: 1) Письменный Закон (т.е. 613 предписаний, содержащихся в Торе, понимаемый двояко. Во-первых, ортодоксальные евреи рассматривают его как изначально целостное учение, божественное откровение, не содержащее правовых норм, а во-вторых, — это свод правовых, ритуальных, этических и т.п. норм); 2) установления, основанные на предании (предписания ритуального или правового порядка, встречающиеся в изречениях пророков); 3) Устный Закон (представляет собой толкование Письменного Закона, к которому применяются два метода: прямая интерпретация текста и выводы из скрытого смысла текста, посредством правил герменевтики); 4) постановления софрим (буквально — писцы); 5) обычай.

Источником иудейского права является также Мидраш (или Мидрашим), который толкует и интерпретирует Тору. Формирование этого источника права объясняется несколькими причинами: во-первых, необходимостью четкого выяснения распоряжений Торы, которая имела сложно осознаваемую стихотворную форму; во-вторых, объективной необходимостью приспособления Торы к изменяющимся общественным отношениям.

Соотношение значения и влияния Торы и других источников Священного письма на протяжении истории изменялось. Как отмечает М. Елон, сначала Тора была источником, которым руководствовался и ученый человек в своих занятиях, и судья, который принимал решение. Но после завершения редактирования Талмуда Тора осталась чем-то наподобие конституции еврейского права, а талмудическая литература — Мишна, Мидрашим, Барай- ти, Иерусалимский и Вавилонский талмуды — стала основным источником права. Только базируясь на них, ученый обучал своих учеников праву, а судья выносил приговор.

Следующим источником иудейского права можно назвать обычай. Как известно, обычай является первым источником права, в том числе и для еврейского права. После появления основного источника иудейского права — Торы, главное требование к ним заключалось в их соответствии основным положениям Торы. Таким образом, обычаи дополняли содержание иудейского права.

Законодательство (постановления и указы) — еще один источник иудейского права. Следует отметить, что термин «законодательство» употребляется в иудейском праве не в классическом понимании как нормативно-правовые акты уполномоченных государственных органов. Под ним подразумевают акты, принятые мудрецами и регулирующие различные сферы жизни членов еврейской общины. Наличие подобного источника права существенно отличает иудейское право от других религиозных систем, которые лишают человека права изменять нормы, дарованные Богом. Еврейское право разрешает принимать правила поведения, источником которых является не Бог, а человек. Это становится возможным в случае изменения общественных отношений, когда необходимо изменить существующие нормы или принять новые. Право мудрецов изменять существующие нормы и принимать новые обосновывается распоряжениями Торы — высшего источника еврейского права. Например, согласно постановлениям, регулирующим уголовно-правовые отношения, разрешается выносить приговоры и применять телесные наказания, не предусмотренные законом Торы. Согласно другому постановлению, регулирующему трудовые отношения, работник клянется и получает зарплату. Это означает, что клятва используется для подтверждения правомерности истца.

Решение еврейских судов также является самостоятельным источником иудейского права. Его формирование и развитие обусловлено существованием судебной автономии еврейских общин, которую они имели во многих государствах. На протяжении столетий суды решали множество разнообразных проблем, возникавших в практической жизни общины, используя все источники иудейского права. Необходимо указать, что постепенно сложился принцип, согласно которому суды имели право принимать решение, которое отличалось от тех, что были предусмотрены в других источниках права, если считали, что его буквальное применение будет нарушением справедливости. Таким образом, благодаря деятельности еврейских судов на протяжении столетий изменялись нормы иудейского права.

Сборники разнообразных судебных решений представляют важную часть юридической литературы. Примером такого сборника являются «Вопросы и ответы». Он содержит судебные решения различных проблем, которые принимали выдающиеся еврейские правоведы, жившие в разных странах во все времена. В пределах этого сборника исследователи насчитывают почти триста тысяч таких решений.

Источником иудейского права является и доктрина, которая рассматривается: как труды еврейских богословов; как мнения различных иудейских академических школ; как раввинские идеи и взгляды относительно понимания и толкования различных библейских положений и текстов.

Таким образом, система источников иудейского права отражает его специфику и характеризует его как религиозное право.

 

Источники иудейского права.

Первым правовым источником, с точки зрения времени и отношение к другим источникам, является Каббала. Речь идет о традиции, о Каббале, которую один человек воспринимал из уст другой. Правовые указания на основании этого источника передаются из поколения в поколение. Это источник существенно отличается от всех других источников еврейского права, поскольку по своей природе не поддается развитию и изменениям. Оно постоянно, и положение его в еврейском праве статичное. Вместе все другие источники права динамичны по своей сути и призваны и в дальнейшем развивать и обогащать еврейское право.

Важным источником иудаизма и еврейского права является Ветхий Завет - часть Библии, которая состоит из нескольких книг, написанных до пришествия Христа. Другая часть Библии - Новый Завет, книги которого были составлены уже после его пришествия, не признаются иудаизмом.

Важным источником иудаизма и еврейского права является Талмуд, который делится на две основные части - Мишна и Гемара. Юридическим составляющей Талмуда является Галаха, что представляет собой совокупность законов, содержащихся в Торе, Талмуде и в более поздний Раввинский литературе.

Источником иудейского права являются также Мидраш (Interpretation) - толкование и комментирование Уснового Учение и Галахи на всех ее этапах.

Такана и пера (Legislation) - законодательство, принятое мудрецами (Галахические авторитетами), а также декреты и постановления национальных институтов власти (Не Галахические) признаются источником еврейского права.

Источником еврейского права является обычай (Custom) во всех его формах и проявлениях, включая, установленный порядок и процедуру (Usage). Обычаи должны соответствовать основным положениям Торы.

Самостоятельным источником иудейского права является дело (Case), то есть решения судов, а также поведение и образ действий знатоков Галахи в определенной конкретной ситуации. Суды имеют право принимать решение, отличающееся от тех, которые были предусмотрены в других источниках права, если считали, что его буквальное применение будет нарушением справедливости.

Юридическим источником еврейского права считается понимание (рус. понимание; англ. Legal logic), т.е. правовая и общечеловеческая логика мудрецов Галахи.

Пять последних правовых источников являются общепризнанными в системе еврейского права для решения возникающих правовых и социальных проблем, для создания новых юридических норм и для изменения существующих в связи с изменениями, которые происходят в экономике, социальных отношениях, в сфере морали и этики.

Источником иудейского права признается доктрина, рассматривается: как труда еврейских богословов; как позиции различных иудейских академических школ; как раввинские идеи и взгляды относительно понимания и толкования различных библейских положений и текстив175.

Нормами иудейского права регулируются отдельные сферы общественных отношений, связанных с личным статусом евреев. С помощью иудейского права решаются вопросы брака, развода, материального содержания членов семей, алиментов и управления личной собственностью. Иудейское право применяется раввинатськимы судами, которые, согласно закону, с 1984 г. является составляющими судебной системы Израиля и имеют исключительную юрисдикцию по всем делам, которые касаются браков и разводов, а также некоторых других дел. Раввинатськи суды действуют на основе талмудического права.

На основе декрета, принятого в 1948 p., Который предусматривает, что законы, которые не противоречат Декларации независимости и законам Израиля. сохраняют свою юридическую силу, продолжают действовать нормы исламского права, применяемого внутри арабской общины Израиля. Согласно закону " О судебных властей" с 1984 г. исламское право применяется шариатским судами, которые рассматривают дела, связанные с личным статусом арабов (браки, алименты, развод, усыновление и т.д.). Полноправным источником права Израиля признается судебный прецедент, хотя сами английские судебные прецеденты после 1948 г. не имеют обязательного характера. Согласно закону 1957 каждый суд обязан руководствоваться судебным прецедентом, установленным вышестоящим судом. Прецедент, установленный Верховным Судом Израиля, является обязательным для всех судов, кроме него самого. Вследствие этого в Израиле сложилось особое сведения прецедентного права на базе решений Верховного Суда.

Источником права Израиля есть законы, которые принимаются Кнессетом. Законы Израиля независимы и должны комментироваться с учетом их сущности, а английское законодательство не является обязательным первоисточником, но только престижным для аргументации судебных решений.

Иудейском праву свойственна ряд особенностей в сфере частного права. В еврейском праве используются термины " вещное право", " владение", " обязательственное право", однако их содержание не всегда соответствует принятым в европейском праве подходам, поскольку в течение длительного времени консолидации и формирования еврейского права их классификация была лишь наиболее общей.

В частности, обязательственное еврейское право принципиально и недвусмысленно отрицает любого рода кабальные условия должника для реализации прав кредитора, что привело к необходимости создания другого рода обеспечения его прав за счет имущества должника. Это право наступает автоматически с возникновением обязательства. Поэтому обязательственное право имеет в Израиле ярко выраженный вещный характер.

Кредитор приобретает прав на имущество должника, а в результате этого многие законы вещного права распространился также на обязательственном праве.

 

32. Роль и место иудейского права как в государстве Израиль, так и во всем мире.

В израильской и зарубежной юридической литературе иудейское право зачастую рассматривается как подсистема семейного, а также всего израильского права. Причем не только и даже не столько как органическая часть израильского права, но и как противоречащая ей или даже конфликтующая подсистема права. Проще говоря, между религиозной и светской системами права имеются существенные противоречия. Один израильский исследователь П.Шифман назвал такое положение «правовой шизофренией». Несмотря на это противоречие, догмы религиозного права лежат не только в основе значительной части текущего законодательства Израиля, но они оказывают также значительное влияние на процесс разработки и принятия конституционных законов. Как известно в Израиле нет писаной конституции. Объясняется это негативным отношением религиозных кругов, которые опасались снижения своего влияния на общественную и религиозную жизнь страны. Таким образом, в Израиле проблемы права и религии не формируются в конституционном порядке и не решаются.

В качестве колоритного примера противоречия между религиозным и светским правом Израиля можно привести такой пример, который касается термина «еврей». Согласно ортодоксальному иудейскому праву, евреем признавались только лица, рожденные матерью-еврейкой и лица, принявшие иудаизм как свою веру и не признающие какой-либо иной веры. В то же время по светскому праву Израиля, евреями являются дети и внуки евреев (т.е. мужа-еврея, супруг или супруга еврея, супруги детей евреев и супруги внуков-евреев).

Изучение церковного, канонического, мусульманского, иудейского права позволяет сделать следующие выводы:

· религиозные правовые системы не составляют единой правовой семьи. Они существенно различаются по содержанию и форме и чужды друг друга;

· религиозные правовые системы представляют собой переплетение права и религии, в них лишь условно можно выделить сугубо юридическую часть;

· с религиозным правом нельзя смешивать позитивное право конкретной страны;

· во многих религиозных правовых системах происходит вестернизация права. Особенно это касается конституционного, административного, трудового права. Все эти отрасли сохранили лишь небольшое число норм сугубо религиозного характера.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 3929; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь