Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
История формирования и развития канонического права.
Как самостоятельная специфическая разновидность и подвид конфессионального права, распространяющего свое действие на верующих, каноническое право имеет обособленный характер. Это определяется высокой степенью ее разработанности как системы норм права. Их функционирование непосредственно связано со специальными органами церковной юрисдикции, в том числе и церковным судом. В основе формирования канонического права лежат многочисленные источники (как древние, так и современные). А.В. Поляков1 отмечает специфику проявления канонического права в том, что среди методов правового регулирования в определенном сочетании им используются акривия и икономия. Такой подход вытекает из самого духа евангельского Благовестия. " Акривия представляет собой способ решения вопросов с позиции строгой определенности, не терпящей отступления от основных начал христианского учения, и применяется в тех случаях, когда речь идет об основополагающих догматических началах церковной жизни, о самой сущности и целях существования Церкви и христианства". Икономия означает метод правового регулирования, допускающий " снисхождение к человеческим немощам и слабостям в церковно-практических и пастырских вопросах, не носящих догматического характера". Первоначально каноническое право возникло как право христианской церкви. В свою очередь, христианство возникло как религия бедных и рабов. Вначале оно было гонимо и жестоко преследовалось со стороны властей римского государства. В этот период христианские общины связывались между собой приходящими проповедниками, называвшимися пророками. При императоре Антонине Пие зарождающейся религии были сделаны некоторые послабления. Только в начале IV века император Константин официально признал христианство, которое, несмотря ни на какие препятствия, быстро завоевывает популярность. Постепенно создается строго иерархическая организационная система христианской религии. Роль и место пророков стали занимать епископы (хранители, наблюдатели), пресвитеры (старейшины) и дьяконы (служители). Епископы возглавляли округ, состоящий из нескольких общин. Им принадлежала не только религиозная, но и судебная власть. Они обладали правом " истолковывать" вопросы Писания и церковных обрядов. Возникают синоды (собрания епископов). Формируется клир - организация наделенных особыми религиозными и священными правами служителей церкви. В V веке возникли более крупные объединения - патриархии и митрополии. В это же время римские эпископы получили особый статус наместника самого Бога, обладающего и светской, и церковной властью, - статус папы. Руководство делами церкви в других государствах доверялось особым папским посланцам - нунциям. Стала создаваться христианская литература, основу которой составили четыре Евангелия. Законами римских императоров Аркадия и Гонория за христианскими епископами стала признаваться роль арбитров не только в церковных делах, но и в тех, где затрагивались нематериальные, моральные стороны межчеловеческих отношений. Таким образом, церковь делали реальной участницей процесса государственного управления. Получив официальное признание, христианская церковь не смогла удержаться от искуса и переняла далеко не самые лучшие методы действий своих врагов. Первый вселенский собор, состоявшийся в 325 году в Нике, объявил христианскую церковь " вселенской" и " ортодоксальной" (непогрешимой), осудил инакомыслие, провозгласил принцип нетерпимости. Впоследствии будут запрещены олимпийские игры и сожжена знаменитая александрийская библиотека. Будет и жестокий период инквизиции. В IX веке началось догматическое и административное обособление восточной (греческой) церкви. Этот процесс завершился к середине XI века. В основе раскола лежат несколько причин, в том числе и их нежелание признавать верховенство римских пап. В эпоху средневековья церковь представляла уже практически независимую, автономно управляющуюся не только духовную, но и политическую организацию. В своей деятельности она руководствовалась выработанными на основе библейских преданий и христианских традиций правилами. В силу значимости христианские правила постепенно приобрели черты канонического права и стали распространять свое действие не только на священнослужителей и работников церкви, но и на всех верующих. С утверждением феодальных отношений в Европе церковь, монастыри и епископы приобрели полномочия сеньориального суда в отношении вассалов, подвластного населения и зависимых сословий. Процедура канонического судопроизводства имела более сложную систему, нежели обычные феодальные суды. Безусловное предпочтение отдавалось соблюдению чисто письменной процедуры (подача жалобы, возражения ответчика, показания свидетелей, решение суда). Считалось, что " того, чего нет в документах, не существует вообще". Суд должен был не устанавливать правоту одной стороны и осуждать другую, а выяснять истину, даже если это идет в ущерб интересов обратившегося. Основателем ставшей официальным учением католической западной церкви доктрины исключительной " единоспасающей роли церкви" был крупнейший политический и духовный мыслитель святой Августин (IV в.). Согласно этой доктрине только церковь обладала посредническими полномочиями по пути человека от земной жизни к небесному житию, помогая ему преодолевать греховные дела и помыслы. Для выполнения этой великой миссии церковь изначально наделялась не только правами духовного воздействия, но и правом принуждения и обязывания. Современное каноническое право отличается универсальным и экстерриториальным характером, оно действует там, где проживают его сторонники - католики. Для него характерна широта регулируемых отношений, включающих вопросы духовной и светской жизни. Его корни уходят в античность, в греческую философию и в римскую правовую культуру. Первоначальные источники складывающегося канонического права были одинаковыми для западных и восточных (греческой) церквей, а именно: Священное писание, включающее Ветхий и Новый заветы; труды выдающихся мыслителей церкви (отцов церкви) - Василия Великого, Григория Богослова, святого Августина; постановления церковных соборов; римское право. Началом признания канонического права имеющим юридический характер считаются Апостольские конституции - сборник правил, составленных в IV веке первыми апостолами. Он включал в себя сначала 50, а затем 85 правил. После разделения церквей действие сборника стало распространяться только на западную церковь. В этот и последующие периоды среди источников канонического права стали появляться декреталии - издаваемые папами постановления. В период " папской революции" (XI - XII века), послужившей началом изменения характера взаимоотношений между церковью и государством, начинает формироваться новое каноническое право как самостоятельная часть правовой системы западноевропейского общества. Более четким становится его юридическое содержание. Основными источниками становятся папские конституции (буллы, бреве, энциклики, рескрипты...). В этот же период времени каноническое право начинает изучаться в университетах. Предпринимается попытка его кодификации (монах Грациан). На этой основе возникает собственная церковная школа систематизаторов права - канонистов. С 1583 года все дополнения вместе с Декретом Грациана получили официальное название - единый Свод церковного канонического права (по аналогии с Кодификацией Юстиниана). Он стал единственным источником норм канонического права, разрешенным к применению в церковных делах и церковной юстиции. Его значение приравнивалось к основополагающим богословским церковным доктринам. Начиная с 1918 года сборники канонических законов стали выходить под названием " Кодекс канонического права". Крупнейшим идеологом католицизма является доминиканский монах Фома Аквинский (1225 - 1274 гг.), который одним из первых среди средневековых философов Западной Европы стал широко использовать труды Аристотеля. Взяв у него деление законов на естественные и положительные (писаные), Фома Аквинский дополнил их делением на законы человеческие (определяют порядок в общественной жизни) и божественные (предназначены указывать пути достижения " небесного блаженства" ). Из сочетания классификаций законов, предложенных Аристотелем, и своего варианта он сформулировал следующие их виды. 1. Вечный (божественный естественный) представляет собой " сам божественный разум, управляющий миром", который лежит в основе всего мирового порядка, природы и общества. 2. Естественный (человеческий естественный) понимается как отражение вечного закона человеческим разумом и выражается в определении законов общественной жизни, а также стремлении к сохранению и продолжению рода. 3. Человеческий (человеческий положительный) - феодальное право, рассматриваемое им как выражение требований естественного закона, подкрепленное возможностью принуждения и наличием штрафных санкций. Необходимость такого закона объяснялась тем, что люди вследствие грехопадения имеют извращенную волю, свобода которой сводится к возможности творить зло. Поэтому для обеспечения незыблемости требований естественного закона необходимо принуждение людей к добродетели путем применения силы и страха возможного наказания. 4. Божественный (божественный положительный) - это положения, изложенные в Библии. Говоря о справедливости принимаемого закона, Фома Аквинский отмечал: "...чтобы воля, выраженная в поведении, могла иметь свойства права, она должна быть в согласии с разумом... Поскольку закон главным образом повелевается для общего блага, любые другие предписания, индивидуально произведенные, не могут обладать правовой природой". Под правовой природой он понимал то, что составляет существо человеческих действий, " потому что оно есть их правило и мера". Специалисты отмечают, что даже римское право в Средние века не имело такого влияния на общественные отношения в европейских государствах, которое имело каноническое право. Брачно-семейные отношения каноническое право долгие столетия рассматривало как свою вотчину. Брачный возраст для мужчин определялся 16 лет, а для женщин - 14 лет. Бракосочетание могло быть только добровольным (по взаимному согласию), в том числе и тайным, но при свидетелях. Внебрачные сексуальные отношения сурово карались. В сфере влияния канонического права находились и вопросы наследования. Чтобы завещание имело юридическую силу, необходимо было, чтобы оно было составлено в присутствии приходского священника, нотариуса или двух свидетелей. Канонисты создали новый институт исполнителя завещания - душеприказчик. Он брал на себя владение всей собственностью, подлежащей в дальнейшем перераспределению, т.е. осуществлял права завещателя и выполнял его обязательства.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1380; Нарушение авторского права страницы