Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ТЕМА 10. ФИЛОСОФИЯ ГУМАНИЗМА ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
1. Понятие гуманизма, связь его с философией. Признаки современного гуманизма. 2. Гуманистические идеи Древнего Востока, Античной Греции и раннего христианства. 3. Классический гуманизм Эпохи Возрождения, Нового времени, эпохи Просвещения. 4. Гуманизм Х1Х и ХХ века. (Атеистический, теистический, коммунистический, экзистенциальный, натуралистический или научный и др. течения гуманизма). 5. Развитие идей гуманизма в России.
Основные понятия: гуманизм; гуманизация; человечность; христианизация; гармонии свободы и ответственности; разум; творческое воображение; личный и общественный интерес; общечеловеческое моральное сознание; мужество; забота; уважение и любовь к людям, воспитание, просвещение, справедливость, равенство.
Что такое человек? Каковы условия его самоопределения, самореализации и совершенствования? Что такое гуманизм? Что он предлагает и защищает? Какова его роль в жизни человека и общества? Какие ценности он провозгла шает и почему они так остро необходимы для России в нынешний переходный период ее истории? На эти и другие вопросы, касающиеся морального и интеллектуального здоровья личности и общества, даются ответы в теме посвященной проблемам гуманизма и связи его с философией на протяжении всей истории, Вам предстоит разобраться в сложных многообразных определениях и понятиях гуманизма. Сегодня многие важные философские учения отождествляют себя с гуманизмом; многие крупные мыслители (от Маркса и Фрейда до Сартра и Камю, Дьюи и Сантаяны, Карнапа, Куайна, Поппера, Хабермаса и др.) считают себя гуманистами. Наконец, имеются различные разновидности гуманизма - натуралистический, научный и секулярный, атеистический и религиозный, христианский, иудейский и дзен, марксистский и демократический, экзистенциалистский и прагматический. Возникает справедливый вопрос: возможно ли дать единое и понятное определение гуманизма? Вам предстоит, проанализировать многие попытки проделать подобную работу и дать свое определение понятия гуманизм. В современной философской литературе выделяются пять стержневых признаков гуманизма: 1. гуманизм предлагает набор ценностей и достоинств, вытекающих из признания человеческой свободы и самостоятельности. Этика гуманизма противостоит этике религиозно-авторитарной; 2. гуманизм отрицает идею сверхъестественного начала мира; 3. гуманизм привержен методу исследования, опирающемуся на разум и научную объективность; 4. гуманизм обладает своей нередуктивистской естественной онтологией, основанной на научном знании; 5. делом философов-гуманистов являются не только вопросы теории, но и воплощение идей гуманизма в практической жизни как альтернативы теистическим религиям Важно подчеркнуть, что данные принципы связаны логическим отношением конъюнкции, т.е. под гуманизмом следует понимать то, что подчиняется всем без исключения перечисленным признакам. Гуманизм как мировоззренческая позиция, альтернативная любой идеологической системе, может предложить человеку сознание всякой жизни как ценности, а также учить его жить для ценностей вне его самого - для ближнего, планеты, будущего. Гуманистическая философия - это " умонастроение мыслящих людей, осознанная установка на человечность без границ", а гуманизм - это " осознанная осмысленная человечность". Для гуманиста человек ценен сам по себе как таковой, уже в силу своего рождения. Изначально положительного отношения заслуживают все люди - законопослушные и преступники, мужчины и женщины, соплеменники или представители другой национальности, верующие или неверующие. Гуманизм стремится избежать крайностей как коллективизма, ущемляющего индивидуальную свободу человека, так и индивидуализма, игнорирующего или ущемляющего свободу других. Определяя гуманизм как человечность, российские гуманисты отнюдь не живут в мире иллюзий и осознают, насколько далеко отстоят их идеалы от реальной практики общественных отношений в нашей стране. Среди причин " непопулярности" гуманистических идей в России выделяются такие факторы, как: 1) некоммерческий характер гуманистических ценностей, их ориентированность на здравый смысл; 2) чуждость гуманизма всякой эксцентричности; 3) высокий уровень самодисциплины, самостоятельности, свободы, нравственной, правовой и гражданской ответственности, который предъявляет гуманистическое мировоззрение к своим приверженцам.
1. Исторические особенности формирования культуры и сознания Древней Руси. 2. Влияние христианизации на формирование фундаментальных ценностей в культуре Древней Руси. 3. Представления о человеке и его добродетелях в русской литературе. 4. Социальна и политическая философия декабристов. Влияние на нее идей гуманизма европейского Просвещения. 5. Идея культурной революции В. Ленина и ее аксиологический смысл. 6. Новейшие гуманистические исследования в России. Контрольные вопросы и контрольные задания 1. Проанализируйте исторические особенности формирования культуры и сознания Древней Руси.
2. Как повлияла христианизация на формирование фундаментальных ценностей в культуре Древней Руси.
3. В чем Вы видите значение петровских преобразований для утверждения принципов Просвещения в России.
4. Дайте определение гуманистическому потенциалу творчества Н.А. Радищева.
5. Охарактеризуйте идею единства науки, этики, искусства и ремесел в трудах М.В. Ломоносова; особенности гуманизма Ломоносова.
6. Определите социальную и политическую философию декабристов. Влияние на нее идей гуманизма европейского Просвещения.
7. Укажите проблемы религиозного гуманизма в философии В. Соловьева.
8. В чем сущность идеи культурной революции В. Ленина и ее аксиологический смысл?
9. Каковы исторические корни термина " гуманизм"?
10. Назовите основных представителей античного гуманизма?
11. Почему Сократа можно назвать одним из величайших гуманистов древности?
12. Каковы исторические особенности гуманизма эпохи европейского Возрождения?
13. Назовите имена выдающихся французских просветителей и дайте характеристику их взглядам.
14. Кем представлена гуманистическая мысль радикально-демократической традиции в России XIX века?
15. Назовите черты реального гуманизма, присущие сознанию и поведению советского человека.
16. В чем суть проблем, трудностей и перспектив гуманизма в современной России?
17. Прокомментируйте слова древнеегипетского жреца Шеши: " Я спасал несчастного от более сильного... Я давал хлеб голодному, одеяние нагому. Я перевозил на своей лодке не имеющего ее. Я хоронил не имеющего сына своего..."
18. Что имел ввиду Конфуций, произнося: " Умереть с голоду - событие маленькое, а утратить мораль - большое".
19. " Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, в погребе - полную бутылку, в саду - свежий цветок". Эпикур. Какой смысл жизни проповедовал Эпикур?
20. Вольтер страстно защищал право на самоопределение человека и свободу мышления: " Я могу быть несогласным с Вашим мнением, но я отдам жизнь за Ваше право высказывать его". Можно определить его афоризм как самый актуальный на сегодняшний день и почему?
21." Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации", - отмечает Гете. Прокомментируйте слова великого гуманиста.
22. Познание сути человека, по Достоевскому, есть дело чрезвычайной сложности и важности: " Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели ее будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время зря; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком". Согласны ли Вы с позицией Достоевского? Если да, то почему?
23. Почему культурное движение XVIII в. можно охарактеризовать одним словом " Просвещение": а) иметь мужество пользоваться собственным разумом б) оставаться несовершеннолетним в) все решать путем революции
24. Главными врагами умственной свободы и духовного развития общества были: а) буржуазия б) католическое духовенство в) третье сословие
25. Просвещение XVIII в. было синтезом культурных начал: а) античной и христианской б) гуманизма и Реформации в) средневековья и Возрождения
26. Кто из философов ответил на вопрос " Что такое Просвещение? " а) Джон Локк б) Дени Дидро в) Иммануил Кант
27. Своеобразие английского Просвещения заключается в том, что: а) оно возникло до буржуазной революции б) после буржуазной революции в) во время буржуазной революции
28. Назовите страну, в которой в эпоху Просвещения зародился лозунг " Свобода, равенство, братство": а) Германия б) Англия в) Франция г) Италия.
29. Кто из великих немецких композиторов написал оперу " Свадьба Фигаро" по комедии французского писателя Бомарше " Женитьба Фигаро". а) Христофер Глюк б) Георг-Фридрих Гендель в) Вольфганг Амадей Моцарт
Библиографический список Основной 1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности / Л.М. Баткин. М.: Наука, 1989. 270 с. 2. Гавризян Г.М. Позднее средневековье как культурная эпоха и проблема Возрождения в работах И. Хейзинга / Г.М. Гавризян // Историко-филос. ежегодник. М., 1988. С. 202-227. 3. Гайденко П.П. Николай Кузанский и формирование теоретических предпосылок науки нового времени / П.П. Гайденко // Вопросы истории естествознания и техники. М., 1988. 3. С. 57-69. 4. Манекин Р.В. Философия эпохи Возрождения / Р.В. Манекин, Д.А. Гусев, П.В. Рябов // История философии: учеб. пособие для студентов российских вузов. М.: Эксмо, 2004. 5. Кувакин В. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека: (Философия, психология и стиль мышления гуманизма) / В. Кувакин. - СПб.; М., 1998. - 360 с. 6. Куртц П. Мужество стать: Добродетели гуманизма / П. Куртц // Здравый смысл: журн. скептиков, оптимистов и гуманистов. Спец. вып. - М., 2000. - 160 с. 7. Наука и гуманизм - планетарные ценности третьего тысячелетия: тез. междунар. науч. конф., СПб., 14-18 июня 2000 г. - М., 2000. - 159 с. - (Здравый смысл: Журн. скептиков, оптимистов и гуманистов; Спец. вып.).
1. Анохин А.М., Сюсюкин М.Ю. Бэкон и Декарт: истоки эмпиризма и рационализма в философии и развитие медицины в XVII XVIII вв. / А.М. Анохин, М.Ю. Сюсюкин //Философия и медицина. М., 1989. С. 29-45. 2. Библер В.С. Кант Галилей Кант / В.С. Библер // Разум нового времени в парадоксах самообоснования. М.: Мысль, 1991.- 317 с. 3. Богат С.М. Мир Леонардо. Философский очерк / С.М. Богат. М.: Дет. лит., 1989. Кн. 1-2. 4. Богуславский В.М. Эразм и скептицизм XVI в. / В.М. Богуславский // Эразм Роттердамский и его время.- М., 1989. - С. 218-226. 5. Горфункель А.X. Эразм и итальянская ересь XVI в. / А.Х. Горфункель // Эразм Роттердамский и его время.- М., 1989. С. 197-205. 6. Девятайкина Н.И. Мировоззрение Петрарки: этические взгляды / Н.И. Девятайкина. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1988. - 205 с. 7. Доброхов А.Л. Данте Алигьери / А.Л. Доброхов. М.: Мысль, 1990. 208 с. 8. Котловин А.В. Логика истории как составная часть философии истории от Августина до Маркса / А.В. Котловин // Философия истории: диалог культур. - М., 1989. - С. 73-75. 9. Кудрявцев О.Ф. Гуманистический идеал общежития: Фичино и Эразм / О.Ф. Кудрявцев // Эразм Роттердамский и его время. М., 1989. С.67-77. 10. Кудрявцев О.Ф. Ренессанский гуманизм и " Утопия" / О.Ф. Кудрявцев. М.: Наука, 1991. 228 с. 11. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание / В.Г. Кузнецов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. 192 с. 12. Балашов Л.Е. Гуманистический манифест / Л.Е. Балашов. - М., 2000. - 15 с. 13. Поругание разума: Экспансия шарлатанства и паранормальных верований в российскую культуру XXI века: Тез. к междунар. симп. " Наука, антинаука и паранормальные верования", Москва, 3-7 окт. 2001 г. - М., 2001. - 120 с. - (Биб-ка журн. " Здравый смысл" ). ЗАКЛЮЧЕНИЕ В настоящем пособии были предложены для рассмотрения фундаментальные философские проблемы, к которым на протяжении всей разумной истории человечества люди возвращаются вновь и вновь в попытках по-новому переосмыслить себя, окружающий мир и свое место в нем. Это проблемы человека, его души, сознания, морали, ценностей. Это также и проблемы мироздания, его бесконечности во времени и пространстве. По своей природе указанные проблемы относятся к числу " вечных", т.е. таких, которые существуют столь же долго, сколько существует и сама философия. Предлагая настоящее учебное пособие по истории философской мысли, мы стремились дать объемную картину разнообразных взглядов и представлений, предоставив студенту выбрать те, которые он найдет наиболее отвечающими его интересам и уровню знаний, а также жизненному опыту и интуиции. Мы видели задачу в том, чтобы побудить студентов проникнуть в сокровищницу философской мысли и на этой основе сформировать свое сознательное мировоззрение. В учебном пособии студенты найдут подборку контрольных вопросов, отвечая на которые придется осмыслить суть проблемы, в том числе и в историческом контексте, а также, может быть, впервые, задуматься над смыслом всего Сущего. Тесты, подобранные к каждой теме, помогут еще глубже разобраться в вопросах веками мучающих, как великих мыслителей прошлого, так и современных философов. Составители данного учебного пособия надеются на то, что студенты еще не раз обратяться к философской мысли, которая хоть и не дает окончательных ответов, позволяет ставить вопросы, помогающие понять жизнь и мир вокруг себя.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 1. Мифология как исторический тип мировоззрения. Мифология и философия. 2. Человек в философии Древнего Востока. 3. Основные принципы философского мышления в Древней Индии. 4. Социально-нравственная проблематика в Древнем Китае. 5. Космоцентризм античной философии. 6. Основные этапы развития античной философии. 7. Поиск первоосновы мира в досократической философии. 8. Атомистическое учение Демокрита. 9. Суть принципа софистов: " человек есть мера всех вещей". 10. Философия Сократа. 11. Идеализм Платона. 12. Философия Аристотеля как энциклопедическое учение. 13. Роль философских и нравственных идей Библии в развитии мировой духовной культуры. 14. Теоцентризм средневековой философии. 15. Спор номиналистов и реалистов в средневековой философии. 16. Патристика: суть учения и основные представители. 17. Схоластика и ее роль в философии Средневековья. 18. Антропоцентризм в философии Возрождения. 19. Гуманизм и натурфилософия в эпоху Возрождения. 20. Реформация и ее влияние на становление нового философского мышления. 21. Научная революция 17 века и ее влияние на философию. 22. Эмпиризм Бэкона и рационализм Декарта. 23. Монизм, дуализм, плюрализм в философии Нового времени. 24. Философские идеалы эпохи Просвещения. 25. Теория познания Канта. 26. Соотношение системы и метода Гегеля. 27. Принцип историзма, разработанный в немецкой классической философии. 28. Антропологический принцип в философии Фейербаха. 29. Концепция общественного развития Маркса. 30. Философский позитивизм. 31. Философия прагматизма. 32. Герменевтика как философское направление. 33. Сциентизм и антисциентизм. 34. Человек в " философии жизни". 35. Философские учения психоанализа. 36. Проблема свободы личности в экзистенциализме. 37. Религиозная философии ХХ века. 38. Особенности развития русской философии и ее периодизация. 39. Философские воззрения Ломоносова. 40. Дискуссия западников и славянофилов. 41. Философские взгляды Достоевского. 42. Философские взгляды Л.Толстого. 43. Философия всеединства В.С.Соловьева. 44. Русский космизм и его представители.
СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ПОНЯТИЙ
Агностицизм - философское учение, отрицающее принципиальную познаваемость мира и его законов. Адиафора - (греч. adiaphora — безразличное, малозначительное) — термин для фиксации индифферентного. Согласно учению киников и стоиков, адиафора — расположенное между Добром и Злом, добродетелью и пороком, не имеющее значения с позиции морали. Аксиология - философское учение о ценностях. Антиномия - противоречие между двумя положениями, каждое из которых признается логически доказуемым. Анти-этно-фалло-фоно-логоцентризм – это метафорическое выражение Ж. Деррида, в котором фиксируется отрицание системно-иерархических типов реальности и, прежде всего, человеческой реальности. Антропологизм - философская концепция, представители которой усматривают в понятии " человек" основную мировоззренческую категорию и утверждают, что только исходя из нее и можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении. Антропоцентризм– представление, согласно которому человек является центром вселенной и конечной целью мироздания. Ану - атомы, то дискретное, что сохраняется в любых изменениях субстанций (земли, воды, огня и т.д.). Апатия - (греч. араtheia - бесстрастие) - состояние безразличия, отсутствие побуждений к каким-либо действиям. В этических учениях стоиков под апатией понимается бесстрастность, душевная невозмутимость, состояние, когда чувства не мешают деятельности разума. Апейрон (греч. Беспредельное) - первоматерия, вечное и беспредельное начало мира. Апологетика (греч. apologeomai - защищаю) - в традиционно-историческом значении - собирательное название трудов раннехристианских писателей-философов 2 в., защищавших в своих трудах основы христианского мировоззрения от критических нападок языческих светских властителей и ученых. А. обосновывала преимущества моральных принципов вероучения Иисуса Христа, их совместимость с греческой философией, преимущества христианства в роли государственной религии. Апория - невозможность, затруднение, недостаток; кажущееся непреодолимым логическое затруднение, противоречие при разрешении проблемы. В др. греч. философии особой известностью пользовались апории Зенона. Априори (лат. a priori, букв. - из предшествующего) - философский термин, имеющий важное значение в теории познания, в частности, в философии И. Канта. Означает знание, полученное независимо от опыта, присущее сознанию изначально. Априорное знание противоположно апостериорному. Уже Аристотель различал познание вещей из их причин - из тех, которые составляют их предпосылку (целевая, формальная причина) - это познание А. и познание причины из ее действия - апостериорное познание. Априорные средства познания (априори происходит от лат. из предшествующего) в философии Канта и его последователей доопытные формы познания; знание о фактах полученное до изучения их на опыте, знание изначально присущее познанию. Апостериорные суждения (от лат. - из последующего) - в гносеологии Канта понятием апостериори обозначено знание, получаемое из опыта. Атараксия - (греч. невозмутимость) - состояние душевного покоя и невозмутимости, достигаемое, по мнению некоторых древнегреческих философов, мудрецом. Путь к атараксии, как считали Демокрит, Эпикур, Лукреций, лежит через познание мира, преодоление страха, освобождение от тревог. Атом (греч. неделимый) - у Левкиппа и Демокрита - мельчайшие, конечные, неделимые и вечные тельца, недоступные восприятию, отличающиеся друг от друга формой, размером и существующие в бесконечном меньшинстве; их соединения и разъединения через пустоту лежат в основе возникновения и уничтожения отдельных проявлений материального мира. Атман - человек как индивидуальное и как универсальное, космическое психическое бытие. В последнем значении атман - начало, основа и завершение всего сущего. Атрибут (от лат. attribuo – придаю, наделяю) – неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться. Ахимса - фундаментальный принцип буддизма, означающий непричинение зла живому. Базис –категория исторического материализма, характеризующая структуру общественно-экономической формации и качественное своеобразие составляющих ее общественных отношений, процесса их диалектического взаимодействия. По Марксу, «совокупность … производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания». Бессознательное – (в терминологии З. Фрейда – «Оно» или по-латыни - «Id») особая область психики, сосредоточившая в себе первичные природные влечения, мотивы, стремления, смысл которых определяется инстинктами и недоступен сознанию. Бессознательные влечения можно разделить на две группы: влечение к жизни, наслаждению и влечение к смерти, разрушению. «Благородный муж»(цзюнь-цзы) – категория конфуцианства, означающая человека, для которого главное а) следование долгу и закону; б) требовательность прежде всего к себе; в) «открытость» для больших и важных дел; г) жизнь в согласии с другими людьми. Итак, «благородный муж» в доброте не расточителен, принуждая к труду не вызывает гнева, в желаниях не алчен, в величии не горд…» (Древнекитайская философия: сб. текстов: в 2 т. М., Т.2. С. 38). Будда (букв. - просветленный) - человек, достигший наивысшего предела духовного развития. Антропоморфный символ, воплощающий в себе идеал предела духовного развития. Буддизм - одна из древнейших мировых религий, возникшая в УI в. до н.э. в Индии. Провозглашает равенство всех людей в страдании и избавлении от них. Брахман - возникший первым из богов бог-творец, хранитель мира. Брахман (брахмо) - генетическое и субстанциальное начало всего сущего. Варна ( букв. - покров, оболочка, цвет) - замкнутая группа людей, занимающая строго определенное место в обществе. Принадлежность определяется рождением и наследуется. Ветхий завет - часть Библии, рассматривается как святое писание и иудизмом и христианством. Содержит 39 книг, признаваемых каноническими. «Вещь в себе» - философский термин, означающий вещи как они существуют сами по себе, независимо от нас и нашего познания; независимый от сознания людей непознаваемый внешний мир, воздействующий на органы чувств человека. Возникшие при этом ощущения служат единственным источником знаний о мире. Этот термин особое значение приобрел в 18 в. в связи с отрицанием возможности познания «вещей в себе». Высказанное еще Локком, это положение подробно обосновано немецким философом И. Кантом, утверждавшим, что мы имеем дело только с явлением, полностью оторванным от «вещи в себе». Познавая явления, мы познаем не сами предметы, а то, что возникло в сознании под влиянием «вещей в себе». У Канта «вещь в себе» означает также сверхприродные, непознаваемые, недоступные опыту сущности: бог, свобода и т. д. Воля к власти – это глубочайшая, основополагающая, и подлинная энергия, охватывающая собой весь мир (животный, растительный и т.д.), достигающая в человеке (в сверхчеловеке) своего абсолюта. Воля к жизни – бессознательное, слепое, витальное стремление порождать и воспроизводить самое себя, будь это растение, животное или человек. Всеединство – философская категория (идея, принцип), выражающая органическое единство мирового бытия, взаимопроникнутость и раздельность образующих его частей, их тождественность друг другу и целому при качественной специфичности и индивидуальности. В русской философии содержание этой категории включает в себя гносеологические, этические, социологические, антропологические и др. компоненты. Гедонизм - принцип обоснования моральных требований, согласно которому добро определяется как то, что приносит наслаждение и избавление от страданий, а зло - как то, что влечет за собой страдание. В основе гедонизма лежит представление, что главным движущим началом в человеке, заложенным в него природой и определяющим все его действия, является наслаждение. Гилозоизм (греч. - дерево, вещество+жизнь) - учение ионических натурфилософов, которые находились на материалистически-пантеистических позициях и видели субстанцию мира в одушевлении материи, способной к ощущениям и мышлению. Идеи гилозоизма имели место в Стое, позднее у Дж.Бруно, Дидро и др. пантеистов. Гносеология - теория познания, раздел философии, изучающий источники, формы и методы научного познания, условия его истинности, способности человека познавать действительность. Гуманизм - в широком смысле исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов; в узком смысле - культурное движение эпохи Возрождения, характеризуемое антропоцентризмом (деятельностный человек становится стержневой идеей культуры Возрождения), титанизмом, суверенностью в безграничных возможностях человека), ограничением влияния религии (по-новому ставится проблема отношения мира и бога, природа становится объектом научного исследования) и возрождением интереса к философии неоплатонизма. Гун - атрибут материи, сила, направляющая ее развитие. Дао (букв. путь - безличный мировой закон. Даосизм - одно из основных направлений древнекитайской философии, фиксирующих вечное изменение мира, подчиняющее принципу недеяния (У вэй). Родоначальник Лао Цзы (604 г. до н.э.). Дедукция - логическое умозаключение переход от общего к частному, от некоторых положений-посылок к их следствиям-заключениям. Деизм - воззрение, согласно которому бог сотворил мир, не принимая участия в его дальнейшем развитии. Деконструкция – нигилистический по отношению к прежней «метафизике» способ мышления, базирующийся на определенных приемах, отрицающих целостность какого-либо текста, его смысла. Демиург - философский бог, безличный; чистый деятельный разум, само на себе замкнутое мышление. Децентрация(от латинского centrum - средина, основание) – отрицание центра, каркаса сущности, явления, истины, переход к другой модели реальности. Диалектика– учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развития бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Диалектическая триада - троичность, трехступенчатость развития. Это понятие впервые было употреблено Платоном и неоплатониками (в частности, Проклом). Наибольшее теоретическое развитие получило в трудах Гегеля. Всякий процесс, согласно немецкому философу, проходит три ступени: тезис, антитезис и синтез. Каждая следующая ступень отрицает предыдущую, превращаясь в ее противоположность, а синтез не только отвергает антитезис, но и по-новому соединяет в себе некоторые черты предыдущих стадий развития. Синтез, в свою очередь переходит в новый тезис… Диалектическое «снятие» - отмена, упразднение. Термин, широко применяющийся в философии Гегеля, а так же в марксистском истолковании «отрицания отрицания». Означает одновременное уничтожение и сохранение. Гегель применял его для характеристики абсолютной идеи: каждое новое состояние которой сменяется более высшим, что приводит к развитию на основании внутренней связи. Догматизм - метод мышления, опирающийся на догмы, оперирующий неизменными понятиями, формулами, без учета конкретных условий. Дуализм –философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу начал – духа и материи, идеального и материального. Дэ– одна из фундаментальных категорий Древнекитайской философии. «Добродетель», «благодать» - внутреннее, органичное, естественное качество, обуславливающее наилучший способ существования каждого отдельного существа или вещи. Собирательный образ разнонаправленных сил, способных приходить в столкновение друг с другом. Ересь (греч. haireris - первоначально - отбор, позже - учение, школа, религиозная секта) - религиозное учение, отклоняющееся от официальной доктрины церкви в вопросах догматики, культа, организации. В средние века были наиболее распространенной формой выступления против церкви. Естественных прав концепция - комплекс социально-философских идей, рассматривавших совокупность принципов, прав, ценностей как продиктованных естественной природой человека и не зависящих от конкретных социальных условий. Концепция естественных прав в философии Просвещения рассматривает в качестве таковых права каждого человека на жизнь, свободу и собственность, которые присущи ему от рождения, не зависят от его места в общественной системе и не могут быть отчуждены. Жизнь – это процесс, свободное стихийное и инстинктивное творчество, характеризующееся не протяженностью, а «длительностью» (А. Бергсон), которая не поддается научному анализу. Жизненный порыв – движущая сила развития, все то, что противоположно механицизму, косности, плоскому эволюционизму. «Золотая середина»- одна из категорий философской этики Конфуция. Это линия поведения между несдержанностью и осторожностью, находить ее нелегко, но необходимо. В дальнейшем уже Конфуций связал «золотую середину» с золотым правилом нравственности. На вопрос ученика, можно ли руководствоваться всю жизнь одним словом, он ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе». Идея - идеальная сущность, лишенная телесности и являющаяся подлинно объективной реальностью, находящейся вне конкретных вещей и явлений составляют особый идеальный мир. Идеализм– общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое – вторично, производно, зависимо, обусловлено. Формы идеализма: объективный и субъективный. Для первого характерно признание духовного первоначала вне и независимо от сознания; для второго неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания. Идеология– система взглядов и идей, в которых основываются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленные на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений. Идея блага - идея всех идей - источник истины, соразмерности, гармонии и красоты, удовлетворяющая всем требованиям высочайшей добродетели. Идея блага подобна Солнцу. То, что в чувственном мире является Солнцем, в идеальном - идея блага. Индукция - логическое умозаключение, от частных, единичных случаев к общему выводу. Индивидуализм– нравственный принцип, теоретической основой которого является признание автономии и абсолютных прав личности в обществе. В эпоху Возрождения индивидуализм сыграл положительную роль в освобождении личности от пережитков феодализма и влияния католической церкви. Инстинкт- (лат. Instinctus - побуждение) - форма психической деятельности, тип поведения, построенный на основе биологических форм существования, вырабатывающихся в процессе приспособления к среде. В широком смысле И. противопоставляется сознанию. Инь - одна из стихий (имеющая земное основание), упорядочивающая первобытный космический хаос. Йога– одна из философских систем индуизма, направленная на практическое психологическое обучение для освобождения души от телесной оболочки, чтобы избавить ее от пут сансары и кармы и способствовать формированию высоконравственной личности. Карма - наказание для человека, нерадиво исполняющего закон своей варны, состоящее в том, что его душа из-за этого может родиться в более низкой варне, а то и в теле животного или растения. Категория - наиболее общее понятие, отражающее существенные свойства и отношения предметов, явлений объективного мира (материя, время, пространство, движение и т.д.). Kатегорический императив - (в этике Канта) всеобщий обязательный нравственный закон, которому все люди, независимо от их происхождения, социального положения должны подчиняться. " Поступай так, чтобы твое поведение могло служить образцом всеобщего законодательства". Китайский ритуал - обязательные для исполнения, жестко регламентированные правила поведения, имеющие основания в далеком прошлом. Космос (греч. украшение, порядок) - в греческой философии и мифологии начиная, с Анаксимандра, Пифагора и Эмпедокла - мировой порядок, мировое целое, которое в отличие от хаоса не только упорядочено, но и прекрасно в силу царящей в нем гармонии. Креационизм - религиозно-идеалистическое учение о божественном творении мира. Изложенное в Ветхом Завете в виде мифа о сотворении всего сущего Богом в течение 6 дней из ничего. Критический рационализм – направление внутри позитивизма, представители которого пытаются в первую очередь разграничить сферы рациональности (науки) и псевдонауки (метафизики и идеологии). Культура – это сложившийся в веках исторический индивидуум, историко-культурная целостность, отличающаяся собственным и неповторимым своеобразием. Культура - (лат. cultura - возделывание, обрабатывание) – в терминологии З. Фрейда - это совокупность принудительных мер, запретов, законов, традиций, нормативов, моральных стандартов, принятых в данном обществе и направленных на блокирование деструктивных, антиобщественных, антикультурных тенденций человеческой психики. Легизм– обозначение школы «законников» в древнекитайской философии. Крупнейший теоретик легизма Шан Ян (4 в. до н.э.). легизм утверждает главенство единого юридического закона в жизни государства, его создателем может быть только самодержавный правитель. Легисты создали стройную концепцию деспотичес Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1530; Нарушение авторского права страницы