Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
В.В. Глотова, М.Б. ПлохиноваСтр 1 из 7Следующая ⇒
В.В. Глотова, М.Б. Плохинова ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ Учебное пособие
Воронеж 2010 ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет» ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО В КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 1. Философия, как разновидность мировоззрения. 2. Основной вопрос философии и основные направления. 3. Методы философии. 4 Функции философии. 5. Специфика философского знания. Философия и наука.
ТЕМА 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 1. Источники формирования и особенности философствования в Древней Индии. 2. Основные школы и направления древнеиндийской философии: ортодоксальные - веданта, йога, ньяя, вайшешика, миманса, санкхья; неортодоксальные - джайнизм и буддизм. 3. Основные школы китайской философии и темы их размышлений: а) даосизм; б) конфуцианство; в) моизм; г) легизм. 4. Особенности развития и связь философии и культуры в Древнем Китае.
Тема 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
1. Условия и предпосылки возникновения философии в Древней Греции, ее место в историко-культурном развитии человечества. 2. Постановка и решение проблемы первоосновы мира (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты). 3. Проблема человека в философии софистов и Сократа. 4. Философия Платона и Аристотеля. 5. Эллино - римский период античной философии.
ТЕМА 4. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
1. Особенности средневековой философии. Вера и разум. Проблема человека. 2. Этапы развития среднеевропейской философии: патристика и схоластика. Реализм и номинализм. 3. Отличительные особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения: антропоцентризм; гуманизм, пантеизм, индивидуализм; антиклерикализм. 4. Формирование новой картины мира: философия политики Н.Макиавелли; социальный утопизм Т.Мора и Т. Кампанеллы; натурфилософия Г.Галилея, Дж. Бруно,
Основные понятия: апологетика, патристика, схоластика, реформация, гуманизм, номинализм, реализм, теология, пантеизм, натурфилософия, концептуализм, универсалии, вера, разум, теоцентризм, религия, христианство, ислам, буддизм, иррационализм, креационизм, провиденциализм, откровение, индивидуализм, антропоцентризм, антиклирикализм, утопия, абсолют.
ТЕМА 5. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ Библиографический список Основной 1. Философия: учебник для вузов / под ред. В.П. Лавриненко. М., 2004, 2005, 2007. 2. Историко-философское введение (от Конфуция до Бодрийара) / под ред. Л.Я. Курочкиной. Воронеж, 2008. 3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. М., 2005. 4. Антология мировой философии. Т. 1-4. М., Мысль, 1969-1972. 5. История философии. Запад - Россия - Восток. Кн. 1-4 М., 1995-1999. 6. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (ХУП - ХУШ вв.) / П.П. Гайденко. М., 1985.
1. Кузнецов В.Н. Западноевропейская философия ХУШ в. / В.Н. Кузнецов, Б.В. Мееровский, А.Ф. Грязнов. М., 1986. 2. Лазарев А.В. Становление философского сознания Нового времени / А.В. Лазарев. М., 1987. 3. Мотрошилова Н.В. Познание и общество. Из истории философии ХУП - ХУШ вв. / Н.В. Мотрошилова. М., 1969. 4. Нарский И.С. Западноевропейская философия ХУШ в. / И.С. Нарский. М., 1973. 5. Шашкевич П.Ф. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени / П.Ф. Шашкевич. М., 1976.
Темы докладов 1. Теория познания И.Канта: основные понятия и принципы. 2. " Категорический императив" И.Канта. 3. Соотношение системы и метода в философии Гегеля. 4. Суть антропологического принципа в философии Л.Фейербаха.
Контрольные вопросы и контрольные задания 1. В чем состоял " коперниканский переворот" в философии, совершенный Кантом?
2. Чем отличается этика долга Канта от этики добродетелей Аристотеля?
3. В чем заключается принципиальная новизна философских идей Г.В.Ф. Гегеля?
4. В чем смысл знаменитой гегелевской метафоры: " + Сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек"?
5. В чем видел сущность религии Л. Фейербах?
6. Чем классическая философия отличается от неклассической философии?
7. Что такое триада Гегеля? Нарисуйте схему. Сводится ли диалектика Гегеля к принципу триадичности развития?
8. В чем смысл кантовской трансцендентальной философии?
9. Раскройте сущность кантовской политической теории?
10. Найдите отличительные черты идеализма Фихте и Гегеля.
11. Что общего в понимании человека у Фихте и Шеллинга?
12. Дайте краткое описание диалектической системы Гегеля? 13. Назовите противоречия между системой и методом Гегеля?
14. Что нового внес в философию Фейербах?
15. Среди данных ниже выражений укажите наиболее важные этические принципы философии Канта: 1) Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом; 2) Поступай так, как считаешь нужным; 3) Все поступки должны быть направлены на общее благо; 4) Все поступки должны быть целесообразными; 5) Основанием поступков человека должно быть осознание того, что сам человек есть высшая ценность, а не средство достижения цели; 6) Каждый поступок должен быть направлен на достижение личного благополучия.
16. Среди перечисленных ниже понятий укажите те, которые являются категориями диалектики Гегеля: 1) Тождество 2) Противоречие 3) Количество 4) Качество 5) Мера 6) Абсолютная идея 7) Относительная идея 8) Пространство 9)Различие 10) Материя.
17. " Вещь в себе" у Канта означает: 1) закрытую для других личность; 2) скрытый смысл вещи; 3) закон 4) сущность.
18. Абсолютная идея Гегеля начинает развитие: 1) с мышления; 2) со свободы; 3) с природы; 4) с общества.
19. Решающую роль Абсолюта в природе утверждал в своей философии: 1) Ньютон; 2)Фейербах; 3) Шеллинг; 4) Гегель.
20. Согласно Фейербаху общественное развитие определяет категория: 1) мышление; 2) любовь; 3) самосознание нации; 4) долг.
21. Немецкая классическая философия видела свою задачу: а) в определении границ человеческого разума; б) в поиске путей компромисса веры и разума, религии и науки; в) в рациональном обосновании религиозных догматов.
22. На первом, так называемом докритическом этапе (до 1770 г.) внимание Канта сосредоточивалось на проблемах: а) гносеологии; б) антропологии; в) социологии; г) онтологии.
23. Солнечная система, считал Кант, образовалась: а) благодаря акту божественного творения; б) из огромного облака мельчайших частиц вещества; в) в результате гигантского космического взрыва.
24. Кант называл существующий независимо от сознания людей внешний мир: а) Вселенной; б) природой; в) миром " вещей в себе";
25. Под априорными формами чувственного познания Кант понимал: а) пространство и время; б) категории " качество" и " количество"; в) интуицию.
26.Третьей познавательной способностью человека, наряду с чувственным познанием и рассудком, Кант считал: а) опыт; б) разум.
27." Поступай так, чтобы правила твоего поведения могли стать всеобщим законом, т.е. так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе и твоим близким". Это высказывание Канта называется: а) поучение; б) категорический императив; в) благое пожелание.
28. Фихте попытался преодолеть кантовский дуализм между: а) природой и обществом; б) разумом и чувствами; в) между миром природы, миром " вещей в себе" и миром явлений в человеке.
29. Исходное понятие философии Фихте: а) понятие " Я" - " Я есть"; б) понятие " мировой разум"; в) понятие " абсолютная идея".
30. Философия Фихте - это: а) абсолютный идеализм; б) диалектический материализм; в) субъективный идеализм.
31. В философии Шеллинга изначальным источником всего сущего считается: а) сознание; б) абсолютный вечный разум или абсолютное " Я"; в) материя.
32. В отличие от Фихте, утверждавшего, что " Я есть все", говорил Шеллинг, его философия доказывает, что: а) в мире нет ничего, кроме материи и движения; б) " все есть Я"; в) в процессе познания человек имеет дело только
33. Главной способностью познания, которой обладают немногие, Шеллинг считал: а) интеллектуальную интуицию; б) разум; в) рассудок; г) ощущения.
34. Кто из ниже перечисленных философов был создателем, систематизатором диалектики как метода? а) Кант; б) Фихте; в) Шеллинг; г) Гегель; д) Фейербах.
35. Из каких трех частей состоит философская система Гегеля? а) логики; б) философии природы; в) философии человека; г) философии духа; д) философии мышления.
36. Гегель сформулировал законы: а) перехода количественных изменений в качественные; б) закон всемирного тяготения; в) закон сохранения вещества; г) закон единства и борьбы противоположностей; д) закон отрицания отрицания.
37. В центр своей философии Фейербах ставит проблему: а) познаваемости мира; б) происхождения Солнечной системы; в) проблему человека, антропологический принцип.
38. Какой ориентации придерживался Фейербах в своих взглядах на природу человека? а) материалистической; б) идеалистической.
39. В чем суть антропологического принципа Фейербаха? а) в отрицании дуализма души и тела; б) в констатации дуализма души и тела; в) в утверждении, что природа - базис человека; г) в утверждении, что общество - базис человека.
40. Кто из немецких философов сказал: " Человек существует, чтобы познавать, любить и хотеть"? а) Кант; б) Гегель; в) Фихте; г) Шеллинг; д) Фейербах.
41. Критерием истины Фейербах считал: а) соответствие знаний действительности; б) практику; в) согласие всех людей с тем или иным положением.
Библиографический список Основной 1. Философия: учебник для вузов / под ред. В.П. Лавриненко. М., 2004, 2005, 2007. 2. Историко-философское введение (от Конфуция до Бодрийара) / под ред. Л.Я. Курочкиной. Воронеж, 2008. 3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. М., 2005. 4. Антология мировой философии. Т. 1-4. М., Мысль, 1969-1972. 5. История философии. Запад - Россия - Восток. Кн. 1-4. М., 1995-1999. Дополнительный 1. Асмус В.Ф. Кант / В.Ф. Асмус. М., 1975. 2. Быховский Б.Э. Фейербах / Б.Э. Быховский. М., 1987. 3. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия / А.В. Гулыга. М., 1986. 4. Матрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии / Н.В. Матрошилова. М.,
Библиографический список Основной 1. Философия: учебник для вузов / под ред. В.П. Лавриненко. М., 2004, 2005, 2007. 2. Историко-философское введение (от Конфуция до Бодрийара) / под ред. Л.Я. Курочкиной. Воронеж, 2008. 3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. М., 2005. 4. Горский Д.П. Учение Маркса об обществе: Критический анализ / Д.П. Горский. М., 1994. 5. Макаренко В.П. Марксизм: идея и власть / В.П. Макаренко. Ростов н/Д., 1992. 6. Ойзерман Т.И Формирование философии марксизма / Т.И. Ойзерман. М., 1986.
1. Маркс К. Послесловие ко второму изданию 1 тома " Капитала" / К.Маркс, Ф.Энгельс // Соч. 2-е изд. Т.23. 2. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. / К.Маркс, Ф.Энгельс // Соч. 2-е изд. Т.42. С. 86-99, 113-127. 3. Энгельс Ф. Диалектика природы. Любое издание. 4. Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю / Г.В. Плеханов // Избр филос. произв. М., 1956. Т.1. 5. Фромм Э. Концепция человека у Маркса / Э. Фромм // Душа человека. М., 1992. С. 375-414.
Темы докладов 1. Значение для русской философии творчества М.В. Ломоносова. 2. Философские аспекты дискуссии " западников" и " славянофилов". 3. Философские идеи Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. Их влияние на духовную жизнь России. 4. Философская система Вл.Соловьева. 5. Русский космизм как философское направление. 6. Проблема " Запад - Россия - Восток", ее философские аспекты.
1. Какие философские идеи русских мыслителей Х1Х - ХХ вв. оказали влияние на развитие мировой философской мысли?
2. Какие отличительные признаки характеризуют развитие русской философии в Х1 - ХУП?
3. Взгляды русских просветителей ХУШ.
4. Раскройте содержание философии русского почвенничества.
5. В чем заключается сущность философии всеединства?
6. Какова роль восточнохристианской патристики в формировании древнерусской философской традиции?
7. Каково влияние западноевропейской науки на русскую философию 18 века?
8. Дайте характеристику основным направлениям русской философии 19 века?
9. Найдите отличия русской философии от западноевропейской?
10. Что такое " новое религиозное сознание" и каковы его основные направления?
11. Укажите направления в русской философии Х1Х - начала ХХ вв.: 1) космизм 2) антропологический материализм 3) прагматизм 4) экзистенциализм 5) интуитивизм 6) славянофильство 7) религиозная философия 8) марксизм 9) философия жизни 10) западничество
12. Назовите основную черту русской философии: 1) эмпиризм; 2)позитивизм; 3) нравственно-религиозный характер; 4) рационализм.
13. Социальную историю П.Я.Чаадаев рассматривал: 1) как обусловленный религией процесс; 2) как нечто неподвижное; 3) как процесс, определяемый государством; 4) как нечто фатальное.
14. В основу славянофильства легли принципы: 1) учение о народе как движущем факторе истории; 2) любовь к славянству; 3) опора на общину; 4) увлеченность языковой культурой
15. А.И. Герцен принадлежал к идеологическому направлению: 1) славянофильство; 2) Западничество; 3) позитивизм; 4) народничество.
16. Всеединство в философии В.С.Соловьева означает: 1) учение о сущности единого общества; 2) единство природы и единство человека; 3) единство природы и общества; 4) единство Бога со всем миром.
17. В основу мира, согласно взглядам Н.А.Бердяева, заложено: 1) иррациональное начало, существующее раньше бога; 2) стремление к свободе; 3) Бог; 4) София.
18. Термин " ненасилие" в мировоззрении Л.Н.Толстого следует понимать как: 1) бездействие, подобное " недеянию" Лао-Цзы; 2) сотворение добра; 3) середина между добром и злом; 4) непричинение зла другому.
19. Причина русского коммунизма, согласно Н.А.Бердяеву: 1) в мессианстве; 2) в позитивизме; 3) в русском национальном характере; 4) в продолжение западнической политики Петра I.
20. Русская философия, по мнению В.В. Зеньковского, прежде всего: а) теоцентрична; б) антропоцентрична; в) космоцентрична
21. Митрополит Илларион рассматривал познание как процесс: а) Богоуподобления; б) развертывания Абсолютной идеи; в) отражения объективной реальности в форме понятий, суждений, умозаключений и т.д.
22. В " Поучении" Владимира Мономаха доказывалось, что человеку надо: а) уповать на Бога; б) не завидовать, творящим беззаконие; в) творить добро; г) с сочувствием относиться к монашеству и затворничеству. д) иметь душу чистую и непорочную.
23. Кто из ниже перечисленных русских мыслителей прошлого был авто ром теории " Москва - третий Рим"? а) митрополит Илларион; б) Нил Сорский; в) Иосиф Волоцкий; г) монах Филофей.
24. В теории " Москва - третий Рим" падение Рима и Константинополя объясняется: а) слабостью их армий; б) отсталостью их экономики; в) тем, что Рим и Константинополь изменили истинной вере - Православию.
25. Человек, согласно воззрениям Максима Грека: а) является центром Вселенной; б) создан Богом и наделен душой; в) есть биопсихосоциальное существо.
26. Кому принадлежит это высказывание: " Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность"? а) Ломоносову; б) Радищеву; в) Чаадаеву.
27. Основной движущей силой общественного прогресса А.Н. Радищев считал: 28. Основой мироздания П.Я. Чаадаев считал: 29. Народы Европы, по мысли Чаадаева: 30. По мнению славянофилов, судьбу народа в первую очередь определяет: 31. Кому принадлежит это высказывание: " Соборность - это свободное единение людей в любви к Богу и к друг 32.Философию В.С. Соловьева так и называют: философия…
33. Софии В.С. Соловьев отводит роль связующего звена между: 34. Этика искупления у Бердяева:
Библиографический список Основной 1. Философия: учебник для вузов / под ред. В.П. Лавриненко. М., 2004, 2005, 2007. 2. Историко-философское введение (от Конфуция до Бодрийара) / под ред. Л.Я. Курочкиной. Воронеж, 2008. 3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. М., 2005. 4. Лазарев В. Введение в русскую философию / В. Лазарев. М., 1995. 5. Лосский Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский. М., 1991. 6. Новиков А.И. История русской философии: учеб. пособие для вузов / А.И. Новиков. СПб., 1998.
Дополнительный 1. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия ХI -ХIХ вв. 2-е изд., исп. и доп. / А.А. Галактионов, П.Ф. Никандров. Л., 1969. 2. Замалеев А.Ф. Курс русской философии: учеб. пособие для гуманит. Вузов / А.Ф. Замалеев. М., 1995. 3. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории / Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. М., 1977. 4. Русская философия: словарь / под общ. ред. М.А. Маслина. М., 1995.
Темы докладов 1. Основные принципы философии прагматизма и его основные представители. 2. Герменевтика как основное направление. 3. Сциентизм и антисциентизм. 4. Человек в " философии жизни". 5. Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма. 6. Проблема свободы в экзистенциализме. 7. Религиозная философия ХХ в.
Контрольные вопросы и контрольные задания
1. Каковы основные положения неопозитивизма и постпозитивизма?
2. Охарактеризуйти основные положения философии Ф.Ницше.
3. Объясните сущность концепции З.Фрейда.
4. Что представляет собой философская герменевтика и каковы основные ее положения?
5. Назовите основные направления современной религиозной философии и дайте их характеристику?
6. Назовите основные категории экзистенциализма?
7. Что такое сциентизм, каковы его наиболее характерные черты?
8. В чем вы видите отличия сциентизма от антисциентизма?
9. Что объединяет представителей " философии жизни"?
10. Дайте характеристику человека, который представлен в философии Ницше?
11. В чем отличия концепций Шопенгауэра и Ницше?
12. Укажите наиболее характерные черты неопозитивизма: 2) рационализм 3) интерес к анализу обыденного языка 4) интерес к проблемам логики 5) мировоззренческий нигилизм 6) художественный способ философствования 7) внимание к проблемам чувственно-практического опыта. 8) антропоцентризм 9) внимание к проблеме истины в познании
13. Укажите наиболее характерные черты экзистенциализма: 1) интерес к проблемам личности 2) отождествление свободы и существования 3) представление бытия как целостности субъекта и объекта 4) интерес к проблемам времени 5) рационализм 6) прагматизм 7) трагизм 8) дуализм 9) атеизм 10) скептицизм
14. Термин " экзистенция" впервые был введен: 1) С. Кьеркегором 2) А. Камю 3) М.Хайдеггером 4) Ж.-П. Сартром
15. Автором всемирно известного труда " Структура научных революций" (1962) является: 1) К.Ясперс 2) Б.М.Кедров 3) Т.Кун 4) К. Поппер
16. Выражение " философия техники" было предложено немецким философом: 1) Э.Каппом 2) К.Ясперсом 3) Х.Ленком 4) Ф. Дессауэром
17. С точки зрения экзистенциализма человек задумывается над смыслом жизни в 1) пограничных ситуациях 2) от скуки 3) в состоянии опьянения 4) при обращении к вере
18. Тезис " Наука - чума ХХ века" может принадлежать: 1) антисциентисту 2) технократу 3) ученому 4) сциентисту
19. Фрейдизм - это: 1) рациональная философия; 2) философия рационализма; 3) психологическое направление; 4) социологическое направление.
20. Все, что существует, А. Шопенгауэр понимает как: а) объективную реальность; б) волю; в) телесность; г) духовность.
21. Каким образом по Шопенгауэру можно устранить зло, коренящееся в мировой воле: а) путем политических реформ; б) с помощью развития экономики; в) путем совершенствования самого человека.
22. В философии Ф. Ницше основным понятием является: а) безосновная воля; б) воля к жизни; в) воля к власти; г) воля " как жизненный порыв".
23. В области научного познания, по мысли Ницше, истина - это: а) цель научного познания; б) объективное отражение действительности; в) актуальное мнение; г) полезное заблуждение.
24. В области социальных явлений Ницше рассматривал волю к власти как основу: а) права сильного; б) государственного права; в) прав и свобод человека; г) права на жизнь.
25. Согласно психоаналитическому учению З. Фрейда, жизнь в целом и большинство конкретных поступков человека определяется: а) мышлением; б) бессознательным; в) разумом; г) рассудком. 26. Согласно психоанализу, культура человечества строится на: а) стремлении прямо и непосредственно удовлетворить первичные влечения и инстинкты; б) уменьшении чувства вины человека; в) снижении тревожности индивида; г) сублимации первичных комплексов.
27. Какова основная проблема философской антропологии? а) построение целостной концепции человека; б) создание философского учения об обществе.
28. Главной особенностью человека представители философской антропологии считают: а) способность к изготовлению орудий труда; б) способность к прямохождению; в) наличие у него духа; г) способность к членораздельной речи.
29. В чем заключается сущность человека по М. Хайдеггеру? а) в особом способе жизни - существовании в страхе; б) в мышлении; в) в его материальности; г) в его стремлении к достижению счастья.
30. Ж.-П. Сартр считал, что основными психологическими состояниями человека являются: а) радость и оптимизм; б) грусть и безверие; в) вера и любовь; г) тревога и заброшенность.
31. Согласно М. Хайдеггеру и Ж..-П. Сартру, бытие, направленное к ничто и осознающее свою конечность, - это: а) мышление; б) переживание; в) экзистенция; г) научный факт.
32. В герменевтике основная задача философии, по Г. Гадамеру, - это: а) исследование философских письменных памятников; б) толкование и осмысление текста; в) современная интерпретация древних идей; г) сближение философского размышления с литературно-художественным творчеством.
33. Неопозитивисты сформулировали основные принципы проверки ценности современных научных знаний: а) практики; б) верификации; в) фальсификации; г) конвенции.
34. У кого из ниже перечисленных представителей постпозитивизма развитие науки предстает как смена научных парадигм? а) К. Поппера; б) И. Лакатоса; в) П. Фейерабенда; г) Т. Куна.
35. Основные черты философского течения " постмодернизм": а) критика западной рационалистической философии; б) отказ разуму в праве устанавливать ценности, открывать истину; в) рассматривает реальность как совокупность различных знаковых систем.
36. " Человек несет всю тяжесть мира на своих плечах: он ответственен за мир и за самого себя как определенный способ бытия. Поэтому в жизни нет случайности. Ни одно общественное событие, возникшее внезапно и увлекшее меня; не приходит извне: если я мобилизован на войну, это есть моя война, я виновен в ней, и я ее заслуживаю. Я ее заслуживаю, прежде всего, потому, что мог уклониться от нее - стать дезертиром или покончить собой. Раз я этого не сделал, значит, я ее выбрал, стал ее соучастником" - писал Ж.П.Сартр. Как Вы понимаете его слова?
Библиографический список Основной 1. Философия: учебник для вузов / под ред. В.П. Лавриненко. М., 2004, 2005, 2007. 2. Историко-философское введение (от Конфуция до Бодрийара) / под ред. Л.Я. Курочкиной. Воронеж, 2008. 3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. М., 2005. 4. Зотов А.Ф. Современная западная философия / А.Ф. Зотов. М., 2001. 5. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ в.: учеб. пособие: в 2 т. / А.Ф. Зотов, Ю.К. Мельвиль. М., 1994. 6. Маркузе Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. - М., 1994. Дополнительный 1. Рассел Б. История западной философии / Б. Рассел. - М., 1969. - Кн. 3. Ч.2. 2. Сартр Ж.-П. Избранные произведения / Ж.-П. Сартр. - М., 1992. 3. Тейяр де Шарден П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. - М., 1987. 4. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции / З.Фрейд. М., 1989. 5. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. М., 1990. 6..Ясперс К. Смысл и значение истории / К. Ясперс. М., 1991.
Библиографический список Основной 1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности / Л.М. Баткин. М.: Наука, 1989. 270 с. 2. Гавризян Г.М. Позднее средневековье как культурная эпоха и проблема Возрождения в работах И. Хейзинга / Г.М. Гавризян // Историко-филос. ежегодник. М., 1988. С. 202-227. 3. Гайденко П.П. Николай Кузанский и формирование теоретических предпосылок науки нового времени / П.П. Гайденко // Вопросы истории естествознания и техники. М., 1988. 3. С. 57-69. 4. Манекин Р.В. Философия эпохи Возрождения / Р.В. Манекин, Д.А. Гусев, П.В. Рябов // История философии: учеб. пособие для студентов российских вузов. М.: Эксмо, 2004. 5. Кувакин В. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека: (Философия, психология и стиль мышления гуманизма) / В. Кувакин. - СПб.; М., 1998. - 360 с. 6. Куртц П. Мужество стать: Добродетели гуманизма / П. Куртц // Здравый смысл: журн. скептиков, оптимистов и гуманистов. Спец. вып. - М., 2000. - 160 с. 7. Наука и гуманизм - планетарные ценности третьего тысячелетия: тез. междунар. науч. конф., СПб., 14-18 июня 2000 г. - М., 2000. - 159 с. - (Здравый смысл: Журн. скептиков, оптимистов и гуманистов; Спец. вып.).
1. Анохин А.М., Сюсюкин М.Ю. Бэкон и Декарт: истоки эмпиризма и рационализма в философии и развитие медицины в XVII XVIII вв. / А.М. Анохин, М.Ю. Сюсюкин //Философия и медицина. М., 1989. С. 29-45. 2. Библер В.С. Кант Галилей Кант / В.С. Библер // Разум нового времени в парадоксах самообоснования. М.: Мысль, 1991.- 317 с. 3. Богат С.М. Мир Леонардо. Философский очерк / С.М. Богат. М.: Дет. лит., 1989. Кн. 1-2. 4. Богуславский В.М. Эразм и скептицизм XVI в. / В.М. Богуславский // Эразм Роттердамский и его время.- М., 1989. - С. 218-226. 5. Горфункель А.X. Эразм и итальянская ересь XVI в. / А.Х. Горфункель // Эразм Роттердамский и его время.- М., 1989. С. 197-205. 6. Девятайкина Н.И. Мировоззрение Петрарки: этические взгляды / Н.И. Девятайкина. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1988. - 205 с. 7. Доброхов А.Л. Данте Алигьери / А.Л. Доброхов. М.: Мысль, 1990. 208 с. 8. Котловин А.В. Логика истории как составная часть философии истории от Августина до Маркса / А.В. Котловин // Философия истории: диалог культур. - М., 1989. - С. 73-75. 9. Кудрявцев О.Ф. Гуманистический идеал общежития: Фичино и Эразм / О.Ф. Кудрявцев // Эразм Роттердамский и его время. М., 1989. С.67-77. 10. Кудрявцев О.Ф. Ренессанский гуманизм и " Утопия" / О.Ф. Кудрявцев. М.: Наука, 1991. 228 с. 11. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание / В.Г. Кузнецов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. 192 с. 12. Балашов Л.Е. Гуманистический манифест / Л.Е. Балашов. - М., 2000. - 15 с. 13. Поругание разума: Экспансия шарлатанства и паранормальных верований в российскую культуру XXI века: Тез. к междунар. симп. " Наука, антинаука и паранормальные верования", Москва, 3-7 окт. 2001 г. - М., 2001. - 120 с. - (Биб-ка журн. " Здравый смысл" ). ЗАКЛЮЧЕНИЕ В настоящем пособии были предложены для рассмотрения фундаментальные философские проблемы, к которым на протяжении всей разумной истории человечества люди возвращаются вновь и вновь в попытках по-новому переосмыслить себя, окружающий мир и свое место в нем. Это проблемы человека, его души, сознания, морали, ценностей. Это также и проблемы мироздания, его бесконечности во времени и пространстве. По своей природе указанные проблемы относятся к числу " вечных", т.е. таких, которые существуют столь же долго, сколько существует и сама философия. Предлагая настоящее учебное пособие по истории философской мысли, мы стремились дать объемную картину разнообразных взглядов и представлений, предоставив студенту выбрать те, которые он найдет наиболее отвечающими его интересам и уровню знаний, а также жизненному опыту и интуиции. Мы видели задачу в том, чтобы побудить студентов проникнуть в сокровищницу философской мысли и на этой основе сформировать свое сознательное мировоззрение. В учебном пособии студенты найдут подборку контрольных вопросов, отвечая на которые придется осмыслить суть проблемы, в том числе и в историческом контексте, а также, может быть, впервые, задуматься над смыслом всего Сущего. Тесты, подобранные к каждой теме, помогут еще глубже разобраться в вопросах веками мучающих, как великих мыслителей прошлого, так и современных философов. Составители данного учебного пособия надеются на то, что студенты еще не раз обратяться к философской мысли, которая хоть и не дает окончательных ответов, позволяет ставить вопросы, помогающие понять жизнь и мир вокруг себя.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 1. Мифология как исторический тип мировоззрения. Мифология и философия. 2. Человек в философии Древнего Востока. 3. Основные принципы философского мышления в Древней Индии. 4. Социально-нравственная проблематика в Древнем Китае. 5. Космоцентризм античной философии. 6. Основные этапы развития античной философии. 7. Поиск первоосновы мира в досократической философии. 8. Атомистическое учение Демокрита. 9. Суть принципа софистов: " человек есть мера всех вещей". 10. Философия Сократа. 11. Идеализм Платона. 12. Философия Аристотеля как энциклопедическое учение. 13. Роль философских и нравственных идей Библии в развитии мировой духовной культуры. 14. Теоцентризм средневековой философии. 15. Спор номиналистов и реалистов в средневековой философии. 16. Патристика: суть учения и основные представители. 17. Схоластика и ее роль в философии Средневековья. 18. Антропоцентризм в философии Возрождения. 19. Гуманизм и натурфилософия в эпоху Возрождения. 20. Реформация и ее влияние на становление нового философского мышления. 21. Научная революция 17 века и ее влияние на философию. 22. Эмпиризм Бэкона и рационализм Декарта. 23. Монизм, дуализм, плюрализм в философии Нового времени. 24. Философские идеалы эпохи Просвещения. 25. Теория познания Канта. 26. Соотношение системы и метода Гегеля. 27. Принцип историзма, разработанный в немецкой классической философии. 28. Антропологический принцип в философии Фейербаха. 29. Концепция общественного развития Маркса. 30. Философский позитивизм. 31. Философия прагматизма. 32. Герменевтика как философское направление. 33. Сциентизм и антисциентизм. 34. Человек в " философии жизни". 35. Философские учения психоанализа. 36. Проблема свободы личности в экзистенциализме. 37. Религиозная философии ХХ века. 38. Особенности развития русской философии и ее периодизация. 39. Философские воззрения Ломоносова. 40. Дискуссия западников и славянофилов. 41. Философские взгляды Достоевского. 42. Философские взгляды Л.Толстого. 43. Философия всеединства В.С.Соловьева. 44. Русский космизм и его представители.
СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ПОНЯТИЙ
Агностицизм - философское учение, отрицающее принципиальную познаваемость мира и его законов. Адиафора - (греч. adiaphora — безразличное, малозначительное) — термин для фиксации индифферентного. Согласно учению киников и стоиков, адиафора — расположенное между Добром и Злом, добродетелью и пороком, не имеющее значения с позиции морали. Аксиология - философское учение о ценностях. Антиномия - противоречие между двумя положениями, каждое из которых признается логически доказуемым. Анти-этно-фалло-фоно-логоцентризм – это метафорическое выражение Ж. Деррида, в котором фиксируется отрицание системно-иерархических типов реальности и, прежде всего, человеческой реальности. Антропологизм - философская концепция, представители которой усматривают в понятии " человек" основную мировоззренческую категорию и утверждают, что только исходя из нее и можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении. Антропоцентризм – представление, согласно которому человек является центром вселенной и конечной целью мироздания. Ану - атомы, то дискретное, что сохраняется в любых изменениях субстанций (земли, воды, огня и т.д.). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 679; Нарушение авторского права страницы