Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 5. Философия эпохи Возрождения. (2ч)



Занятие 1

1. Антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм – характерные черты философского мировоззрения эпохи Возрождения. Процесс секуляризации духа. Проблемы человеческой индивидуальности.

2. Основные проблемы философии эпохи Возрождения. Переход от мистического пантеизма к натуралистическому. Утверждение натурфилософской ориентации в знании (Н. Коперник, Г. Галилей). Формирование новой картины мира, согласующей проблемы космоса, человека, природы, религии и социума.

3. П.П. Гайденко. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей.// Вопросы философии, 2002, №7, с. 131-142.

 

 

Вопросы для анализа и обсуждения статей к п. 3

 

1. В чем смысл концепций «ученого незнания» и «совпадения противоположностей» Н. Кузанского?

2. Какова взаимосвязь этих концепций в контекстемистического пантеизма Н. Кузанского?

3. Что означает утверждение Н. Кузанского о возможности познавать Бога только в его «развернутом виде», как это утверждение связано в целом с концепцией пантеизма?

4. Каковы отличия идей Дж. Бруно в его концепции натуралистического пантеизма от представлений Н.Кузанского?

Библиографический список

1. Баткин, Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди / Л.М. Баткин. – М.: Изд-во РГГУ, 1995. – 354 с.

2. Блинников, Л.В. Великие философы: словарь-справочник / Л.В. Блинников. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Логис, 2000. – 428 с.

3. П.П. Гайденко. Николай Кузанский и проблема совпадения противоположностей // Вопросы философии, 2002, №7, с. 131-142.

4. Ильин, В.В. История философии / В.В. Ильин. – СПб.: Питер, 2005. – 731 с.

5. История философии: учебник для вузов / А.В. Белов, Г.В. Драч, В.Н. Дубровин и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 771 с.

6. Лавриненко, В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2004. – 622 с.

7. Ортега-и-Гассет, Х. Человек в ХV веке / Х. Ортега-и-Гассет // Человек. – 1992. – № 3. – C. 28–29.

 

 

Тема 6. Философия Нового времени (XVII–XVIII вв.) (4 ч)

 

Занятие 1. Онтология и гносеология Нового времени.

1. Научная революция XVII века и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Смещение предмета философии Нового времени в область гносеологии и методологии. Проблема метода познания. Проблема достоверности знаний: эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт). Индуктивный и дедуктивный методы познания.

2. Связь гносеологии и онтологии: монизм, дуализм, плюрализм. Материалистический сенсуализм Дж. Локка: учение о первичных и вторичных качествах вещей. Субъективный идеализм Дж. Беркли: вещи как комплекс ощущений, идеалистический номинализм. Агностицизм Д. Юма: учение об идеях и их ассоциациях, критика понятия субстанции, проблема причинности.

3. Р. Декарт. Рассуждение о методе. /< http: //psylib.org.ua/books/dekar01/index.htm>

Вопросы для анализа и обсуждения статей к п. 3

 

 

1. В чем суть рационализма как философского направления? В чем специфика онтологического и гносеологическоговидов рационализма? Каковы особенности рационализма Р.Декарта?

2. В чем суть метода познания, предлагаемого Декартом? Что означает понятие «дедукция» в его гносеологии? Какова значимость «истинных, очевидных и абсолютно ясных предпосылок»в дедуктивном выводе?

3. Что представляет собой метод сомнения Декарта? Какова в нем роль интеллектуальной интуиции?

4. Каково ясное и достоверное утверждение Декарта, обнаруженное им путем методического сомнения? В чем именно, с точки зрения Декарта, выражается самоочевидностьэтого базового положения? В чем значение положения «я мыслю - следовательно существую» для дальнейшего развития философии?

5. В чем суть концепции «врожденных идей» Декарта? Каков путь обнаружения в сознании человека «врожденных идей»? Что означает в этой связи понятие априорное знание? В чем выражается взаимосвязь «врожденных идей» и «дедуктивного метода», предлагаемого Декартом?

 

 

Занятие 2. Социально-философская проблематика Нового времени. Проект Просвещения.

1. Теория естественных прав и общественного договора. Механицистическая модель общества. Признание естественного закона в качестве нормы разума.

2. Философия французского Просвещения. Разработка модели нового исторического субъекта, формирование понятия «гражданское общество», развитие взглядов о господстве человека над природой, обоснование идеи об отсутствии целей в естественнонаучном познании. Основные направления философии Просвещения (деистическое, атеистическое, материалистическое, утопически-социалистическое) и наиболее выдающиеся представители (Вольтер, Руссо, Гольбах)

3. В. Ю. Сухачёв. Страсти по Декарту: между метафизикой cogito и телесной практикой. / < http: //anthropology.ru/ru/texts/sukhach/passdcs.html>

 

Вопросы для анализа и обсуждения статей к п. 3

 

1. а) Как вы понимаете выражение «промысливание заботы о Я» как традиции, идущей с Античности, и наследуемой Декартом? В чем, на ваш взгляд, выражается эта преемственность у Декарта?

б) Раскройте смысл следующих выражений: «понять Я как целое значит спрашивающего поставить под вопрос», «вопрошая мысль, сущее, богов, человек вопрошает самого себя». Каким образом с этими размышлениями связано утверждение автора статьи о том, что Декарт мыслит Я как «предельность»?

2. а) Что, на ваш взгляд, позволяет Декарту «подвергать Я вопрошанию, допросу», ставить «Я под подозрение»?

б) Согласны ли вы с утверждениями о «собранности Я из фрагментов», о том, что «Я систематически уничтожается (время о-пределивает и избывает Я)», о существовании «Я в зеркалах», «Я, играющего по чужим сценариям»? Связано ли с этими представлениями «подозрение Я в неаутентичности»?

3. а) Что означает картезианское сомнение «как девальвация богов, вещей, сценариев, предлагаемых Другим и другими»?

б) Почему, на ваш взгляд, необходим «эксперимент в истинности Я», каким именно образом реализуется его «готовность превратить Я в проблему», «отделить от всего, что предоставляет подтверждение существования Я»?

4. а) Как бы вы пояснили «запрет на право Другого подтверждать мой процесс мышления», «отказ от всех форм алиби, приходящих снаружи», «отказ от подтверждения истинности мышления, идущего снаружи»? В чем именно для вас мог бы заключаться смысл этого запрета?

б) Что для Декарта означает «осознание как свидетельствование», самопознание как «основа познания только в опыте существования»? Каким образом с этим связано произнесение «Я мыслю...», «представляющее собой само существование» («когда я говорю, я осознаю себя»)?

5. а) Как можно понять декартовское утверждение о том, что «существование вещей не определяет моего существования»? О каком опыте невозможности опоры человеческого Я на вещи здесь идет речь?

б) «Отказ от знания вещей открывает пространство для знания Я» – согласны ли вы с этим утверждением? О каком пространстве самопознания здесь может идти речь?

 

Библиографический список

1. Аблеев, С.Р. Введение в историю философии: учебное пособие / С.Р. Аблеев. – М.: Гардарики, 2004. – 1271 с.

2. Алексеев, П.В. История философии: учебник / П.В. Алексеев. – М.: Проспект, 2005. – 236 с.

5. Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 2. – М., 1970. – С. 574–608.

4. Васильев, В.В. История философии: учебник / В.В. Васильев, А.А. Кротов, Д.В. Бугай. – М.: Академический проект, 2005. – 687 с.

5. Гриненко, Г.В. История философии: учебник / Г.В. Гриненко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2005. – 685 с.

6. Р. Декарт. Рассуждение о методе. / < http: //psylib.org.ua/books/dekar01/index.htm>

7. Канке, В.А. История философии: Мыслители, концепции, открытия: учебное пособие / В.А. Канке. – М.: Логос, 2005. – 430 с.

8. Кузнецов, В.Н. Французский материализм XVIII века / В.Н. Кузнецов. – М: Мысль, 1981. – 156 с.

9. Кун, Т.С. Структура научных революций / Т. С. Кун; пер. с англ. И.З. Налетова. – М.: Прогресс, 1977. – 300 с.

10. Мареев, С.Н. История философии: Общий курс: учебное пособие для нефилософских специальностей / С.Н. Мареев. – М.: Академический проект, 2004. – 875 с.

11. Соколов В.В. Европейская философия XVII–XVIII вв. – М., 1984.

12. Сухачёв В. Ю. Страсти по Декарту: между метафизикой cogito и телесной практикой.< http: //anthropology.ru/ru/texts/sukhach/passdcs.html>

13. Философия: учебник для вузов / Г.И. Иконникова, В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, М.М. Сидоров; под ред. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юристъ, 1998. – 516 с.

 

Тема 7. Классический этап философии
Нового времени (XIX в.) (2ч)


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 797; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь