Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Исследования в области фонетики
5.1. Из всех рассматриваемых традиций наиболее высокого уровня развития фонетика достигла в учении древних индийцев. Во многом это обусловлено их отношением к сакральным текстам, произнесение которых должно было осуществляться в архаичном виде, что, естественно, побуждало к изучению особенностей звукового строя языка. Древнеиндийские ученые разграничивали гласные и согласные звуки, указывая на положение органов речи при их произнесении и на различие их функции в слове, отмечая слогообразующий характер гласных и неспособность согласных самостоятельно образовывать слоги. Вместе с тем еще с середины первого тысячелетия до н. э. индийские ученые начали разрабатывать артикуляционную классификацию, в которой гласные и согласные звуки рассматривались в единой системе. При выяснении особенностей образования звуков тщательно изучается работа органов речи, учитываются малейшие их изменения, что дает возможность выделять различные признаки, посредством которых может характеризоваться тот или иной звук. Например, детально рассматриваются отношения между пассивными органами речи и языком, благодаря этому между ними обнаруживаются разные ступени контактов, позволяющие устанавливать тонкие звуковые различия: звуки полного контакта, звуки легкого контакта, закрытые, полузакрытые, открытые. При характеристике этих же звуков учитываются особенности движения воздушной струи через ротовую полость, что дает возможность разделить их на смычные, полугласные, спиранты, долгие гласные и краткие гласные. Подробно описывается характер действия голоса и резонаторов, в связи с чем звуки различаются: по открытости и закрытости глоточной полости, на проточные или резонансные, на вокализованные или невокализованные, придыхательные или непридыхательные, назализованные или неназализованные. Многоступенчатый характер носит и описание признаков места образования. Детальная разработка признаков, положенных в основу классификации, а также анализ гласных и согласных в единой системе составляет своеобразие индийской классификации звуков, которая внешне «похожа на принятую у европейцев классификацию согласных: по месту артикуляции, способу артикуляции, характеру воздушной струи при образовании звука. Но индийская классификация равно включает гласные и согласные и потому имеет другую систему признаков» (Рождественский 1975: 81–82). Звуки речи индийцы отличали от звуков языка (фонем). По сути при изложении грамматики Панини (вероятно, V в. до н. э.) ведет речь о позиционных вариантах фонемы, об идентификации фонем и морфофонем, о морфофонологических явлениях. Существенно также и то, что индийские ученые описывали чередование звуков, уподобление определенных звуков в процессе речи, правда, при этом они не делали различий между комбинаторными изменениями и историческими изменениями в структуре слова. 5.2. В Китае фонетические явления начинают изучаться поздно. Зарождение фонетики тесно связано с особенностями китайской письменности, в частности, с совершенствованием способов записи, с помощью которой может осуществляться чтение иероглифов. В самом конце эпохи Хань (202 г. до н. э. – 220 г. н. э.) был изобретен такой способ, который позволял представить чтение какого-либо иероглифа с помощью чтения двух других иероглифов. Этот способ был назван «разрезание» – фаньце. Важно учесть, что в китайском языке фонетической единицей является слог, причем границы между слогами, за редким исключением, совпадают с границами между морфемами. Слог делится на две части – начальную (инициаль) и конечную (финаль), последняя характеризуется не только составом входящих в нее звуков, но и определенной мелодикой – тоном. Чтобы обозначить чтение иероглифа, подбирали два других: первый из них читался с тем же начальным согласным, а второй – с той же финалью (и тоном), что и «разрезаемый» иероглиф. Таким образом, метод разрезания позволяет точно обозначить чтение любого иероглифа. Вскоре после династии Хань появляются словари рифм. «На состояние языкознания в это время оказали влияние главным образом два явления в китайской культуре: расцвет поэзии и широкое распространение буддизма. Развитие поэзии, появление теории стихосложения потребовало изучения рифмы и тона. С другой стороны, буддизм принес с собой элементы индийской культуры; знакомство с индийской алфавитной письменностью показало китайским ученым возможность фонетического анализа слова, принципы классификации звуков» (Яхонтов 1980: 99). О первых словарях рифм либо известно по косвенным источникам, либо известно немногое из особенностей их строения. Значительным толчком в развитии словарей рифм было изучение тонов, начавшееся в V в. Теория тонов, наряду с рифмой, играет важную роль в китайском стихосложении. Начиная с этого времени, словари рифм делятся на четыре части в соответствии с установленным количеством тонов. Наибольшую известность приобрел словарь, созданный в 601 г., – «Це юнь» («Разрезание и рифмы»), который несколько раз перерабатывался и в расширенном виде (с XI в.) сохранился до сих пор под названием «Гуан юнь» (Расширенный [Це] юнь). В этом словаре, по сравнению с «Це юнь», представлено большее количество рифм – 206, сгруппированных в 61 класс, изменен также и порядок расположения рифм. С XI в. известен и самый объемный по количеству иероглифов (53 525) словарь, хотя число и название рифм в нем осталось то же, что и в словаре «Гуан юнь». Таким образом, создание словарей рифм способствовало выяснению особенностей рифмующейся части слова и тонов. Однако начальные согласные и гласные, следовавшие за начальным согласным и относившиеся к финали, не изучались. Первый список начальных согласных, как и их классификация, был создан явно под индийским влиянием не ранее IX–X вв. и напоминал порядок букв в алфавите деванагари. Позже, в эпоху Сун (960 – 1279 гг.), список согласных был увеличен с 30 до 36 «букв», а также были внесены уточнения в классификацию согласных, причем, важно подчеркнуть, построенную на основе артикуляционных признаков. «Значительным шагом вперед в области изучения китайской фонетики было появление фонетических таблиц, которые позволяют наглядно представить всю фонетическую систему китайского языка полностью, включая и рифму, и инициали, и промежуточные гласные, и тон» (Яхонтов 1980: 108). Фонетические таблицы стали специальным методом изучения китайской фонетики, имели свою теорию и довольно сложный терминологический аппарат. Именно со времени создания фонетических таблиц китайская фонетика рассматривается как особая дисциплина. Таким образом, знакомство с работами по фонетике показывает, что китайское языкознание развивалось в этой области практически самостоятельно, испытав лишь незначительное влияние со стороны индийской науки. Во многом это было обусловлено тем, что усилия китайских ученых были направлены на изучение письменной речи, которая представляет собой иероглифическую систему, кроме того, сам язык значительно отличается по своему строению от языков, на основе которых возникли как индийская, так и европейская традиции. 5.3. В Древней Греции фонетика занимала значительное место, и хотя, по сравнению с Древней Индией, результаты в этой области біли не столь существенны, но они важны для нас как складывающаяся европейская традиция в описании звукового строя. О хронологической глубине изучения звукового строя языка и высоком уровне его осмысления греками свидетельствует создание письменности, которое обычно относят к IX или X в. до н. э. Изобретение алфавита, имевшего с самого начала специальные знаки не только для согласных, но также и для гласных звуков, – великое достижение греков, которому, естественно, предшествовало тонкое осознание звуковых сходств и различий, установление соответствий между символами и звучащей речью. В последующие века, особенно в V в. до н. э., изучение фонетики, по-видимому, углублялось. По косвенным данным известно, что к вопросам фонетики обращались многие мыслители, хотя письменных источников почти не сохранилось. Например, до нас дошли названия сочинений Демокрита из Абдеры (около 470 – 380 гг. до н. э.), часть из которых свидетельствует о его интересе к фонетическим явлениям: «О ритмах и гармонии», «О благозвучных и неблагозвучных буквах», «О Гомере, или об орфоэпии и глоссах». Заметим, что античные ученые не различали строго терминологически звук и букву, что видно из приведенных выше названий работ Демокрита и что следует помнить, знакомясь с литературой античных авторов. С концом V в. до н. э. связывают наблюдения над особенностями образования звуков и попытки создания их классификации. «Когда в конце V в. афиняне официально перешли от своего старинного алфавита на новоионийский, автор законопроекта Архин составил объяснительную записку к этой реформе; Архину уже известны три места образования взрывных звуков» (Античные теории 1936: 12). В частности, как свидетельствуют более поздние авторы, «Архин говорил, что (согласные) или произносятся у сложенных губ, как пи, и отсюда возникает пси у кончика языка, или широкой поверхностью языка у зубов, как дельта, и поэтому дзета возникает в этой местности, или изгибом и сжатием в глубине рта, как каппа, откуда проистекает кси» (там же: 35). Платон также ссылается на какую-то известную классификацию звуков, которая, как он пишет, заимствована им у «знатоков этого дела» («Кратил», согласно общепринятой рубрикации – 424 с). Правда, самого Платона мало интересовали вопросы фонетики. Обращаясь к классификации звуков («Кратил» – 424 с, «Филеб» – 18 bс), он практически не приводит примеров. Поэтому трудно понять, какие именно звуки Платон противопоставляет гласным, называя их безгласными или беззвучными и что он подразумевает, говоря о звуках «безгласных, но не беззвучных». Понятия слога и ударения, которые упоминает Платон, также не получают серьезного освещения в его работах. В Древней Греции фонетические исследования с самого начала отличались тем, что они проводились в тесной связи с теорией музыки и включались в метрику. К этому располагала практика обучения, в основе которой лежало чтение поэтических текстов, а также сама специфика древнегреческого стихосложения, которое в теории литературы определяется как «метрическое», основанное на различном сочетании долгих и кратких слогов: «долгий слог произносился приблизительно вдвое протяжнее, чем краткий, и обладал большей высотой звука» (Радциг 1977: 23). Много внимания ритмике и метрике уделяли представители пифагорейской школы, которые во всем пытались усмотреть соразмерность, пропорцию, стремились установить параллелизм между фонетическим строем и музыкальными ритмическими элементами, им же принадлежит изучение музыкальной и поэтической гармонии. Значительный шаг вперед в изучении звукового строя был сделан Аристотелем. Им определена общественно значимая роль звуков человеческого языка как носителей разумного слова, именно в этом ученый усматривал принципиальное отличие звуков речи от любых иных звуков, в том числе от непроизвольных звуков, произносимых людьми, или от звуков, издаваемых животными. Аристотель более подробно, по сравнению с предшественниками, характеризует звуки речи, используя при этом как акустические, так и артикуляционные признаки. Например, в «Поэтике» он пишет: «Гласный – тот, звучание которого слышится без прикладывания языка, например, α и ω; полугласный – тот, звучание которого слышится при прикладывании языка, например σ и ρ; безгласный – тот, который, при наличии прикладывания языка, не дает однако самостоятельно никакого звука, а делается слышным в соединении со звуками, имеющими какую-нибудь звуковую силу, например γ и δ. Эти элементы различаются в зависимости от формы рта, от места их образования, густым и тонким придыханием, долготой и краткостью и кроме того острым, тяжелым и средним ударением» (Античные теории 1936: 62). Аристотель дает определение слога как сочетания гласного и безгласного звуков, но следует помнить, что для него еще не существует слога, состоящего из одного гласного. В александрийской грамматической школе фонетика входила в грамматику, составляя ее первую часть. Дионисий Фракиец выделяет 24 звукобуквы, из них 7 гласных, которые могут быть долгими – η и ω, краткими – ε и ο, двухвременными – α, ι, υ. Последние названы так потому, что могут и удлиняться, и сокращаться. Ученый приводит перечень дифтонгов, выделяет двойные согласные (ζ, ξ, ψ ), определяя их как составленные из двух звуков: ζ из δ и σ, ξ из κ и σ, ψ из π и σ , называет плавные согласные (λ, μ, ν, ρ ). Обратим внимание на то, что и в работе Дионисия Фракийца не только дана характеристика звуков, но и заметно стремление дать им эстетическую оценку. Так, выделяя девять безгласных – β, γ, δ, κ, π, τ, θ, φ, χ, ученый пишет: «Безгласными они называются потому, что дают худший звук, чем остальные, подобно тому как мы называем безголосым трагического актера с дурным голосом» (Античные теории 1936: 107). Автор примечаний, данных к текстам из цитируемого сборника, отмечает: «Объяснение Дионисия свидетельствует о том, что термин «безгласный» уже стал непонятным; но это является признаком не каких-либо новых успехов фонетики, а ее полного омертвления: старая теория и терминология переходит из одного грамматического руководства в другое как традиционный и не перерабатываемый более материал» (там же: 305). По свидетельству Дионисия Галикарнасского (I в. до н. э.), называлось и другое количество звуков греческого языка – 13 или 30, это, по-видимому, зависело от того, признавались ли самостоятельными элементами все краткие и долгие или принимались лишь по количеству букв алфавита, независимо от их долготы и краткости, считались ли «двойные» отдельными элементами или сочетанием элементов и под. Ученые Древнего Рима продолжили традиции древних греков в описании фонетических явлений. Как известно, «Грамматическое руководство» Квинта Реммия Палемона (около 10 – 75 гг. н. э.) в качестве первого раздела содержало сведения из фонетики и письма. От II в. дошел до нас стихотворный трактат Теренция Мавра «О буквах, о слогах, о размерах», в котором подробно характеризуются звуки латинского языка, правда, как отмечают комментаторы, не всегда правильно. Сведения по фонетике, письму и стихосложению содержатся также в грамматике Доната (IV в.), благодаря которой они широко распространились в период средневековья по Западной Европе. Таким образом, в эпоху античности были заложены основы изучения фонетических явлений. Тонкие наблюдения древних, особенно индийцев, над произношением позволили установить многие существенные артикуляционные характеристики звуков, выделить слог, ударение, некоторые особенности интонации, осознать смыслоразличительную функцию звука. Вместе с тем очевидно, что у древних интерес к фонетике всецело обусловлен практическими потребностями чтения текстов. С особенностями письменного текста, с отношением к ним связано и своеобразие каждой из древних традиций. Китайская система письма, значительно отличаясь по характеру от других традиций, побуждала к разработке правил чтения иероглифов. Древнегреческие фонетические исследования развивались в тесной связи с музыкальным искусством в силу значимости ритма звучащего текста, обусловленного наличием кратких и долгих гласных, а также в силу повышенного внимания к эстетической стороне текстов. Стремление к точности произношения сакральных текстов во многом обусловило ту тщательность и многомерность в описании артикуляции звуков речи, которая была характерна для древних индийцев.
Вопросы и задания 1. С чем связано повышенное внимание древних индийцев к звуковому строю языка и каким образом это определило направление их исследований? 2. Что определило внимание Панини к морфонологическим процессам? 3. Как вы объясняете позднее развитие фонетики в Китае? 4. Какие предпосылки к созданию словаря рифм в китайском языкознании вы можете назвать? Насколько правомерно технику их создания ставить в зависимость от индийского влияния? 5. В чем вы усматриваете черты сходства в изучении фонетического строя языка древнеиндийскими и древнегреческими учеными? 6. В чем состоит своеобразие в исследовании фонетического строя языка древними греками и чем оно обусловлено? 7. Сформулируйте, что нового по сравнению с предшественниками внес Аристотель в разработку фонетики? 8. Какое место занимала фонетика в александрийской грамматике? 9. Попытайтесь объяснить, чем определяются специфические черты фонетических исследований каждой из рассмотренных традиций.
Выводы 1. Используя полученные сведения, дайте общую характеристику особенностей каждой из трех рассмотренных древних традиций. Раскройте специфику развития каждой из них, выделите наиболее существенные области лингвистической проблематики, объясните, чем это обусловлено. 2. Подготовьте тезисный ответ на тему «Роль греко-латинской традиции в становлении европейского языкознания». Продумывая данную тему, не пренебрегайте информацией, полученной вами в других учебных курсах, причем не только по дисциплинам лингвистического цикла, но и по философии, теории литературы. 3. Изложите, как решались перечисленные ниже проблемы, поставленные в греко-латинском языкознании (укажите имена ученых или назовите лингвистические школы): – философское осмысление человеческой речи: а) в онтологическом плане; б) в аспекте осуществления факторов, движущих сил, приведших к возникновению языка (гипотезы о происхождении языка); в) в семантическом аспекте (соотношение мира имен и мира вещей); – тесная связь логики и грамматики; – принципы описания грамматического строя; – лексико-семантический анализ слов (синонимия, многозначность, омонимия, этимология); – акустико-артикуляционная характеристика звуков, принципы классификации звуков; – различное понимание нормы языка; – риторика как учение о красноречии; – особенности прозаической и поэтической речи; – практика создания словарей, их разновидности; – разработка лингвистической терминологии. Библиография Алпатов 1998: Алпатов В.М. История лингвистических учений. М., 1998. Алпатов 1990: Алпатов В.М. О сопоставительном изучении лингвистических традиций (К постановке проблемы) // Вопросы языкознания, 1990, № 2. Античные теории 1936: Античные теории языка и стиля / Под общей ред. О.М. Фрейденберг. М.–Л., 1936. Аристотель 1978: Аристотель и античная литература / Отв. ред. М.Л. Гаспаров. М., 1978. Бокадорова 1990: Бокадорова Н.Ю. Стоики // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1990. Гринцер 2000: Гринцер Н.П. Лингвистические основы раннегреческой философии // Язык о языке: Сб. статей / Под ред. Н.Д. Арутюновой. М., 2000. Даниленко 1988: Даниленко В.П. Ономасиологическое направление в истории грамматики // Вопросы языкознания, 1988, № 3. Древние 1989: Древние цивилизации / Под ред. Г.М. Бонгард–Левина. М., 1989. Каракулаков 1966: Каракулаков В.В. Проблема языка у Гераклита // Язык и стиль античных писателей. Л., 1966. Каракулаков 1969: Каракулаков В.В. К истории разработки учения о грамматической категории падежа // Учен. зап. Душанбинск. пед. ин-та им. Т.Г. Шевченко. Т. 70. Душанбе, 1969. Каракулаков 1975: Каракулаков В.В. Возникновение в науке понятия аналогии и его проникновение в область грамматики // Вопросы теории языкознания. Калинин, 1975. Катенина, Рудой 1980: Катенина Т.Е., Рудой В.И. Лингвистические знания в Древней Индии // История лингвистических учений. Древний мир. М., 1980. Кобов 1966: Кобов И.У. Предмет и задачи античной грамматики // Язык и стиль античных писателей. Л., 1966. Леонтьев 1988: Леонтьев А.А. Генезис семантической теории: античность и средневековье // Вопросы языкознания, 1988, № 1. Лосев 1979: Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 1979. Лосев 1994: Лосев А.Ф. Статья к диалогу «Кратил» // Платон. Собр. соч. в 4-х т.. Т.1. М., 1994. Лоя 1968: Лоя Я.В. История лингвистических учений. М., 1968. Лукин 1999: Лукин О.В. Части речи в античной науке (логика, риторика, грамматика) // Вопросы языкознания, 1999, № 1. Лукреций 1937: Лукреций. О природе вещей / Перевод с латинского и комментарий Ф.А. Петровского. Вступительная статья В.Ф. Асмуса. М., 1937. Мечковская 1998: Мечковская Н.Б. Язык и религия. М., 1998. Оленич 1964: Оленич Р.М. Грамматическая система Квинта Реммия Палемона. Автореф..... канд. наук. Львов, 1964. Оленич 1980: Оленич Р.М. Александрийская грамматическая школа // История лингвистических учений. Древний мир. М., 1980. Ольховиков 1985: Ольховиков Б.А. Теория языка и вид грамматического описания в истории языкознания: Становление и эволюция грамматического описания в Европе. М., 1985. Ольховиков, Рождественский 1975: Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В Введение // Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. Очерки по истории лингвистики. М., 1975. Перельмутер 1980 а: Перельмутер И.А. Греческие мыслители V в. до н.э. // История лингвистических учений. Древний мир. М., 1980. Перельмутер 1980 б: Перельмутер И.А. Платон // История лингвистических учений. Древний мир. М., 1980. Перельмутер 1980 в: Перельмутер И.А. Философские школы эллинизма // История лингвистических учений. Древний мир. М., 1980. Петровский 1980: Петровский Н.С. Представления древних египтян о языковых явлениях // История лингвистических учений. Древний мир. М., 1980. Платон 1994: Платон. Собрание сочинений в 4-х т.. Т.1. М., 1994. Радциг 1977: Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М., 1977. Рождественский 1975: Рождественский Ю.В. Теория языка в античности //Амирова Т. А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. Очерки по истории лингвистики. М., 1975. Славятинская 1996: Славятинская М.Н. Учебник древнегреческого языка. Часть 1. М., 1996. Тронский 1941: Тронский И.М. Учение о частях речи у Аристотеля // Учен. зап. ЛГУ, № 63. Сер. фолол. наук, вып. 7, Л., 1941. Тронский 1957: Тронский И.М. Основы стоической грамматики // Романо-германская филология: Сб. статей в честь акад. В.Ф. Шишмарева. Л., 1957. Чанышев 1991: Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991. Чекалова 1966: Чекалова Е.И. Из истории римской лексикографии (о характере словаря Веррия Флакка) // Язык и стиль античных писателей. Л., 1966. Шифман 1980: Шифман И.Ш. Возникновение знаний о языке у финикиян // История лингвистических учений. Древний мир. М., 1980. Шубик 1980: Шубик С.А. Языкознание Древнего Рима // История лингвистических учений. Древний мир. М., 1980. Якушин 1985: Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. М., 1985. Яхонтов 1980: Яхонтов С.Е. История языкознания в Китае // История лингвистических учений. Древний мир. М., 1980.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1949; Нарушение авторского права страницы