Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Что мне близко в наследии М. И. Цветаевой?
Марина Цветаева – замечательный русский поэт, чье творчество самобытно и оригинально. Она с колыбели, кажется, знает о том, что награждена «душой, не знающей меры». В литературу Марина Ивановна принесла свое видение мира, мятежную душу, любящее сердце. Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я - поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет… … Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. Ее стихи отличает мятежность и неуступчивость. Поэту интересны истоки этой непокорности. Она хочет понять себя, свое место в этом разноцветном мире. У первой бабки – четыре сына. Четыре сына – одна лучина… А у другой – по иному трахту! – У той тоскует в ногах вся шляхта. Обеим бабкам я вышла – внучка: Чернорабочий – и белоручка! Яркая душа поэта выливалась в необычайно талантливых стихах. Очень часто в ее поэзии звучит мотив смерти, раннего ухода. Это не пугает Цветаеву, которая смотрит на жизнь философски. Люблю и крест, и шелк, и краски, Моя душа мгновений след… Ты дал мне детство – лучше сказки И дай мне смерть – в семнадцать лет! С такой душой можно было стать только поэтом. Марине Ивановне интересно, что послужило толчком к творчеству День был невинен, и ветер был свеж. Темные звезды погасли. -Бабушка! – Этот жестокий мятеж В сердце моем – не от вас ли?.. Вся поэзия Цветаевой, сама ее жизнь и смерть воспринимаются как борьба с обыденным, тусклым существованием. Разве можно представить жизнь поэта ровной и спокойной? Это сплошные взлеты и падения, выливающиеся в стихи. Пригвождена к позорному столбу Славянской совести старинной, С змеею в сердце и с клеймом на лбу, Я утверждаю, что невинна. Порывистость и стремительность были чертами характера Марины Ивановны, они присущи ей и в поэзии. Здесь все – стихия, божественное наваждение и в то же время земные страсти и страдания, без которых немыслима жизнь любого человека. Это соединение высокого и обыденного – характерная черта творчества Цветаевой. Кто сделан из камня, кто сделан из глины, - А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело – измена, мне имя – Марина, Я – бренная пена морская. К Марине Ивановне пришла известность, как она и предвидела, слишком поздно. Жаль, что в России умеют ценить лишь умерших, а поэту хочется счастья и признания при жизни, короткой, как правило. Стихи Цветаевой пронзают мне душу, заставляют задуматься о бренности существования и о непреходящих ценностях, взглянуть на мир ее глазами и удивиться его красоте, принять окружающий мир таким, каков он есть. Такому пониманию мира учит меня творчество Марины Ивановны Цветаевой, этим оно мне близко и понятно.
Н.В.Карпова «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире…» (по произведению А.И. Куприна «Гранатовый браслет») Любовь присутствует в жизни каждого человека, чудесно, когда любовь касается отношений между мужчиной и женщиной. В мире нет, наверное, ни одного человека, который бы не мечтал хотя бы один раз в жизни испытать это светлое чувство. Литература представляет нам массу примеров любви бескорыстной, чистой, светлой. Не стало исключением и творчество Александра Ивановича Куприна. Его повесть «Гранатовый браслет»- это история безответной любви бедного чиновника Желткова к княгине Вере Николаевне Шеиной. Герои произведения имеют свои представления о любовном переживании. Людмила Львовна, говоря о любви, имеет в виду святую, чистую, вечную и неземную любовь. Слова: «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире…»- принадлежатгенералу Аносову. По моему мнению, любовь всегда тайна, она должна быть тайной, потому что касается только двух людей. Это чувство нельзя выставлять напоказ, нельзя посвящать в эту тайну посторонних. Почему именно генерал Аносов произносит такие слова о любви? Потому что он сам познал трагедию любви. Ещё до войны его жена сбежала с проезжим актёром, пленясь его бархатной курткой. Генерал великодушно посылал ей пенсию вплоть до самой её смерти, но в дом к себе уже больше не пустил, несмотря на слёзные раскаяния. Он познал горечь любви, но не утратил этого чувства в душе своей. Всю нерастраченную любовь перенёс он на Веру и её сестру. Генерал понимает разницу между любовью и браком, не всегда брак строится на этом чувстве. Аносов с уважением относится к Василию Львовичу, мужу Веры, но понимает, что нет в их семье той бескорыстной любви, ради которой пойти на подвиг, отдать жизнь- не мучение, а радость. А вот этой радости и не хватает в семье Веры. Генерал Аносов понимает, что любовь в развлечение превратили мужчины, пресыщенные жизнью и неспособные на героические поступки. Любовь зачастую снисходит до бытового удобства. Вере удобно в браке с Василием Львовичем. Бескорыстная любовь Желткова вносит в жизнь Веры сначала раздражение, потом недоумение, а в конце сожаление. Сожаление о том, что возможно, её жизненный пусть пресекла именно настоящая любовь, та, о которой грезит любая женщина. Но надежда испытать любовные переживания исчезла со смертью Желткова. Слова генерала Аносова по сей день звучат актуально, не нужно превращать любовь в обыденность, пресыщаться ею. Любовь- это самопожертвование, любовь это тайна, это трагедия… «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине» ( по творчеству С.А.Есенина) Сергей Александрович Есенин- поэт первой половины века двадцатого. Вместе с Есениным в литературу ворвалось ни с чем несравнимое чувство, чувство любви к Родине, к родному дому, к родной природе. Слова, вынесенные в название темы, принадлежат самому поэту. Действительно, его лирика наполнена любовью к России: Тебе одной плету венок, Творчество поэта- это пример патриотизма. Лирический герой никогда не предаст сердцу милый край, он скорее отдаст за него жизнь: Если крикнет рать святая: Русь для Есенина и что-то очень близкое, родное: «низенькие околицы», «низкий дом с голубыми ставнями»…Поэт всегда с особой нежностью вспоминал родное село Константиново Рязанской губернии, в котором прошли его детские годы. Именно туда он мысленно возвращался в самые сложные периоды своей жизни. В поздних стихах Есенина звучат нотки тревоги и беспокойства за родину. В зарисовках старой деревенской Руси у Есенина не только радостные, но и грустные тона. Меняется действительность- меняется и настроение лирического героя. Поэта не могла не волновать судьба родины. Грусть и тревога за крестьянскую Русь наполняют теперь его произведения. Источник грусти в самой действительности - тяжелой, нищей, отсталой жизни деревни с ее ветхими, сиротливыми избами, заброшенными церквушками.Душа поэта откликается на беды такими строками: Край ты мой заброшенный, Поэт противоречиво воспринимал превращение патриархальной Руси в Русь советскую. Он осознавал, насколько тяжела жизнь простого народа.Революционное время, страдания и смерть людей не смогли изменить отношения Есенина к родине.Но пейзаж стихотворений стал меняться: новая Россия принесла с собой бури и грозы. Нисколько не разлюбил поэт свою страну. Он по-прежнему оставался верен своим убеждениям, считая, что у России есть будущее. Россия, как птица, должна будет взмахнуть крылами, возродиться. Даже путешествуя по миру, Есенин не забывал о родине, не хотелось ему видеть, как она превращается в страну негодяев, ему хотелось кричать, кричать своими стихами, ведь он чувствовал себя последним поэтом деревни. Лирика Сергея Есенина живёт в наших сердцах, она будет жива всегда, жива своей любовью, любовью к родине…
Киргизбаев И. Тема любви в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»
Роман И. С. Тургенева " Дворянское гнездо" раскрывает сущность отрицательного влияния крепостного права на развитие русского общества и, как следствие, вырождения " дворянских гнезд". Роман рассматривает период резких противоречий между западниками и славянофилами. На фоне этих глубоких и актуальных для того времени идейных споров развертывается история любви Федора Лаврецкого и Лизы Калитиной. Лаврецкий получил прескверное воспитание. Отец его, желая закалитьтело и дух сына, заставлял жить по-спартански, для умственного развития штудировать международное право и математику, а для развития " рыцарских чувств" -геральдику. Подобное воспитание не смогло обезобразить душу юноши -уж слишком здраво он мыслил и умел отличать мишуру от настоящего. Но после смерти отца Лаврецкий остался один в огромном мире, не имеющий конкретных представлений о реальной жизни, вынужденный на ощупь, вслепую выбирать нужные пути. Не научил его отеци еще одной чрезвычайно важной для мужчины вещи разбираться в женщинах. И именно в эту ловушку попадается молодой Лаврецкий. Увидев в театре Варвару Павловну Коробьину молодую красивую девушку, недавно вышедшую из института, он влюбляется в нее спервого взгляда. Позже он женится на ней, не зная, что представляется ей всего лишь " выгодной партией". Проходит несколько лет " счастливой" семейной жизни, на протяжении которых " нежная", " любящая" Варвара Павловна плетет интриги за спиной мужа. Лишь воля случая - записка ее любовника, найденная Лаврецким случайно, заставляет его прозреть. Он покидает жену, оставив ей приличное содержание. Немного позднее он узнает, что у них родилась дочь. Спустя какое-то время, вернувшись в Россию, Лаврецкийвстречается с Лизой Калитиной. После предательства жены герой утратил веру в женскую любовь, в возможность личного счастья. Однако его общение с Лизой постепенно воскрешает былую веру во все чистое и прекрасное. Сначала, еще не отдавая самому себе отчета в своих чувствах к Лизе, Лаврецкий желает ей счастья. Под влиянием своего печального жизненного опыта, он внушает девушке, что личное счастье превыше всего, что жизнь без него становится серой, тусклой. Лаврецкий убеждает Лизу искать личного счастья и сожалеет о том, что для него самого эта возможность уже утрачена. Потом, поняв, что он глубоко любит Лизу, и, видя, что их взаимопонимание с каждым днем растет, Лаврецкий начинает мечтать о возможности личного счастья и для себя самого. Внезапное известиео смерти Варвары Павловны окрыляет его надеждой на возможность перемены жизни, на счастье с Лизой. Но блеснувшая для Лаврецкого надежда оказалась призрачной. Весть о смерти жены оказалась ложной, как выяснилось с приездом Варвары Павловны и ее дочери. Это ставит героя перед выбором; личное счастье с Лизой или долг по отношению к жене и дочери. Продолжая считать высшим благом в жизни человека счастье, Лаврецкий склоняется перед долгом, признавая тем самым, что иногда человек вынужден пожертвовать всемради долга. Суть проблемы заключается еще и в том, что герой поставлен в такие условия, при которых он не волен поступать так, как хочет. Лиза глубоко религиозна. Брак для нее священен, как союз, освященный религией, а то, что создал Бог, человек разрушить не властен. Потому она отходит в сторону, заставляя и Лаврецкого покориться своей участи. Проводя параллели " Лаврецкий -Лиза" и " Лаврецкий -Варвара Павловна", автор показывает нам, что есть истинная любовь, а что лишь мираж.Варвара Павловна, кажущаяся на первый взгляд почти идеальной, красивая, умная, прекрасная хозяйка и жена на поверку оказывается умелой интриганкой. Она духовно бедна, что видно даже из ее описаний внешности: " Облокотясь на бархат ложи, девушка не шевелилась; чуткая, молодая жизнь играла в каждой черте ее смуглого, круглого, миловидного лица; изящный ум сказывался в прекрасных глазах, внимательно и мягко глядевших из-под тонких бровей, в быстрой усмешке губ, в самом положении ее головы, рук, шеи; одета она была прелестно". Такова Варвара Павловна. Но нигде мы не встречаем подобного яркого, четкого и подробного описания внешности Лизы. Это легко объяснить: в Лизе главное духовная красота, поэтому автор не обращается столь подробно к ее внешнему облику, дабы не заслонить то основное, к чему он привлекает внимание читателя. Варвара Павловна, напротив, за яркой внешностью не имеет ничего интересного. Она обладает способностью подстроиться под обстоятельства, но душа ее совсем не привлекательна. Вот ради благополучия этой женщины и расстаются Лиза и Лаврецкий. Но Лиза до конца верна себе. Лаврецкий пытается поговорить с нею в церкви, но она, не говоря ни слова, уходит. Да и зачем разговаривать? К чему сыпать соль на раны и вести бессмысленные разговоры? Все это причинит лишь боль и ему, и ей самой. При встрече героев в монастыре Лиза так же безмолвно проходит мимо Федора Ивановича. И права Лиза: изменить уже ничего нельзя, а потому даже намеки на прошлое болезненны, да и ни к чему. Такова любовная коллизия в романе. Долг и счастье -что важнее? Герои выбрали долг, но правы ли они? Этот спорный вопрос, и решает его чаще всего даже не человек, а сама Жизнь.
2. Тема любви в лирике А. А. Фета В лирике А. А. Фета немаловажную роль играет тема любви. Создание прекрасных стихов о любви объясняется не только великим даром и особым талантом поэта. В случае с Фетом оно имеет реальное отражение в жизни. Вдохновением для поэта была его любовь к дочери помещика Марии Лазич. Насколько их любовь была высока и огромна, настолько и трагична. Мария Лазич знала, что Фет никогда не женится на ней, ее смерть была темна и загадочна, можно даже предполагать, что это было самоубийство. Чувство вины постоянно преследовало Фета на протяжении всей его жизни, современники отмечали холодность, даже некоторую жестокость Фета в жизни. И, может быть, все же переживания о потере своей любимой нашли свое отражение в другом мире Фета, в мире лирических переживаний, настроений, чувств, воплощенных в стихотворения. Фет ощущал себя в другомбытии, мире поэзии, где он не одинок, а рядом с любимым человеком. Они снова вместе, и никто не сможет их разлучить. И хоть жизнь без тебя Суждено мне влачить, Но мы вместе с тобой, Нас нельзя разлучить. Поэт все время ощущает духовную близость со своей любимой, о чем свидетельствуют стихотворения. Ты отстрадала, я еще страдаю... В тиши и мраке таинственной ночи... Образ Марии Лазич для поэта является нравственным идеалом, а вся жизнь поэта —это стремление к идеалу и надежда за воссоединение с ним. Можно отметить, что любовная лирика поэта наполнена не только чувством надежды и упования. Она также глубоко трагична. Чувство любви —это не только радость, накопленная трепетными воспоминаниями, но и любовь, которая несет душевные муки и страдания. Например, как стихотворение “На заре ты ее не буди” наполнено различным смыслом. Вначале вроде бы показан тихий, спокойный сон девушки, но уже потом появляется какое-то напряжение... И подушка ее горяча, И горяч утомительный сон. Эта строка указывает на болезненное состояние. Любовь Фета —это костер, как и поэзия-пламя, в котором сгорает душа: Ужель ничто тебе в то время не шепнуло: здесь человек сгорел! Но время шло, а любовь его не угасала, она была настолько велика, сильна, что даже его друзья удивлялись, как он смог написать стихотворение “На качелях” по прошествии сорока лет. “Сорок лет тому назад я качался на качелях с девушкой, стоя на доске, а платье ее трепетало от ветра”, —пишет Фет в письме к Полонскому. Насколько же память о своей девушке рождает такие воспоминания, не дает покоя в течение всей жизни! Поэзия поэта —это плод его любовных переживаний и воспоминаний, которому он отдал все, что испытал, пережил, потерял. Конечно же потеря любимого человека произвела на Фета глубокое впечатление, поэт пережил душевное потрясение, в результате чего у него проявился великолепный талант, который открыл ему дорогу в поэзию для выражения своих чувств и переживаний. Подводя итог всему сказанному, я хочу добавить, что любовь —это действительно необыкновенная сила, которая творит чудеса. “Любви все возрасты покорны”. Любовь —прекрасное чувство, и каждый человек хочет любить и быть любимым. Возможно, смертьлюбимой девушки раскрыла талант великолепного поэта, который написал такие замечательные стихи любви, полные грусти и тоски и в то же время наполненные радостью, счастьем и жаждой жизни.
Д.М.Колодочка Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1227; Нарушение авторского права страницы