Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Реформы Монтегю - Челмсфорда
Во время войны британское правительство, обеспокоенное ростом национально-освободительного движения индийского народа, пыталось путем частичных уступок предотвратить угрозу революционного выступления. В августе 1917 г. государственный секретарь по делам Индии Монтегю выступил с декларацией, подготовленной лордом Керзоном и Остином Чемберленом, в которой содержалось обещание «постепенного создания ответственного правительства в Индии как неотъемлемой части Британской империи», Вслед за тем Монтегю отправился в Индию во главе специальной обследовательской комиссии. Как он сам записал в своем дневнике, единственной его задачей было «добиться, чтобы она (Индия) оставалась спокойной в критические дни войны». Прошел еще почти целый год, пока комиссия опубликовала доклад с предложениями о реформах. По именам Монтегю и вице-короля Индии Челмсфорда, также подписавшего доклад, эти реформы получили название реформ Монтегю - Челмсфорда. Главным пунктом реформ Монтегю - Челмсфорда было введение в нескольких провинциях так называемой диархии («двоевластия»). Эта система предусматривала передачу второстепенных органов местной исполнительной власти в управление индийским министрам, избранным законодательными собраниями, с сохранением ключевых позиций в руках министров, назначаемых губернаторами-англичанами. Так, избираемым министрам-индийцам предоставлялись департаменты здравоохранения, народного образования, местной промышленности, сельского хозяйства, а основные отрасли управления, в том числе ведавшие «поддержанием порядка и законности», т. е. полиция и юстиция, а также финансами, сохранялись за министрами, которых назначал губернатор. Создаваемые в провинциях законодательные собрания целиком зависели от усмотрения губернатора-англичанина: он имел право распустить собрание, уволить министров и управлять провинцией через назначенных им чиновников. Диархия вовсе не распространялась на центральные органы исполнительной власти, остававшиеся целиком в руках англичан. Несколько расширялось представительство индийцев в законодательном собрании при вице-короле, но, как и прежде, вице-король не был обязан выполнять постановления этого органа. В княжествах полностью сохранялся старый колониальный порядок, причем для усиления их политического значения намечалось создание особой «палаты князей». Борьба трудящихся Индии против англииских колонизаторов Доклад Монтегю - Челмсфорда был опубликован в июле 1918 г., когда в стране развернулись крупные выступления пролетариата. Бастовали рабочие Ахмадабада, Мадраса, Калькутты, Бомбея. Экономические требования о повышении заработной платы и сокращении рабочего дня переплетались с антиимпериалистическими лозунгами. К этому времени в Индии появились первые профессиональные союзы; хотя они подпали под влияние буржуазных националистов, самый факт их возникновения знаменовал повышение сознательности рабочего класса. В различных провинциях происходили стихийные волнения крестьян. Демобилизация миллионной армии дала новый толчок развитию революционного движения. Возвращавшиеся с военных фронтов солдаты были охвачены революционными идеями, а тяжелое экономическое положение, в котором они оказались по возвращении на родину, усиливало их антиимпериалистические настроения. В накалившейся политической обстановке план Монтегю-Челмсфорда не мог удовлетворить ни народные массы, ни национальную буржуазию. В августе 1918 г. чрезвычайная сессия Индийского национального конгресса высказалась против реформ, назвав их «вызывающими разочарование и неудовлетворительными». Только небольшая группа «умеренных» одобрила предложения Монтегю-Челмсфорда; эта группа вышла из состава Конгресса и образовала новую партию - Индийскую либеральную федерацию. Следуя своей обычной тактике, английские империалисты одновременно с разработкой плана реформ усилили меры борьбы с «беспорядками». По поручению вице-короля специальная комиссия под председательством судьи Роулетта подготовила и опубликовала законопроект о расширении чрезвычайных полномочий административно-полицейского аппарата. Законопроект отменял суд присяжных при разборе политических дел, предоставлял полиции право разгонять собрания, митинги, демонстрации, вводить усиленную цензуру и закрывать неугодные газеты, запрещать любые организации, заключать любого индийца в тюрьму без суда и следствия, даже без предъявления обвинения, по простому подозрению в «нелояльности». Опубликованием законопроекта Роулетта английские власти рассчитывали произвести устрашающее воздействие на индийскую общественность и предотвратить революционные выступления. Но эти надежды не оправдались. По всей стране прокатилась волна протестов. Усилилось стачечное движение. Большие размеры приняли крестьянские волнения, особенно в Пенджабе. Наблюдались случаи неповиновения среди солдат. Развитие событий обусловило более решительную тактику Индийского национального конгресса. Возглавив народное движение, он начал кампанию протеста против законопроекта Роулетта. Ганди и гандизм Лидером Национального конгресса в это время стал видный политический деятель Мохандас Карамчанд Ганди, сын министра небольшого индийского княжества, получивший юридическое образование в Лондоне. Больше двадцати лет, с 1893 по 1914 г., Ганди провел в Южной Африке, где возглавлял борьбу индийских иммигрантов за уравнение в правах с европейцами. Когда началась мировая война, он призвал индийцев записываться в англоиндийские войска и сам отправился в Лондон, чтобы предложить английскому правительству свои услуги по созданию вспомогательных санитарных отрядов из индийцев. В 1915 г. Ганди возвратился в Индию и здесь также выступил за поддержку Англии в войне, будучи убежден, что, помогая Англии, индийцы завоюют ее признательность и получат право на независимость. «Если бы мы могли, - говорил он, - заполнить поле сражений во Франции могучей армией индийцев-патриотов, борющихся за дело союзников, то это было бы хорошо и для нашего (индийского) дела». Ганди считал, что путем насилия индийский народ не сможет добиться освобождения. Еще в Африке он сформулировал и применил на практике метод общественно-политической борьбы, названный им «сатьяграха» («упорство в истине»). Главным содержанием сатьяграхи было учение о ненасилии. Обоснование этой идеи Ганди искал в различных древнеиндийских философско-религиозных концепциях. В дальнейшем Ганди выдвинул сатьяграху как единственно правильный, по его мнению, метод национально-освободительного движения индийского народа. Важнейшими формами практического осуществления сатьяграхи Ганди считал ненасильственное несотрудничество с английскими властями и гражданское неповиновение. Он различал индивидуальное и массовое, а также «оборонительное» и «наступательное» неповиновение. Применение каждого из этих видов должно было определяться тактическими соображениями. Придавая большое значение широкому участию народных масс в политической борьбе и вовлекая их в движение на основе принципов сатьяграхи, Ганди в то же время решительно выступал против любых форм насилия по отношению к колонизаторам и против классовой борьбы трудящихся масс. Отсюда вытекала характерная для гандизма проповедь «гармонии» классовых интересов, «опеки» имущих классов над неимущими, «сотрудничества» капиталистов и рабочих, помещиков и крестьян. Составной частью гандизма была так называемая конструктивная программа, за реализацию которой Ганди боролся до конца жизни. Эта программа включала в себя борьбу против кастовой системы, за индусско-мусульманское единство, раскрепощение женщины, развитие ремесла и особенно ручного прядения и ткачества и т. п. В отличие от многих прежних руководителей Национального конгресса Ганди не чуждался народных масс, понимая, что без вовлечения их в национально-освободительную борьбу нельзя добиться победы над английским империализмом. Эта сторона гандизма и личные качества Ганди - простота, аскетизм, верность индийским обрядам и обычаям, страстность, с которой он боролся за национальные требования, - импонировали широким массам, в особенности крестьянам. В короткий срок Ганди приобрел огромную популярность. В народе его стали называть Махатма («великая душа»). Деятельность Ганди в период бурного роста антиимпериалистической борьбы способствовала усилению национально-освободительного движения, помогая вовлекать в него широкие народные массы и противопоставлять английскому колониальному гнету могучую силу миллионов индийцев. Однако характерные для гандизма черты - отрицание классовой борьбы и проповедь ненасилия - приводили к тому, что не раз в моменты наибольшего обострения национально-освободительного движения Ганди старался сдержать революционную борьбу масс, не дать движению выйти из-под руководства Национального конгресса. Противоречивость гандизма вытекала прежде всего из противоречивого характера индийской национальной буржуазии. Как идеология гандизм объективно отражал стремление национальной буржуазии обеспечить свое руководство массовым национально-освободительным движением индийского народа. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1630; Нарушение авторского права страницы