Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Корея под колониальным гнетом Японии
Аннексировав в 1910 г. Корею и установив в ней жестокий террористический режим, японские империалисты не сумели, однако, привести корейский народ к покорности. Широкие слои населения - крестьяне, рабочие, ремесленники, национальная буржуазия, интеллигенция - не примирились с японским игом. Колониальный режим намного ухудшил и без того тяжелое положение корейских крестьян. Огромное количество земель было экспроприировано либо непосредственно японским правительством, либо японскими банками и специальными монополистическими земельными компаниями. Самой крупной из таких компаний было Восточно-колонизационное общество, созданное еще в 1908 г. для осуществления земельных захватов в Корее. Тяжелые последствия имела проведенная по указанию японских властей поземельная перепись, во время которой многие корейские землевладельцы не смогли предъявить требуемых документов ила, опасаясь повышения налогов, сообщили уменьшенные данные о запашках, и на этом «основании» были лишены права собственности на свои земли. В общем 90 тыс. японских и корейских помещиков владели более чем половиной всех обрабатываемых земель, тогда как свыше 2, 5 млн. крестьянских хозяйств ютилось на ничтожных клочках земли размером до полугектара. Более трех четвертей сельских хозяев арендовали землю у помещиков. Арендная плата составляла 50-60, а иногда 70-80% урожая. Различных налогов и сборов насчитывалось 52 вида, в том числе 11 видов прямых налогов. Крестьяне разорялись, шли в батраки, эмигрировали или пополняли ряды бездомных пауперов, так называемых хвачжонминов - «людей огневых полей», кочевавших в необжитых горных районах, где они выжигали лес, кустарник и возделывали пустыри. Колониальный режим тяжелым бременем лег на корейский пролетариат. Рабочий день длился нередко 17-18 часов. Пролетариат Кореи насчитывал всего 40 тыс. человек, но он уже вступил на путь классовой борьбы. В 1914 г. в Корее произошла одна стачка с 130 участниками, а в 1918 г. число стачек достигло 50 и число участников превысило 6 тыс.; в 1919 г. было 86 стачек, в которых участвовало свыше 9 тыс. человек. В общем в 1919 г. в трудовых конфликтах принимало участие более 20% всех корейских рабочих. Господством Японии была недовольна и корейская национальная буржуазия. Вся крупная и значительная часть средней промышленности, банки, внешняя торговля находились в руках японских монополий. Проведенный японскими властями (в декабре 1910 г.) закон о компаниях фактически запрещал корейским капиталистам создавать свои торгово-промышленные акционерные общества. На долю корейских предпринимателей приходилось лишь около 8% капиталов, вложенных в промышленные предприятия, и не более 6% валовой стоимости промышленной продукции. При этом национальной буржуазии принадлежали преимущественно мелкие, кустарные и полукустарные предприятия. Унизительной дискриминации подвергалась интеллигенция. Корейские ученые, педагоги, врачи, адвокаты, работники культуры и искусства не допускались к сколько-нибудь крупным и самостоятельным должностям и занятиям, а если им и предоставлялась какая-нибудь незначительная работа, то на гораздо худших условиях, чем те, на каких работали в Корее японцы. Кореец-служащий получал заработную плату в 2-2, 5 раза ниже, чем японец такой же квалификации. Жалованье школьного учителя-корейца равнялось жалованью швейцара-японца в той же школе. Весь административный аппарат Кореи был подчинен японцам. К корейскому населению применялись телесные наказания-избиение бамбуковыми палками. За период с 1913 по 1918 г. этому наказанию подверглось около 300 тыс. корейцев. Японские власти сжигали на кострах книги по истории Кореи и другие литературные произведения, которые могли возбудить у корейцев национальные чувства. Были уничтожены многие памятники старины, которыми гордился корейский народ. Подвергся гонению даже корейский язык: в утвержденных японцами школьных планах он стал именоваться «иностранным языком», а японский язык - «родным». Как отмечал В. И. Ленин, японские империалисты угнетали и грабили Корею «с неслыханным зверством, соединяющим все новейшие изобретения техники и пыток чисто азиатских» (В. И. Ленин, Речь на собрании актива московской организации РКП(б) 6 декабря 1920 г., Соч., т. 31, стр. 415.). Великая Октябрьская социалистическая революция оказала глубокое влияние на корейский народ. Еще до окончания мировой войны во многих местностях, особенно в северных пограничных с Россией районах, стали действовать партизанские отряды корейских патриотов. Они нападали на японские гарнизоны, пограничные посты, полицейские и жандармские участки. Вначале малочисленные и слабо вооруженные, эти партизанские отряды быстро разрастались, вовлекая в свои ряды обездоленное крестьянство. В стране неуклонно нарастало массовое антиимпериалистическое движение. Восстание в марте 1919 г. Слабость пролетариата привела к тому, что в качестве руководящей силы движения выступили буржуазные националисты. Немаловажную роль стала играть религиозная секта «Чхондогё» («Учение небесного пути»), основанная в 1906 г. Ее классовой опорой были зажиточные слои крестьянства, а руководителями - либерально настроенные помещики и представители буржуазии. К 1919 г. в рядах этой религиозно-политической организации насчитывалось около 130 тыс. членов, причем влияние ее распространялось на еще более широкие круги крестьянства. Глава секты Сон Бён Хи в прошлом тесно сотрудничал с японскими колонизаторами, но давление народных масс побудило и его принять участие в антияпонском движении. Поводом к выступлению послужила смерть бывшего корейского императора Ли Хи (свергнутого с престола японскими империалистами в 1907 г.). Он умер внезапно, и в народе распространились слухи, что его отравили по приказу японских властей. В Сеул стали прибывать многочисленные паломники, чтобы почтить память последнего императора независимой Кореи. Руководители «Чхондогё» вместе с примкнувшими к ним некоторыми другими буржуазными деятелями воспользовались этим скоплением народа в столице и приняли в феврале 1919 г. решение составить декларацию независимости, провести демонстрации и петиционную кампанию. Декларацию независимости подписали «тридцать три представителя нации». Она содержала весьма умеренные требования, призывала к ожиданию «помощи» от Парижской мирной конференции, прежде всего от Соединенных Штатов, и выражала надежду, что японское правительство само добровольно вернется «к справедливым принципам права и истины». Буржуазно-националистические лидеры в сущности хотели добиться компромисса с Японией или же достигнуть соглашения с ее империалистическими соперниками, в первую очередь с Соединенными Штатами Америки. Поэтому авторы декларации призывали народ воздержаться от применения насилия. Обнародование декларации состоялось 1 марта 1919 г. на многолюдном митинге в сеульском Парке Пагоды. В этот день на улицах столицы демонстрировало около 300 тыс. человек. Массовые демонстрации состоялисьи во многих других городах. Вслед за демонстрациями вспыхнули стихийные забастовки сеульских рабочих - трамвайщиков, табачников и др. «Тридцать три представителя нации» даже не присутствовали в Парке Пагоды, а, собравшись на банкет в фешенебельном сеульском ресторане и подняв бокалы за независимость Кореи, тут же сообщили об этом по телефону в японскую полицию и добровольно пошли под арест. Японские власти обрушили на демонстрантов и забастовщиков репрессии. Начались аресты. Руководство движением быстро капитулировало, и народная борьба в дальнейшем развивалась стихийно. Начиная с 5 марта демонстрации стали перерастать в вооруженные выступления. Повстанцы громили полицейские участки, японские правительственные учреждения, дома видных японских чиновников и богачей. Со второй половины марта восстание распространилось почти на всю страну. В нем приняло участие более 2 млн. человек. В ряде районов рабочие объявляли забастовки и вступали в вооруженную борьбу с японскими войсками и жандармами. В сельских местностях крестьяне нападали на помещичьи усадьбы. Кровавые столкновения не прекращались в течение двух месяцев. Японские власти сосредоточили против повстанцев большие воинские силы. Повсеместно производились аресты, пытки, казни. Корейский народ понес многочисленные жертвы: около 8 тыс. человек убитыми, 16 тыс. ранеными, 53 тыс. арестованными. С большим трудом японским империалистам удалось к концу апреля 1919 г. подавить восстание. Между тем буржуазные лидеры все еще надеялись на поддержку со стороны Соединенных Штатов. В апреле 1919 г. группа корейских эмигрантов образовала в Шанхае корейское «временное правительство», которое послало своих представителей на Парижскую мирную конференцию. Американские империалисты вели в это время с Японией и другими своими соперниками сложную дипломатическую игру в связи с разделом послевоенной добычи. Когда делегация корейского «правительства» прибыла в Париж, ей было заявлено руководителями конференции, что провозглашенные Вильсоном «принципы» относятся лишь к европейским нациям и что вообще обсуждение корейского вопроса на Парижской конференции признается нежелательным, так как оно может вызвать осложнения во взаимоотношениях великих держав. Тем временем национально-освободительная борьба корейского народа не прекращалась. Усиливалось рабочее движение. В апреле - августе 1919 г. бастовали грузчики в Пусане, в июле - октябре происходили стачки трамвайщиков, печатников и металлистов в Сеуле; всю осень и зиму 1919/20 г. продолжались забастовки на различных рудниках и шахтах, составившие половину всех забастовок этого периода. Обеспокоенное развитием национально-освободительного движения корейского народа, японское правительство летом 1919 г. в высокопарной декларации объявило, что период военного управления Кореей окончен и отныне открывается «эра культурного управления». Одновременно произошла смена генерал-губернатора Кореи. Новому генерал-губернатору Сайто Макото, слывшему либералом, японское правительство поручило провести реформы, которые, создавая видимость смягчения колониального гнета, помогли бы привлечь на сторону Японии национальную буржуазию и этим расколоть фронт освободительной борьбы. В действительности все реформы и обещания японского правительства оказались обманом. В конечном счете «политика культурного управления», провозглашенная японскими империалистами, не примирила с колониальным режимом широкие слои населения. После событий 1919 г. начался новый этап национально-освободительного движения, отличительной чертой которого был выход пролетариата на первый план борьбы. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 862; Нарушение авторского права страницы