Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Подъем антиимпериалистического движения



Национально-освободительное движение грозило выйти за пределы «ненасильственного несотрудничества». Поэтому руководство Национального конгресса попыталось утихомирить народные массы. Ганди потребовал прекращения кампании «ненасильственного сопротивления». В декабре 1919 г. он настоял на принятии Национальным конгрессом постановления о сотрудничестве с английскими властями в проведении реформ Монтегю-Челмсфорда, которые в это время приобрели силу закона.

Однако народные массы придерживались иных взглядов. После Амритсара, военно-полевых судов, казней и порок они не хотели и слышать о «спокойном проведении» реформ.

Знаменательным явлением было дальнейшее развитие рабочего движения. Забастовки все в большей степени приобретали политический характер. Вместе с тем происходил рост профсоюзных организаций. Осенью 1920 г. в Бомбее состоялась первая сессия Всеиндийского конгресса профессиональных союзов. Несмотря на то что этой организацией руководили буржуазные лидеры, ее создание означало крупный шаг на пути сплочения индийского пролетариата. В начале 20-х годов в Индии возникли первые коммунистические группы.

Развитию освободительной борьбы индийского народа содействовала международная обстановка.


Сожжение английской одежды в Дели. Фотография. 1922 г.

Окончательная победа Советской России над иностранными интервентами нанесла сокрушительный удар престижу английских империалистов. Большое значение имели также их неудачи на Востоке. Восстание египтян против английского господства, антианглийская борьба в Иране и Ираке, англо-афганская война, национально-освободительная война турецкого народа находили широкий отклик в Индии, особенно среди мусульманского населения.

Наиболее бурно реагировали индийские мусульмане на заключение Севрского договора. Среди них началось настолько мощное движение протеста, что руководство Мусульманской лиги, опасаясь утратить свое влияние, решило выступить против этой попытки империалистических держав покончить с государственным существованием Турции. Лидеры Мусульманской лиги организовали так называемый Халифатский комитет, придав движению религиозную форму «защиты халифа» (халифом, т. е. главой «всех мусульман», считался турецкий султан), хотя в действительности оно носило антиимпериалистический характер.

По инициативе Ганди Национальный конгресс и Халифатский комитет образовали единый блок. Индусско-мусульманское единство угрожало британским империалистам полным крушением их политики «разделяй и властвуй». В официальном правительственном докладе с тревогой говорилось, что «индусы публично принимали воду из рук мусульман, и наоборот... Индусским лидерам разрешили выступать с речами в мечети».

Осенью 1920 г. Национальный конгресс отказался от сотрудничества с англичанами в проведении реформ и принял план «прогрессивного ненасильственного несотрудничества» с целью достижения свараджа (самоуправление, независимость) и удовлетворения требований «халифатистов».


Демонстрация «акали». Фотография. 1922 г.

План намечал серию последовательных мер: во-первых, все индийцы должны отказаться от титулов и почетных постов, пожалованных правительством; во-вторых, если это не поможет, то будет осуществлен всеобщий бойкот законодательных органов, судов и учебных заведений и, наконец, в-третьих, как завершающая стадия «прогрессивного ненасильственного несотрудничества», выдвигалась угроза всеобщего отказа от уплаты налогов.

В это же время Национальный конгресс преобразовался в массовую партию с ячейками на местах и исполнительным комитетом в центре. В нее получили доступ рабочие, крестьяне и ремесленники; число членов было намечено довести до 10 млн. Вместо английского языка местные организации Национального конгресса употребляли национальные индийские языки, что приближало Конгресс к массам.

В 1921 г. подъем антиимпериалистической борьбы достиг высшей точки. По всей стране происходили массовые митинги, демонстрации, забастовки. Индийцы бросали работу в правительственных учреждениях, бойкотировали суды, учебные заведения, отказывались покупать английские товары и публично сжигали их на площадях. Участие многомиллионных масс в антиимпериалистической борьбе фактически парализовало во многих местах аппарат колониального управления.

В Пенджабе члены наиболее влиятельной среди сикхских ремесленников и крестьян религиозной секты «акали» («бессмертный») поднялись на борьбу против феодальной эксплуатации, которой их подвергали настоятели храмов - маханты. Движение «акали» сразу приняло антиимпериалистический характер, так как английские власти оказали вооруженную поддержку махантам. Только к началу 1923 г. колонизаторы сумели расстрелами и многочисленными арестами подавить это движение.


Национально-освободительное и рабочее движение в Индии в 1918-1923 гг.

Крупное восстание вспыхнуло среди крестьян-мусульман Малабарского побережья Мадрасской провинции, так называемых мопла. Оно началось в августе 1921 г. и продолжалось больше полугода. Религиозная мусульманская идеология оказала существенное влияние на формы движения. В ходе восстания было провозглашено «Халифатское царство». В селах крестьяне создали собственные органы управления. Правительство бросило против мопла 10-тысячную армию. Тысячи крестьян были расстреляны или сосланы на каторгу.

Большой размах получило крестьянское движение в Ауде, где образовался Союз земледельцев, принявший название «Эка» («Единство»). Во главе «Эка» стояли крестьянские вожди из низших каст, выдвинувшие лозунг защиты крестьян-арендаторов от произвола помещиков. Участники движения «Эка» нападали на помещичьи усадьбы, требовали изгнания англичан из Индии. Движение было подавлено с помощью регулярной армии.

Революционный энтузиазм народа побуждал руководителей Национального конгресса и Халифатского комитета усиливать давление на англичан. Ганди выступил с требованием о предоставлении Индии свараджа не позднее конца 1921 г. Деятели Конгресса разъезжали по стране, агитируя за кампанию массового гражданского неповиновения. Производившиеся английскими властями многочисленные аресты членов Конгресса только усиливали возмущение в стране. В ноябре 1921 г. в Индию прибыл принц Уэльский. Его поездка имела целью оживить верноподданнические чувства, которые, как казалось английскому правительству, питает индийский народ к британской короне. Но индийцы встретили наследника английского престола всеобщим харталом и бурными демонстрациями, нередко переходившими в кровопролитную борьбу с полицией.

В 1921 г. во многих городах стали возникать отряды «национальных волонтеров», в которых участвовали студенты, представители мелкобуржуазных слоев, рабочие. Формально они действовали в рамках Национального конгресса и Халифатского комитета, организуя харталы, бойкоты, пикетирование магазинов с английскими товарами и тому подобные акты «ненасильственного несотрудничества». Фактически же это было нечто большее - начальная форма боевой антиимпериалистической организации. Английские власти объявили «национальных волонтеров» вне закона, сотнями и тысячами арестовывали их. Тем не менее ряды «национальных волонтеров» пополнялись и в нелегальных условиях.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 940; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь