Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Общественное сознание и его структура. Формы общественного сознания.
Общественное сознание является совокупностью идеальных форм (понятий, суждений, взглядов, чувств, идей, представлений, теорий), которые охватывают и воспроизводят общественное бытие, они выработаны человечеством в процессе освоения природы и социальной истории. Опережающая роль общественного сознания связана с научно-теоретическим уровнем отражения действительности, глубоким осознанием субъектом своей ответственности за прогресс общества. Общественное сознание может существовать только тогда, когда есть конкретные носители - человек, социальные группы, общности, конкретные личности и другие субъекты. Общественное сознание является чрезвычайно сложным явлением, имеет динамическую, сложную структуру, которая предопределяется структурой общественного бытия. Одним из элементов структуры общественного сознания является его разные уровни - обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология. Обыденное сознание как совокупность конкретных условий жизнедеятельности людей развивается на основе их повседневного опыта. Она охватывает объект отражения, как правило, с нескрываемой, очевидной стороны. Буденный уровень общественного сознания включает в себя эмпирические знания об объективных процессах, взгляды, настроения, традиции, чувства, волю. Теоретический уровень общественного сознания выходит за пределы эмпирических условий бытия людей и выступает в виде определенной системы взглядов, стремится проникнуть в самую суть явлений объективной действительности, раскрыть закономерности их развития и функционирования. Она направлена на выявление наиболее существенных черт названных процессов. Общественная психология представляет собой совокупность взглядов, чувств, эмоций, настроений, привычек, традиций, обычаев, возникающие у людей под влиянием непосредственных условий их жизнедеятельности через призму их повседневных интересов. Она - важное условие становления духовной культуры человека, а идеология превращается в движущую силу, лишь проникая в сферу психологии. Диалектика развития общественного сознания заключается в противоречивом переходе общественной психологии в идеологию. Идеология представляет собой совокупность идей, взглядов, в систематизированной, логически стройной форме отражает социально-экономические условия жизни людей. Идеология выступает как высший научно-теоретический уровень духовных ценностей. Формы общественного сознания политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная сознания. Политическое сознание является отражением политических отношений, политической деятельности, что происходит в обществе. Она является совокупностью идей, взглядов, учений, политических установок, тех или иных политических методов, с помощью которых обосновываются и воплощаются в жизнь политические интересы субъектов политических процессов. Политическое сознание включает в себя идеологический и психологический аспекты. Правовое сознание представляет собой совокупность знаний, представлений юридические права и нормы, регулирующие поведение людей в обществе. Правовое сознание тесно взаимосвязана с правовыми нормами и законами в соответствии с господствующими в обществе представлениями о законности. порядок, справедливость. Мораль представляет собой совокупность, систему норм, правил поведения людей в обществе. В отличие от правовых норм, нормы морали не закреплены в юридических законах, а регулируются в обществе силой общественного мнения. Эстетическое сознание - отражает объективную действительность путем определенных художественных образов. Эстетическое сознание отражает познания в конкретной наглядно-чувственной форме, художественных образах, которые оказывают влияние на наши органы чувств и вызывают тем самым определенную эмоциональную реакцию, оценку. Религия как форма общественного сознания охватывает религиозную идеологию и религиозную психологию. Религиозная идеология представляет собой более или менее стройную систему религиозных идей, взглядов на мир. Религиозная психология включает в себя несистематизированных религиозные чувства, настроения, обычаи, представления, связанные главным образом с верой в сверхъестественное. Общественное сознание выполняет три основные функции: 1) отражение общественного бытия, 2) управление деятельностью, 3) создание программ, способных управлять деятельностью на основе верного отражения бытия. Таким образом, общественное сознание выступает, во-первых, как следствие естественно-исторического процесса развития способа производства, во-вторых, как программа, управляющая деятельностью человека, в-третьих, как основа духовного производства. 43. Понятие цивилизации. Постиндустриальное общество и информационные способы бытия человечества. Концепция постиндустриального общества. Концепции будущего развития: 1) “постиндустриального” общества (Д.Белл) - обществом станут управлять организаторы науки и техники (менеджеры), а определяющим фактором развития - научные центры. Суть: Всеобщая технизация жизнеспособна решить все соц. проблемы. Ошибочность: Абсолютизация роли науки и техники (Они не могут решать сложные политические проблемы). 2)технофобии - то есть страха перед всепроникающей силой техники. НТП принимает такие масштабы, что грозит выйти из-под контроля общества и стать грозной разрушительной силой цивилизации, способной нанести непоправимый вред природе и самому человеку. В эпоху индустриального общества капиталистической ориентации возникает классическое деление общества на такие социальные группы, как буржуазия, наемные рабочие и интеллигенция. Применительно к постиндустриальному обществу — обществу, называемому информационным, эта схема нуждается в корректировке. Дело в том, что глубокие трансформации в экономической и социальной структурах общества, повышение удельного веса высоких технологий и умственной деятельности, сферы услуг, а также фактора власти придали больший динамизм развитию социальной структуры, дифференциации и одновременно интеграции ее составляющих. Компьютерная революция подготовила почву для перехода от индустриального к постиндустриальному или информационному обществу. В отношении основных параметров этого общества остаётся еще много неясного. Но уже сейчас можно сказать, что инфомационное общество представляет собой новый тип цивилизации, предусматривающей: - интеллектуализацию всех сфер жизни; - создание социально-информационной структуры, охватывающей производство, сбыт, транспорт, управление, сферу услуг, образование, медицину, науку и т.д.; - превращение информации в важнейший ресурс общества; - развитие сетей когнитивной информации, т.е. таких коммуникаций, через которые будут решаться профессиональные и личные проблемы человека; - трансформацию информационной деятельности в самую большую и важную отрасль человеческой деятельности. Есть все основания полагать, что в информационном обществе будут постепенно складываться условия для перехода от техногенной к антропогенной цивилизации. Информационное общество — это социальный феномен, который имеет общечеловеческий характер и не укладывается в формационную парадигму “капитализм-социализм” или “Запад-Восток”. Его становление происходит неравномерно. В развитых странах этот процесс идет довольно быстрыми темпами. В развивающихся странах социальные преобразования осуществляются в рамках “индустриального общества”. В России пока закладывается лишь предпосылки информационного общества, его становление сдерживается охватившим нашу страну системным кризисом. В информационном обществе интенсивно формируется новый правящий класс — высшие чиновники и крупные бизнесмены, класс производственных и непроизводственных работников (люди наемного труда, не имеющие собственности, низшие служащие в сфере услуг). Все большее значение приобретает так называемый средний класс, занимающий промежуточное положение между двумя названными классами (мелкие предприниматели, интеллигенция, работающая по найму, и др.). Научно-технический прогресс не замыкается в своих собственных рамках; он оказывает воздействие на всю совокупность общественных отношений. Это воздействие может быть как конструктивными, так и деструктивным. Какая из тенденций возобладает, во многом зависит от способностей человека направить этот процесс в гуманистическое русло. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 841; Нарушение авторского права страницы