Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Российский и зарубежный рынки произведений искусства
Сравнение российского и зарубежного арт рынков, в частности, рынка США, – дело довольно бесцельное. Это как сравнивать отца лет 30 и сына лет 5, вроде, похожи, но серьезно сравнивать их физическую силу и жизненный опыт – смешно. Таким образом, далее будет, скорее, обзор и некая историческая справка развития арт-рынков в России и за рубежом. В России стали появляться аукционы искусства с 1992 года, но из-за непрозрачности бизнеса, было очень затруднительно оценить качество и квалификацию арт-экспертов. Все изменилось в 2010 году, а именно 1 января 2010 года, когда вступил в силу Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам России (ФСФР России) от 6 августа 2009 г. № 09-30/пз-н. Приказ ввел новую категорию закрытых паевых инвестиционных фондов — фонды художественных ценностей. В соответствии с законодательством в состав активов такого инвестиционного фонда могут входить как денежные средства, так и предметы искусства и старины, при этом не менее двух третей рабочих дней календарного года художественные ценности должны составлять не менее 40% стоимости активов. Таким образом, был создан на законодательном уровне российский арт-инвест-рынок. Что же касается США, Европы и Великобритании, то там такие структуры существуют уже с 60-70-х годов прошлого века. Самыми известными являются: фонд, специализирующийся на картинах старых мастеров, импрессионистов, модернистов и современных художников Fine Art Fund Group Ltd; фонд, специализирующийся на китайском искусстве China Fund, фонды Fernwood, Art Dealers Fund, Art Collectors Fund и т.д. Рынок инвестиций в предметы искусства является международным, несмотря на это, основной объем сделок и максимальное число торговых сессий распределяется преимущественно между двумя странами – США и Великобританией. Крупнейшими в мире аукционными домами являются Christie's и Sotheby's. Через них совершается примерно 80-90% всех проходящих в мире аукционных сделок по продаже антиквариата и предметов искусства. В России есть представительство аукционного дома Christie's, что говорит о перспективности развития арт-бизнеса в Российской Федерации. В США и Европе рынок произведений искусства развит значительно больше, чем в России, на зарубежном рынке гораздо больше профессиональных игроков и серьезных инвесторов, поэтому, зарубежный рынок оценивается значительно выше, чем рынок российский. В связи с тем, что продавцы на арт рынке (исключая публичные компании и аукционы) не распространяют информацию о сделках и любят конфиденциальность в финансовых вопросах, оценить реальный объем рынка искусства довольно сложно. Таким образом, следует полагаться на оценки аналитиков, которые порой разнятся. По данным материала Марии Онучиной от 05.04.2013г.[11] есть следующие цифры и выводы. «В недавно опубликованных отчетах о положении арт-рынка в 2012 году цифры разнятся. Например, в годовом отчете французского сайта Artprice весь мировой аукционный рынок (без галерейных и частных продаж) оценивается в 12, 269 миллиарда долларов. Это без учета комиссионных сборов аукционных домов — так называемых Buyer’s Premium (BP), которые обычно весьма солидны. Но даже если прибавить к цифре Artprice величину усредненного BP (округленно 20 %), то получившиеся 15 миллиардов долларов все равно не сравнятся с данными, приводимыми в отчете нидерландской антикварной ярмарки TEFAF. Аналитик TEFAF Клэр МакЭндрю оценивает не только аукционный рынок, но и рынок первичных галерейных продаж. По ее подсчетам, в 2012 году мировой оборот арт-рынка составил 43 миллиарда евро (56 миллиардов долларов). Из них на рынок частных продаж приходится 52 %, или 22, 2 миллиарда евро (29 миллиардов долларов). Значит, аукционному рынку остаются 48 % и 20, 8 миллиарда евро (27 миллиардов долларов) — почти вдвое больше, чем насчитал Artprice. Но и со статистикой TEFAF аналитики готовы поспорить. По мнению нью-йоркского юриста в области искусства Майкла МакКалоу (Michael McCollough), Клэр МакЭндрю сильно недооценивает рынок частных продаж. Это не соотношение 52 % к 48 %. Рынок частных сделок как минимум вдвое больше, чем аукционный рынок, — полагает бывший консультант Sotheby’s МакКалоу. То есть если объем аукционного рынка в 2012 году равнялся 27 миллиардам долларов, то объем галерейных продаж составлял 54 миллиарда долларов, а значит, общий объем арт-рынка достиг 81 миллиарда долларов». Вот какие данные по российскому арт-рынку приводятся в материале, упомянутом выше: « < …> по оценкам ARTinvestment.RU, оборот русского аукционного рынка живописи и графики в 2012 году составил около 20 миллионов долларов (в 2011 году — 13 миллионов). Оборот внутреннего галерейного рынка мы оцениваем в 75–100 миллионов долларов. Годовой оборот всего мирового сегмента русского искусства (включаяРотко, Шагала и других художников орбиты русского искусства) составляет около 450 миллионов долларов (в 2011 году — 422 миллиона долларов)». Многие эксперты для начинающих инвесторов на арт-рынке обозначают суммы, с которыми стоит выходить на рынок произведений искусства, правда, все эти суммы относительны. Для того чтобы все было наглядно и достоверно ниже предложена таблица, где собраны топ-25 художников 2012 года[12] (Рис. 2.). Рис. 2. топ-25 художников 2012 года Индексы арт-рынка ARTIMX Как и для любого другого инвестиционного рынка, для анализа арт-рынка существуют свои индексы. Ранее уже немного говорилось об индексах, а именно о нью-йоркском «семействе» индексов Mei-Moses All Art index, которое, безусловно, является авторитетным на мировом рынке произведений искусства. В данной же части дипломной работы будут подробно рассмотрены индексы, которые применяются для анализа российского рынка произведений искусства, а именно «семейство» индексов ARTIMX. Проанализировав показатели индексов ARTMIX, можно будет более детально и точно увидеть реальную ситуацию на российском рынке произведений искусства. Акцент будет сделан все же на современном искусстве, так как в практической части данной работы будет произведена оценка стоимости картины именно современного российского искусства. Индексы ARTIMX (ARTInvestment Market Index) рассчитываются по методике, разработанной специалистами ARTinvestment.RU, таким образом, индекс – это интегральный показатель, характеризующий относительную величину цены условно усредненного произведения искусства на определенный момент времени. Расчет индексов ведется по данным о результатах продаж произведений искусства на основных мировых аукционах (для расчета индексов обработаны данные о результатах продаж около 4, 5 миллионов лотов на более чем 17 тысячах аукционов). За точку отсчета принята расчетная усредненная цена произведений искусства в 2000 году, приведенная к базовому уровню индекса, составляющему 1000 пунктов (это значит, что если в настоящий момент величина ценового индекса ARTIMX составляет, например, 3000 пунктов, то по сравнению с началом 2001 года средние цены на произведения изобразительного искусства выросли к текущему моменту в 3 раза). Семейство индексов ARTIMX содержит: · общий индекс ARTIMX, который характеризует состояние всего мирового рынка произведений изобразительного искусства в целом, а также его подмножества ARTIMX Painting и ARTIMX Graphics, которые рассчитаны соответственно для живописи и графики; · представлены индексы для русского искусства: ARTIMX-RUS, ARTIMX-RUS Painting и ARTIMX-RUS Graphics; · индексы по традиционно выделяемым в искусстве направлениям: ARTIMX Old masters, ARTIMX Impressionism & Modern Art, ARTIMX Contemporary Art. Для расчета индексов по русскому арт-рынку ARTIMX-RUS используются данные о результатах торгов российских аукционов. При расчете индексов учитываются размеры произведений искусства. При расчете индексов по русскому арт-рынку ARTIMX-RUS из рассмотрения исключаются работы, которые помечены на сайте ARTinvestment.RU красным или желтым индикаторами инвестиционного риска. Ниже можно видеть сводную таблицу по всему семейству индексов ARTIMX (данные на 04.05.2013)[13] (Таблица 3). Таблица 3. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 676; Нарушение авторского права страницы