Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Роль дружбы в жизни человека



 

План

1. Человек и окружающий его мир.

2. Мы и наши друзья:

а) что значит настоящая дружба;

б) друзей много не бывает.

3. Берегите друзей!

 

 

Нет на земле несчастнее такого,

Кто сердцем пуст, кто не нашел друзей,

Кто самого не понял дорогого:

Быть человеком, быть среди людей.

 

М. Раджабов, аварский поэт

Трудно и сложно жить человеку, когда он один, когда рядом нет родных, близких, друзей. У каждого из нас всегда есть потребность в человеке, которому можно было бы рассказать о самых сокровенных мыслях, доверить свои чувства, поделиться радостью и горем, надеждой и разочарованием. Наверное, самое страшное одиночество – это отсутствие друзей. Считают, что человека, имеющего друзей, можно назвать счастливым человеком.

Каждый из нас замечал, что часто друзья похожи в чем-то друг на друга. Ведь выбирая друга, мы ищем человека, который бы нас понял, с которым бы мы имели общие интересы. Дружба – это тесные взаимоотношения между людьми, бескорыстное чувство уважения, основанное на единстве взглядов. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», – гласит пословица. Стараясь в чем-то подражать своим друзьям, мы, общаясь с ними, самоутверждаемся. У нас появляется желание рассказать о себе, о своих чувствах и переживаниях. Настоящие друзья связаны духовно. Без взаимной симпатии и доверия, без взаимопонимания и взаимопомощи, без полной самоотдачи дружбы не будет. Истинная дружба создает атмосферу, губительную для эгоизма, жестокости, равнодушия.

Человек может общаться со многими людьми: приятелями, знакомыми, товарищами. Но считается, что настоящих друзей у человека много не может быть. Французский писатель семнадцатого века Ф. Ларошфуко утверждал: «Как бы ни была редка истинная любовь, истинная дружба встречается еще реже». Настоящего друга трудно найти, а иногда можно и ошибиться в выборе друзей. Ведь чтобы быть настоящими друзьями, нужно быть уверенными друг в друге. Жизнь подтверждает, что друзья познаются в беде. Действительно, настоящие друзья всегда помогут и поддержат нас. Это те люди, на которых мы можем всегда опереться. К сожаленью, не всегда друзья проходят испытания славой и деньгами. Но человек без друзей не может жить. Грузинский поэт Шота Руставели еще в двенадцатом веке в своей поэме «Витязь в тигровой шкуре» утверждал: «Справедливейшая надпись есть в Китае на горах: “Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг! ”»

Трудно себе представить человека, который не стремился бы найти верного друга. Однако редко кому выпадает удача найти друга сразу, без проб и ошибок.

Мы нуждаемся в друзьях в любом возрасте. Считают, что школьная дружба – самая крепкая дружба. Может быть, потому что мы вместе проводим много времени, больше знаем друг о друге.

К сожалению, жизнь устроена так, что не всегда человек может сберечь своих друзей. Хорошее начинаешь ценить больше тогда, когда оно от тебя уходит. Но настоящие друзья всегда будут рядом с нами, даже если они вдали от нас. Главное – уметь прощать друзьям, чтобы их не потерять, потому что найти друга гораздо труднее. Нужно всегда помнить слова аварского поэта Расула Гамзатова:

 

Люди, я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей,

На Земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

 

 

Какие качества я больше всего ценю в людях?

 

План

1. Все мы – разные.

2. Главное – быть Человеком:

а) доброта – истинное сокровище человека;

б) щедрый человек – это богатый человек;

в) любовь и милосердие – основа человеческих взаимоотношений.

3. Стремление человека к духовному совершенству.

 

 

Надо жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.

Абу Силг, восточный мудрец

 

Наша жизнь состоит в основном из хороших моментов. Человек устроен так, что плохое забывает, а о хорошем мы помним долго. Мы общаемся с разными людьми. И ведем мы себя по-разному в зависимости от характера, от ситуации, от определенных обстоятельств. Но каждому из нас хотелось бы, чтобы рядом были отзывчивые, добрые, приятные люди. Ведь общаясь с хорошими людьми, мы стремимся быть лучше, наш духовный мир становится богаче.

К сожалению, мир, в котором мы живем, очень непростой. И порой равнодушие, жестокость, жадность, зависть занимают главное место в нашей жизни. Но в любых ситуациях нужно оставаться человеком. Считаю, что мир изменится к лучшему, если люди будут добрее. Писатель Юрий Нагибин обращался к каждому из нас: «Будь добрым, в этом больше достоинства и силы». На первый взгляд может показаться, что понятия доброты и силы противопоставлены друг другу. Нередко добрый человек – это физически слабый человек: он не может кого-то обидеть, ударить. Действительно, добро не опирается на насилие. А злой человек зачастую агрессивен, он свою правоту может доказать только с помощью силы. Но часто доброе слово, добрый поступок оказываются действеннее, нежели применение физической силы. Вспомните роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Сумел же «бродяга», слабый человек Иешуа перевернуть жизнь Понтия Пилата, всемогущего правителя! Добро – это огромное достоинство, готовность и желание одного человека понять другого. Может быть, поэтому мы и общаемся больше с добрыми людьми, а злых людей стараемся избегать. Быть добрым трудно, но без добрых людей мир многое потеряет.

Часто бывает так, что добрые люди – это зачастую щедрые люди. Они готовы поделиться многим. А жизнь устроена так, что чем больше человек отдает, тем больше он получает. С жадными людьми неприятно общаться. Нередко это богатые люди. Но их материальное богатство не всегда приносит счастье, потому что такие люди чаще одиноки. Все, наверное, замечали, что у добрых и щедрых людей много друзей, знакомых, приятелей. А это самое главное богатство.

Считаю, что в основу человеческих взаимоотношений нужно положить любовь и милосердие. Счастливый человек тот, кто любит и любим. Мы должны всегда сочувствовать и помогать другим, иначе в мире будет преобладать зло. Милосердием и сочувствием мы порой можем спасти человека. Главное – не отказаться от своих взглядов, не струсить. Наверное, трус не умеет любить по-настоящему. Да и милосердным человек не может быть, если чего-то боится, если страх и трусость оказываются на первом месте.

Мы все должны стремиться к совершенству и быть лучше, чем есть сейчас. Конечно, в век научно-технического прогресса знания необходимы. Но технический прогресс должен быть связан с духовным обогащением человечества. Каждому из нас нужно стремиться быть добрее, щедрее, милосерднее. Считаю, что это те качества, без которых человечество не может жить. Прав Булат Окуджава: мы не идеальные, нам еще нужно много работать над собой и стремиться быть лучше.

 

Пока еще Земля вертится, пока еще ярок свет,

Господи, дай же ты каждому, чего у него нет:

Мудрому дай голову, трусливому дай коня,

Дай счастливому денег …

И не забудь про меня.

 

Сочинения на литературные темы

 

Идея патриотизма в «Слове о полку Игореве».

 

План

I. Автор «Слова о полку Игореве».

II. Патриотический пафос «Слова…».

1. Причины и последствия феодальной раздробленности Руси.

2. Гражданское мужество автора.

3. Обращение к устному народному творчеству.

4. Роль ораторских приемов в произведении.

III. «Слово» – творение настоящего мастера.

 

«Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской культуры, посвященный походу новгород-северского князя Игоря против половцев. Предполагают, что автором произведения был участник похода Игоря, военный, входивший в старшую дружину. Он занимал пост воеводы или тысяцкого, близкого самому Игорю, был человеком тонкого ума, замечательным «книжником», хороню знавшим историю своего народа, а главное – был выдающимся гражданином своей страны. «Слово…» проникнуто высоким гражданским пафосом, идея патриотизма – одна из ведущих в произведении.

Конец XII в. – время создания «Слова…» – эпоха феодальной раздробленности на Руси, когда образуется множество феодальных княжеств, вступающих во вражду между собой, оспаривающих друг у друга владения, что приводит к окончательному распаду древнерусского государства. С горечью говорит об этом автор «Слова…»: «Сказал брат брату: " Это мое, и то мое же”. И стали князья про малое " это великое” говорить, а сами на себя крамолу ковать… И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей. А князья сами на себя крамолу куют, а поганые с победами набегают на Русскую землю». Как настоящий патриот, автор осуждает политику князей, призывает их к объединению русских земель. Эта мысль выражена в «Золотом слове» Святослава, обращенном ко всем князьям русским: «Вступите, князья, в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича! »

Патриотизм «Слова…» проявляется уже в самом начале произведения, когда автор заявляет о характере повествования: «Да начнется песнь ему по былям нашего времени – не по замышлению Боянову! » Необходимо большое гражданское мужество, чтобы вместо традиционного прославления и величания князей осмелиться преподать им урок.

Поразительна осведомленность автора «Слова…» в делах похода и страстная заинтересованность в его успехе. Он начинает свое повествование «от старого Владимира до нынешнего Игоря», упоминает множество русских городов (Киев, Чернигов, Переяславль, Путивль…), имен русских князей. Патриотизм автора «Слова о полку Игореве», стремление к объединению русских земель проявляется и в постоянном обращении его к устному народному творчеству, ведь народное творчество было в основном едино, единым был, несмотря на все диалектные различия, богатый и своеобразный русский язык, единым был фольклор. Поражает чуткость автора к художественному слову, позволяющая с особенной силой передать свое чувство любви к родной земле, печали о ее страданиях. «О Русская земля, уже ты за холмом! » – этот горестный рефрен, сопровождающий повествование, создает сильнейший эмоциональный накал речи. Словами Ярославны, плачущей на стене в Путивле, автор говорит нам о тревоге за русских воинов, о любви к ним. Гордостью проникнуты его слова о воинах Всеволода: «А мои куряне – дружина бывалая: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены; пути ими исхожены, овраги ведомы, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли наострены; сами скачут, как серые волки в поле, себе ища чести, а князю славы».

Приемы ораторской речи в произведении: риторические вопросы, восклицания, призывы – служат для выражения патриотической идеи «Слова…». Страстно, ярко, убедительно звучат и речи князей («И сказал Игорь дружине своей: «Братья и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться… Хочу, – сказал, – копье преломить у степи половецкой с вами, русичи! Хочу голову свою сложить либо испить шеломом из Дону»), и собственный голос автора: «Вы же, Ингвар, и Всеволод, и все три Мстиславича… не по жеребью ли победы власть себе вы похитили?.. Заградите в поле врата своими острыми стрелами за землю русскую, за раны Игоря!..»

«Слово о полку Игореве» никогда не утратит своей магической силы воздействия на читателя, как всякое произведение, написанное настоящим мастером, вдохновленным высокой идеей патриотизма.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 2109; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь