Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Парацельс (15 век, швейцарский врач).
Натурфилософия развивалась в смеси магических и научных представлений. Идеи: существуют законы бытия естественного и сверхъестественного, человек в состоянии познать эти законы, на базе этих законов могут быть разработаны технологии овладения бытием (процесс выплавки железа и вызов дьявола – две разные технологии). Принципы: все есть во всем (мир – единое целое, разные части которого подобны друг другу) и человек есть микрокосм (человек связан со всей вселенной). Вселенная – единый живой организм, у которого есть душа (эта душа порождает все). Человек – микрокосм, поэтому изучая собственную душу можно найти средства магически воздействовать на природу.
Джордано Бруно (1548 - 1600) Центральное понятие - понятие единства. Доводится до крайней формы в виде учения о противоположностях и их единстве. Выше единства ничего не существует. Христианскому Богу в Универсуме места нет. Отвергает любой дуализм. Утверждает, что форма коренится в самой материи, не нужен перводвигатель. Материя сама оформляет себя и обладает самодвижением. Возрождается демокритовский атомизм (монады), монады обладают самодвижением. Мировая душа как мастер оформляет материю, все вещи одушевлены. Бруно переносит на материю принцип активности - божественную способность (природу активно-творческую) и природа оказывается обладающей самодвижением. Эта идея сочетается с пантеизмом и получает в нем полное выражение. Космологические взгляды Бруно: развивая пантеизм, устраняет противоречие небесного и земного миров и придает идеям Коперника философское звучание. Иерархию отвергает: мир един. Подчеркивает бесконечность мира. Существуют бесчисленные миры. Обосновывает бесконечность бесконечной мощью Бога, который совпадает с миром.
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Никколо Макиавелли (1469 - 1527) Человек руководствуется в своей жизни собственным индивидуальным интересом (подчеркивание эгоизма). Забота о сохранении и приумножении собственности. Государство ставит пределы человеческому эгоизму, оно ограничивает эгоистические устремления человека (управление людьми должно основываться на знании человеческой природы, а человек по природе ни хороший, ни плохой). Поэтому необходима армия, государство как аппарат принуждения. Правитель должен сочетать свойства двух животных, льва и лисы. Он должен быть способным расправиться с любым врагом и перехитрить любого хитреца. Оправдать насилие и вероломство можно, только если они необходимы во благо государства. Политическая мысль становится самостоятельной, освобождается от религиозной опеки и от морали - этатизм. Макиавелли четко разграничивает политику от морали и религии, политика полностью автономна (политический реализм). Макиавелли практически утверждает значимость политической мысли и некоторые идеалы - индивидуализм, эгоизм, активность без оглядки на моральные нормы, - которые в другой форме перейдут к протестантизму. Существенную роль пока играет элитарность позиции. Осуждает христианство за то, что оно учит смирению, отвлекает от земных дел.
Томас Мор (1478 - 1535) Утопизм – направление в философии, представляющее собрание моделей идеального общества. Утопия – благая страна, которой нет, где человек процветает и все счастливы. Первая утопия – Государство Платона. У Мора Утопия была гуманистическим ответом на ужасы первоначального накопления капитала, как они проявились в Англии. Ситуация. Потребность рынка в шерсти привела к росту поголовья овец. Начало происходить огораживание. Появилась масса бездомных крестьян. Парламент издал указ, по которому бродяжничество каралось виселицей. В Утопии устранена основа эксплуатации человека человеком - частная собственность и личная собственность. В Утопии нет денег, предметы раздаются по потребностям, зато есть всеобщее участие людей в труде по 6 часов в день. Труд обязателен, но на развлечения остается достаточное количество времени. Самую тяжелую работу выполняют преступники. Изобилие продуктов за счети технологии, нет бедных и богатых. Общество социально однородно, хотя есть должностные лица и глава государства, которые выбираются по критерию одаренности и образованности. Возможности образования открыты каждому. Особое внимание уделяется морали. Человек - высшая ценность, для него главное - здоровье и наслаждение благами жизни. Особая забота - о здоровье. Здесь антиаскетизм позиции Мора. В Утопии есть религия, утопийцы признают Бога, который разлит во всем мире (пантеистическая тенденция). Веротерпимы по отношению к другим религиям.
ГУМАНИЗМ Эразм Роттердамский (1469 - 1536) На центральное место ставил «философию Христа». Уравнивание значимости христианской религии и античной философии. Пытался выявить моральное содержание христианства, систематически противопоставить дух христианского учения (раннего) и букву христианских догматов. Они не совпадают. Надо быть верным духу христианского учения. Обрядовая сторона церковной деятельности тоже подвергается критике. Он не согласен с идеей первородного греха. Люди по природе равны (демократические идеи). Каким становится человек, зависит от воспитания и образования. Выступает за перевод Священного Писания. Основную массу оценивал скептически - господство глупости над человеческими душами. «Похвала глупости» - позиция элитарная. Спор Эразма и Лютера о свободе воли. Лютер утверждает, что воля человека бессильна. Бог предопределил человека к спасению. Дьявол - к погибели. Эразм: отрицание свободы принижает человека. Он должен быть ответственен (свобода + мораль). Если нет ответственности (свободы), то какой смысл имеет наказание? Несовместимость гуманизма и религии.
РЕФОРМАЦИЯ Мартин Лютер (1483 - 1546) 1515 год - 95 тезисов Лютера против индульгенций. Кладет начало процессам, которые приводят к отпадению от церкви целых стран и основанию протестантизма. Крестьянская война в 16 веке в Германии. Крестьяне воюют против католической церкви и феодалов. Германия отпала от церкви и на 300 лет выпала из процесса капитализации Европы. Раздробленность Германии до середины 19 века. Лютер отвергает притязания церкви на роль посредника между человеком и Богом. Общаться с Богом человек должен лично (индивидуализм). Главное - выстроить отношения с Богом. Социум абсолютно неважен (атомизация общества). Спасение человека - дело личной веры. К спасению и к погибели человек предопределен Богом.
Жан Кальвин (1509 - 1564) Подхватывает идеи Августина, который противопоставляет вневременное бытие Бога и временное бытие тварных вещей. Бог решил, кому быть спасенным, а кому суждена гибель, от человека это не зависит. Суровый фатализм. Но у Кальвина он парадоксальным образом сочетается с активностью человека. Никто, кроме Бога, не знает, к чему предназначен человек, поэтому надо все силы прилагать к тому, чтобы добиться успеха в предпринимательской деятельности. Если удачлив, то все в порядке. Если нет - предназначен к гибели. Освящение индивидуализма, эгоизма и ориентации на успех. Если неудачнику Бог предопределил быть неспасенным, для Бога это не человек. Как удачливый человек будет к таким относиться? Без оглядки на окружающих. Идея избранности. За счет эксплуатации труда неудачников живут удачливые. Происходит освящение эксплуатации. Протестантизм сыграл большую роль в становлении капиталистического порядка.
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Леонардо да Винчи (1452 - 1519) За активный целенаправленный эксперимент. Утверждает, что опыт невозможен без опоры на теорию. Роль математики. Математику надо соединить с экспериментом. Эксперимент как метод и применение математики определяют специфику науки Нового времени. Леонардо уже нащупывает значимость этих двух моментов. Проблема соотношения природы и человеческого искусства. Продолжает гуманистическую линию. Человеческая природа активна, человек - деятель. Природа - творческая мощь, она творит, в ней действует закон необходимости и причинности (порождения следствия). Бог - первопричина и перводвигатель. Леонардо не противопоставляет природу и человека, природное и божественное. Человек - «великое орудие природы». Человек опирается на природу и превосходит ее, потому что производит то, что природа не смогла бы создать. Человек подобен Богу, может называться «внуком Бога» (сыном природы). Гармония и природы, и человека не лишена трагизма. Некоторых людей оценивает уничижительно. Симптомы кризиса гуманистической идеи.
Николай Коперник (1473 - 1543) Критика аристотелевско-птолемеевской картины мира. Пишет «О движении небесных сфер». Начал заниматься этой проблематикой по заданию католического кардинала, чтобы научить католиков правильно вычислять пасху. Кардинал обратился к Копернику за новым способом расчета. Оказалось, что гораздо проще решать эти задачи, если считать, что Земля вращается вокруг Солнца. Католическая церковь внесла изменения в календарь (григорианский календарь), но книга была внесена в Индекс запрещенных книг. Новая картина мира подрывала авторитет Священного писания, которое утверждало, что Земля находится в центре. Устранив Землю из центра вселенной Коперник изменил место человека в космосе. Революция в астрономии повлекла революцию в философии (человек не центр вселенной). Мир Коперника – по-прежнему замкнутый мир. Совершенная форма – сферическая и естественное движение – круговое (Аристотель). Планеты еще не движутся по орбитам а перемещаются на кристаллических сферах.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы