Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философия французского просвещения. ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Идейные предпосылки движения возникли в Англии в связи с сенсуализмом Локка, механикой Ньютона и деизмом. Именно французы довели разработку этих идей до классической отчетливости. Просвещение - идейная подготовка Французской революции. Философская революция: философский разум - высший судья, в том числе в решении мировоззренческих вопросов. Открытый и последовательный атеизм. Не было философских оппонентов вне страны, только теологи. Вольтер и Монтескье - основоположники. Пьеса Вольтера «Эдип-царь», книга Монтескье «Персидские письма», завещание Мелье. В работе " Ответ на вопрос: Что такое Просвещение? " (1784) Иммануил Кант пишет: " Просвещение - это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие - это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-нибудь другого. Несовершеннолетие по собственной вине имеет причиной не недостаток рассудка, а недостаток решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! Имей мужество пользоваться своим собственным умом! - таков девиз эпохи Просвещения".
Философская позиция французских материалистов 18 века Утверждают атеистическую форму материализма. Гольбах – природа - причина всего и своя собственная причина. Субстанция материальна, Бога нет. Гольбах Материя - совокупность всех природных явлений. По отношению к нам материя есть все то, что воздействует на наши чувства. Руководящий принцип просветителей - удержание позиции материалистического монизма. «Способ бытия материи - движение». Проблема свободы - детерминизма. Трактуют детерминизм в рамках механистического понимания причинно-следственных отношений. Полностью изгоняют из картины мира случайность. Проблема свободы тесно связана с психофизической проблемой. Душа - это психические функции тела, носитель - мозг. Сама способность человека иметь психические функции определяется организацией тела. Теоретико-познавательные взгляды. Опираются на локковский сенсуализм. Проблема соотношения чувственного и рационального познания. На рациональном уровне познания не происходит ничего радикально нового по сравнению с чувственным. Ум только комбинируетРазум не только руководит опытным познанием, он должен обобщать.
Жан-Жак Руссо (1712 - 1788) «Рассуждение о происхождении…». Первоначально люди жили в благодатных местах. По мере роста численности населения таких мест стало не хватать. Люди изобрели орудия труда, научились использовать огонь и объединились в сообщества. Жизнь в ассоциациях выработала представления о взаимных обязанностях. Научились строить жилища. Возникла семья. Семьи объединились в племена. Продолжительный и счастливый период. Второй переворот - возникновение гражданского общества. Истоки - обработка земли. Результат - возникновение частной собственности (требуется разделить землю между теми, кто ее обрабатывает), т.к. сообщества первоначально ввели коллективную собственность. Возникает имущественное неравенство, которое ведет к возникновению государства (помогает богатым притеснять бедных). Третий переворот - государственная власть превращается в деспотию. Подданные равны в бесправии. Закона нет. Общество возвращается в естественное состояние. Держится на насилии. Возможно ниспровержение власти, установление равенства на основе общественного договора. В работе «Об общественном договоре» отступает от прежней позиции. Имеет место нарушение общественного договора, поэтому народ утратил свой суверенитет. Чтобы вернуть народу власть, надо просвещать его. Проблемы воспитания и образования. 1) В условиях неблагоприятных форм правления нужно максимально изолировать воспитуемого от контактов с социальной средой. Домашнее воспитание (семейные добродетели). Главное условие - уважение к личности ребенка. Ум должен созревать естественно, следует пробуждать интерес к знаниям. 2) В благоприятных условиях - воспитание в правилах, предписанных правительством. Образец - древняя Спарта. Результат - гражданин, для которого высшей наградой является публичное признание его добродетелей. 1 выдвигает понятие естественного человека - целостного, доброго, биологически здорового, морально честного и справедливого. Человек от природы не был плохим, но он стал злым и несправедливым. 2 Отсутствие равновесия с природой вызвано социальными условиями. 4 Природа становится заменителем божества, прототипом всякой доброты и благополучия, критерием высшей ценности. Предоставленная свободному развитию, природа ведет к полной победе чувств, а не рассудка, инстинкта, а не размышления, самосохранения, а не угнетения. Человек - это не только разум, но и чувства и страсти. 1 " Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах". 2 Новая модель общества основана на голосе сознания общественного человека (переход от естественного к общественному). 3 Принцип, узаконивающий власть и гарантирующий социальные преобразования, представляет собой общую волю народа, верного общему благу. 4 Но из чего образуется общая воля? Она не есть результат подчинения какому-либо третьему лицу, ибо это повлекло бы за собой отказ от непосредственной ответственности и делегирование собственных прав. Общая воля является результатом соглашения между всегда равными. Общая воля является не суммарным волеизъявлением всех членов общества, а реальностью, вытекающей из отказа каждого члена общества от собственных интересов в пользу коллективных. Это договор, заключаемый людьми не с Богом или каким-нибудь вождем, а между собой, абсолютно свободно и совершенно равноправно. 5 Одна из самых возвышенных и благородных идей Руссо - утверждение суверенитета народа, иными словами, принципа народоправия. Предложил создать республику, где принцип равенства был бы воплощен в государственном законе, а народ постоянно проверял бы деятельность своих представителей. Народный суверенитет неотчуждаем. Идеалом Руссо была небольшая патриархальная республика, где все граждане могут сами обсуждать и принимать законы. Руссо прежде всего озабочен благом народа. Требование всегда быть справедливым, честным и не переоценивать себя - обязательно для каждого. 6 Руссо не приемлет никакой личной власти, свободной от общественного контроля, и верит только в подлинно демократическую эгалитарную республику. Выражая рабоче-крестьянскую утопию социального равновесия, Руссо возводил в идеал равенство имуществ, ради которого он прославлял патриархальный аскетизм быта, а вместе с ним - простоту нравов, прямодушие, даже всеобщую посредственность, исключающую жажду чрезмерного богатства. 7 Из условий " общественного договора" выводил право народа на восстание и пытался обосновать и оправдать грядущую буржуазную революцию. 8 Признавал гражданином только того, у кого в сознании " общественные интересы берут верх над частными". Руссо впервые в политической философии попытался объяснить причины социального неравенства и его виды, иначе осмыслить договорный способ происхождения государства. Он полагал, что государство возникает в результате общественного договора. Согласно общественному договору верховная власть в государстве принадлежит всему народу. Суверенитет народа неотчуждаем, неделим, непогрешим и абсолютен. Закон как выражение общей воли выступает гарантией индивидов от произвола со стороны правительства, которое не может действовать, нарушая требования закона. Благодаря закону как выражению общей воли можно добиться и относительного имущественного равенства. Руссо решил проблему эффективности средств контроля за деятельностью правительства, обосновал разумность принятия законов самим народом, рассмотрел проблему социального неравенства и признал возможность её законодательного решения.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы