Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лекция 8 Начало Нового времени



 

Философия Нового времени: общая характеристика и специфика проблематики

 

Временные рамки - середина 16 - начало 19 в. На культуру нового времени значительно повлияло мореплавание (расширение границ христианского мира). Происходит расцвет науки. Она утрачивает созерцательных характер античности и средневековья. Появление экспериментального метода. Научные открытия начинают получать практическое применение. На смену аристотелевской картине мира приходит ньютоновская картина мира. Важная характеристика эпохи – рационализм.

Периодизация 1500-1600 – Возрождение 1600-1700 – Новое время 1700-1770 - Просвещение

 

НАУКА

Галилео Галилей (1564 - 1642)

Картина мира - механистическая. Все остальные свойства - антропоморфные. Механика абстрагируется от человека, представляя собой подлинное истинное знание. Отмежевывается от аристотелевского понимания природы. Аналитический метод имеет первостепенное значение. Эта картина мира господствует на протяжении всей истории науки Нового времени.

1 метод Придает значение эксперименту, и признает руководство со стороны разума. Утверждает значимость двух методов - (индукция) и (дедукция). Роль анализа более значима, чем роль синтеза. Наука – это синтез экспериментального, т.е. опытного познания и его рационального обобщения.

2 Важность мысленных экспериментов.

…скорость, однажды сообщенная движущемуся телу, будет строго сохраняться, поскольку устранены внешние причины ускорения или замедления, — условие, которое обнаруживается только на горизонтальной плоскости, ибо в случае движения по наклонной плоскости вниз уже существует причина ускорения, в то время, как при движении по наклонной плоскости вверх налицо замедление; из этого следует, что движение по горизонтальной плоскости вечно »

Это суждение нельзя вывести непосредственно из эксперимента, так как невозможно исключить все внешние влияния (трение и т. п.). Поэтому, здесь Галилей впервые применил метод логического мышления, базирующийся на непосредственных наблюдениях и подобный математическому методу доказательства «от противного». Если наклон плоскости к горизонтали является причиной ускорения тела, движущегося по ней вниз, и замедления тела, движущегося по ней вверх, то, при движении по горизонтальной плоскости, у тела нет причин ускоряться или замедляться, и оно должно пребывать в состоянии равномерного движения или покоя.

3 Принцип относительности движения.

За неподвижную землю. Вещи падают перпендикулярно, облака стоят на месте, если стрельнуть из двух пушек на запад и на восток, ядра упадут на одном расстоянии от пушек. Значит земля не вращается.

За подвижную Землю. Мы не ощущаем равномерного и прямолинейного движения (автобус, поезд, корабль). Бабочка в движущемся автобусе будет лететь так, как будто автобус неподвижен. Ощущается только ускорение. Внутри системы невозможно установить покоится они или находится в движении.

4 Наука. А В философии придерживался концепции двух истин, и настаивает на автономности научного знания, признавая право ученого на самостоятельный поиск истины без оглядки на средневековые догматы. В мире существуют две Книги - откровения (Священное писание) и творения (сотворенная природа). Священное писание безошибочно, но ошибаются толкователи. Священное писание написано, чтобы служить в качестве моральных поучений. Книгу природы нам позволяют читать ощущения. Надо не только иметь чувственный опыт, но и осмысливать его рациональными средствами. Человеческий разум способен достоверно познать природу. Б Против догматизма. В Наука должна давать объективное, достоверное описание действительности.

 

Ньютон и ньютоновская картина мира.

В третьей книге «Начал» Ньютон поместил «Правила философствования». Первое правило гласит: «Не должно принимать в природе иных причин сверх тех, которые истинны и достаточны для объяснения явлений».

Модель мира конструируют из трех независимых категорий: вещества, пространства и времени. «время и пространство составляют как бы вместилища самих себя и всего существующего». Постулируется дискретная модель строения мира. Основные законы и принципы – принцип инерции, закон движения и всемирного тяготения, тип взаимодействия – гравитация, распространяющаяся мгновенно и действующая одинаково на оба тяготеющих тела. Движение тел происходит по инерции, изменение движения (ускорение) – под воздействием на тело силы от другого тела, которая пропорциональна ускорению. Принимается принцип детерминизма: «каждая точка в отдельности в каждый момент времени находится в определенном состоянии, т. е. имеет определенное положение и обладает определенной скоростью. Ее движение можно совершенно точно вычислить, зная ее начальное состояние и локальные свойства силового поля в тех местах пространства, которые эта точка проходит при своем движении».

Парадоксы модели – гравитационный парадокс. Теория Ньютона требует, «чтобы мир имел нечто вроде центра, где плотность числа звезд была бы максимальной и чтобы эта плотность убывала с расстоянием от центра так, что на бесконечности мир был бы совсем пустым. Звездный мир должен представлять собой конечный остров в бесконечном океане пространства», однако плотность материи в пространстве в наблюдаемом масштабе равномерна.

 

ФИЛОСОФИЯ

Ф. Бэкон (1561 - 1626)

Бэкон осуществляет тщательную инвентаризацию наработанного знания, не оставляя в стороне ни одну область человеческого знания.

Человеческое сознание содержит ложные

представления, искажающие картину природы.

Идолы Рода - предрассудки, коренящиеся в природе человека как родового существа, несовершенстве ума и органов чувств человека. Чувства способны обманывать, ощущения имеют границы. Кроме того, у человека всего пять органов чувств. Разум человека помогает нам в этом. Недостатки разума - ум уподобляется «неровному зеркалу». Антропоморфизм человеческих представлений о природе - по аналогии с человеком рассматриваем природу. Телеология - тоже идол рода. Поспешные обобщения - представления о круговых орбитах планет. Идолы рода - самые трудно устранимые.

Идолы пещеры. У каждого человека есть индивидуальные особенности ума, которые тоже накладываются на восприятие природы. Это - особенности тела, характера, воспитания. Каждый человек смотрит на мир как бы из собственной пещеры. Чтобы освободиться от идолов пещеры, надо опираться на коллективный опыт.

Идолы рынка - ими чревата опора на коллективный опыт. Продукт того, что человек - коллективное существо, продукт речевого общения. Вредны устаревшие слова и понятия, неправильное словоупотребление. Большинство полагает, что слова выражают сущность вещей, и руководствуется словами. Против схоластического вербализма. Надо бороться с пустыми отвлечениями, осознавать, что слова - это знаки вещей, что существуют только единичные вещи (номинализм). Надо понимать, что слова, выражающие общие понятия, выражают обобщенную деятельность человеческого ума.

Идолы театра - слепая вера в авторитет других учений, искусственность их напоминает театр. Чем древнее авторитет, тем больше иллюзий он вызывает у нас. Чем древнее мыслитель, тем наивнее. Тем более необходимо критическое отношение. Следует непосредственно изучать природу.

Главное в преодолении всех четырех типов идолов - правильный метод, опора на опыт в изучении природы.

учение о методе

Главная заслуга Бэкона - учение о методе, разработка методологии. Противопоставляет схоластике и отвергает ее в силу ее бесплодности, т.к. она оперирует силлогизмами, а силлогизмы не выражают ничего нового. Эмпирико-индуктивный метод. Объект познания - природа. Задача познания - получение истинного знания о природе. Цель знания - господство над природой. Метод - средство решения познавательных задач.

Исходный пункт метода – опыт (не должен быть слепым). Если исследователь вслепую осуществляет опытное познание, он похож на муравья, который в кучу стаскивает все, что ему попадется. Противоположный тип исследователя похож на паука. Это схоласт - сети могут быть красивыми, но реального отношения к природе не имеют. Опят должен быть дополнен рациональной организацией знания. Исследователь будет похож на пчелу, которая нектар перерабатывает в мед. Истинным методом рациональной обработки опытных данных является индукция как непрерывная и постепенная переработка результатов опыта. Процесс должен быть тщательным и непрерывным, скачков и поспешных обобщений быть не должно.

Полная и неполная индукция. Всегда неполный охват опытных данных, индукция через перечисление. Она учитывает только те факты, которые подтверждают данный вывод. Бэкон вносит новшество - надо учитывать факты, которые опровергают наши обобщения. Тогда - истинная индукция. Для этого надо относиться к опытному знанию не только как к результату пассивного созерцания, надо активно вмешиваться в наблюдаемый процесс, создавать искусственные условия, которые позволяют четко определить, какие обстоятельства отвечают за те или иные результаты. Условием истинной индукции является анализ.

 

Р. Декарт.

интуиция

Если я всматриваюсь в содержание своих мыслей и не вижу оснований сомневаться, передо мной - истина. Это - интеллектуальная интуиция. Стоит всмотреться в положение cogito ergo sum, не могу не признать, что оно истинно. Интеллектуальная интуиция является исходной в методологии Декарта. Чтобы опереться на интеллектуальную интуицию, надо сформулировать правила метода.

правила метода

1. «Никогда не принимать ничего на веру, в чем с очевидностью не уверен… включать в свои суждения только то, что представляется моему уму… ясно и отчетливо… что не может дать повод к сомнению».

2. «Разделять каждую проблему… на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения». Метод анализа.

3. За анализом должен следовать синтез. Реконструированная вещь стала прозрачной под прожектором мысли. Мы получаем знание того, как сделан объект.

4. Следует контролировать отдельные этапы работы, составлять списки.

методическое сомнение

cogito ergo sum

Декарт пытается разрушить скептицизм изнутри - довести скептическое утверждение до логического завершения, добраться до такого положения, которое неподвластно никакому скепсису. Надо последовательно провести скептическую точку зрения, не останавливаясь ни перед чем. Сомнение должно быть радикальным и систематически осуществленным.

1 Возможно, что все, что я вижу — ложно; я ясно осознаю, что из того, что мне представляет моя память, наполненная ложью, нет ничего осмысленного; думаю, тело, фигура, протяженность, движение и место — всего лишь воображение моего духа. Что же тогда может считаться истинным? Возможно, ничто, если в мире нет ничего определенного.

2 хотя всё предположительно ложно, необходимо, чтобы я, так думающий, сам был чем-то. И, обнаружив, что истина “я мыслю, следовательно, я существую” столь крепка и прочна, что все самые необыкновенные гипотезы скептиков не смогли бы её поколебать, я решил, что могу принять её, не мучаясь сомнениями, как основной принцип искомой философии”.

Декарт достигает факта, что человек – это мыслящая реальность.

роль бога

три класса идей (врожденные, приобретенные и сотвореннные).

Как доказать существование внешнего мира? Разум обращается к врожденной идее Бога, бесконечной, вечной, неизменной независимой, всеведущей субстанции, породившей меня и всё сущее. Является ли она чисто субъективной или её следует считать субъективной и одновременно объективной? Проблема существования Бога возникает не из внешнего мира, а в человеке или, скорее в его сознании.

В боге сущность сливается с существованием, существование идеи бога говорит о его существовании. Бог гарантирует все истины, ясные и отчётливые. Истины вечны, неизменны, потому что и бог таков же.

Онтологического доказательства бытия Бога. Бог - это понятие абсолютно совершенного существа. Откуда у меня, несовершенного существа, понятие о всесовершенном существе Боге? Только от него самого. Как убедиться, что он существует? Признак всесовершенства включает в себя признак бытия. Следовательно, Бог обладает бытием и существует.

онтология

Из всего внешнего мне удается ясно и отчетливо воспринять только протяженность. Любая вещь, имеющая отношение к телу, предполагает протяженность, а все, обнаруживаемое в уме, – лишь различные способы мышления. Так, например, нельзя представить себе фигуру иначе, чем в пространстве, так же, как и движение; а воображение или чувство, или воля могут быть представлены только мысленно.

Таким образом, существуют два мира – протяженная и мыслящая. Они сотворены богом. Бог есть причина самого себя, т.е. субстанция, а протяжение и мышление – это модификации субстанции.

сознание материя
атрибут – мышление атрибут – протяжение
дано непосредственно дано опосредованно через чувства
непротяженно, неделимо протяженно, неделимо, обладает движением

о мире

Материя заполняет пространство, пустоты не существует. Все состоит из частиц, которые находятся в движении. Деистическая позиция: Бог есть творец мира; он дал законы механики и первотолчок. Далее не вмешивается в дела мира. Дальше все развивается по законам механики. Внутри мира богу нет места, поэтому Декарт первый деист или атеист. У Декарта действует принцип детерминизма и мир работает на законах механики. У него все состоит из протяженной материи. Это стремление к унификации.

механицизм

Если все состоит из материи, тогда не только мир, но и животные и человеческое тело функционируют на основе механических принципов, они не что иное, как механизмы, " автоматы" разной степени сложности, подобные " часам, составленным из колес и пружин, которые могут отсчитывать часы и измерять время".

душа и тело

Душа и тело – две реальности, не имеющие ничего общего. Возникает психофизическая проблема. Что управляет телом? Душа. Но как она это делает, если субстанция мыслящая и субстанция протяжённая никак не связаны. Человек свободен как мыслящая субстанция. Наиболее яркое проявление - человек может ошибаться.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. B. перед началом учебного года
  2. III. Нравственный облик, церковно-общественная деятельность, нестроения и злополучия Константинопольской патриархии (от конца XVI в. до настоящего времени).
  3. III. Поставьте предложения в Simple Past и Future Simple, используя соответствующие наречия времени. Переведите на русский язык.
  4. IV. Поздравление родителей с началом учебного года.
  5. N – интервал времени между датой учёта и датой погашения векселя
  6. Архитектура производственной базы данных реального времени
  7. Базовые понятия программного обеспечения реального времени
  8. Баланс ГБУ «Лесничество» на начало года. (руб.)
  9. БИТВА ПОД МОСКВОЙ, ЕЕ ИТОГИ, ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. НАЧАЛО СОЗДАНИЯ АНТИГИТЛЕРОВСКОЙ КОАЛИЦИИ
  10. В чем различие линейной и цикличной моделей времени?
  11. Взаимосвязь и действие во времени уголовных материальных и процессуальных правоотношений
  12. Вирджиния Сатир. Начало терапии.


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 673; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь