Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Лекция 9 (Гоббс, Спиноза, Локк)
Т. Гоббс
Философия – это наука о материальных телах. Все бестелесное («духовные сущности») следует исключить из философии. Номинализм. Конвенционализм. 1 Мысли текучи, их надо фиксировать знаками (словами). Связь имен с вещами условна, слова - метки вещей в результате соглашения. Общим понятиям в действительности ничего не соответствует, существуют только индивидуальные тела (вот это дерево, вот этот человек). 2 Определение понятия отражает не сущность, а передает значение слова. Процесс рассуждения – это счет, исчисление, например, человек = живое существо + разумное, т.о. живое существо = человек – разумное. 3 Познание от чувств. Отрицает декартовское положение о врожденности знаний. 4 «Целое есть не более, чем сумма частей». Позиция редукционизма. механицизм Действительность состоит из тел, не зависящих от нас, и их движения. (Механистический материализм) материальное тело и механическое движение объясняют все на свете. Свойства вещей являются " призраками органов чувств", ощущение цвета, звука, запаха и т.д. не имеют объективной значимости, а привносятся в мир нашим сознанием: " Все так называемые воспринимаемые свойства предмета представляют собой не что иное, как такое же количество разнообразных движений (потому что движение вызывает другое движение)". теория абсолютистского государства 1 В основе - два допущения. а) Главное благо – жизнь и ее сохранение; б) отрицание естественной справедливости и несправедливости, поскольку нет безусловных ценностей. 3 Каждый человек старается обособиться (он - атом эгоизма). Поэтому он не связан с остальными людьми. 4 Государство - искусственное образование. Надо различать два состояния человека - естественное и гражданское состояние. Люди, находящиеся в естественном состоянии, стремится к удовлетворению своих интересов, т.е. борьба всех против всех. Пределов нет, поэтому каждый имеет право на все. В подобной ситуации человек рискует потерять жизнь. Итог общественного договора - создание государства. 5 Человек находит выход из этого положения с помощью некоторых инстинктов и здравого смысла. Инстинкты - это желание предотвратить постоянную борьбу, чтобы сохранить жизнь. Разум - инструмент, пригодный для осуществления инстинктивных стремлений. 6 Таким образом появляются " естественные законы", представляющие собой рационализацию эгоизма, т.е. нормы, позволяющие воплотить в реальность инстинкт самосохранения. " Естественный закон (lex naturalis) - есть предписание, или найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни и что лишает его средств к ее сохранению, и пренебрегать тем, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни". 8 (1) человек должен добиваться мира, если у него есть надежда достигнуть его, если нет, то он может использовать любые средства, дающие преимущество на войне. (2) отказаться от прав, присущих естественному состоянию, являющихся причиной всех человеческих распрей. (3) выполнялись заключенные соглашения. (4) возвращать полученные блага – благодарность, (5) взаимная уступчивость, (6) легко прощать обиды, (7) воздаяние злом за зло, (8) против оскорбления, (9) против гордости, (10) против надменности, (11) беспристрастие. 9 " общественный договор" заключен подданными между собой. Правитель остается за рамками договора хранителем тех прав, от которых отказались подданные. Власть верховного правителя неделима и абсолютна. Он стоит над справедливостью.
Б. Спиноза
определения 1 В природе нет ничего, кроме субстанции и ее проявлений. (Онтологический монизм) мировоззренчески нейтральный подход: понятие субстанции не определяет себя как духовная или материальная 2 Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя, т.е. для существования субстанции не нужно ничего кроме нее самой. Свойства 3 Субстанция есть причина самой себя, т.е. ее сущность заключает в себе существование (т.о. субстанция вечна). 4 Субстанция – это Абсолют (в смысле единства, неделимости, бесконечности), действующий по необходимости своей собственной природы, т.е. свободно. 5 Бог-субстанция является единственно существующей субстанцией. (В необходимости бога Спиноза нашел доказательство всего, источник спокойствия.) 6 Атрибут - неотъемлемое свойство субстанции, то, что выражает ее сущность в качественно определенном свойстве. У субстанции бесконечное множество атрибутов. Нам известны только два: протяженность и мышление (из опыта). 7 Модусы - состояния субстанции. (Состояние может быть, может не быть); (атрибут всегда есть) Существуют бесконечные и конечные модусы. Бесконечные модусы протяжения - движение и покой; мышления – разум и воля. Спиноза не объясняет откуда берутся конечные модусы. Конечный модус существует, потому что он порожден внешней причиной, он есть порождение другого конечного модуса. Между ними причинная связь (причина порождает следствие). Все связано необходимо единой цепью причин (фатализм). две природы Бог – это порождающая природа (причина), а мир – это порожденная природа (следствие), все то, что следует из необходимости природы бога. 1Эта концепция позволяет утверждать, что Бог есть Абсолют, он не подобен миру (бог не задумал, не желал, не сотворил из любви этот мир, потому что эти понятия - модусы субстанции, т.е. произошли из бога и их нельзя приписывать богу). 2Нет творения, а только порождение (отвергает креационизм). 3 Все существующее в природе причинно обусловлено – детерминизм. параллелизм Мир состоит из модусов двух атрибутов (тела – модусы атрибута протяжения, мысли – модусы атрибута мышления). Как связать тело и мысль? Атрибуты имеют общее начало, т.о. и модусы разных атрибутов соответствуют друг другу. Порядок и связь идей тот же, что порядок и связь вещей, т.е. мысли соответствуют вещам. Мышление человека не может противоречить всей связи в природе, потому что человек – ее часть. Продукты человеческой головы - мысли - не могут противоречить природе. У каждой идеи есть телесное соответствие, у каждого события есть соответствующая ему идея. (Вывод – нет ложных мыслей и идей) познание Идеи различаются по степени адекватности. Степени познания 1) мнение и воображение (эмпирическое) – чувственные восприятия, которые неясны и почти неадекванты 2) рациональное познание – математика, геометрия – адекватно Опытное знание относится к области мнения, а подлинное знание – к области рационального мышления. 3) интуитивное – ясное и отчетливое видение вещей, исходящих от бога (сущности). Опирается на традицию мистицизма, присущности человеческой души Богу и способности непосредственно усматривать сущность (интуиция). Через интуицию душа приобщается к Богу и истине «Человеческая душа составляет часть бесконечного разума Бога: следовательно, когда мы говорим, что человеческая душа нечто воспринимает, то подразумеваем, что именно Бог обладает той или иной идеей, поскольку Он составляет сущность человеческой души". свобода воли Мир мыслится как завершенный и в нем цепь причинных связей определена и необходимость оказывается сквозной. Человек не отличается от природы и потому подчинен необходимости. У Спинозы случайность есть синоним незнания причины Говорить о свободе воли нельзя, потому что воли нет. Понятие воли – результат неадекватного обобщения мыслей и фактов. Поскольку человек оказывается зависим от воздействий, которые оказывают другие модусы извне, он оказывается под влиянием страстей. " В душе нет никакой абсолютной или свободной воли, душа определена так, чтобы желать чего-либо по причине, которая определена другой причиной, а та, в свою очередь, - еще одной. И так - до бесконечности" Субстанция не обладает свободой воли. Действует в силу естественной необходимости. Это необходимость собственной природы и потому характеризуется как свобода. Свобода имеет место тогда, когда субстанция сама определяет себя к действию. Характеристики свободы: отсутствие внешней зависимости / способность к самоопределению в действии. Человек свободен, когда способен самоопределяться к деятельности, а не когда он управляем внешними воздействиями. Свободен, когда поставил страсти под контроль. Свобода – познание того, что все определяется с необходимостью. Активность человека – это активность познавательной любви к богу. этика 1 Страсти необходимо объяснять и понимать. Выводит их из сознания. Основание этики - стремление к самосохранению. Через наличие такого стремления определяются важнейшие этические категории. Человек считает добром то, что содействует его самосохранению. Зло - то, что препятствует. Спиноза: то, к чему стремимся, называем благом. Этические позиции относительны. Стремление к самосохранению – ключ к объяснению аффектов. Влечение – стремление человека поддерживать свое существование. Когда оно осознается – называется желанием. Смутные идеи порождают в душе пассивные аффекты – страсти. Познание – освобождение от страстей. «Поясни свои мысли – и ты перестанешь быть рабом страстей». Познание-добродетель несет награду в самой себе. итого Завершает " Этику" одна из древних максим стоиков: очень трудно потревожить душевный покой мудреца, если он в самом деле мудрец. Осознавая Бога, себя и все вещи моментами вечной необходимости, царящей в природе, мудрец никогда не перестает им быть и всегда уравновешен. Указанный путь не прост, но досягаем. Все истинно редкое должно быть труднодоступным. Если бы спасение можно было обрести без большого труда, то как же тогда могло случиться, что мало кто рассчитывает на него? Все возвышенное тем ценнее, чем недоступнее.
Дж. Локк
программа Локка Знание своих познавательных способностей предохраняет нас от скептицизма и умственной бездеятельности. эмпиризм, сенсуализм 1 Идея – все то, что существует в сознании, является объектом мышления, происходит из опыта (это образы объектов в голове). Поэтому отрицает врожденные идеи. 2 Все из опыта – сенсуализм («Нет ничего в уме, чего бы прежде не было в ощущениях» (сенсуализм) 3 Разум может комбинировать получаемые из опыта идеи, но не может их создавать, разрушать, модифицировать. 4 Душа - tabula rasa (аристотелевское понятие), а заполняет эту доску письменами опыт. " Давайте предположим, что душа представляет собой, так сказать, белый лист, без единой буквы, без всяких идей. Каким образом появится на ней что-нибудь? Откуда происходит это разностороннее содержимое, которое с почти бесконечной изобретательностью начертала трудолюбивая и неограниченная фантазия человека? Откуда добывается весь материал разума и познания? Отвечу одним словом: из ОПЫТА. Именно на нем основано все наше познание и из него же оно берет начало". виды опыта Существуют две разновидности опыта: - внешний, результат воздействия на наши органы чувств объектов (ощущения) / - внутренний, это внутренние чувства (рефлексия). первичные и вторичные качества Локк различает степени субъективности знания, вводя различение первичных и вторичных качеств. Первичные качества принадлежат вещам (объективны). Механические свойства тел - протяженность, форма, движение, покой, число. Все остальные свойства – вторичные (существуют в субъекте). Первые представляют собой " первичные и реальные качества тел, которые всегда находятся в них (т.е. плотность, протяженность, форма...)". Другие - вторичные - " представляют собой комбинации первичных качеств", такие, например, как вкус, цвет, запах и т.п. Первичные качества являются объективными в том смысле, что соответствующие им идеи, вызываемые в нас, - суть точные копии, образы предметов, существующих вне нас. В противоположность им вторичные качества - цвет, запах, вкус - носят субъективный характер (по меньшей мере, частично) в том смысле, что не отражают объективных свойств самих вещей, хотя и вызываются ими. познание 1 «познание - это именно восприятие и понимание связи и согласованности либо несогласованности и контраста между нашими идеями. Лишь в этом заключается познание». 2 Вообще согласованность между идеями можно понять двумя разными способами: с помощью интуиции и с помощью доказательства. 3 Мы знаем о нашем бытии посредством интуиции; о существовании Бога с помощью доказательств; о существовании других вещей через ощущения. Интуитивное познание - самое достоверное, но интуиции предпослана ясность и определенность понятий, связанных с четким определением значений терминов. Числа - пример таких идей. морально-политическое учение Эвдемонизм (цель - счастье, баланс между удовольствиями и страданиями, когда удовольствие преобладает). Человек мыслится как единичное эгоистическое существо. Различает естественное и гражданское состояние человека. 1 Естественное состояние — состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью. 2 " Естественными правами" являются: право на жизнь, свободу, собственность и защиту этих прав. 5 Государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на эти права. Государство - продукт общественного договора. В свободном, естественном состоянии люди свободны, равны и независимы. Главное содержание жизнедеятельности - борьба за самосохранение. Собственность неотделима от труда. Труд создает стоимость. Права собственности и свободы неотчуждаемы. Идея разделения властей как условие соблюдения прав человека. Должны существовать три независимые власти: законодательная власть (парламент) - исполнительная власть (суд и армия) - федеративная власть (внешняя политика).
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 1528; Нарушение авторского права страницы