Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Николай Кузанский. (1401 - 1464).



Возрождение и Гуманизм

ФВ - философия переломной эпохи подготовки перехода от феодализма к капитализму. Развитие производства, торговли ведет к росту благосостояния, вследствие чего упадок аскетической морали и кризис средневекового мировоззрения (кризис доверия к церкви). Начинается противостояние старого (церковь) и нового (светская власть) мировоззрений. Появляется критическое отношение к религиозным идеям, что приводит к Реформация.

Новые ориентации: на знание (старая - на веру); на земное счастье (=загробное спасение); на земные успехи; на значимость индивида. Идейная борьба приводит к вооруженным конфликтам. В 16 веке Западная Европа охвачена религиозными войнами. Кризис старого мировоззрения: формируются слои общества, профессиональная деятельность которых не связана с церковной организацией. Это - искусство; наука; инженерная деятельность.

Идеи Реформации: индивидуализм; успех в земной жизни (мерило – накопление богатства); волюнтаризм. Религиозное обоснование – бог предопределил все, но в земной жизни человек не знает своего предопределения.

Гуманизм - утверждение самоценности человека.

Средневековая мысль: Бог есть творец всего мира. Бог - единственный субъект творчества, причем опирающийся на волюнтаризм. Теперь активная природа Бога переносится на человека. Наступает расцвет искусства; художественное творчество. Активно-творческая природа человека утверждается в гуманистическом направлении.

Отношение к природе резко отличается от средневекового. Культура Возрождения возвращает природе характеристику субстанциальной самодостаточности: пантеизм и резкое разделение бытия Бога и бытия природы (подход к деизму).

Проблема «Бог - мир» остается центральной. Гносеологический аспект - мысль, что природу следует объяснять из самой себя (природе возвращается статус самодостаточности).

1 Пантеистическое направление (Кузанский, Бруно).

2 Натурфилософское направление (Парацельс и Бернардино Телезио, Бруно). Природе возвращается статус субстанции. Природа бесконечна. Объяснение природы из самой себя. Среди предметов – астрология и алхимия.

3 Гуманистическое направление (Лоренцо Валла, Петрарка, Эразм). В центре внимания гуманистов – человек как совершенное творение Бога, а не как сосуд греха.

4 Естественнонаучное направление (да Винчи, Коперник).

5 Социально-философское направление (Мор, Макиавелли)

 

ПАНТЕИЗМ

Николай Кузанский. (1401 - 1464).

онтология

Бог = Вселенная = Абсолют или «Не-иное», то, что охватывает все, иного для него нет. Бог равен максимуму, потому что больше Бога ничего нет. Равен минимуму, потому что не может быть меньше того, что он есть.

Отсюда принцип совпадения противоположностей (поставил под сомнение незыблемость закона непротиворечия Аристотеля). Для доказательства использует геометрические образы. Прямая на поверхности шара - кривая линия. В стремлении диаметра шара к пределу кривая стремится к прямой. Противоположности совпадают. Бог совпадает со всем. Пантеистическая тенденция. Однако Бог и универсум – не одно и то же. Различение Бога и мира: мир есть не сам Абсолют, а его развертывание. В Абсолюте все в свернутом (потенциальном) виде.

Различение понятий бесконечного и беспредельного. Мир не является бесконечным, бесконечен только Бог как вся полнота актуализации потенций. Намечается различие понятий актуальной и потенциальной бесконечности. Бог - актуальная бесконечность, а мир - беспредельность развертывания как потенциальная бесконечность.

 

человек

Возродил античный взгляд на человека как на микрокосм, подобный макрокосму. Человек – существо, соединяющее в себе божественное и земное.

познание

Познание – это сравнение неизвестного с известным. Существует непостижимость бесконечного (бога познать нельзя). Соответственно бесконечное приближение к истине. т.о. Высшая форма знания – это ученое незнание.

 

НАТУРФИЛОСОФИЯ

Парацельс (15 век, швейцарский врач).

Натурфилософия развивалась в смеси магических и научных представлений. Идеи: существуют законы бытия естественного и сверхъестественного, человек в состоянии познать эти законы, на базе этих законов могут быть разработаны технологии овладения бытием (процесс выплавки железа и вызов дьявола – две разные технологии).

Принципы: все есть во всем (мир – единое целое, разные части которого подобны друг другу) и человек есть микрокосм (человек связан со всей вселенной).

Вселенная – единый живой организм, у которого есть душа (эта душа порождает все). Человек – микрокосм, поэтому изучая собственную душу можно найти средства магически воздействовать на природу.

 

Джордано Бруно (1548 - 1600)

Центральное понятие - понятие единства. Доводится до крайней формы в виде учения о противоположностях и их единстве. Выше единства ничего не существует. Христианскому Богу в Универсуме места нет.

Отвергает любой дуализм. Утверждает, что форма коренится в самой материи, не нужен перводвигатель. Материя сама оформляет себя и обладает самодвижением. Возрождается демокритовский атомизм (монады), монады обладают самодвижением. Мировая душа как мастер оформляет материю, все вещи одушевлены.

Бруно переносит на материю принцип активности - божественную способность (природу активно-творческую) и природа оказывается обладающей самодвижением. Эта идея сочетается с пантеизмом и получает в нем полное выражение.

Космологические взгляды Бруно: развивая пантеизм, устраняет противоречие небесного и земного миров и придает идеям Коперника философское звучание. Иерархию отвергает: мир един. Подчеркивает бесконечность мира. Существуют бесчисленные миры. Обосновывает бесконечность бесконечной мощью Бога, который совпадает с миром.

 

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Никколо Макиавелли (1469 - 1527)

Человек руководствуется в своей жизни собственным индивидуальным интересом (подчеркивание эгоизма). Забота о сохранении и приумножении собственности. Государство ставит пределы человеческому эгоизму, оно ограничивает эгоистические устремления человека (управление людьми должно основываться на знании человеческой природы, а человек по природе ни хороший, ни плохой). Поэтому необходима армия, государство как аппарат принуждения.

Правитель должен сочетать свойства двух животных, льва и лисы. Он должен быть способным расправиться с любым врагом и перехитрить любого хитреца. Оправдать насилие и вероломство можно, только если они необходимы во благо государства. Политическая мысль становится самостоятельной, освобождается от религиозной опеки и от морали - этатизм.

Макиавелли четко разграничивает политику от морали и религии, политика полностью автономна (политический реализм). Макиавелли практически утверждает значимость политической мысли и некоторые идеалы - индивидуализм, эгоизм, активность без оглядки на моральные нормы, - которые в другой форме перейдут к протестантизму. Существенную роль пока играет элитарность позиции.

Осуждает христианство за то, что оно учит смирению, отвлекает от земных дел.

 

Томас Мор (1478 - 1535)

Утопизм – направление в философии, представляющее собрание моделей идеального общества. Утопия – благая страна, которой нет, где человек процветает и все счастливы. Первая утопия – Государство Платона.

У Мора Утопия была гуманистическим ответом на ужасы первоначального накопления капитала, как они проявились в Англии. Ситуация. Потребность рынка в шерсти привела к росту поголовья овец. Начало происходить огораживание. Появилась масса бездомных крестьян. Парламент издал указ, по которому бродяжничество каралось виселицей.

В Утопии устранена основа эксплуатации человека человеком - частная собственность и личная собственность. В Утопии нет денег, предметы раздаются по потребностям, зато есть всеобщее участие людей в труде по 6 часов в день. Труд обязателен, но на развлечения остается достаточное количество времени. Самую тяжелую работу выполняют преступники. Изобилие продуктов за счети технологии, нет бедных и богатых. Общество социально однородно, хотя есть должностные лица и глава государства, которые выбираются по критерию одаренности и образованности. Возможности образования открыты каждому. Особое внимание уделяется морали. Человек - высшая ценность, для него главное - здоровье и наслаждение благами жизни. Особая забота - о здоровье. Здесь антиаскетизм позиции Мора. В Утопии есть религия, утопийцы признают Бога, который разлит во всем мире (пантеистическая тенденция). Веротерпимы по отношению к другим религиям.

 

ГУМАНИЗМ

Мартин Лютер (1483 - 1546)

1515 год - 95 тезисов Лютера против индульгенций. Кладет начало процессам, которые приводят к отпадению от церкви целых стран и основанию протестантизма. Крестьянская война в 16 веке в Германии. Крестьяне воюют против католической церкви и феодалов. Германия отпала от церкви и на 300 лет выпала из процесса капитализации Европы. Раздробленность Германии до середины 19 века.

Лютер отвергает притязания церкви на роль посредника между человеком и Богом. Общаться с Богом человек должен лично (индивидуализм). Главное - выстроить отношения с Богом. Социум абсолютно неважен (атомизация общества). Спасение человека - дело личной веры. К спасению и к погибели человек предопределен Богом.

 

Жан Кальвин (1509 - 1564)

Подхватывает идеи Августина, который противопоставляет вневременное бытие Бога и временное бытие тварных вещей. Бог решил, кому быть спасенным, а кому суждена гибель, от человека это не зависит. Суровый фатализм. Но у Кальвина он парадоксальным образом сочетается с активностью человека. Никто, кроме Бога, не знает, к чему предназначен человек, поэтому надо все силы прилагать к тому, чтобы добиться успеха в предпринимательской деятельности. Если удачлив, то все в порядке. Если нет - предназначен к гибели. Освящение индивидуализма, эгоизма и ориентации на успех.

Если неудачнику Бог предопределил быть неспасенным, для Бога это не человек. Как удачливый человек будет к таким относиться? Без оглядки на окружающих. Идея избранности. За счет эксплуатации труда неудачников живут удачливые. Происходит освящение эксплуатации. Протестантизм сыграл большую роль в становлении капиталистического порядка.

 

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Леонардо да Винчи (1452 - 1519)

За активный целенаправленный эксперимент. Утверждает, что опыт невозможен без опоры на теорию. Роль математики. Математику надо соединить с экспериментом. Эксперимент как метод и применение математики определяют специфику науки Нового времени. Леонардо уже нащупывает значимость этих двух моментов.

Проблема соотношения природы и человеческого искусства. Продолжает гуманистическую линию. Человеческая природа активна, человек - деятель. Природа - творческая мощь, она творит, в ней действует закон необходимости и причинности (порождения следствия). Бог - первопричина и перводвигатель. Леонардо не противопоставляет природу и человека, природное и божественное.

Человек - «великое орудие природы». Человек опирается на природу и превосходит ее, потому что производит то, что природа не смогла бы создать. Человек подобен Богу, может называться «внуком Бога» (сыном природы). Гармония и природы, и человека не лишена трагизма. Некоторых людей оценивает уничижительно. Симптомы кризиса гуманистической идеи.

 

Николай Коперник (1473 - 1543)

Критика аристотелевско-птолемеевской картины мира. Пишет «О движении небесных сфер». Начал заниматься этой проблематикой по заданию католического кардинала, чтобы научить католиков правильно вычислять пасху. Кардинал обратился к Копернику за новым способом расчета. Оказалось, что гораздо проще решать эти задачи, если считать, что Земля вращается вокруг Солнца. Католическая церковь внесла изменения в календарь (григорианский календарь), но книга была внесена в Индекс запрещенных книг. Новая картина мира подрывала авторитет Священного писания, которое утверждало, что Земля находится в центре.

Устранив Землю из центра вселенной Коперник изменил место человека в космосе. Революция в астрономии повлекла революцию в философии (человек не центр вселенной). Мир Коперника – по-прежнему замкнутый мир. Совершенная форма – сферическая и естественное движение – круговое (Аристотель). Планеты еще не движутся по орбитам а перемещаются на кристаллических сферах.

 

Галилео Галилей (1564 - 1642)

Картина мира - механистическая. Все остальные свойства - антропоморфные. Механика абстрагируется от человека, представляя собой подлинное истинное знание. Отмежевывается от аристотелевского понимания природы. Аналитический метод имеет первостепенное значение. Эта картина мира господствует на протяжении всей истории науки Нового времени.

1 метод Придает значение эксперименту, и признает руководство со стороны разума. Утверждает значимость двух методов - (индукция) и (дедукция). Роль анализа более значима, чем роль синтеза. Наука – это синтез экспериментального, т.е. опытного познания и его рационального обобщения.

2 Важность мысленных экспериментов.

…скорость, однажды сообщенная движущемуся телу, будет строго сохраняться, поскольку устранены внешние причины ускорения или замедления, — условие, которое обнаруживается только на горизонтальной плоскости, ибо в случае движения по наклонной плоскости вниз уже существует причина ускорения, в то время, как при движении по наклонной плоскости вверх налицо замедление; из этого следует, что движение по горизонтальной плоскости вечно »

Это суждение нельзя вывести непосредственно из эксперимента, так как невозможно исключить все внешние влияния (трение и т. п.). Поэтому, здесь Галилей впервые применил метод логического мышления, базирующийся на непосредственных наблюдениях и подобный математическому методу доказательства «от противного». Если наклон плоскости к горизонтали является причиной ускорения тела, движущегося по ней вниз, и замедления тела, движущегося по ней вверх, то, при движении по горизонтальной плоскости, у тела нет причин ускоряться или замедляться, и оно должно пребывать в состоянии равномерного движения или покоя.

3 Принцип относительности движения.

За неподвижную землю. Вещи падают перпендикулярно, облака стоят на месте, если стрельнуть из двух пушек на запад и на восток, ядра упадут на одном расстоянии от пушек. Значит земля не вращается.

За подвижную Землю. Мы не ощущаем равномерного и прямолинейного движения (автобус, поезд, корабль). Бабочка в движущемся автобусе будет лететь так, как будто автобус неподвижен. Ощущается только ускорение. Внутри системы невозможно установить покоится они или находится в движении.

4 Наука. А В философии придерживался концепции двух истин, и настаивает на автономности научного знания, признавая право ученого на самостоятельный поиск истины без оглядки на средневековые догматы. В мире существуют две Книги - откровения (Священное писание) и творения (сотворенная природа). Священное писание безошибочно, но ошибаются толкователи. Священное писание написано, чтобы служить в качестве моральных поучений. Книгу природы нам позволяют читать ощущения. Надо не только иметь чувственный опыт, но и осмысливать его рациональными средствами. Человеческий разум способен достоверно познать природу. Б Против догматизма. В Наука должна давать объективное, достоверное описание действительности.

 

Ф. Бэкон (1561 - 1626)

Бэкон осуществляет тщательную инвентаризацию наработанного знания, не оставляя в стороне ни одну область человеческого знания.

Человеческое сознание содержит ложные

представления, искажающие картину природы.

Идолы Рода - предрассудки, коренящиеся в природе человека как родового существа, несовершенстве ума и органов чувств человека. Чувства способны обманывать, ощущения имеют границы. Кроме того, у человека всего пять органов чувств. Разум человека помогает нам в этом. Недостатки разума - ум уподобляется «неровному зеркалу». Антропоморфизм человеческих представлений о природе - по аналогии с человеком рассматриваем природу. Телеология - тоже идол рода. Поспешные обобщения - представления о круговых орбитах планет. Идолы рода - самые трудно устранимые.

Идолы пещеры. У каждого человека есть индивидуальные особенности ума, которые тоже накладываются на восприятие природы. Это - особенности тела, характера, воспитания. Каждый человек смотрит на мир как бы из собственной пещеры. Чтобы освободиться от идолов пещеры, надо опираться на коллективный опыт.

Идолы рынка - ими чревата опора на коллективный опыт. Продукт того, что человек - коллективное существо, продукт речевого общения. Вредны устаревшие слова и понятия, неправильное словоупотребление. Большинство полагает, что слова выражают сущность вещей, и руководствуется словами. Против схоластического вербализма. Надо бороться с пустыми отвлечениями, осознавать, что слова - это знаки вещей, что существуют только единичные вещи (номинализм). Надо понимать, что слова, выражающие общие понятия, выражают обобщенную деятельность человеческого ума.

Идолы театра - слепая вера в авторитет других учений, искусственность их напоминает театр. Чем древнее авторитет, тем больше иллюзий он вызывает у нас. Чем древнее мыслитель, тем наивнее. Тем более необходимо критическое отношение. Следует непосредственно изучать природу.

Главное в преодолении всех четырех типов идолов - правильный метод, опора на опыт в изучении природы.

учение о методе

Главная заслуга Бэкона - учение о методе, разработка методологии. Противопоставляет схоластике и отвергает ее в силу ее бесплодности, т.к. она оперирует силлогизмами, а силлогизмы не выражают ничего нового. Эмпирико-индуктивный метод. Объект познания - природа. Задача познания - получение истинного знания о природе. Цель знания - господство над природой. Метод - средство решения познавательных задач.

Исходный пункт метода – опыт (не должен быть слепым). Если исследователь вслепую осуществляет опытное познание, он похож на муравья, который в кучу стаскивает все, что ему попадется. Противоположный тип исследователя похож на паука. Это схоласт - сети могут быть красивыми, но реального отношения к природе не имеют. Опят должен быть дополнен рациональной организацией знания. Исследователь будет похож на пчелу, которая нектар перерабатывает в мед. Истинным методом рациональной обработки опытных данных является индукция как непрерывная и постепенная переработка результатов опыта. Процесс должен быть тщательным и непрерывным, скачков и поспешных обобщений быть не должно.

Полная и неполная индукция. Всегда неполный охват опытных данных, индукция через перечисление. Она учитывает только те факты, которые подтверждают данный вывод. Бэкон вносит новшество - надо учитывать факты, которые опровергают наши обобщения. Тогда - истинная индукция. Для этого надо относиться к опытному знанию не только как к результату пассивного созерцания, надо активно вмешиваться в наблюдаемый процесс, создавать искусственные условия, которые позволяют четко определить, какие обстоятельства отвечают за те или иные результаты. Условием истинной индукции является анализ.

 

Р. Декарт.

интуиция

Если я всматриваюсь в содержание своих мыслей и не вижу оснований сомневаться, передо мной - истина. Это - интеллектуальная интуиция. Стоит всмотреться в положение cogito ergo sum, не могу не признать, что оно истинно. Интеллектуальная интуиция является исходной в методологии Декарта. Чтобы опереться на интеллектуальную интуицию, надо сформулировать правила метода.

правила метода

1. «Никогда не принимать ничего на веру, в чем с очевидностью не уверен… включать в свои суждения только то, что представляется моему уму… ясно и отчетливо… что не может дать повод к сомнению».

2. «Разделять каждую проблему… на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения». Метод анализа.

3. За анализом должен следовать синтез. Реконструированная вещь стала прозрачной под прожектором мысли. Мы получаем знание того, как сделан объект.

4. Следует контролировать отдельные этапы работы, составлять списки.

методическое сомнение

cogito ergo sum

Декарт пытается разрушить скептицизм изнутри - довести скептическое утверждение до логического завершения, добраться до такого положения, которое неподвластно никакому скепсису. Надо последовательно провести скептическую точку зрения, не останавливаясь ни перед чем. Сомнение должно быть радикальным и систематически осуществленным.

1 Возможно, что все, что я вижу — ложно; я ясно осознаю, что из того, что мне представляет моя память, наполненная ложью, нет ничего осмысленного; думаю, тело, фигура, протяженность, движение и место — всего лишь воображение моего духа. Что же тогда может считаться истинным? Возможно, ничто, если в мире нет ничего определенного.

2 хотя всё предположительно ложно, необходимо, чтобы я, так думающий, сам был чем-то. И, обнаружив, что истина “я мыслю, следовательно, я существую” столь крепка и прочна, что все самые необыкновенные гипотезы скептиков не смогли бы её поколебать, я решил, что могу принять её, не мучаясь сомнениями, как основной принцип искомой философии”.

Декарт достигает факта, что человек – это мыслящая реальность.

роль бога

три класса идей (врожденные, приобретенные и сотвореннные).

Как доказать существование внешнего мира? Разум обращается к врожденной идее Бога, бесконечной, вечной, неизменной независимой, всеведущей субстанции, породившей меня и всё сущее. Является ли она чисто субъективной или её следует считать субъективной и одновременно объективной? Проблема существования Бога возникает не из внешнего мира, а в человеке или, скорее в его сознании.

В боге сущность сливается с существованием, существование идеи бога говорит о его существовании. Бог гарантирует все истины, ясные и отчётливые. Истины вечны, неизменны, потому что и бог таков же.

Онтологического доказательства бытия Бога. Бог - это понятие абсолютно совершенного существа. Откуда у меня, несовершенного существа, понятие о всесовершенном существе Боге? Только от него самого. Как убедиться, что он существует? Признак всесовершенства включает в себя признак бытия. Следовательно, Бог обладает бытием и существует.

онтология

Из всего внешнего мне удается ясно и отчетливо воспринять только протяженность. Любая вещь, имеющая отношение к телу, предполагает протяженность, а все, обнаруживаемое в уме, – лишь различные способы мышления. Так, например, нельзя представить себе фигуру иначе, чем в пространстве, так же, как и движение; а воображение или чувство, или воля могут быть представлены только мысленно.

Таким образом, существуют два мира – протяженная и мыслящая. Они сотворены богом. Бог есть причина самого себя, т.е. субстанция, а протяжение и мышление – это модификации субстанции.

сознание материя
атрибут – мышление атрибут – протяжение
дано непосредственно дано опосредованно через чувства
непротяженно, неделимо протяженно, неделимо, обладает движением

о мире

Материя заполняет пространство, пустоты не существует. Все состоит из частиц, которые находятся в движении. Деистическая позиция: Бог есть творец мира; он дал законы механики и первотолчок. Далее не вмешивается в дела мира. Дальше все развивается по законам механики. Внутри мира богу нет места, поэтому Декарт первый деист или атеист. У Декарта действует принцип детерминизма и мир работает на законах механики. У него все состоит из протяженной материи. Это стремление к унификации.

механицизм

Если все состоит из материи, тогда не только мир, но и животные и человеческое тело функционируют на основе механических принципов, они не что иное, как механизмы, " автоматы" разной степени сложности, подобные " часам, составленным из колес и пружин, которые могут отсчитывать часы и измерять время".

душа и тело

Душа и тело – две реальности, не имеющие ничего общего. Возникает психофизическая проблема. Что управляет телом? Душа. Но как она это делает, если субстанция мыслящая и субстанция протяжённая никак не связаны. Человек свободен как мыслящая субстанция. Наиболее яркое проявление - человек может ошибаться.

 

Т. Гоббс

 

Философия – это наука о материальных телах. Все бестелесное («духовные сущности») следует исключить из философии.

Номинализм. Конвенционализм.

1 Мысли текучи, их надо фиксировать знаками (словами). Связь имен с вещами условна, слова - метки вещей в результате соглашения. Общим понятиям в действительности ничего не соответствует, существуют только индивидуальные тела (вот это дерево, вот этот человек).

2 Определение понятия отражает не сущность, а передает значение слова. Процесс рассуждения – это счет, исчисление, например, человек = живое существо + разумное, т.о. живое существо = человек – разумное.

3 Познание от чувств. Отрицает декартовское положение о врожденности знаний.

4 «Целое есть не более, чем сумма частей». Позиция редукционизма.

механицизм

Действительность состоит из тел, не зависящих от нас, и их движения. (Механистический материализм)

материальное тело и механическое движение объясняют все на свете. Свойства вещей являются " призраками органов чувств", ощущение цвета, звука, запаха и т.д. не имеют объективной значимости, а привносятся в мир нашим сознанием: " Все так называемые воспринимаемые свойства предмета представляют собой не что иное, как такое же количество разнообразных движений (потому что движение вызывает другое движение)".

теория абсолютистского государства

1 В основе - два допущения. а) Главное благо – жизнь и ее сохранение; б) отрицание естественной справедливости и несправедливости, поскольку нет безусловных ценностей.

3 Каждый человек старается обособиться (он - атом эгоизма). Поэтому он не связан с остальными людьми.

4 Государство - искусственное образование. Надо различать два состояния человека - естественное и гражданское состояние. Люди, находящиеся в естественном состоянии, стремится к удовлетворению своих интересов, т.е. борьба всех против всех. Пределов нет, поэтому каждый имеет право на все. В подобной ситуации человек рискует потерять жизнь. Итог общественного договора - создание государства.

5 Человек находит выход из этого положения с помощью некоторых инстинктов и здравого смысла. Инстинкты - это желание предотвратить постоянную борьбу, чтобы сохранить жизнь. Разум - инструмент, пригодный для осуществления инстинктивных стремлений.

6 Таким образом появляются " естественные законы", представляющие собой рационализацию эгоизма, т.е. нормы, позволяющие воплотить в реальность инстинкт самосохранения.

" Естественный закон (lex naturalis) - есть предписание, или найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни и что лишает его средств к ее сохранению, и пренебрегать тем, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни".

8 (1) человек должен добиваться мира, если у него есть надежда достигнуть его, если нет, то он может использовать любые средства, дающие преимущество на войне. (2) отказаться от прав, присущих естественному состоянию, являющихся причиной всех человеческих распрей. (3) выполнялись заключенные соглашения. (4) возвращать полученные блага – благодарность, (5) взаимная уступчивость, (6) легко прощать обиды, (7) воздаяние злом за зло, (8) против оскорбления, (9) против гордости, (10) против надменности, (11) беспристрастие.

9 " общественный договор" заключен подданными между собой. Правитель остается за рамками договора хранителем тех прав, от которых отказались подданные. Власть верховного правителя неделима и абсолютна. Он стоит над справедливостью.

 

Б. Спиноза

 

определения

1 В природе нет ничего, кроме субстанции и ее проявлений. (Онтологический монизм) мировоззренчески нейтральный подход: понятие субстанции не определяет себя как духовная или материальная

2 Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя, т.е. для существования субстанции не нужно ничего кроме нее самой.

Свойства

3 Субстанция есть причина самой себя, т.е. ее сущность заключает в себе существование (т.о. субстанция вечна).

4 Субстанция – это Абсолют (в смысле единства, неделимости, бесконечности), действующий по необходимости своей собственной природы, т.е. свободно.

5 Бог-субстанция является единственно существующей субстанцией. (В необходимости бога Спиноза нашел доказательство всего, источник спокойствия.)

6 Атрибут - неотъемлемое свойство субстанции, то, что выражает ее сущность в качественно определенном свойстве. У субстанции бесконечное множество атрибутов. Нам известны только два: протяженность и мышление (из опыта).

7 Модусы - состояния субстанции.

(Состояние может быть, может не быть); (атрибут всегда есть)

Существуют бесконечные и конечные модусы. Бесконечные модусы протяжения - движение и покой; мышления – разум и воля.

Спиноза не объясняет откуда берутся конечные модусы. Конечный модус существует, потому что он порожден внешней причиной, он есть порождение другого конечного модуса. Между ними причинная связь (причина порождает следствие). Все связано необходимо единой цепью причин (фатализм).

две природы

Бог – это порождающая природа (причина), а мир – это порожденная природа (следствие), все то, что следует из необходимости природы бога.

1Эта концепция позволяет утверждать, что Бог есть Абсолют, он не подобен миру (бог не задумал, не желал, не сотворил из любви этот мир, потому что эти понятия - модусы субстанции, т.е. произошли из бога и их нельзя приписывать богу).

2Нет творения, а только порождение (отвергает креационизм).

3 Все существующее в природе причинно обусловлено – детерминизм.

параллелизм

Мир состоит из модусов двух атрибутов (тела – модусы атрибута протяжения, мысли – модусы атрибута мышления). Как связать тело и мысль? Атрибуты имеют общее начало, т.о. и модусы разных атрибутов соответствуют друг другу. Порядок и связь идей тот же, что порядок и связь вещей, т.е. мысли соответствуют вещам. Мышление человека не может противоречить всей связи в природе, потому что человек – ее часть. Продукты человеческой головы - мысли - не могут противоречить природе. У каждой идеи есть телесное соответствие, у каждого события есть соответствующая ему идея.

(Вывод – нет ложных мыслей и идей)

познание

Идеи различаются по степени адекватности. Степени познания

1) мнение и воображение (эмпирическое) – чувственные восприятия, которые неясны и почти неадекванты

2) рациональное познание – математика, геометрия – адекватно Опытное знание относится к области мнения, а подлинное знание – к области рационального мышления.

3) интуитивное – ясное и отчетливое видение вещей, исходящих от бога (сущности). Опирается на традицию мистицизма, присущности человеческой души Богу и способности непосредственно усматривать сущность (интуиция). Через интуицию душа приобщается к Богу и истине

«Человеческая душа составляет часть бесконечного разума Бога: следовательно, когда мы говорим, что человеческая душа нечто воспринимает, то подразумеваем, что именно Бог обладает той или иной идеей, поскольку Он составляет сущность человеческой души".

свобода воли

Мир мыслится как завершенный и в нем цепь причинных связей определена и необходимость оказывается сквозной. Человек не отличается от природы и потому подчинен необходимости. У Спинозы случайность есть синоним незнания причины

Говорить о свободе воли нельзя, потому что воли нет. Понятие воли – результат неадекватного обобщения мыслей и фактов. Поскольку человек оказывается зависим от воздействий, которые оказывают другие модусы извне, он оказывается под влиянием страстей.

" В душе нет никакой абсолютной или свободной воли, душа определена так, чтобы желать чего-либо по причине, которая определена другой причиной, а та, в свою очередь, - еще одной. И так - до бесконечности"

Субстанция не обладает свободой воли. Действует в силу естественной необходимости. Это необходимость собственной природы и потому характеризуется как свобода. Свобода имеет место тогда, когда субстанция сама определяет себя к действию. Характеристики свободы: отсутствие внешней зависимости / способность к самоопределению в действии.

Человек свободен, когда способен самоопределяться к деятельности, а не когда он управляем внешними воздействиями. Свободен, когда поставил страсти под контроль. Свобода – познание того, что все определяется с необходимостью. Активность человека – это активность познавательной любви к богу.

этика

1 Страсти необходимо объяснять и понимать. Выводит их из сознания.

Основание этики - стремление к самосохранению. Через наличие такого стремления определяются важнейшие этические категории. Человек считает добром то, что содействует его самосохранению. Зло - то, что препятствует. Спиноза: то, к чему стремимся, называем благом. Этические позиции относительны. Стремление к самосохранению – ключ к объяснению аффектов. Влечение – стремление человека поддерживать свое существование. Когда оно осознается – называется желанием. Смутные идеи порождают в душе пассивные аффекты – страсти.

Познание – освобождение от страстей. «Поясни свои мысли – и ты перестанешь быть рабом страстей». Познание-добродетель несет награду в самой себе.

итого

Завершает " Этику" одна из древних максим стоиков: очень трудно потревожить душевный покой мудреца, если он в самом деле мудрец. Осознавая Бога, себя и все вещи моментами вечной необходимости, царящей в природе, мудрец никогда не перестает им быть и всегда уравновешен. Указанный путь не прост, но досягаем. Все истинно редкое должно быть труднодоступным. Если бы спасение можно было обрести без большого труда, то как же тогда могло случиться, что мало кто рассчитывает на него? Все возвышенное тем ценнее, чем недоступнее.

 

 

Дж. Локк

 

программа Локка

Знание своих познавательных способностей предохраняет нас от скептицизма и умственной бездеятельности.

эмпиризм, сенсуализм

1 Идея – все то, что существует в сознании, является объектом мышления, происходит из опыта (это образы объектов в голове). Поэтому отрицает врожденные идеи.

2 Все из опыта – сенсуализм («Нет ничего в уме, чего бы прежде не было в ощущениях» (сенсуализм)

3 Разум может комбинировать получаемые из опыта идеи, но не может их создавать, разрушать, модифицировать.

4 Душа - tabula rasa (аристотелевское понятие), а заполняет эту доску письменами опыт.

" Давайте предположим, что душа представляет собой, так сказать, белый лист, без единой буквы, без всяких идей. Каким образом появится на ней что-нибудь? Откуда происходит это разностороннее содержимое, которое с почти бесконечной изобретательностью начертала трудолюбивая и неограниченная фантазия человека? Откуда добывается весь материал разума и познания? Отвечу одним словом: из ОПЫТА. Именно на нем основано все наше познание и из него же оно берет начало".

виды опыта


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.119 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь