Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Лекция 10 (Лейбниц, Беркли, Просвещение)
Г. Лейбниц
финализм Развитие механистического взгляда на мир отбросило античные понятия о цели, которые возрождает Лейбниц – мир целесообразно устроен богом. ошибка Декарта 1 Протяженность не может быть сущностью тел, потому что ее одной недостаточно для объяснения всех свойств, присущих телам; инерции, т.е. определенного сопротивления. Это означает, что по ту сторону протяженности и движения существует нечто, обладающее не механико-геометрической природой (а значит, и не физической); напрашивается вывод, что его природа метафизична; именно она и является " силой". От такой силы происходит движение. 2 составные элементы реальности и ее основа представляют собой нечто, находящееся вне пространства, времени и движения. Лейбниц вновь вводит в обиход субстанции как силовые начала, но теперь в качестве так называемых метафизических точек - деятельных, духовных единиц. монада Ключевое понятие – монада (субстанциальная единица, центр силы). Характеристики: 1. Монада – духовная сущность. 2. 2) Монада замкнута. Нет каналов сообщения. 3. Каждая монада представляет вселенную в целом (фрактальность), все события вселенной в целом. Настоящее несет в себе зародыш будущего. 4. Монада - абсолютно простое единство бесконечного богатства содержания. «Всякая субстанция - как целый мир, как живое зеркало Бога или же всей вселенной, она отражает ее (вселенную) по-своему, особо, так же как один и тот же город представляется по-разному в зависимости от местонахождения наблюдающего. Поэтому мы можем сказать, что вселенная умножается во столько раз, сколько существует субстанций, а Божья слава умножается с ней наравне, пропорционально различным представлениям о Его творениях.» деятельность монады Основная деятельность монад – восприятие и представление. Монады отличаются простым восприятием и сознательным восприятием. Материальные объекты – это монады, которые обладают смутными ощущениями. Души – это монады, которые имеют сознательные восприятия. Все изменения восприятий происходят непрерывно, бесконечно малыми приращениями. различие монад Каждая монада представляет всю вселенную, но с разным (большим или меньшим) уровнем различения восприятий и под разными углами рассмотрения, и именно тип перспективы делает каждую монаду не схожей с другими. Камень – монада с очень смутными представлениями. Кошка - более совершенная монада. Души, характеризуются наличием памяти и сознательного восприятия. строение монад Единая простая первичная монада, последнее основание вещей - Бог. Все остальные монады произведены или сотворены Богом: " Они возникают из беспрерывных эманаций Божества". Этот термин неоплатонизма применен здесь Лейбницем, чтобы отразить сотворение из ничего. Единожды сотворенные, монады не могут умереть. Рождение и смерть это только прогресс или регресс монад. Человек – совокупность монад. строение вселенной и монады материя, пространство и время не реальности, существующие сами по себе, а феномены. Монады не физические и не геометрические точки, они центры сил. предустановленная гармония 1 Каждая монада замкнута. Как можно обеспечить согласованность между душой и телом (душой и миром): 1) путем влияния одного из них на другое (этот способ соответствует общему мнению школ, но представляется необъяснимым); 2) посредством помощи Бога, если Он позаботится регулировать их движения, подгоняя одно к другому 3) посредством точного саморегулирования каждой из двух сущностей, чтобы они могли действовать согласованно в силу собственной природы; последний способ самый прекрасный и более достойный Бога, и я назвал его «системой предустановленной гармонии» лучший из возможных миров 2 Гармония предустановлена монадой монад - Богом. Бог - совершеннейшая монада, он выбрал единственный, наилучший мир и реализовал его. Поэтому мы живем в лучшем из возможных миров. Вещи и явления являются таковыми а не дургими потому что способ их бытия наилучший из возможных способов существования. 3 Монады обладают способностью саморазвития по определенной программе, заложенной творцом (причем эти программы строго согласованны). Человек как монада является совокупностью других монад. Кровяные тельца – монады. Это результат предустановленной гармонии. Программы монад согласуются друг с другом, и человек действует как единая монада. Монада из себя развертывает содержание своей жизни. Проблема свободы На ветвях деревьев могут расти ящерицы? Вводит впервые закон достаточного основания «…ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым, — без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе, хотя эти основания в большинстве случаев вовсе не могут быть нам известны» Случайность детерминирована законом достаточного основания. Любое событие имеет основания своего существования. Бога несвободен: в силу необходимости он выбирает наилучший мир. Позиция рационализма: логика выше Бога. Метафизическая необходимость ограничивает волю Бога: он не может выбрать к реализации худший мир, т.к. ограничен действием рациональных принципов. Способность самоопределить себя к действию - условие свободы. Гносеологическое условие свободы - сознание и самосознание. Знание дает возможность обуздывать страсти. Если человек руководствуется разумными основаниями и способен предусматривать результаты своих действий, тогда он свободен. теория познания 1 Локк: Нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в чувстве, Лейбниц: Нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в чувстве, кроме самого разума. Это означает, что душа " врождена сама себе", что интеллект и его деятельность предшествуют опыту. 2 Идеи находятся в разуме в зародышевом состоянии, они " врождены", как наклонности, естественные природные способности. 3 Он решительно признал, что теория " припоминания" Платона обоснована - даже больше - потенциально душа знает все.
Дж. Беркли (1685 -- 1753).
Главная цель - защита религии. Поскольку вся система атеизма зависит от материальной субстанции, это понятие нужно устранить. гносеология В действительности мы не видим " вещей"; а то, что есть на самом деле, - скорее всего, " идеи", внутри которых мы видим " вещи". Беркли приводит пример - история одного слепого от рождения, который, благодаря проведенной операции, обрел способность видеть, стал зрячим. Итак, будет ли этот человек, до операции создавший себе представление об окружающем мире с помощью осязательных ощущений, после операции соотносить и связывать зрительный образ предмета со своими предшествующими осязательными ощущениями, создавшими у него определенный образ этого предмета? Ответ на такой вопрос однозначен: НЕТ. Только опыт, т.е. упражнение, практика и привычка, могут нам показать постоянное сосуществование одних ощущений с другими. Связь между разными типами ощущений не относится к области логики или объективности: это только вопрос опыта. Только человеческая душа устанавливает связь между " подсказками" многообразного содержания разных типов ощущений. Таким образом, душа создает " вещи" и придает форму " предметам". Совпадение осязательных ощущений со зрительными представлениями (образами) не имеет иного объяснения, кроме практики и опыта. Как одни, так и другие представляют собой знаки языка природы, который Бог посылает органам чувств и рассудку для того, чтобы человек научился регулировать свои действия, необходимые для поддержания жизни, и сообразовывать их с обстоятельствами, дабы не подвергать свою жизнь опасности. Согласно Беркли, " объективная реальность возникает перед нами только на основании интерпретации, толкования " знаков", единственно известными ощущениями. номинализм Пример: абстрактный треугольник нарисовать невозможно, т.к. мы всегда рисуем конкретный рисунок, а затем вывод о нем распространяем на все треугольники. Слово - знак совокупности единичных объектов, каждый из которых можно вызывать в уме, в памяти, произнося это слово. существовать значит быть воспринимаемым Объектами нашего познания являются идеи, они сводятся к ощущениям; постоянные комбинации идей суть вещи; однако представления и их постоянные комбинации находятся только в разуме; ощущения всегда конкретны и индивидуальны, поэтому абстрактные идеи всего лишь - иллюзии; различие между первичными и вторичными качествами - опасное заблуждение; выражение материальная субстанция или противоречиво, или же ничего не означает. Все качества субъективны. Отсюда: «Существовать значит быть воспринимаемым». Предметы не существуют вне воспринимающего субъекта. Существование чего-либо в мире зависит от того, воспринимается ли оно кем-либо. Нет субъекта - нет мира. Подлинное существование имеют только субъективные восприятия. Применительно к каждому отдельному человеку таким субъектом выступает он сам. Солипсизм - один я существую, все остальное - мои восприятия. Беркли против солипсизма, признает существование других субъектов. Постулирует множество субъектов. Бог - особый субъект, который всегда все воспринимает. критика механистической картины мира Она основана на признании материальной субстанции, которая является носителем свойств. 1. Движение - наши восприятия и смена наших восприятий. 2. Абсолютное пространство и время не существуют 3. Законы природы не объективны, они зависят от воли бога, который может их нарушать. 4. Отрицает причинную связь. Есть отношения знака или метки. Огонь не является причиной боли. Огонь - метка или знак, который Бог посылает нашей душе о боли. Это два восприятия духовной природы, вложенные последовательно во времени. Этическая позиция. Моральные нормы имеют божественное происхождение. Государство и власть от Бога, власть не должна заботиться о народном благе, ибо источник власти - не народ.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 594; Нарушение авторского права страницы