Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности содержания и методики. Авторская программа В.А. Гербутова базируется на принципе укрупнения дидактических



Авторская программа В.А. Гербутова базируется на принципе укрупнения дидактических единиц, объединенных в большие блоки, и принципа «открытой информации», заключающегося в последовательной подаче информации от широкого формата (с фиксацией узловых информационных моментов) до узкого (с фиксацией частностей) и обратно. Во главу угла Валерий Александрович поставил изучение человека (человек и измерение, человек и космос…) и соответственно поменял местами разделы и темы.

Если принцип укрупнения определяет организационно-педагогические действия учителя, то принцип открытой информации определяет формирование эволюционных методов обработки информации учеником. Многократ­ная проработка материала как индуктивным, так и дедуктивным методами позволяет учащимся не только сформировать целостный информационный массив, но и способствовать установлению логических связей внутри него.

Данная технология при ее моделировании похожа на возводимые по новой технологии здание из монолита, когда сначала строится центральная многоэтажная конструкция от фундамента до последне­го этажа, а затем сверху вниз заполняются модульные блоки по уровням заселенности и отделкой здания снизу вверх.

Этой «отделке» служат также занятия творчеством. С точки зрения психологии творчество проявляется при самосто­ятельном решении всякого рода новых задач человеком любого уровня развития. При этом деятельность учащихся может быть названа творческой, если ее результатом является продукт, обладаю­щий не только объективной, но и субъективной новизной. Это положе­ние для нас очень важно, так как на начальной стадии работы со школьниками нам очень часто приходится «изобретать велосипед». Дети открывают не новые вообще, а новые для себя проблемы и их реше­ния.

Очень важным для непрерывного развития активного творчества учащихся является органическая связь учебной и внеучебной деятельности.

Содержание обучения. Физика В.А. Гербутова – это очеловеченная физика. Эмоциональная. Психологи­ческая. Щадящая. Потому что его программа – для учащихся базовой школы, для кого физика не будущая профессия, но спо­соб видения мира. И на этом уровне все просто – три большие тео­рии (теория относительности Эйнштейна, квантовая физика и про­блемы атомной и ядерной физики), как грани одного большого куба, объединяют не только эту науку, но всю человеческую жизнь.

«Интеллигентный и интеллектуальный» урок. На конкурсном уроке В.А. Гербутова «гвоздем» был мозговой штурм. Класс, разделенный на три группы, решал глобальные проблемы – что изменится в мироздании, техническом развитии цивили­зации и биологическом зарож­дении жизни, если скорость света уменьшится в два раза?

Валерий Александрович ос­танавливался у каждой коман­ды, «подливал масла в огонь» и переходил к следующей. Ре­бятам тоже не сиделось на ме­сте, поэтому среди них порою не было видно самого Гербутова.

Когда через пятнадцать минут лидеры команд изложили свои концепции выхода из экстре­мальных ситуаций, все вздох­нули с облегчением: «человече­ство было спасено».

Информационно-обучающие программы (ИОП) – это «двойные» программы: программы подачи информации в струк­туре иерархически укрупняющихся блоков, и программы деятельности учащихся, на­правленные на формирование способностей воспринимать и развивать информацию. Если программы подачи информации разрабатываются для учителя, то программы деятельности учащиеся содержат психолого-педагогические принципы оптимальной деятельности школьников. Такое ветвление в определенной мере условно, потому что по мере развития учащихся они все более активно участвуют и в организации подачи информации на занятиях. ИОП предусматривают выход системы «учитель-ученик» или «ученик-учитель» на взаимосвязанную и взаимообусловленную конструкцию «учитель – ученический коллектив – ученические группы – ученик – ученические группы – ученический коллектив – учитель». При этом особую роль начинают играть демократические принципы обучения.

Авторская технология формирования музыкального мышления «Учителя года России – 92» А.В. Зарубы

Трудно быть Богом, учителем быть еще трудней!

А. Заруба

Заруба Артур Викторович (р. 1960) – преподаватель музыки частной общеобразовательной школы «Колледж XXI» г. Москвы, кандидат педагогических наук. Первый «Учитель года России».

Когда нет слов, Артур Вик­торович берет дудочку и извлекает из нее волшебные звуки; с ее помощью он смог бы объяснить даже безъязыкому инопланетянину, какой предмет преподает он в школе.

Целевые ориентации

¶ Дать полноценное гуманитарное образование.

¶ Формирование музыкального мышления.

¶ Накопление интонационного словаря, представленность и закрепление в нём «памятных мгновений» из классических произведений.

Педагогическая концепция

v Творческое мышление – это не способность, присущая избранным, это навык, который люди осваивают в учебной деятельности.

v Каждый ребенок - композитор

v Каков учитель, таков и предмет, таково и отношение к этому предмету.

v Каждый ребенок способен понять шедевры музыкального искусства разных эпох, жанров и стилей, но ему нужно помочь.

v Постоянное стимулирование познавательного интереса учащихся к музыкальному искусству.

v Широкое применение игровых, групповых, активных форм и методов работы.

v Рейтинговое наблюдение за учебной деятельностью каждого ребенка (мониторинг).

v Творчество может быть и в сочинении, и в исполнении, и в восприятии музыки.

Особенности содержания педагогической деятельности:

Базовая программа – программа по музыке Д.Б. Кабалевского.

В начальной школе упор на активную музыкальную деятельность учащихся в следующих направлениях:

Ученик-композитор: сочинение своих вариантов мелодий изучаемых произведений, сочинение слов для вокальных произведений.

• Ученик-исполнитель: пение всего программного музыкального материала (кроме песен - отрывки из опер, симфоний, балетов, концертов), игра на шумовых инструментах, обучение всех детей игре на свирели.

Ученик-слушатель: проникновение в каждую интонацию урока, накопление музыкально-интонационного словаря у учащихся, определение композитора по неизвестной музыке.

В 5-8 классах расширяются рамки изучаемой музыки, обобщаются знания по следующим темам: авторская песня, джаз, рок-музыка, музыка в кино, в театре и т.д.

Особенности методики

В начале процесса обучения проводится диагностирования уровня музыкальной культуры учащихся. В конце каждой четверти проводится контрольный срез уровня обученности учащихся за истекший период.

Основным методом является разработанный автором метод развития музыкально-интонационного мышления, который включает в себя накопление «культурного багажа» по музыке разных стилей и жанров, развитие творческих способностей учащихся.

А.В. Заруба выделяет три важнейших аспекта развития музыкального мышления младших школьников: это объём, связь и творчество.

Развитое мышление человека характеризуется способностью образования содержательных абстракций, помогающих воспроизводить целостность явления, процесса или предмета.

Выполнять роль содержательной абстракции в музыкальном искусстве, согласно интонационной теории Б.В. Асафьева, может только интонация при подходе к ней как к смыслу. В этой теории под интонацией, в широком плане, понимается смысл речи, её психический тонус, настроенность. В более узком - «фрагменты музыки», «мелодийные образования», «памятные мгновения», «зёрна-интонации».

1. Объём музыкального мышления предлагается рассматривать с точки зрения развитости музыкально-интонационного словаря учащихся, развитие которого создаёт основу для формирования способности к связыванию отдельных разрозненных музыкальных впечатлений в целостную картину музыкального искусства и творческого проявления ребёнка в музыке.

Мышление, как процесс познания предметов или явлений, всегда включает в себя поиск связей: внешних и внутренних, существенных и несущественных.

В массовой музыкальной педагогике пока ещё мало разработанных методов работы, направленных на установление интонационных взаимосвязей между музыкальными произведениями, изучаемыми на уроках, или в творчестве определённого композитора. Это не позволяет учащимся, особенно начальной школы, «видеть» связи нового произведения с уже известными ему по близкому образному строю, стилевым и жанровым особенностям музыки. Для формирования целостного представления о музыкальном искусстве как базе полноценного музыкального творчества ребёнка А.В. Заруба применяет следующие приемы.

1.1. Активное постижение зёрен-интонаций из всех разучиваемых на уроках произведений.

Ребенок больше любит и лучше запоминает те интонации, которые им пропеты, пропущены через себя.

Таким образом, пение тем, фрагментов из произведений не может быть формальным, пусть даже звуковысотно и ритмически-точным, а обязательно должно быть «интонируемым», передающим смысл, эмоцию, образ, заложенный композитором.

Практика показала, оптимально исполнять разучиваемую мелодию закрытым ртом, что позволяет ученикам слышать себя и правильное пение учителя или его игру на инструменте, хорошо настроить вокальный аппарат, подстроиться неверно интонирующим детям к правильно поющим.

Если пропевание зёрен-интонаций проводилось систематически, то оно становилось естественным для ребят, а в дальнейшем, позволяло им, говоря о музыке, не только оставаться на вербальном уровне, но и напевать отдельные интонации для более точного и аргументированного выражения своих мыслей и чувств.

1.2. Интонационные приветствия и прощания на уроке.

Идея пропевания учителем музыки в начале урока приветствия «Добрый день» или «Здравствуйте» не нова. Ученикам, соответственно, нужно было повторить мелодию, пропетую учителем. Омузыкаленное приветствие проводилось с целью распевания (в удобной тесситуре, по звукам трезвучия, в поступенном восходящем или нисходящем движении и т.д.).

По мере накопления интонационно-слухового «багажа» мы усложняли задание, стимулируя ребят не только повторять то, что пропел учитель, но и продолжать начатую им мелодию. Сигналом того, что можно переходить на эту ступень методики нам служило то, что часть детей начинало непроизвольно продолжать начатую учителем мелодию.

Аналогичным образом омузыкаливалось прощание в конце урока. Только, как правило, пели его на интонацию из произведения, только что прослушанного или разученного на уроке.

2. Связь. Второй блок методов направлен на формирование связей и отношений между отдельными музыкальными впечатлениями учащихся.

2.1. Диалог интонаций.

Суть данного метода заключается в следующем: на одном из этапов знакомства с новым произведением или его относительно законченным фрагментом, мы обязательно предлагали ученикам вспомнить интонации из других произведений этого же композитора, а также близкие по образу интонации из произведений других авторов, произведения этого жанра.

Сравнивая между собой интонации из одного произведения, ученики обнаруживали их интонационное родство. Работая по этой методике, ребята сами нашли родство всех тем 1 части 5 симфонии, родство интонаций «Танца Анитры» и «Песни Сольвейг» Э. Грига и др.

2.2. Интонационная цепочка.

3. Творчество. В этом блоке объединяются несколько методов, направленных на развитие воображения, фантазии, интуиции учащихся, опирающихся на более глубокое постижение языка интонаций музыкального искусства.

3.1. Сочинение в стиле определённого произведения, жанра, композитора.

3.2. Сочинение поэтического текста к мелодиям песен, романсов композиторов-классиков.

В этом методе ученикам предлагалось сочинить слова к мелодиям из вокальных произведений. Этапы выполнения этой методики следующие: сначала выучивается с детьми мелодия этого сочинения (без слов), затем определяется её образное содержание – о чём она, какой человек в ней выражен, какое у него настроение, каковы его жизненные обстоятельства, что и как он мог бы сказать нам. После этого предлагается сочинить поэтический текст, подходящий по смыслу, ритму и стилю к этой мелодии. Ученики сочиняют, анализируют и отбирают лучшие варианты.

Рейтинг. Администрация и учителя озабочены тем, чтобы видеть реальные успехи или неуспехи каждого ребенка. Условия для создания системы фиксации и продвижения всех результатов учащихся создаются в рейтинговой системе оценивания.

1) эта система должна отражать каждое положительное (и отрицательное) действие ученика на уроке.

2) основное соревнование должно идти не между учениками одного класса или между классами в параллели, а между учеником на этом уроке и на следующем, вначале года и в конце, в этом учебном году и в прошлом, то есть ученика с самим собой.

3) эта система не должна стать целью, а быть средством для развития учащихся .

Школьная оценка не очень подходила для этой системы. Уровень знаний, умений, мотиваций и реальной работы ребенка на уроках. Основой системы оценивания должен стать « балл », заработанный учащимся. Итог его работы на уроке теперь наглядно виден – «0», «1», «2», «3», «4», «5» и более баллов за урок.

За что же ученики могут заработать «баллы»? Возможные варианты:

– любой правильный ответ;

– интуитивная догадка (что важно и в науке, и в искусстве);

– участие в коллективной деятельности класса (пение, игра на музыкальных инструментах, слушание музыки и т.д.);

– письменное домашнее задание;

– творческая работа (сочинение музыки, стихов и рисунков о музыке и т.д.).

Сама же проблема оценки на уроке решается просто: если ученик получает «3», «4», «5» или более баллов – то оценка очевидна. Если же ученик получает «0», «1» или «2» балла, то в таких случаях оценка за урок не ставится.

Итог за четверть подсчитывается следующим образом: складываются все баллы, которые ученик заработал на уроках и сумма делится на количество посещенных им уроков (если этого не сделать, то тогда нельзя сравнивать результаты учащегося в разных четвертях). Заранее нужно оговорить значение среднего балла, необходимое для получения «5», «4» или «3» в четверти. Средний балл выше 4, 5 – это «5», от 3, 5 до 4, 5 – «4», ниже 3, 5 – «3». При выставлении оценки обращается внимание также на индивидуальное продвижение ученика в сравнении с его успехами в других четвертях.

Естественным образом выстраивается и рейтинговая система: ученик, получивший самый высокий средний балл оказывается на первом месте, самый низкий – на последнем.

Практика показала, что большинство учеников даже в проблемных средних классах следят за своим рейтингом, стараются «заработать» больше баллов.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 885; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь