Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие и признаки государства. Сущность и социальное назначение государстваСтр 1 из 10Следующая ⇒
Государство - политическая общность, объединение, союз людей (Кант, Гроций, Цицерон) Кант: Государство - общество людей, которое само распоряжается и управляет собой. Признаки Государства: (по учебнику Кашаниной) Основные: территория, население, публичная власть, право, правоохранительные органы, армия, налоги, государственный суверенитет. Дополнительные: единый государственный язык, единая дорожно-транспортная система, единая энергетическая система, единая денежная единица, единое экономическое пространство, единая информационная система, единая внешняя политика, государственные символы (флаг, герб, гимн) 1. Наличие публичной политической власти, аппарат управления и принуждения. Публичная политическая власть- государственная власть, осуществляется комплексом учреждений, специальных служб, органов, которые образуют гос. аппарат. Государство – это особая политическая организация, располагающая аппаратом принуждения и управления, придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны и обладающая суверенитетом. Государство – это исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом. 2. Территориальная организация населения. - существуют гос. границы, они очерчивают пределы гос. власти + территориальная неприкосновенность страны. 3.Государственный суверенитет. – Верховенство гос. власти внутри страны. 3 свойства: - Верховенство, -Независимость, - Единство. Верховенство- полнота власти Г. на всей территории страны. Независимость- самостоятельность в отношении с другими Г., в т.ч. с международными организациями. Единство- суверенитет принадлежит государству в целом, неделим между его частями. 4. Общеобязательный характер а ктов Г.- определяется исключительными полномочиями в сфере правотворчества, то есть правом принимать, изменять, дополнять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на население всей страны. Только государство посредством общеобязательным актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению; 5. Наличие государственной казны - что связано с взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и иные нужды государства. Понятие государственной казны включает в себя также государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности, золотой запас и другое. 6. Правотворчество – издает законы и подзаконные акты, обладающее юридической силой и содержащие нормы права; 7. Наличие правоохранительных (карательных) органов (суд, прокуратура, милиция и т.д.); 8. Наличие вооруженных сил и органов безопасности (аппарат принуждения) 9. Тесная органическая связь государства с правом Государство - властно- политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающая правовой порядок на определенной территории. Государство - публичная организация, обладающая верховной властью на определенной территории. (Лазарев, Липень) Сущность Государства. 2 основных подхода. 1.Классовый - сущность Г. определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Этот подход присущ Марксистскому пониманию Г.- т.е. Г. трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура экономически господствующего класса. 2.Общесоциальный - служить обществу. Сущность Г. – способствовать объединению всего общества, разрешать противоречия и конфликты. Характеристика: 1.Данный подход основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе Г. 2.Ориентирует на демократические методы управления обществом. 3. Подчеркивает ценность общества государственной организацией. Двойственная природа сущности Г. Социальное назначение Государства. Служить обществу- главное назначение Г. Государство должно: - устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его - обеспечивать социальный мир и стабильность в обществе, выступать социальным арбитром - обеспечить безопасность в обществе от преступных посягательств - защищать личность от произвола -добиваться мира и согласия в обществе, заботиться о развитии культуры, образования, искусства.
5. Типология государств: формационный и цивилизационный подходы, Типология государств – это их классификация по одному из самых крупных и высших систематических критериев – типу. Под типом государства понимаются общие системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной группе государств и раскрывающие закономерности их организации и развития. Формация (лат. formatio — образование) — согласно марксистской концепции исторического процесса, общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, исторически определенный тип общества. Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. (А. Тойнби) В настоящее время в юридической литературе применяются два подхода к типологии государств – формационный и цивилизационный. ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД Основоположниками данного подхода являются К. Маркс и Ф. Энгельс. В основе формационного подхода лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Именно базис является, по мнению представителей формационного подхода, решающим фактором общественного развития и предопределяет соответствующий ему тип надстроечных элементов: государство и право. Каждой формации соответствует свой тип государства и права (рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический). Формационный подход присущ марксистскому учению о праве. Однако в 30-е гг. XX в. советскими учеными марксистская концепция была несколько переработана, в результате стали выделять пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фазой которой является социализм. Всем формациям, кроме первобытнообщинной, соответствует свой тип государства и права. Переход от одной формации к другой происходит посредством социальных революций. Достоинства формационного подхода: 1. продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов 2. возможность объяснения поэтапного развития естественно-исторического характера формирования государств 3. достоверность и научный характер (соответствовал уровню развития науки того времени). Недостатки формационного подхода: 1. базируется на материале европейских стран 2. не учитываются духовные факторы 3. этот подход характеризует развитие обществ и государств как одномерное, линейное, заранее предопределенное: одна формация закономерно сменяет другую, это движение имеет необратимую силу и все народы должны обязательно пройти все формации. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД Цивилизационный подход возник на рубеже ХIХ – ХХ веков. Одним из представителей этого подхода был английский историк Арнольд Джон Тойнби. В своей работе «Постижение истории» Тойнби утверждает идею о невозможности существования единой, универсальной общечеловеческой культуры. История цивилизаций напоминает развитие человека: цивилизации возникают, развиваются, стареют, умирают. Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных государств и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. Цивилизационный подход позволяет объяснить много вариантность исторического развития, в том числе тот факт, что общества и государства развиваются неодинаково и избирают разные пути движения к прогрессу. выделяют следующие этапы цивилизации: 1. локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индийская) 2. особенные цивилизации (китайская, западноевропейская) 3. всемирная цивилизация, охватывающая все человечество и формирующаяся в настоящее время на основе принципа глобального коммунизма. Выделяют государства первичной и вторичной цивилизаций. Государства первичной цивилизации являются частью базиса, а не только надстройки, связано с религией (относятся древне-египетская, японская). Государства вторичной цивилизации не так всесильно и не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс (западно-европейская, восточно-европейская). Достоинства цивилизационного подхода: 1. ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу 2. выделение духовных, культурных факторов 3. более четкая типология государств Недостатки цивилизационного подхода: 1. низкая оценка социально-экономического фактора 2. преобладание типологии общества над типологией государства Оба подхода к изучению общества нельзя противопоставлять, они взаимно дополняют друг друга и должны применяться в комплексе. (Материал подготовлен по Морозовой, ТГП в вопросах и ответах - Оренбург)
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 823; Нарушение авторского права страницы