Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Типология государств: формационный и цивилизационный подходы, их достоинства и недостатки
Под типом гос-ва понимается совокупность наиболее общих черт различных гос-в, система их свойств и признаков, порождаемых конкретной исторической эпохой и характеризующихся общими сущностными признаками. Т.е. «тип гос-ва» служит для обозначения наиболее общих черт различных гос-в, дающих возможность определить типовую принадлежность конкретного гос-ва, т.е. его родство с другими гос-вами, а также позволяет прогнозировать его дальнейшее существование. Классификация гос-в (или типология гос-в) проводится по различным основаниям. Так, по мнению одних ученых, в основе типизации современных гос-в лежит идея (вернее степень) политической свободы, отсюда выделяют два типа: демократия и автократия (или демократические гос-ва и недемократические (куда входят авторитарные, полицейские, фашистские гос-ва). По мнению американских ученых, классификация гос-в проводится по степени отражения воли общества в институтах гос-венной власти: это соответственно антидемократические и демократические гос-ва. В других классификациях в ее основе лежит тип цивилизации: древневосточный, древнегреческий, древнеримский, средневековый, современный (например, появление русского государства связывают с византийской цивилизацией). Также по отношению к религии различают светские государства (это те государства, где церковь отделена от него, и которое регулируется на основе гражданских, не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования, например, Россия, Франция, Германия, США), клерикальные (Исламская республика Иран, где помимо светских органов (парламент, президент, правительство) существует духовный, или религиозный руководитель государства, теократические (где власть принадлежит церковной иерархии, например, Ватикан, где законодательная, исполнительная и судебная власть в руках Папы Римского), атеистические государства (был СССР, страны бывшего социалистического лагеря). Исходя из этого под типологией гос-ва следует понимать его классификацию, предназначенную для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность. Типология государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном. Формационный подход выражает марксистское отношение к вопросу о типе государства. С точки зрения марксизма, под историческим типом государства и права понимаются взятые в единстве наиболее типичные их черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису. Здесь главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). При этом отмечается, что существует 5 видов общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. На первом этапе развития общества гос-во еще не существует, а на последнем существует первая фаза – социалистическое гос-во для перехода к бесклассовому, а следовательно, безгосударственному обществу. В основе данного подхода лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Производственные отношения – это совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления. Совокупность производственных сил и производственных отношений и составляет базис. Надстройка – это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений. В нее входят государство и право, а также мораль, философия, искусство, политическая и правовая формы сознания и соответствующие учреждения. Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический. Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда. Феодальное государство - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков. Буржуазное (или капиталистическое) государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство. Социалистическое государство, по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу. Социалистическое государство, в отличие от трех ранее названных, - антиэксплуататорское по своей природе – считается «полугосударством» или «государством не в собственном смысле слова». Это исторически последний тип государства, который, по мнению Маркса, постепенно «засыпает» и в конечном итоге «отомрет», выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества. Достоинства формационной типологии: 1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество; 2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. Источник развития государства заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим - процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий. Недостатки: 1) она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы; 2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства. В самом общем виде понятие «цивилизация» можно определить как социокультурную систему, включающую как социально-экономические условия развития общества так и этнические, религиозные его основы, степень взаимодействия человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности. Цивилизация с ее ценностями оказывают влияние не только на социальную, но и на государственную организацию общества. При цивилизационном подходе тип гос-ва определяется не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами. Т.е. в основе данного подхода, в отличие от формационного, лежат как раз духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и т.д. В частности, по мнению английского историка Джозефа Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов: - первый – локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, эгейская и др.); - второй – особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств. - третий этап – современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур. А. Дж. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации. Цивилизации являются как бы ветвями дерева, сосуществующие рядом друг с другом. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Отсюда Тойнби видит прогресс в духовном совершенстве поколений людей. Достоинства цивилизационной типологии: 1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства); 2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств. Недостатки: 1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны; 2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство - только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 892; Нарушение авторского права страницы