Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 12. РАСЦВЕТ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ ВО II ВЕКЕ Н.Э.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
1. Правление Траяна, Адриана и Антонина Пия. Походы Траяна и оформление имперской бюрократической системы при Адриане. 2. Правление Марка Аврелия и его сына Коммода. Начало общего кризиса Римской империи. 3. Экономика, общественные отношения и городская жизнь в Римской империи.
ИСТОЧНИКИ
1. Властелины Рима. Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана / Пер. С.Н. Кондратьева под ред. А.И. Доватура. М., 1992. 2. Письма Плиния Младшего / Пер. с лат. А.И. Доватура, М.Е. Сергеенко и др. Изд. 2е. М., 1984. 3. Элий Аристид. Священные речи. Похвала Риму / Изд. подг. С.И. Межерицкая, М.Л. Гаспаров. М., 2006.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
4. История древнего Рима. / под. ред. В.И. Кузтщтна. 4-е изд. М., 2000. Глава 9. 5. Ковалев С.И. История Рима. 2-е изд. Л., 1986. Часть II. Главы 7, 8, 10.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
6. Крист К. История времен римских императоров от Августа до Константина. Ростов-на-Дону, 1997. 7. Культура Древнего Рима / Отв. ред. Е. С. Голубцова. Т. I-II. М., 1985. 8. Махлаюк А.В. Солдаты Римской империи. Традиции военной службы и воинская ментальность. СПб., 2006. 9. Моммзен Т. История римских императоров. (По конспектам Себастьяна и Пауля Хензелей 1882–1886; издано Барбарой и Александром Демантами) / Пер. с нем. Т.А. Орловой. СПб., 2002. 10. Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира / Пер. Л. Я. Гуревич. СПб., 1906. 11. Ростовцев М.И. Общество и хозяйство в Римской империи. Т. I-II. СПб., 2000-2001. 12. Сергеенко М. Е. Жизнь древнего Рима. Очерки быта. М.–Л., 1964. 13. Соколов В. С. Плиний Младший. М., 1956. 14. Штаерман Е. М. и др. Рабство в западных провинциях Римской империи в I–III вв.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Нерву, Траяна, а также их преемников Адриана, Антонина Пия, Марка Аврелия и Коммода принято относить к так называемой династии Антонинов. При этом термин «династия» в приложении к Антонинам носит условный характер: вплоть до Марка Аврелия все Антонины умирали бездетными и передавали власть через усыновление. Период Антонинов – это время наивысшего расцвета и максимального территориального расширения римской державы. Наиболее значительными личностями среди Антонинов были, по-видимому, Траян и Адриан. Оба они были выходцами из Испании, так что в их лице Рим увидел первых императоров провинциального происхождения. Вместе с тем, это, во многом, контрастные фигуры: Траян – последний в римской истории император-завоеватель, и Адриан, полностью сосредоточившийся на мирной административной деятельности. Адриан завершил процесс трансформации Римской империи в бюрократическую самодержавную монархию. Имперские служащие, прокураторы, получили при нем статус всадников, что было равносильно признанию их государственными чиновниками, а не личными слугами принцепса, как раньше. В целом же, каждый из них по-своему знаменует конец одной эпохи – римско-италийской Империи Юлиев-Клавдиев и Флавиев, и начало другой – мировой монархии Антонинов. Конец этого периода, правление Марка Аврелия и особенно его сына Коммода, отмечен началом общего кризиса Римской империи, который продолжился и в III в. В конце II в. Рим сталкивается с новой войной с Парфией, опаснейшей эпидемией чумы, наконец, резким усилением внешнего давления на Империю со стороны окружавших ее варварских племен. Все это привело к расстройству налоговой системы, вызвав острый финансовый кризис. Правительство было вынуждено систематически прибегать к порче монеты, снижая содержание в ней благородных металлов, что привело к инфляции и росту цен.
ТЕКСТЫ ИСТОЧНИКОВ
Правление Траяна глазами его современников (по произведениям Плиния Младшего)
Плиний Младший «Панегирик императору Траяну» (1–2, 5, 11–14, 34)
Плиний Младший (61–113 гг. н.э.), которого так именуют, чтобы отличать от его дяди Плиния Старшего, – видный римский администратор, консул 100 г. «Панегирик» – благодарственная речь Плиния Траяну, произнесенная им в сенате 1 сентября 100 г. по поводу назначения его консулом. В этом же разделе ниже будет приведена надпись, содержащая подробную информацию о занимаемых им должностях.
1. …Да и какой дар богов мог бы быть прекраснее, нежели ниспосланный нам богами принцепс, чистотой души и благочестием более всего подобный самим бессмертным небожителям. Если в прежние времена могло возникнуть сомнение, ставит ли правителей земли случай или какое-либо предуказание с неба, то не может быть никакого сомнения в том, что наш принцепс дан нам соизволением богов… 2. Не будем ни в каком случае воздавать ему хвалы как какому-нибудь богу или кумиру, ибо мы говорим не о тиране, но о гражданине, не о властелине, но об отце. Ведь он из нашей среды, и ничто его так не отличает и не возвышает, как то, что он сам сознает себя одним из нас и не забывает, что он человек и управляет людьми. Итак, осознаем величину нашего счастья, покажем себя достойными его на деле и вместе с тем не будем забывать, как недостойно оказывать больше почестей правителям, радующимся больше рабству граждан, нежели их свободе… Да и сами мы не прославляем ли обычно, как подсказывает это наша любовь и испытываемая нами радость, не столько божественность нашего принцепса, сколько его гуманность, скромность, доступность? В самом деле, может ли быть другой титул, более соответствующий гражданской доблести и сенаторскому достоинству, нежели данный ему нами титул «наилучшего»?.. 5. Таким должен быть, поистине, государь, возвысившийся не в пылу гражданской войны и не в момент стеснения государства оружием, но данный внявшими молениям земли богами-покровителями, в момент глубокого мира, через усыновление. 11. Они [враги Рима – А.П.] возгордились и сбросили с себя ярмо подчиненности и уже пытались бороться с нами, не за свое освобождение, а за порабощение нас, не заключали перемирия иначе как на равных условиях, и, чтобы заимствовать наши законы, навязывали нам свои. 12. А теперь снова вернулся ко всем к ним великий страх и рвение исполнять наши приказания. Ведь они видят вождя римлян, одного из тех прежних и древних, которым титул императора присуждался на полях, устланных сраженными врагами, и на морях, взбаламученных победами. Итак, мы опять принимаем заложников, а не выкупаем [своих], и, победив, заключаем условия, не принимая на себя огромных затрат и тяжелых обязательств. Они просят нас, умоляют; мы же или оказываем щедрость, или отказываем в ней и делаем то или другое благодаря могуществу нашей империи; а они благодарят, если добьются своего, не осмеливаются жаловаться, если им было отказано. Да и посмели ли бы они, раз они знают, как ты наступал на отважнейшие народы в то время года, которое для них наиболее благоприятно, а для нас особенно тяжело, когда Дунай холодом соединяет свои берега и, затвердевший от льда, выдерживает на своей спине движение огромных полчищ, когда дикие племена обороняются не столько оружием, сколько своим климатом и своими созвездиями. Но где только поблизости появлялся ты - обстоятельства словно менялись на обратные: они держались, укрывшись в своих укромных тайниках; наши же отряды воинов радовались тому, что ходили по берегам и, пользуясь с твоего разрешения даже неблагоприятными условиями, заставляли варваров почувствовать, что такое зима. 13. Так уважают тебя враги. А как твои собственные солдаты? Каким способом заслужил ты такое с их стороны восхищение, что вместе с тобой они легко переносят и голод и жажду? Когда во время военных упражнений с пылью и потом солдат смешивался и пот полководца и, отличаясь от других только силой и отвагой, в свободных состязаниях ты то сам метал копья на большое расстояние, то принимал на себя пущенное другими, радуясь мужеству своих солдат, радуясь всякий раз, как в твой шлем или панцирь приходился более сильный удар; ты хвалил наносивших его, подбадривал их, чтобы были смелее, и они еще смелели, и когда ты проверял вооружение воинов, вступающих в бой, испытывал их копья, то если какое казалось более тяжелым для того, кому приходилось его взять, ты пускал его сам. А как ты оказывал утешение утомленным, помощь страдающим? Не было у тебя в обычае войти в свою палатку прежде, чем ты не обойдешь палатки твоих соратников, и отойти на покой не после всех остальных… 14. Разве не было для тебя колыбелью и первыми твоими шагами то, что ты, еще совсем юнец, увеличил славу своего отца Парфянскими лаврами и уже тогда заслужил титул Германика, когда смирил ярость и гордость варваров, наведя на них великий страх одним слухом о своем приближении и объединив таким образом Рейн и Евфрат в общем удивлении твоему мужеству? Когда весь круг земель ты не столько обошел своими ногами, сколько наполнил своей славой, представляясь все более и более славным и великим тем, к кому приходил позже? А ты еще не был тогда ни императором, ни сыном божества!.. 34. Насколько же прекрасное зрелище доставил ты нам, цезарь, после того, столь тягостного! Мы видели суд над доносчиками такой же, как над бродягами и разбойниками. Но они строили свои козни не только в уединенных местах или на дорогах, но и в храмах и на форуме. Никакие свидетельские показания не были безопасны, никакое положение не обеспечено, не помогало ни сиротство, ни обилие детей. Зло увеличивалось еще алчностью принцепсов. Но ты обратил на это свои взоры и водворил мир на форуме, как перед этим - в военных лагерях… Мы узнавали их и наслаждались, когда их вели, точно умилостивительные жертвы за пережитые гражданами тревоги, за кровь казненных, на медленную казнь и тягчайшие муки. Все они были посажены на быстро собранные корабли и отданы на волю бурь: пусть, мол, уезжают, пусть бегут от земли, опустошенной через их доносы; а если бури и грозы спасут кого-нибудь от скал, пусть поселятся на голых утесах негостеприимного берега, и пусть жизнь их будет сурова и полна страхов, и пусть скорбят об утерянной, дорогой всему человеческому роду безопасности.
Перевод В.С. Соколова. Плиний Младший. Панегирик императору Траяну. // Плиний Младший. Письма. / Изд. подготовили М.Е. Сергеенко и А.И. Доватур. М., 1984. С. 212–213, 215, 219–220, 231.
Плиний Младший «Переписка с императором Траяном» (Eist., X, 33–34, 92–93)
Кроме «Панегирика», Плинию принадлежит и большое собрание писем в десяти книгах. Особую важность имеют его письма, обращенные императору Траяну в бытность Плиния наместником в Вифинии и ответы императора на них, содержащихся в последуй, десятой книге. В письмах Плиния отражаются многие проблемы, которые вставили перед городами в то время, среди которых особое место занимала проблема дозволенных и недозволенных сообществ горожан. Римские императоры часто воспринимали эти коллегии как источник всевозможных проблем и заговоров. Ниже мы приводим 33-34 и 92-93 письма.
33. Плиний императору Траяну. Пока я объезжал другую часть провинции, в Никомедии[353] огромный пожар уничтожил много частных домов и два общественных здания, хотя они и были расположены через дорогу: Герусию и Исеон[354]. Пожар широко разлился, во-первых, вследствие бурного ветра, а затем и по людской бездеятельности: зрители стояли, неподвижно и лениво смотря на такое бедствие. В городе к тому же не оказалось ни одного насоса, ни одного ведра, ни одного орудия, чтобы потушить пожар. Все это, по моему распоряжению, будет изготовлено. Ты же, владыка, посмотри, не основать ли коллегию пожарных, человек только в полтораста. Я буду следить, чтобы в нее принимали только ремесленников и чтобы они не пользовались данными правами для других целей[355]; держать под надзором такое малое число людей будет нетрудно.
34. Траян Плинию. Тебе пришло в голову, что можно по примеру многих городов основать коллегию пожарников у никомедийцев. Вспомним, однако, что этой провинции и особенно ее городам не давали покоя именно союзы подобного рода[356]. Какое бы имя и по каким бы основаниям мы не давали тем, кто будет вовлечен в такой союз, он в скором времени превратится в гетерию[357]. Лучше поэтому приготовить все, что может потушить огонь, и уговорить домовладельцев пользоваться таким оборудованием у себя и в случае надобности обращаться за помощью к сбежавшемуся на пожар народу.
92. Плиний императору Траяну. Город Амис[358], свободный и союзный, по милости твоей управляется собственными законами[359]. Поданное мне здесь прошение относительно товарищества присоединяю к этому письму: посмотри, владыка, что здесь и в какой мере следует разрешить или запретить.
93. Траян Плинию. Если амисцам, прошение которых ты присоединил к своему письму, разрешено по их законам, которыми они пользуются по договору, иметь кассу взаимопомощи, то мы можем им в этом не препятствовать, особенно, если они станут употреблять подобные сборы не на смуты и недозволенные союзы, а на поддержку бедняков. В остальных городах, подчиненных нашему праву, такие учреждения следует запрещать.
Перевод М.Е. Сергеенко. Переписка Плиния с Траяном. // Плиний Младший. Письма. / Изд. подготовили М.Е. Сергеенко и А.И. Доватур. М., 1984. С. 187, 204.
Римские юристы о коллегиях
Гай (Дигесты, III, 4, 1)
Не дозволено всем и повсюду иметь общества, коллегии и другие подобные корпорации, так как это карается и законами, и сенатусконсультами, и установлениями принцепсов. Однако в некоторых случаях подобные корпорации дозволены, как, например, разрешено иметь корпорации товариществам по откупу налогов, разработке золотых и серебряных рудников и солончаков. Также в Риме существуют определенные коллегии, утвержденные сенатусконсультами или установлениями принцепсов, как, например, булочников и некоторых других, а также судовладельцев, [коллегии которых] имеются и в провинциях. Тем, кому дозволено иметь объединение в виде товарищества, или коллегии, или чего-либо подобного, следует по примеру республики иметь общее имущество, общую казну и актора или синдика, который, как и в республике, делает и исполняет то, что следует совместно сделать или исполнить.
Марциан (Дигесты, XLVII, 22, 1)
Принцепсы приказывали президам провинций, чтобы они не допускали наличия [в своих провинциях] коллегий или обществ и чтобы солдаты не имели коллегий в лагерях. Но маленьким людям разрешается вносить ежемесячные взносы, пока они собираются, раз в месяц, но с тем, чтобы под этим предлогом не собирались не дозволенные [правительством] коллегии. Божественный Север предписал, чтобы это имело место не только в Риме, но и в Италии, и в провинциях. Не запрещено собираться ради религии, если из этого не произойдет что-либо противоречащее сенатусконсульту, запрещающему организовывать коллегии без разрешения [правительства]. Не следует состоять более чем в одной утвержденной [правительством] коллегии, как постановлено божественными братьями; и если кто-либо будет состоять в двух коллегиях, ему следует выбрать, в какой [из них] он больше хочет быть и получить из общей казны той коллегии, из которой он выйдет, сделанный им взнос. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 818; Нарушение авторского права страницы