Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Диспуты о причине и следствии



1. Являетесь ли вы творцом своего страдания?

Вопрос: Может ли человек испытать результаты, не со­здав причины?

Ответ: Нет.

Вопрос: Являетесь ли вы творцом своего счастья и стра­дания?

Ответ: Да.

Вопрос: Значит, я не могу причинить вам вред?

Ответ: Можете.

Вопрос: Но это противоречие: если я причиняю вам страдания, значит, вы не являетесь творцом своего страда­ния.

Ответ: Это не противоречие: вы - только одна из причин моего страдания, обусловливающая причина.

Вопрос: Но если я - все же причина, значит, чтобы до­стичь освобождения, вам нужно избавиться от меня в том числе?

Ответ: Нет. Если в моем уме не будет неведения, т. е. не будет причин испытать страдания, вы не сможете причи­нить мне вред.

Вопрос: На лекциях было сказано, что источник страдания имеет такие аспекты, как причина, источник, условие и уси­ление. Значит, условие вашего страдания уже содержится в вашем неведении, в ваших омрачениях. Какое условие тогда создаю я?

Ответ: Кроме омрачений, условиями для моего стра­дания являются проявления моих кармических отпечатков, созданных под контролем неведения. Вы, причиняющий мне вред в моем восприятии, - проявление моей кармы, а значит, тоже условие для моего страдания.

2. Подчиняются ли будды закону кармы?

Вопрос: Все ли живые существа подчиняются закону кармы?

Ответ: Все сансарические существа подчиняются зако­ну кармы.

Вопрос: То есть арьи и будды не подчиняются закону кармы?

Ответ: Не подчиняются.

Вопрос: Значит, их сила превышает силу закона кармы?

Ответ: Они сами свободны от последствий своих преж­них деяний, не обусловлены кармой. Но поскольку омраченные существа по-прежнему находятся в рамках кармической обусловленности, их взаимоотношения с буддами определя­ются их кармой.

3. Обусловливающая причина и ее результат

Вопрос: Каково соотношение между обусловливаю­щей причиной и результатом, обусловленным этой при­чиной?

Ответ: Противоречие, потому что нет ничего, что может быть одновременно и причиной, и результатом этой причины. Пример - третья и четвертая благородная истина. Несмотря на то, что путь является обусловливающей причиной пресе­чения, нет ничего, что одновременно может быть и тем, и другим.

Вопрос: Можете ли вы доказать это не через конкретный пример, а основываясь на определении обусловливающей причины?

Ответ: Обусловливающая причина не содержится в результате.


4. Можно ли до конца очистить

негативную карму?

Вопрос: Мы все живем с безначальных времен и прожили бесконечное количество жизней. Так?

Ответ: Да.

Вопрос: За это время мы накопили бесконечное коли­чество кармических отпечатков?

Ответ: Да.

Вопрос: Зачем тогда мы делаем практику Ваджрасаттвы для очищения кармы, если количество негативных отпечатков бесконечно?

Ответ: Да, до конца негативную карму невозможно очистить. Тем не менее, мы очищаем карму, чтобы не встре­титься с последствиями наиболее тяжелых неблагих деяний и чтобы продвинуться на более высокий уровень. Кроме того, нельзя сказать, что накопленной нами кармы бесконечное множество: она не лежит у нас мертвым грузом, но, проявля­ясь, постепенно избывается.

Таши Гьяцо: Мое мнение таково - в прошлом нами на­коплено неисчислимое множество негативной кармы, но у нас есть возможность пресечь ее корень, причину. Если вы устранили причину, то негативная карма не сможет проявить­ся. Например, у вас много семян. Если наличествуют все условия: вода, земля, тепло и пр., тогда семена могут прорас­ти. Если этих условий нет, семена не прорастут. Так и вы посредством практики можете постичь пустоту - стать арьей и тем самым устранить обусловливающие причины для про­явления своей негативной кармы. Всю карму очищать не нужно. Достаточно очистить ее настолько, чтобы устранить омрачения - причину проявления негативной кармы.

Гзше Тинлей: Практику Ваджрасаттвы делают не с целью полного очищения негативной кармы. Дхармакирти в 'Прама- наварттике' сказал, что бесполезно делать упор только лишь на очищение кармы. Без устранения омрачений, которые являются источником негативной кармы и условием для ее проявления, заниматься одним лишь очищением кармы бес­смысленно. Поэтому Таши Гьяцо говорит, что карма очища­ется по нескольким причинам. Во-первых, сама негативная карма бывает разной: определенной и неопределенной. Определенную карму обязательно нужно очищать, потому 274 что, если не очищать весомую определенную негативную карму, проявившись, она даст много результатов. Во-вторых, есть карма, которая препятствует развитию благого потен­циала нашего ума. Поэтому цель очищения негативной кар­мы - непрерывно продолжать практику, развивать потенциал ума, чтобы постепенно мы смогли устранить омрачения. Очищение кармы - не основная цель, основная цель - устра­нение омрачений, которые являются условием проявления негативной кармы. Поэтому отвечать нужно так: мы делаем упор на устранение омрачений. Очищение негативной кар­мы - это вторичная, не главная цель.

5. Можно ли очистить негативную карму

ударом палки?

Вопрос: Если я подойду к вам и ударю вас палкой, ваша негативная карма, являющаяся причиной для того чтобы ис­пытать боль от удара палкой, истощится?

Ответ: Да, ее потенциал немного уменьшится.

Вопрос: Тогда я только со своей стороны хоть немного, но избавлю вас от негативной кармы?

Ответ: Да.

Вопрос: Даже Будда не может избавить существ от нега­тивной кармы только со своей стороны, а я могу. Значит, я сильнее Будды?

Ответ: Будда тоже может ударить человека палкой. У вас перед ним нет преимуществ.

Вопрос: Тогда бы он избавлял существ от негативной кармы таким образом.

Ответ: Будда знает, что я дам ему сдачи и накоплю тем самым тяжелую негативную карму, поэтому он не бьет меня палкой. К тому же некорректно говорить, что вы избавили меня от негативной кармы своим ударом. Моя карма прояви­лась, а вы служили лишь условием для ее проявления.

Геше Тинлей: В буддизме не говорится, что только пере­живание страданий может очистить вашу негативную карму. Будь это так, к настоящему моменту мы должны были бы полностью очиститься, т. к. нет страдания, которого мы бы не испытали. К примеру, если вы примете яд, вы испытаете боль, но ваше переживание боли не выведет яд из вашего организ­ма. Это просто переживание результата, во время которого действие яда немного ослабевает. То же самое с пережива­нием страдания: при этом мы испытываем результат негатив­ной кармы, но не очищаем ее. Потенциал кармы немного уменьшается. Но о некоторых страданиях даже нельзя ска­зать, что они уменьшают потенциал кармы, потому что это уменьшение подобно капле воды, взятой из океана. Поэтому на такие вопросы в диспутах отвечайте, что простое пережи­вание страданий не очищает неблагую карму. Уменьшение потенциала кармы при проявлении в виде страдания настоль­ко незначительно, что им можно пренебречь.

В индуизме считается, что страдания очищают негатив­ную карму, поэтому индуисты практикуют самоистязание. В буддизме говорится, что это неправильный метод.

Если, испытывая страдания, вы имеете твердую убеж­денность в законе кармы, то страдание может стать поводом для раскаяния. Тогда вы порождаете четыре противоядия, и так можете очиститься от негативной кармы.

6. Есть ли у нас свобода выбора?

Вопрос: Есть ли у вас свобода выбора в рамках карми­ческих обусловленностей?

Ответ: Те кармические отпечатки, которые вы уже со­здали, так или иначе, проявятся без вашего выбора. Но в создании отпечатков мы имеем свободу выбора.

Вопрос: Но если создание отпечатков тоже кармически обусловлено, можно ли говорить о свободе выбора?

Ответ: Поскольку тех отпечатков, которыми мы обуслов­лены, невероятно много, можно говорить о свободе выбора.

7. Позитивная карма и мудрость

Вопрос: Каково соотношение между позитивными кар­мическими отпечатками и мудростью, познающей пустоту напрямую?

Ответ: Противоречие.

Вопрос: Докажите.

Ответ: Отпечатки - неассоциируемые составные фак­торы, не являющиеся ни формой, ни сознанием. Так как мудрость, познающая пустоту, это вид сознания, соответ­ственно, нет ничего, что одновременно является и отпечат­ком позитивной кармы, и мудростью, напрямую познающей пустоту.

Вопрос: Но разве постижение пустоты не соотносится напрямую с позитивной кармой? Действие, совершаемое с пониманием пустоты субъекта, объекта и самого действия, является незагрязненной кармой.

Ответ: Да, оно является кармой, но не отпечатком кар­мы. Причина и следствие не имеют ничего, что было бы и тем, и другим одновременно.

Гэше Тинлей: Карма - это действие тела, речи и ума, а отпечаток - это другое. А ум, напрямую познающий пустоту, это действие или нет?

Ответ: Да, это действие.

Гэше Тинлей: Тогда это карма.

Ответ: Карма, но не кармический отпечаток.

Гэше Тинлей: А если поставить вопрос о разнице между кармой и прямым познанием пустоты, тогда что скажете?

Ответ: Три альтернативы: все, что является муд­ростью, познающей пустоту напрямую, это карма, но не вся­кая карма - мудрость, познающая пустоту. Например, муд­рость, напрямую познающая пустоту, - это и мудрость, и карма. Любое действие без понимания пустоты (например, даяние пищи) будет кармой, но не мудростью. Не то и не другое - это нирвана.

Вопрос: Можно ли считать мудрость, познающую пусто­ту, результатом акта познания, т. е. кармическим отпе­чатком?

Гэше Тинлей: Нет, во второй момент, когда познание пустоты оставляет отпечаток, этот отпечаток уже не называ­ется мудростью, познающей пустоту.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь