Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философские диспуты участников зимнего ретрита (Новосибирск, 17.12.2010-19.12.2010)



Дебаты между группами из Бурятии (Б) и Уфы (У)

У: Что легче пресечь - цепляние за истинно существую­щее «я» или цепляние за истинно существующие другие феномены и почему?

5: Цепляние за истинность других феноменов. Пото­му что цепляние за самосущее «я» - это корень сансары.

У: Но представление об истинно существующих других феноменах - это тоже корень сансары с точки зрения Пра­сангики Мадхъямики.

б; Нет, с точки зрения этой школы это не совсем так. У: Сегодня на лекции Геше-ла сказал, что оба цепля- ния - это корень сансары. И те, кто пресекает только цепляние за истинно существующее «я» - это неполноценные архаты.

Б: Это с позиции низших школ цепляние за истин­ность «я» является корнем сансары[80].

У: Да, с позиции низших школ это так, но с позиции Прасангики Мадхъямики это не так. Так что же из этих двух цепляний легче пресечь и почему?

б: Из этих двух легче отбросить истинное существование феноменов, других феноменов. У: Почему?

Б: Потому что цепляние за собственное самосущее «я» происходит из жизни в жизнь. Цепляясь железной хваткой за самосущее существование себя, мы вращаемся в сансаре. С точки зрения Прасангики Мадхъямики не существует само­бытия и самосущего существования. Цепляние за собствен­ное «я» как самосущее - это врожденное цепляние, в отличие от остальных видов цепляния. Все остальные цепляния при­обретаются в этой жизни.

У: А в какой момент вы приобретаете эти цепляния? б; То, что по-тибетски звучит «джикта», есть врожденное цепляние за самосущеее «я» себя самого. А цепляние за «я»

как что-то постоянное, единичное, независимое, субстанцио­нальное не является врожденным, а возникает из философ­ских догм[81].

У: Новый Вопрос: какова разница между воззрениями школ Прасангика Мадхъямика и Сватантрика Мадхъямика?

Б: В Прасангике Мадхъямике объект отрицания опреде­ляется более точно, максимально полно и точно. С точки зрения Сватантрики Мадхъямики остается еще элемент суб­станционального существования, когда признаются собствен­ные характеристики феноменов, собственные характеристи­ки «я». Прасангика Мадхъямика отрицает существование собственных характеристик и самобытия. И феномены и «я» существуют только номинально, в силу наименования мыс­лью. Нет ни истинного существования, ни самобытия.

У: Новый Вопрос: чем отличаются два подразделения Сватантрики Мадхъямики - Йогачара Сватантрика Мадхъями­ка и Саутрантика Сватантрика Мадхъямика?

б; С точки зрения Саутрантики Сватантрики Мадхъямики признается истинное существование внешних феноменов. А с точки зрения Йогачары Сватантрики Мадхъямики все внешние феномены являются лишь проекцией ума, и в этом смысле никакими собственными характеристиками не обла­дают. А с точки зрения Саутрантики Сватантрики Мадхъями­ки внешние феномены обладают ими.

У: Разве воззрение о собственных характеристиках не объединяет эти две школы? Геше-ла говорит, что теория пустоты в них одинакова. Обе подшколы соглашаются, что нет истинного существования.

Б: Да, истинного существования нет, они признают соб­ственные характеристики, (реплика Уфы: но все таки есть собственные характеристики! ) но различают существование феноменов и личности, они понимают это по-разному. С точки зрения Йогачары Сватантрики есть собственные ха­рактеристики ума, как уже было сказано. Внешние феноме­ны - все это проекции ума, а у ума признаются собственные характеристики.

Гзше Тинлей: Теперь Бурятия задает вопросы.

Б: «Пустота от другого» и «пустота от себя» - это воззре­ния каких школ?

У: Это «рантонг» и «жентонг». Только Мадхъямика гово­рит о пустоте от себя, о пустоте «рантонг». А Читтаматра говорит о пустоте «жентонг», то есть о пустоте от другого[82].

Геше Тинлей задает вопрос Уфе: Что такое пустота от другого?

У: Это означает, что феномен пуст от, например, сущ­ностных различий с умом, то есть феномен пуст от чего-то другого. А самопустота («рантонг») означает, что феномен пуст от своего собственного самобытия. О пустоте от другого говорит Читтаматра.

Б: Спасибо.

У: Все явления пусты от различия с умом, потому что они являются проекциями ума. Пустота от самобытия означает, что феномены и сам ум пусты от существования вне зависи­мости от обозначения мыслью, то есть они существуют в за­висимости от обозначения мыслью.

5; Новый Вопрос: скажите, пожалуйста, определение объекта отрицания в школе Прасангика Мадхъямика.

У: Самобытие есть объект отрицания в школе Прасанги­ка Мадхъямика.

Б: Уточните ответ

У: Существование вне зависимости от обозначения мыслью.

Б: Ответ правильный, но мы дополним его — это нечто, существующее со стороны объекта, вне зависимости от на­именования мыслью.

Б; Новый Вопрос: какими характеристиками обладает достоверная основа в школе Прасангика Мадхъямика?

У: Уточните — достоверная с точки зрения относительной истины или абсолютной?

Б: Просто критерий достоверности объектной основы - это три характеристики. Каковы они?

У: Первая характеристика объектной основы — её обще­известность, вторая — отсутствие противоречия относитель­ной достоверности, а третья — это отсутствие противоречия абсолютной достоверности.

У: Встречный Вопрос: что такое отсутствие противоречия относительной достоверности? Какова разница между первой характеристикой, общеизвестностью, и второй — относитель­ной достоверностью. Почему их две, ведь они, вообще-то, очень похожи?

Б: Общеизвестность, это когда мы все знаем предмет, например трон, книга. А отсутствие противоречия относитель­ной истине - это то, что все это имеет взаимозависимое происхождение, зависит от причин, зависит от частей и от наименования мыслью.

У: Хотелось бы уточнить по относительной достовернос­ти. Если вы знаете, как называется феномен, и что это такое, то речь идет об общеизвестности, о первой характеристике. Если же вы не знаете, что это, например, стол, то вы его ис­следуете — является ли он столом, исходя из определения стола, и устанавливаете: это столешница и четыре ножки. Вы выполняете какой-то анализ в пределах наименования. В связи с этим возникает новый Вопрос: существуют ли объ­екты до того, как они обозначены умом? Если они существуют до того, как их обозначили, тогда зачем их снова обозначать? До того как объект был наименован мыслью, существовал ли он?

б: До того, как мы наименовали этот объект, он не суще­ствовал. Потому что когда мы наименовываем объект, он начинает существовать как феномен.

У: Если мы изготовили стол и не назвали его столом, он существует или нет?

б: Он существует как вещь. Но как стол он не существует. Геше Тинлей просит дать ответ на этот же монаха из монастыря Гоман, закончившего обучение по 'Мадхъямика- а вата ре'.

Монах: До наименования стол не существовал как стол. Монах задал вопрос группе из Бурятии: Перед тем как постичь пустоту от себя, нужно ли постигать пустоту от дру­гого? Или наоборот?

б; Поскольку более трудное и сложное постигается на основе познания более легкого, а более легким является познание пустоты от другого, то очевидно, что познание пустоты от другого является предпосылкой познания само­пустоты.

Монах: А перед тем как познать пустоту от другого, что нужно познать? И что является причиной этого?

Б: Предпосылкой познания пустоты от другого является познание объекта отрицания во всех четырех философских школах. После этого не так сложно понять пустоту от другого.

У: Новый Вопрос: почему просто интеллектуальное пони­мание отсутствия самобытия у феноменов и личности не освобождает от сансары?

б; Это познание не является противоядием от неведения. Сама природа пустоты, присущая уму, не является противо­ядием. Мудрость прямого постижения пустоты — это проти­воядие от корня сансары, а эта мудрость не рождается как результат интеллектуального познания.

У: А можно ли интеллектуально познавать пустоту, или достаточно мудрости, познающей пустоту?

б: Что бы иметь мудрость постижения пустоты напрямую, надо знать теорию пустоты и знать ее хорошо, и тогда напря­мую познать пустоту будет легче.

Гэше Тинлей: Теперь вопросы задает Бурятия, б: Хотелось бы еще раз для общей пользы услышать, каким образом Лама Цонкапа устранил ошибочные воззрения относительно различий между четырьмя философскими школами, бытовавшие в Тибете до него.

У: Насколько мы представляем, Лама Цонкапа классифи­цировал школы по объектам отрицания, уточнил разницу между самопустотой и пустотой от другого. Эти вещи были выстроены в единой последовательности изучения для раз­личных уровней ума. Он так же привел коренные тексты, которые служили обоснованием каждого из этих уровней философского воззрения.

Б: На какие важные моменты в классификации, данной Еше Дэ, указал Дже Цонкапа?

У: Еше Дэ показал разницу между Йогачарой Сватантри- кой Мадхъямикой и Саутрантикой Сватантрикой Мадхъя- микой.

Б: Разницу между ними и до этого интерпретировали, но Лама Цонкапа сказал, что именно толкование Еше Дэ разни­цы между этими подшколами является точным, а не бытовав­шие до этого интерпретации.

У: Разница между этими школами следующая. Йогачара Сватантрика Мадхъямика признает, что феномены являются проекциями ума и в то же время не признает, что этот ум яв­ляется истинно существующим. Внешних феноменов нет. А воззрение Саутрантики Сватантрики Мадхъямики призна­ет внешние объекты и считает, что все имеет собственные характеристики и, следовательно, самобытие. Но не истинное существование.

Геше Тинлей: Какая разница между самобытием и исти- ным существованием в Сватантрике Мадхъямике?

У: Сватантрика Мадхъямика признает самобытие - это существование в силу собственных характеристик. То есть самобытие не отрицается. Истинное существование отрица­ется. Истинное существование означает, что объект сущест­вует на сто процентов со своей стороны, вне зависимости от субъекта. Объект отрицания в Сватантрике Мадхъямике - это истинное существование. Для сватантриков феномены и «я» существуют не только в силу собственных характеристик, но и в силу обозначения мыслью. То есть на пятьдесят процентов в силу собственных характеристик, на пятьдесят процентов в силу обозначения.

Гэше Тинлей: В школе Сватантрика Мадхъямика гово­рится, что нет истинного существования, но есть самобытие. С точки зрения воззрений нет разницы между школами Йога- чара Сватантрика Мадхъямика и Саутрантика Сватантрика Мадхъямика. Разница есть только в отношении к внешним объектам. Сватантрика Мадхъямика говорит, что нет истин­ного существования, но есть самобытие. А для Прасангики Мадхъямики существование в силу собственных характерис­тик, самобытие, истинное существование, конечное сущест­вование - это все одно и то же, разницы нет. Далее, когда Сватантрика Мадхъямика говорит о том, что нет истинного существования, у неё есть особенный объект отрицания. Какой? В Сватантрике Мадхъямике объектом отрицания яв­ляется то, что считается существующим истинно. То есть нечто, на взгляд сватантриков, приписываемое объекту сверх того, что является достоверному сознанию. А достоверному сознанию являются, на взгляд сватантриков, собственные характеристики объекта. И это, по их мнению, существует. А что-то большее, чем то, что является вашему достоверному сознанию, и на что мы навешиваем обозначение, - этого не существует, согласно Сватантрике. Истинное существование отрицается. А Прасангика Мадхъямика говорит, что и соб­ственные характеристики объекта не являются нашему до­стоверному сознанию. Ибо не существует собственных харак­теристик. «Собственные характеристики» - это тоже умственное приписывание, как и «истинное существование». Прасангика Мадхъямика говорит, что все наши видимости недостоверны. Какой бы феномен нам ни являлся, это объект отрицания. А для Сватантрики Мадхъямики объект отрица­ния - это истинное существование, именно оно не является достоверному сознанию. А являются собственные характе­ристики, и этого, по мнению сватантриков, нельзя отрицать, иначе нельзя различить объекты.

Дебаты между группами


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь