Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Доказательство существования нирваны



Далее Дигнага объясняет, каким образом Будда достиг состояния Сугаты. Он обосновывает понятие нирваны с по­мощью силлогизмов. Эти силлогизмы очень трудно перевес­ти с тибетского языка. Здесь используется специальная ло­гическая терминология, и тем, кто не владеет ею, невозмож­но объяснить точный смысл силлогизмов Дигнаги. Точно так же физику можно объяснять с помощью общеупотребитель­ного языка и даже с помощью общенаучной терминологии лишь до некоторого уровня. Чтобы углубиться в предмет физики, придется перейти на специфический язык математи­ческих формул, потому что иначе невозможно объяснить смысл некоторых понятий и законов.

Нирвану можно обосновать и в общих понятиях, но если переходить на специфические ее характеристики, нужно ис­пользовать силлогизмы. Я не уверен, что, если переведу силлогизмы, они будут иметь для вас какой-то смысл, но попробую. Мне тема силлогизмов логики очень интересна. С логикой обстоит так же, как с высшей математикой: тем, кто не знает теории математического анализа, интегралы, произ­водные и так далее, математические понятия и вычисления кажутся чем-то очень скучным и трудным для понимания. Но когда люди начинают разбираться, их интерес к предмету растет. Они восторгаются точностью и красотой математичес­ких выкладок. Так и в логике: сначала она непонятна, но когда начинаешь понимать кое-что, ее точность также пора­жает и увлекает.

Итак, один из силлогизмов Дигнаги, доказывающий до­стижимость нирваны, звучит так:

Ум может достичь совершенного счастья, или нирваны,

Потому что он есть прочная основа,

Освоенная, не требующая вновь повторяемых усилий,

Способная развиваться до безграничности.

Один этот силлогизм заключает в себе доказательство прошлых и будущих жизней. Каким образом приведенный в данном силлогизме логический признак доказывает суще­ствование нирваны?

Первый довод, который здесь приводится, - это прочная основа127. Понятие «прочная основа» в буддизме означает то, на основе чего некое качество может развиваться без огра­ничений. Если вы осваиваете нечто, имеющее прочную осно­ву, в итоге оно может быть развито до бесконечности. То, что лишено прочной основы, сколько бы вы его ни осваивали, не сможет стать безграничным.

По этой причине говорится, что, если вы хотите что-либо осваивать, упражняйтесь в том, что имеет под собой прочную основу. Здесь Дигнага косвенно указывает, что наше тело не является прочной основой для развития. Сколько бы вы его ни тренировали, невозможно сделать его способности бес­предельными, поэтому люди не могут устанавливать любые рекорды. В длину и высоту вы не прыгнете дальше, чем на несколько метров, как бы ни старались, потому что тело не имеет прочной основы. Сколько лет продолжаются Олимпий­ские игры, сколь упорно тренируются спортсмены днем и ночью! Но им очень тяжело установить новый рекорд. Может, на пару сантиметров они прыгнут выше или дальше, чем прежде, но не более того.

Если сравнить тело и ум, то ум имеет более прочную основу, чем тело. Но не думайте, что любой ум имеет прочную основу. Ум, конечно, более стабилен, чем тело. Но те виды ума, которые не основаны на достоверном познании, не могут развиваться до безграничности. Сколько бы мы с безначаль­ных времен ни приучали себя к таким видам ума, как привя­занность, гнев, их нельзя сделать безграничными, поскольку они не имеют под собой достоверной основы.

Формы сознания, которые функционируют на базе досто­верного познания (как, например, великое сострадание), на­зываются прочной основой, поскольку имеют под собой до­стоверный базис. Итак, логический критерий здесь таков: достоверные виды нашего ума являются прочной основой,

127 «Прочная основа» (rten gzhi) означает «пребывающая основа» [БТКС, с. 1076] Среди буддийских философов распространено понимание достовер­ного как «имеющего место прочно» (tshugs thub-tu grub-pa). «Прочность нали­чия», то есть неизменность и постоянство, называют признаком достоверного. Например, закон кармы является достоверным, ибо имеет место всегда и не­изменно. Правда, Джамьян Шепа не считал «прочность наличия» признаком достоверного [Донец 2006, с. 55].

потому что базируются на достоверном познании. Ум, опира­ющийся на достоверное познание, имеет прочную основу128. Когда вы тренируете ум, вы приучаете себя к таким каче­ствам, как любовь, сострадание (виды ума, имеющие прочную основу), впоследствии вам не понадобятся повторяемые усилия для проявления этих качеств.

В отличие от этого, например, спортсмен, сколько бы ни тренировался, снова и снова должен прилагать усилия. По­этому такие качества как способность прыгать в длину или высоту нельзя развить до безграничности, поскольку они лишены прочной основы и зависят от повторяемых усилий. Если бы нечто имело прочную основу, но вместе с тем зави­село бы от повторяемых усилий, его также невозможно было бы развивать безгранично именно в силу зависимости от повторяемых усилий. Если для поддержания своей способ­ности вы вновь и вновь должны тренироваться, тогда она не может стать безграничной.

Любовь и сострадание не таковы: они имеют под собой прочную основу, и, если приучить себя к ним, тогда для про­явления этих видов ума уже не потребуются повторяемые усилия, поэтому они способны развиваться до беспредель­ности.

Вопрос из зала: Если они имеют прочную основу, почему они не проявляются спонтанно?

- Потому что еще нет освоения, нет привыкания. Эти качества при условии их полного освоения будут постоянно спонтанно проявляться, потому что для их развития уже не потребуются повторяемые усилия. Таково свойство ума, ко­торый обладает достоверностью. Если вы освоите качества такого ума, вам не придется развивать их вновь и вновь для дальнейшего проявления. Они будут возникать спонтанно и станут безграничны. Именно таким образом мы доказываем факт, что Будда есть достоверное существо.

128 Иначе говоря, достоверность - условие прочной основы. Здесь речи нет о том, что «прочность наличия» является признаком достоверного. Это пони­мание прочной основы, передаваемое досточтимым Геше Тинлеем по линии устной преемственности, отличается от того распространенного подхода к определению «прочной основы» как признака достоверного, к которому кри­тически относился Джамьян Шепа.

Вопрос из зала: А наше неведение зависит от повторяемых усилий?

- Неведение не зависит от повторяемых усилий. Оно возникает спонтанно, но не обладает достоверной основой. Например, чтобы разгневаться, вам не надо себя заставлять, подталкивать. Гнев возникает непроизвольно. Неведение нельзя развить до безграничности, потому что оно не имеет под собой достоверной основы. Вот если бы оно обладало достоверной основой и не зависело от повторяемых усилий, тогда его можно было бы сделать безграничным.

Вопрос их зала: Как можно доказать, что любовь и состра­дание обладают достоверной основой?

- Следующим образом: любовь - желание всем живым существам счастья. Чтобы породить в себе любовь, вы долж­ны увидеть, что существам в сансаре всегда недостаточ­но счастья. А то, что существам не хватает счастья, - досто­верный факт. Поскольку это достоверно, вы желаете, чтобы они всегда были счастливы. Это и есть любовь.

В отличие от любви, привязанность - недостоверный ум. Почему? Потому что объект привязанности - объект, кажу­щийся привлекательным. Вы видите такой предмет, который кажется вам красивым, и у вас возникает желание обладать им. Но в действительности нет никакого привлекательно­го объекта. Если вы к кому-то или чему-то привязаны, вы думаете, что объект обладает некой красотой. Взять, к при­меру, скатерть - у нее красивый цвет. Допустим, глядя на нее, вы думаете: «Какая она красивая, блестящая. Если бы она стала моей, я был бы очень счастлив». В этот момент ваше сознание основано на недостоверном познании - вам кажет­ся, что красота существует со стороны объекта. Возникает видимость объекта как красивого, и вы к ней привязываетесь. На самом деле в самом объекте нет ни единой частицы, ко­торая обладала бы красотой.

Сейчас я говорю с точки зрения науки. На скатерть пада­ет свет, состоящий из целого спектра излучений. В скатерти есть такое вещество, которое поглощает все остальные час­ти спектра, кроме определенной составляющей, которую от­ражает. Отраженная часть спектра воспринимается нами как красный цвет. Вы видите отражение света, но не понимаете этого. Когда воспринимаете отражение, вам кажется, что объект сам по себе имеет прекрасный красный цвет, но это не так.

Аналогичным образом, в реальности, как говорил Дигна­га, нет внешних объектов привязанности и гнева: то, к чему вы привязываетесь или на что гневаетесь, всего лишь ваши неправильные интерпретации. Внешние объекты существуют, но это только объекты любви и сострадания. Нет внешних объектов гнева или привязанности, ибо то, что вы считаете реально существующими объектами гнева и привязанности, в действительности есть не что иное, как ложные проекции вашего неправильно функционирующего ума.

Вам следует понять, что объект гнева видится вам как объект гнева, но это не означает, что он так существует на самом деле. Он не таков, каким кажется. Но вот если кто- либо воспринимается вами как объект любви, это достоверное восприятие. Он существует как таковой, и для его восприятия есть достоверная основа: объект, которому не хватает счастья, ибо у всех существ сансары нет подлинного счастья. Если поймете этот момент, вам будет легко справляться с гневом и привязанностью.

Сейчас мы проанализируем, имеется ли какой-нибудь объект гнева во внешнем мире. Начнем с того, что, например, для кого-то из вас Лена является объектом гнева, потому что вчера сказала что-то неприятное, и сегодня она уже для вас плохая и вызывает раздражение. Теперь, увидев ее, вы вос­принимаете ее негативно. Даже если она вам улыбается, вы думаете, что она лицемерит. Если она что-то говорит, вы ре­шаете, что она говорит с негативным подтекстом, потому что вы ей не нравитесь. И ваш ум начинает создавать очень много ложных негативных проекций. В ходе логического ана­лиза ваше рассуждение должно быть таким: «Если Лена яв­ляется объектом гнева со своей стороны, то она должна быть объектом гнева для всех, но у нее есть друзья, которые ис­пытывают к ней любовь и привязанность, следовательно, мое мнение, что Лена плохая, выражает мою субъективную точку зрения, а не является объективным фактом».

Итак, поскольку ваше представление основано на недо­стоверном познании, когда вместо него возникнет достоверное познание, оно полностью уничтожит ваше нынешнее недо­стоверное представление. По этой причине подобные недо­стоверные виды ума не могут развиваться бесконечно.

Дигнага говорит, что гнев и все остальные негативные качества ума берут начало в недостоверном познании. При­вязанность также недостоверна. Вы привязываетесь вслед­ствие того, что не понимаете взаимозависимого происхож­дения вещей. Ребенок не понимает взаимозависимого возникновения радуги, и ему кажется, что радуга для него желанна. Ему хочется ее потрогать, и он к ней бежит. Смотрит на нее, а не под ноги, в результате спотыкается и падает, так радугу и не догнав. В нашем мире столько людей работает день и ночь, чтобы расцветить свою жизнь «радугами», но у них ничего не получается. Так их жизнь проходит впустую.

По словам Дигнаги, чтобы пресечь негативные эмоции, в первую очередь нам надо осознать недостоверное как недо­стоверное и понять свои заблуждения. Когда вы обнаружите, что основа ваших негативных эмоций - недостоверное по­знание, то даже если попросить вас разгневаться, вы не сможете. Почему? Потому что ясно видите - для гнева нет никакого основания. Итак, вы должны понимать, что для укрощения ума тоже нужна логика.

Одна из причин, почему Дигнага написал свой труд о до­стоверном познании 'Праманасамуччая', заключается в том, что все негативные состояния ума берут начало в недостовер­ном познании. С другой стороны, все позитивные состояния ума берут начало в достоверной основе. Поэтому чрезвычай­но важно уметь отличать достоверное познание от познания недостоверного. По этому поводу Дигнага сказал: «Я пишу свой труд о познании, чтобы мы могли достичь просветления, а вовсе не для опровержения взглядов оппонентов».

Итак, мы с вами продолжаем подробное знакомство с доказательством, что Будда является достоверным суще­ством, Сугатой. Одним из доводов, приводимых Дигнагой в качестве логического основания этого доказательства, служит факт, что Будда приучал свой ум к состраданию в течение очень долгого периода времени. А также Дигнага опирается на довод, что сострадание Будды может развиваться безгра­нично. Он доказывает, что это правильный признак: состра­дание Будды может быть развито до бесконечности, потому что осваиваемый объект имеет под собой прочную основу.

Кроме того, как только сострадание освоено в полной мере129, для его проявления не потребуется повторяемых усилий, поэтому оно может развиваться безгранично. И это тоже довод, используемый Дигнагой для доказательства ре­альности нирваны и того, что Будда является Сугатой.

С другой стороны, то, что не имеет под собой прочной основы и зависит от повторяемых усилий, даже после дли­тельного освоения не сможет развиться безгранично, то есть по-прежнему нужны будут все новые и новые усилия для его проявления. Например, наше физическое тело не имеет прочной основы; кроме того, для его тренировки нужны все новые и новые повторяемые усилия, следовательно, его ка­чества не могут развиваться безгранично. Совершенно бес­полезно тренировать наше тело и развивать какие-то иные объекты, не имеющие под собой прочной основы. Вы буде­те много и долго трудиться, но прочных результатов не до­стигнете, потому что придется постоянно продолжать свою работу.

Размышляя так, вы придете к логическому заключению, что только развитие ума - по-настоящему оправданное заня­тие, потому что все остальные не имеют под собой прочной основы и зависят от повторяемых усилий. Перед тем как приступить к осуществлению того или иного проекта, для начала следует проверить, имеет ли проект под собой прочную основу, нужны ли для его реализации многократные усилия, и только после этого приступать к работе над ним.

В былые времена люди, которых интересовала буддий­ская практика, вначале исследовали все принципиальные её моменты. Вам надо поступать также. Сначала надо убедить­ся, что существует реальная возможность освобождения. Как я говорил, ум имеет под собой прочную основу. Но это отно­сится не ко всем видам ума. Здесь мы говорим, что прочную основу имеет под собой достоверный ум, потому что он зиж­дется на достоверных основаниях. Когда вы тренируете такие обладающие достоверной основой качества сознания, как

129 Процесс освоения благих качеств и состояний ума по-тибетски называ­ется «gom-ра» - «привыкание» = «ириучивание». Медитация (sgom) имеет тот же смысловой корень - «привыкание». В результате длительного освоения формируется привычка к добродетели, которая может развиваться неограни­ченно [БТКС, с. 374, 375].

сострадание или мудрость, познающую пустоту, и когда пол­ностью осваиваете их, то для их проявления вам больше уже не потребуются повторяемые усилия, значит, они могут раз­виваться до безграничности. Поэтому и говорится, что состра­дание Будды безгранично. А также верно, что нирвана дости­жима, и Будда достоверно является Сугатой.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь