Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Легализация и легитимация государственной власти.
Легитимность – поддержка, одобрение, согласие населения с существующей гос.властью. Легитимность означает кач-во взаимоотношений власти подвластных, к-рое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять. Население легитимную власть воспринимает как правомерную и справедливую. И напротив, если правящая группа не пользуется общ.доверием и вынуждена постоянно прибегать к средствам принуждения, то власть такой группы принято считать нелегитимной. Легитимность и легальность (з-нность) власти не совпадающие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что является ее юр. хар-ристикой, то легитимность — это доверие и оправдание власти, что является ее нравственной хар-ристикой. Любая власть, издающая з-ны, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, — легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. Макс Вебер разработал классическую теорию легитимности - 2признака: *признание власти, реализуемой существующими институтами государства, *обязанность индивидов ей подчиняться. Легитимность власти - добровольное признание власти субъектами, вкл. 2аспекта: 1) внешний – международное признание; 2) внутренний – признание народом – явл. наиболее желательным, т.к. не нужны доп.затраты, военные силы и т.д. Типы легитимности гос.власти в зав-ти от способа психолог-го признания населением гос.власти: 1)рациональный (легальный), когда власть уз-нена установленными демократич-м путем и признанными нормами права, основана на подчинении не личности рук-ля, а з-нам, в рамках к-рых избираются и действуют представители власти, власть признается в силу рассудочной, опирающейся на логич-е доводы мыслящего; 2)харизматический (персональный), когда власть основывается на вере масс в исключительные кач-ва, особые способности полит. лидера (вождя от бога, обладающего чудесным даром), на личном авторитете правителя; 3)традиционный, когда власть признается оправданной в силу укорененных обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядков; 4)идеологический, когда власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, к-рые ею провозглашены и т.д. Рассмотренные (и нек-рые иные) типы легитимности власти являются идеальными и не существуют в чистом виде. В конкретно исторических условиях каждой страны эти типы переплетаются при доминировании одного из них. О степени легитимности гос.власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той или иной политики в общ-ве, по количественному и кач-венному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения (бунтов, восстаний и т.п.); по рез-там выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму и пр. Во все времена предметом постоянной озабоченности правящих групп явл. легитимация своей власти и политики, т.е. обеспечение их признания и одобрения со стороны подвластных. Чтобы добиться усиления своей поддержки массами, они стремятся воздействовать на сознание людей всеми ср-вами — идеологическими, научными, правовыми, нравственными, эмоционально-психолог-ми. Способы обеспечения легитимации власти: 1) организационные способы легитимности: *обеспечение доступа широких слоёв населения к формированию органов гос.аппарата; *привлечение широких масс населения к выработке важнейших общегос.решений (проведение референдума; процедура проведения всенародных опросов; полит-е консультации); *широкое внедрение в повседневную жизнь символов гос.власти (флаги, значки и т. д.); *обеспечение фактического международного признания власти. 2) идеологические способы обеспечения легитимности: *выработка общенациональной идеи способной сплотить население вокруг органов гос.власти; *информац-я блокада оппозиции и параллельное промывание мозгов с помощью подконтрольных СМИ. 3) эконом.способы: *постоянное или временное повышение благосостояния населения; *создание условий для развития частного предпринимательства, протекционизм бизнесу на международной арене; 4) юр.способы: *международно-правовое признание гос.власти; *легализация гос.власти внутри страны.
Признаки гос-ва. Для хар-ристики признаков нужно определить способ их обнаружения, потому любой признак является рез-том сравнения. Признаки зависят от объекта сравнения: 1.с первобытным общ-вом; 2.с др. гос-вом; 3.с иными орг-циями в общ-ве (полит-кие организации, полит-кие партии, полит-кие движения и т.д.). Признаки делят на: I.существенные (необходимые, внутренние) и несущественные (приходящие, скоротечные); II.по степени общности: общие (есть во всех случаях); специфические (свойственны только данному объекту). Нас интересуют только существенные признаки и специальные. Гос-во - суверенная, универсальная орг-ция полит.власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеят-ть людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, создающая право и взимающая налоги, необходимые для осуществления своих функций. В сравнении гос-ва с первобытным общ-вом: 1)Наличие особой публичной власти, не совпадающей с населением (гос.аппарата); 2)Территориальный принцип организации власти и населения (территория гос-ва подразделяется на части без учета принципа кровного родства у проживающего на данной территории населения), таким образом, происходит организация наиболее эффективного гос.управления; 3)Наличие налоговой системы. Налоги - материальные средства, к-рые в обяз-ном порядке взимающиеся с населения, для обеспечения ф-ционирования гос-ва. Налоги обеспечивают работу гос.аппарата, а также идут на материальное обеспечение ф-ций гос.аппарата. Налоги явл. только частью прибавочного продукта, изымаемого у населения; в первобытном общ-ве не было прибавочного продукта, весь продукт – цельный; 4)Наличие юридического права. Право - особая система норм и принципов, с помощью к-рых осуществляется управление социально-неоднородным дифференцируемым общ-вом с несовпадающими интересами на основе согласования конкурирующих интересов. В сравнении гос-ва с др. гос-вом: присуще все 4 вышеуказанных признака сравнения => 1)Наличие собственной территории (земли), на к-рой распространяется власть данной страны. 2)Наличие собственного населения, к-рое постоянно проживает на территории данного гос-ва и каждый представитель этого населения постоянно находится с гос-вом в устойчивой (политико-юр.) связи, называемой гражданством (подданством). 3)Наличие национального суверенитета (верховное (неотъемлемое) право населения данной страны в сам-ном выборе формы своего эконом-го, соц-го и полит. самоопределения незав-мо от воли населения др.стран). Незав-ть данного гос-ва во взаимоотношениях с др. гос-вами - единственный случай ликвидации незав-ти (покорение др.страной). В сравнении с иными организациями: 1)гос-во - некая территориальная орг-ция, также как, например, какая-либо партия, действующая на территории страны; 2)гос-во - налоги, организации - членские взносы; 3)гос-во - вооруженные силы, универсальная организация (особенно нелегальные) - создание похожих вооруженных отрядов людей, к-рые ведут боевые действия против гос.сил; 4)охватывает всех без исключения лиц (не только граждан или подданных, но и других находящихся на территории, а также созданные ими организации; 5)гос. суверенитет, к-рый проявляется как верховенство решений по отношению ко всем иным видам социальной власти внутри территории страны, т.е. решения обладают приоритетом ко всем иным решениям орг-ций. Верховенство гос.власти внутри страны является проявлением народного суверенитета. Народный суверенитет – верховенство воли народа, при решении любых вопросов гос. жизни. Вывод: 1подход узкий: субстрат – часть челов-кого общ-ва, к-рое занимается профессиональным управлением, является ошибочным, потому что наличие гос.аппарата это один из признаков гос-ва; 2 и 3 подходы тождественны, только тогда когда мы понимаем под общ-вом конкретный народ. Следовательно, эти подходы считаются правильными, но хар-ризуют гос-во только с одной стороны.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 723; Нарушение авторского права страницы