Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Правовая семья мусульманского права



Прежде всего следует обратить внимание на то обстоятельство, что понятия “мусульманское право” и “право мусульманских стран”, образующих семью мусульманского права, далеко не идентичны. Мусульманское право в его современном понимании, это не система юридических норм, а скорее религия закона, действующего в мусульманских странах, его нравственно-религиозная основа. Поэтому не следует отождествлять мусульманское (религиозное) право с позитивными правовыми системами мусульманских государств. В настоящее время семья мусульманского права включает национальные правовые системы светских государств мусульманского мира, таких как Объединенные Арабские Эмираты, Йемен, Пакистан, Алжир, Саудовская Аравия, Египет, Турция и др., а также тех государств, которые по форме правления являются теократическими – Исламская республика Иран, Мавританская Исламская республика, Ливан, либо же страны, имеющие тенденцию к тотальной исламизации, например Афганистан и Ичкерия[82].

Для рассматриваемой правовой семьи характерны две противоречивые тенденции. С одной стороны, это процесс, известный под названием вестернизация, т.е. процесс “врастания” мусульманского права в правовые семьи и системы других стран, возрастание влияния западных правовых систем на него. В связи с этим многие юристы считают, что главной опасностью, угрожающей мусульманскому праву, в настоящее время является не “риск разделения ислама как когда-то, а риск того, что это право, застывшее в неподвижности, станет теорией обязанностей чисто идеального характера и сугубо идеологического значения, интересующей только некоторых набожных ученых, в то время как реальная жизнь будет управляться законами, все более отдаляющимися от концепций собственно мусульманских”[83].

С другой – исламизация, т.е. процесс, обратный вестернизации, пред­полагающий усиление влияние ислама как религиозно-нравственной основы на дальнейшее развитие той или иной позитивной правовой системы некоторых мусульманских стран.

В этой связи все правовые системы мусульманских стран можно подразделить на четыре основные группы.

Первая группа включает страны с мусульманским населением, в которых мусульманское право судами практически не применяется – это государства, входящие в состав РФ, или страны, в наименьшей степени сохранившие влияние мусульманского права на позитивную правовую систему, например Турция.

Вторая группа включает государства, практически не затронутые вестернизацией: Саудовская Аравия, Йемен, Аден, Объединенные Арабские Эмираты, Сомали. Эти страны, которые “теоретически живут по нормам мусульманского права, а фактически – по нормам обычного права, которое признает превосходство и совершенство мусульманского права, но которое часто значительно с ним расходится”[84].

Третья группа объединяет правовые системы государств, в которых исламское право сохраняется для регулирования отдельных сторон общественной жизни, затрагивающих личный правовой статус, религиозные институты, а иногда и земельные, брачные или наследственные правоотношения. В свою очередь эти правовые системы можно подразделить на две подгруппы, в зависимости от того, какая западная правовая система оказала большее влияние на дальнейшее развитие права в этой стране: общее право (Малайзия, Северная Нигерия, др.) или романо-германское (Тунис, Марокко, Алжир, Египет).

Четвертая группа начала выделятся сравнительно недавно, 10–15 лет назад, в связи с возрастанием в современном мире влияния исламского фактора. В нее входят правовые системы государств, в которых сфера влияния мусульманского права возрастает (Иран, Афганистан, Пакистан, Судан). Если в наиболее развитых странах исламского мира законодательство формируется на основе рецепции западного права, то для этих стран характерен обратный процесс – исламизация. В ряде государств законодательство воспринимает прежние институты мусульманского права, например, деликтное право и систему наказаний, судоустройство (в Пакистане после прихода к власти генерала Зия-уль-Хака; Иране – после исламской революции, Афганистане – после прихода к власти исламских фундаменталистов, Чечне, после военных действий 1995–1996 гг.).

Индусское право

 

В компаративистской литературе отношение к индусскому праву неоднозначное. Одни авторы склонны рассматривать индусское право как часть религиозно-традиционных систем, не выделяя его в отдельную правовую семью[85], или относя его к общему праву[86], другие – как вполне самостоятельную правовую систему – правовой круг[87], или как правовую семью[88], третьи – вообще не считают необходимым более детально рассматривать этот вопрос[89]. Однако все авторы отмечают определенное своеобразие индусского права.

Индусское право не следует отождествлять с позитивной правовой системой Индии, это – “право общины, которое в Индии и других странах Юго-Восточной Азии исповедует индуизм, то есть брахманизм”[90]. Современное индийское право, в отличие от индусского, включает правовые системы Индии (как федеративного государства в целом) и правовые системы индийских штатов.

Индусское право – древнейшая религиозно-философская и в то же время правовая система общины, исповедующей индуизм. Она сформировалась в глубокой древности (более двух тысяч лет назад) и, пройдя сложный путь исторического развития, сохраняет свое влияние на многие миллионы людей и по-прежнему регулирует целый пласт общественных отношений. Главной причиной подобной “живучести” индусского права является его связь с традиционными социальными институтами индийского общества (включая и индусские общины за пределами Индии). Благодаря этому индусское право на протяжении многих веков сохранило не только свою форму, но в определенной мере и содержание[91]. Его главной особенностью, как в случае с мусульманским правом, является неразрывная связь с религией: оно часть религии – индуизма с собственной сложной структурой и не имеющей аналогов ни в одной правовой системе, собственной системой понятий. Собственно и сам индуизм – это не только религия, это своеобразнейший феномен, система традиционно-религиозного регулирования, “охватывающая различные религиозные верования и обряды, философские и другие идеологические ценности, предполагающие определенный образ жизни, определенный общественный порядок, определенную социальную структуру”[92].

Основы индусского права содержатся в священных текстах Шурти (1500–600 гг. до н.э.) и в более поздних – Шастра. Шурти – тексты, включающие Ригведу (четыре Веды), веданги и Упанишады.

Таким образом, есть все основания полагать, что индийское национальное право сегодня тяготеет к общему праву, а национальная правовая система Индии входит в англо-американскую правовую семью. В настоящее время под индусским правом понимают личное право индусов, видоизмененное законами и обычаем. Как отрасль права оно непосредственно или косвенно применяется в Индии, Бирме, Сингапуре и в Восточной Африке (Кении, Уганде), где оно также изменено законодательством.

 

Темы pефеpатов

1. Соотношение типа пpава и пpавовой общности.

2. Славянская пpавовая общность и ее особенности.

3. Место pоссийского пpава в системе славянской общности.

4. Специфика соотношения фоpм пpава в pазличных видах пpавовых общностей.

ЛИТЕРАТУРА

 

Основная

Алексеев С.С. Теория права. Москва: 1995.

Алексеев С.С. Философия права. Москва: 1999.

Бабаев В.К., Баранов В.М., Гойман В.И. Словарь категорий и понятий общей теории права. - Н.Новгород: 1992.

Барабашева Н.С., Венгеров А.Б. Право и распределение. - М.: 1988.

Баранов В.М., Сырых В.М., Рахманина Т.Н. Систематизация нормативно-правовых актов. - Н.Новгород: 1993.

Баранов В.М., Сальников В.П. Поисковые темы научных и учебных исследований по общей теории права: Организационно-методическое и справочно-библиографическое пособие для адъюнктов и слушателей. - СПб.: 1995.

Братко А.Г. Правоохранительная система: Вопросы теории. - М.: 1991.

Верховенство права. - М.: 1992.

Гражданское общество и правовое государство: Предпосылки формирования. - М.: 1991.

Давид Рене. Основные правовые системы современности. - М.: 1988.

Казьмин И.Ф. Общие проблемы права в условиях научно-технического прогресса. - М.: 1986.

Кожевников С.Н. Правовая активность граждан. - Н.Новгород: 1994.

Козлихин И.Ю. Идея правового государства: История и современность. - СПб.: 1993.

Конституция, закон, подзаконный акт. - М.: 1994.

Концепции развития российского законодательства / Под ред. Л.А.Окунькова, Ю.А.Тихомирова, Ю.П.Орловского. - М.: 1994.

Лазарев В.В., Левченко И.П. Правоприменительная деятельность органов внутренних дел. - М.: 1989.

Лившиц Р.З. Теория права. - М.: 1994.

Нерсесянц В.С. Юриспруденция. Введение в общую теорию права и государства. Москава: 1998.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В.Лазарева. - М.: 1994.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В.Лазарева. - М.: 1996.

Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К.Бабаева. - Н.Новгород: 1993.

Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. - М.: 1996.

Развитие политической системы в современном мире. - М.: 1988.

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. - М.: 1993.

Соколов А.Н. Правовое государство: Идея, теория, практика. - Курск: 1994.

Спасов Б. Закон и его толкование. - М.: 1986.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. - Саратов: 1995.

Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В.М.Корельский, В.Д.Перевалов. - Екатеринбург: 1996.

Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В.К. Бабаев. Москва: 1999.

Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В.М.Корельский, В.Д.Перевалов. - Екатеринбург: 1996.

Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. А.Ф. Эзебеев. Москва: 2000.

Тойнби А.Дж. Постижение истории. - М.: 1991.

Тихомиров Ю.А. Теория закона. - М.: 1982.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.: 1993.

Явич Л.С. Сущность права. - Л.: 1985.

 

Дополнительная

 

О подготовке к изданию Свода законов РФ. Указ Президента РФ // Российская газета, 1995, 9 февраля.

Боботов С.В. Конституционная юстиция: Сравнительный анализ. - М.: 1994.

Гегель Г.В. Философия права. Пер. с нем. - М.: 1990.

Даньшина Л.И. Правоохранительные органы России. - М.: 1993.

Ершов В.В. Статус суда в правовом государстве. - М.: 1992.

Иванова З.Д. Законность - основа правоотношений в деятельности милиции. - М.: 1987.

Карбонье Ж. Юридическая социология. - М.: 1986.

Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: 1994.

Княгинин К.Н. Охранительные правоприменительные акты: Вопросы теории и технологии. - Екатеринбург: Изд-во Уральск. ун-та, 1991.

Маликов М.К. Проблемы реализации права. - Иркутск: 1988.

Право и власть. - М.: 1990.

Прохоров В.С., Кропачев Н.М., Тарбагаев А.Н. Механизм уголовно-правового регулирования. - Красноярск: 1988.

Правовой механизм реализации положений федеративного договора: Сборник рекомендаций. - М.: 1993.

Правовое государство: Сб. зарубежных материалов. - М.: 1990.

Синюков В.Н. Российская правовая система. - Саратов: 1994.

Язык закона / Под ред. А.С.Пиголкина. - М.: 1990.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь