Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Происхождение и ранние формы государства
Первобытное общество. Хронологическая периодизация часто совпадает с эпохой палеолита, т.е. от 2 млн. лет тому назад до 15 тыс. лет тому назад. В этот период происходит формирование человека как биосоциального существа, переход от присваивающего к производящему типу хозяйства. Особенности первобытнообщинного общества: - человек отрывается от природы и развивает присваивающие виды хозяйственной деятельности, зависимые от природно-климатических зон, - коллективная собственность на средства производства, - коллективное производство, - отсутствие эксплуатации человека человеком. Основой хозяйствования являлись собирательство, охота («коллективная облава»), рыболовство. Первое общественное устройство – «человеческое стадо», или праобщина. От стада животных человеческое отличалось умением изготовлять простейшие орудия труда, накапливать и передавать общественный опыт. Человек вел бродячий образ жизни в поисках пищи (присваивающая экономика), но жил в более или менее определенном районе, не выходя за его границы. Появляется использование естественных укрытий и преград для строительства жилья. В конце палеолита стали возникать погребения, что говорит о зарождении религиозных представлений. На этом этапе в среде праобщины начинают формироваться первые поведенческие стереотипы, правила, запреты. В конце палеолита формируется кровнородственная община, первобытная собственность на охотничьи участки. Человек учиться шить одежду из шкур животных. Появляются большесемейные землянки. Можно выделить следующие обстоятельства формирования родовой общины: - это единственная реальная основа будущей социальной организации – стихийно возникающие узы родства; - отношения родства складываются по линии матери. Таким образом, в конце палеолита уже существуют постоянные хозяйственные коллективы, оседло живущие на местах, удобных для охоты. Возникает род – экзогамный (брак близких родственников не допускается, возникает союз двух и более родов, идет социологизация общества) коллектив кровных родственников (матриархат), основная ячейка первобытного экономического объединения. Ранние формы государственности. Принято выделять восточный и западный пути возникновения государств. Принципиальным отличием всех государств восточного типа было то, что в основе их экономики лежала публичная (государственная или общинная) собственность на средства производства, прежде всего на землю. Потребность в коллективных усилиях по проведению ирригационных работ способствовала становлению сельской общины в качестве основной формы социальной организации. Для всех государств восточного типа было характерно: наличие особых контрольно-регулирующих, в том числе и хозяйственных, функций; устойчивость патриархально-общинных отношений, особая религиозно-культурная идеология царской власти. Во многих из восточных государств сложилась так называемая «восточная деспотия»: монархическая форма правления с неограниченной и обожествляемой (сакрализация) властью наследственного главы государства; сосредоточение в его руках законодательной, административной, финансовой, военной, судебной, а часто и религиозной власти; централизованная (главным образом в сфере экономических взаимоотношений) и бюрократическая система управления (отчетность всех органов управления и конкретных чиновников перед главой государства, многочисленные ведомства и их иерархическая соподчиненность); всеохватывающий контроль за населением. Население обязано было уплачивать различные налоги, кроме того, взимались особые подати в царскую казну (в том числе и натуральные). Сложившуюся систему закрепляли законы, издаваемые главой государства Глава государства в восточных общества обожествлялся: верховную власть он «получал непосредственно из рук Бога», поэтому монарху поклонялись как земному богу, а после смерти его хоронили как небесного бога, наместника и наследника великих богов. Идеология обоготворения царской власти проводилась организовано – при помощи торжественных церемоний, обрядов и праздников. Иногда монарха изображали в виде сверхъестественного существа, лицезреть которого можно было только избранным. Восточные государства отличаются четкой социальной стратификацией общества. Наиболее наглядно это проявляется в Древней Индии, где деление населения на варново-кастовые группы закреплено в правовом источнике «Законах Ману» (дхармашастра). Касты («джати») – это эндогамные группы, для которых характерно общее происхождение (родо-племенное), общность наследственной профессии (жрецы, воины, труженики, слуги), ограничения в социально-бытовых отношениях. Кочевое государство (период существования рубеж 2 – 1 тыс. до н.э. – 19 век н.э.) отличается от других восточных типов государственности следующими чертами (номадизм): - частная собственность на скот диктует потребности государства в изучении им ключевых ресурсов региона; - экстенсивный характер хозяйства - государство устанавливает регулярные маршруты кочевок родов (административное деление); - возникает потребность в обороне пастбищ и стад; - постоянные миграции населения и войны. Кочевничество возникало, развивалось и существовало главным образом там, где исчезали или отсутствовали возможности для достаточно продуктивного земледелия. В обществах, где есть постоянная воинская активность, всегда возникает потребность в военном вожде. Вождь – это, прежде всего, центр управления, тем не менее, его функции ограничены судопроизводством, церемониалом, внешними сношениями. Большинство задач выполняет род. Вожди могли быть представителями наследственной аристократии, а могли быть выбраны народным собранием за воинские заслуги («военная демократия»). Социальная структура кочевого общества основывается на многоступенчатой родо-племенной организации. Эта организация в низших своих звеньях покоится на узах реального родства, а в высших – на чисто фиктивном генеалогическом родстве, что является средством общественной интеграции, идеологическим обоснованием существующих социальных отношений и одновременно облегчает инкорпорацию неродственных групп. Города-государства античной эпохи. Для западного типа государств была характерна особая роль частной собственности в общественном развитии. Природно-климатические условия благоприятствовали формированию и развитию ремесла. Развитие обменных операций, а затем и торговли стали основой рыночных отношений и частной собственности. Локальность проживания населения, также обусловленная природными факторами, предопределила форму государственности – город-государство (полис, центр политической, экономической и религиозной жизни всего населения данной страны, связанного между собой фактическим или мистическим общим происхождением от одного предка) с преобладанием республиканской формы правления (очаг – Древняя Греция). На территории современной России они сформировались в Северном Причерноморье. Период существования: 6 – конец 4 вв. до н.э. Кризис конца 4 в. до н.э. связан в первую очередь с изменившейся экономической конъектурой (большое внимание поставкам из Египта), политической ситуацией (усиливается натиск варварских племен), развитием частной собственности на землю (латифундии). В отношении государственного устройства античные города-государства отличались: 1) город-полис (Ольвия, Афины, Рим) 2) монархия (Боспорское царство) 3) республики (Херсонес объединил весь юго-западный Крым, Спарта – олигархическая республика) Экономика городов-государств в основном базировалась на ремесленном производстве (железоделательное, бронзолитейное, каменотесное, косторезное, ювелирное) и торговле. Объединяло все эти полисы рабовладельческая основа государственности. При этом на полисную организацию была возложена обязанность заботиться об экономическом обеспечении своих граждан. Для любого античного полиса характерно наличие двойственной формы собственности: частной собственности и общеполисной формы собственности как верховной собственности всего гражданского коллектива, объединенного в полис. Мелких собственников и свободных граждан защищало государство и гарантировало им контроль над крупной частной собственностью (специальные налоги на крупную не муниципальную собственность – литургии: организация праздников, спортивных состязаний, строительство кораблей, т.п.). Таким образом, полис, прежде всего, представлял собой коллектив граждан. Общая тенденция развития полиса заключается в развитии демократического принципа, принципа равенства политических прав и обязанностей владельцев отдельных земельных участков (автаркия – экономическая самодостаточность, – выступала в качестве экономической основы свободы), стремление ограничить возможность закабаления сограждан. Достаточно отчетливо проступает тенденция к возможно более дробному делению функций различных комиссий магистратов и к увеличению их числа из-за: опасения, что какой-либо из них сосредоточит в руках большую власть (это может подорвать суверенитет народного собрания); стремления к максимальному участию граждан в управлении делами полиса. Вводилась мистофория – посуточное вознаграждение за несение выборных государственных должностей. Классической признается афинская демократия, которой присущи следующие принципы: - выборность должностей, - срочность службы (не более 1 года), - подотчетность народному собранию, - коллективность в принятии решений, - возмезность. В олигархических государствах важна была роль Совета, состоящего из представителей аристократии. Но и здесь большую роль в управлении играло народное собрание граждан. Политическое и экономическое господство аристократии в значительной мере объяснялось тем обстоятельством, что она составляла ядро вооруженных сил. В олигархических полисах собственностью государства могли выступать рабы (Спарта). Потеря земельного участка могла повлечь за собой потерю гражданских прав. В любом полисе суверинетет принадлежал народному собранию, т.е. общине полноправных граждан. Именно в этом выражалась основная идея – полис, прежде всего, представлял собой коллектив граждан. Вопрос 4 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 1347; Нарушение авторского права страницы