Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Закономерности исторического движения (функционирования) государства и права. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Закономерность — внутренняя, объективная и устойчивая связь, которая порождает качественную определенность гос. правовых явлений, их свойства.
Два подхода: 1) в основе развития общества лежат субъективные факторы, т.е. развитие общества зависит от сознания людей => закономерностей НЕТ. 2) в основе развития общества лежат объективные факторы => закономерности существуют.
Факторы, определяющие закономерности: 1. Природно-биологический натурализм. а)первичные факторы: внешние (климат, ландшафт, флора и фауна) и внутренние (физические, эмоциональные, интеллектуальные качества и способности людей). б)вторичные факторы, являются результатом влияния человека на окружающую среду (строительство городов, дорог, хозяйственного освоения территорий и т.д.) 2. Экономический детерминизм. 3. Этический и правовой позитивизм. Развитие государства определяется правовыми нормами и этическими стандартами поведения. Цель развития государства - наиболее полное воплощение всех моральных и правовых норм. 4. Идеологический позитивизм. Считает, что развитие государства определяетсяразвитием идеологии: а) идеология является источником развития государства; б) процесс развития государства состоит в замене старой идеологии на новую; в) цель государства в установлении идеологического единства в обществе.
Закономерности проявляются в форме: § Стадиальность и цикличность развития § Волнообразность развития. § Преемственность в развитии
В современных государствах следующие тенденции: унификация, демократизация, социализация интеграция государств и создание межгосударственных объединений уменьшение гос. принуждения установление идеи социального государства технократическое государство
Типология государства: теоретические основы и значение типологии. Основные исторические типы государства. Типология — разновидность классификации по наиболее существенным признакам.
Значение типологии состоит в глубоком познании сущностно-содержательных признаков и закономерностей развития государств. Использование типологии позволяет все существовавшие и существующие государства дифференцировать на определенные группы и на основе этого познать сущность, социальную направленность, степень прогрессивности конкретных государств. Тип государства – это совокупность общих, наиболее существенных черт и признаков государств данной группы. Она характеризует обобщенные черты этой группы, т.е. типологические признаки. Типологические признаки – это черты и свойства сущностно-содержательного характера, на основе которых происходит деление государств на типы. Наиболее широко известны типологии государств на основе формационного и цивилизационного подходов. М.Н. Марченко указывает на личностный подход, базирующийся на степени экономической, социальной, политической и духовной свободы человека.
Различают типологии синхронические и диахронические. Первые изучают государства в условно неподвижном, фиксированном виде, вне фактора времени, на некоторый данный момент и позволяют установить структуру. Диахронические типологии позволяют исследовать государство в развитии, сопоставить его высшие и низшие ступени развития. Основные исторические типы государства
СИНХРОНИЧЕСКИЕ ТИПОЛОГИИ: типология Аристотеля: 1) по количеству властвующих – правление одного, немногих и большинства; 2) по осуществляемым государственным целям – преследующие общее благо – правильные государства, остальные – неправильные. По отношению государства к религии: атеистические светские клерикальные (религия имеет статус гос.) теократические (гос. власть у церкви).
По уровню развития права в обществе: развитые (право самостоятельно) неразвитые (право — придаток гос. власти)
ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ТИПОЛОГИИ: Формационный подход к типологии государств. Общественно-экономическая формация (ОЭФ) – это исторический тип общества, базирующийся на определенном способе производства материальных благ. Общественно экономических формаций пять: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Пяти известным ОЭФ соответствуют четыре исторических типа государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое государство и право. С точки зрения цивилизационного подхода: Цивилизация (А. Тойнби) – есть замкнутое и локальное состояние общества, характеризующееся общностью духовных, религиозных, культурных, исторических, языковых, хозяйственно-экономических и иных признаков. Цивилизации делятся на первичные и вторичные: Первичные государства к таким государствам относят древние Египет, Персия, Шумеры, Китай, Индию, а также эллинские Спарту, Афины, Древний Рим. Вторичные государства возникают на основе и по примеру первичных По Беллу (критерий делений — производство и вид используемых знаний): · доиндустриальное общество · индустриальное · постиндустриальное Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 1632; Нарушение авторского права страницы