Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Место и роль теории государства и права в системе общественных и юридических наук; аспекты взаимосвязи.Стр 1 из 7Следующая ⇒
Место и роль теории государства и права в системе общественных и юридических наук; аспекты взаимосвязи. Место теории государства и права в системе общественных наук. В центре внимания общественных наук находятся общественное бытие и сознание. Это огромная по сложности и числу своих составляющих сфера. Поэтому отдельные отрасли общественной науки изучают те или иные стороны общественных явлений, необходимые и существенные связи и отношения. Многие общественные науки тесно связаны между собой, особенно если есть общий объект исследования - государство и право. Каково же соотношение между ними и где место среди этих наук теории права и государства? Связь теории государства и права с философией. Философия научно объясняет общественное бытие в целом, во всей совокупности, взаимозависимости и взаимодействии его сторон, отношений, процессов. Философия изучает наиболее общие закономерности общественного развития, включая те, которые относятся к праву и государству. Философия исследует такие общественные явления, как право и государство, не для того, чтобы подменять специальные науки об этих явлениях, а с тем, чтобы, опираясь на данные и выводы науки, определить место государственно-правовой надстройки в развитии общества в целом. Таким образом, философия служит теоретической базой и методологическим ориентиром для всех юридических и в целом общественных наук. На основе достижений философской мировоззренческой науки могут быть вскрыты сущность права и государства, определенные закономерности их трансформации, механизма функционирования, формы регулирующего воздействия на общественные отношения. На базе философии разрабатываются основные категории юридических наук. Связь теории государства и права с социологией. Социология - наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым, - не может обойти такие важнейшие элементы социума, как право и государство. В чем же ее отличие от теории права и государства? В степени обобщения явлений и научных понятий и определений, в уровне конкретизации познания, в различии подходов к изучению права и государства. Право и государство, несомненно, обществоведческие категории, но, выделяя социальную основу государства, социальную ценность права, социологические их стороны, социология оставляет в стороне юридические аспекты проблемы, например такие, как правовые формы организации государственной власти или правовые методы регулирования общественных отношений и т.д. Аналогичным образом складывается отношение между теорией права и государства и политологией, видящей свою главную задачу в изучении политики, политических процессов, политических партий, движений, систем. Политика тесно вплетена в жизнь права и государства, однако политическая власть реализуется и в политических системах, и в других формах политических отношений. Такая область общественного знания, как история, исследует различные типы цивилизаций, этапы развития гражданского общества, смену одной социально-экономической формации другой, изучает конкретные формы и опыт государственной жизни конкретных народов в конкретное время, отдельные правовые памятники. Но история не делает обобщающих выводов, не ищет закономерностей. Этим она и отличается от теории права и государства. Место теории государства и права в системе юридических наук. Общая теория государства и права входит в систему юридических наук. Существование целой системы таковых обусловлено сложностью изучаемых институтов, многообразием форм их организации и функционирования. Система юридических наук и юридических дисциплин включает: 1. теоретико-исторические науки и юридические дисциплины - теорию государства и права; история отечественного государства и права; история государства и права зарубежных стран; история политических и правовых учений; философия права; социология права; сравнительное право. 2. отраслевые юридические науки и юридические дисциплины - конституционное право; административное право; гражданское право; финансовое право; гражданско-процессуальное право; уголовное право; уголовно-процессуальное право; трудовое право; земельное право; экологическое право и др. 3. специальные (прикладные) юридические науки и учебные дисциплины - криминалистика; криминология; судебная медицина; судебная психиатрия; судебная статистика; судебная психология; судебная этика и искусство судебной ораторской речи и др. Основные принципы соотношения теории государства с отраслевыми юридическими науками: -теория государства и права изучает общие закономерности государственно-правовых явлений в целом, независимо от того, в какой конкретной области общественной жизни они имеют место. Отраслевые же науки исследуют природу функционирования лишь отдельных органов государства и отдельные группы правовых норм (отрасли права). Например, теория изучает основные признаки, принципы всех видов юридической ответственности. Уголовное право изучает конкретный вид юридической ответственности, наступающий за совершение преступления. Таким образом теория соотносится с отраслевыми науками как общее с частным; - теория государства и права - вводная наука и учебная дисциплина, с нее начинается изучение юриспруденции, отраслевых и специальных юридических наук; - общая теория права является базовой методологической наукой. Без методологии, выработанной теорией государства и права, невозможно изучение отраслевых наук; - теория разрабатывает юридический словарь и обеспечивает основной понятийный аппарат отраслевых наук. Юридический позитивизм. Юридический позитивизм оценивает государство и право как факты реальности, позитивные факты. Государство — это власть, а право — его сила, приказ, гарантированный принудительной силой государственной власти. Философия как самостоятельная наука отрицается, так же как и ее способность выступать методом исследования, в том числе государства и права. Положительные знания, по мнению позитивистов, могут быть достигнуты только специальными науками. Сущность права, по мнению представителей позитивизма, непознаваема. В теории права во второй половине XIX в. в странах Западной Европы преобладающей доктриной оставался юридический позитивизм, рассматривавший право только как позитивное право, установление государства, тексты законодательных актов. Понимание и истолкование права сторонниками этой доктрины можно передать формулой «закон есть закон». Иначе говоря, за пределами закона нет никакого другого права. Возникновение юридического позитивизма обычно связывают с творчеством английского правоведа Джона Остина (1790-1859гг.), который дал развернутое обоснование тезиса о том, что источником права является суверенная власть, государственная воля и категорически отрицал возможность (наличие) естественного права. По Остину, естественное право представляет собой не более чем предположение, нечто субъективное и фиктивное. Оно, если принимать его всерьез за явление правового порядка, влечет за собой разрушение правопорядка, анархию. Во второй половине XIX в. концепция Остина получила дальнейшее развитие в трудах немецкого юриста Карла Бергбома(1849-1927гг.), также выступившего против признания правом любого внепозитивного права и призывавшего «вырвать с корнем сорную траву естественного права», которое сводит право к субъективным представлениям о том, каким оно должно быть. Согласно концепции Бергбома, «право – объективно реально, и только то, что функционирует в качестве права, есть право». Он отвергает естественное право не только как реальность, но и как идею, утверждающую каждый раз новое содержание права. Сущность любого права состоит, по Бергбому, в том, что оно действует, поэтому «все проблемы права следует искать в самом праве и из него самого их решать». Вытеснение естественного права юридическим позитивизмом, рассматривающим его как вполне определенные, установленные государством правила должного поведения, имело первостепенное значение для правоприменительной деятельности и ею обусловливалось. Развитие товарно-денежных отношений и товарообмена, стабильность и предсказуемость функционирования гражданского общества на законодательной основе требовали отказа от разнообразных, не всегда четких, порой противоречивых естественно-правовых идей в их применении к конкретным договорным и иным правоотношениям. Поэтому сторонники юридического позитивизма отрицали правовой характер всего, что не установлено действующим законодательством и не вытекает из его содержания, стремились освободить юридическую мысль и юриспруденцию от идеологии, этики, философии, политики, вносящих в практику реализации права не юридические начала, относящиеся к области других наук. С точки зрения представителей юридического позитивизма основу юриспруденции должна составлять детальная разработка правовых форм товарообмена, правового регулирования частноправовых отношений, точное определение юридических фактов, ситуаций, процедур, способов и средств решения возможных споров, проблем законодательной техники. Формально-догматический метод, тщательно разработанный и обоснованный юридическим позитивизмом, несомненно, обогатил правоприменительную практику. Однако в идейно-теоретическом отношении юридический позитивизм утратил ряд ценных идей, свойственных естественно-правовым концепциям предшествующей эпохи. Вместе с теорией естественного права юридический позитивизм фактически отверг проблему прав человека, а сам человек с его естественными качествами, интересами и притязаниями в праве и правопорядке признавался лишь «физическим лицом», наделенным «субъективными правами», выводимыми из текстов законов, а не из природы человека. Согласно представлениям идеологов юридического позитивизма не только личность не имеет прав по отношению к государству, но и законность (правомерность) действий самого государства зависит от него самого, поскольку государство и есть сила, творящая право. Отказавшись от «оценочных суждений», от философских подходов к праву, юридический позитивизм оставил вне поля зрения противоречия и конфликты гражданского общества, социальные процессы, обусловливающие его развитие. Поэтому юридический позитивизм не мог создать подлинную теорию права, оказался неспособным воспринять теорию прав человека и обосновать идею правового государства. Теория естественного права. Естественно-правовая теория получила завершенную форму в эпоху буржуазных революций ХVП— XVIII вв. Представителями ее являются Г. Гроций, Б. Спиноза, Дж. Локк, Т. Джефферсон, Ж.-Ж. Руссо и другие. Согласно этой теории наряду с позитивным правом, выраженным в законодательстве, существует естественное право, коренящееся в природе и разуме человека. Его основными требованиями объявлялись свобода, равенство людей, право частной собственности, свобода вероисповедания и мысли и т.п. ценности. Признавая за естественным правом приоритет перед позитивным правом, авторы этой теории обосновывала необходимость приведения позитивного права в соответствие с естественным правом. Тем самым авторы естественно-правовой теории объявляли неразумными принципы и институты феодального права и обосновывали необходимость замены феодальных правовых порядков нарождавшимся буржуазным правом. Главные черты этого учения: 1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, «естественное» право, свойственное человеку от рождения. Данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критерием позитивного права; 2) право по существу отождествляется с моралью. По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы; 3) источник прав человека содержится не в законодательстве, a в самой «человеческой природе», права даются либо от рождения, либо от Бога. Достоинства теории - это прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались ранние буржуазно-демократические революции; - сторонниками естественно-правовой теории, верно замечено, что законы могут быть и неправовыми и они должны приводиться в соответствие с естественным правом; - провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновника и государственных структур. Недостатки теории: - данное понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противоправного, так как определить это с позиций «естественной» справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, очень затруднительно; - такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей. Философия права. Филосо́ фия пра́ ва ( или правова́ я филосо́ фия ) — раздел философии и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества. 1. Правовая онтология - учение о праве. 2. Правовая гносеология В рамках правовой гносеологии постигаются теория и методология познания правовой реальности, связанные с разграничением права на естественное и позитивное, формированием юридического и легистского правопонимания. Здесь складываются основания методологии современной юриспруденции, формируются подходы, методы, концепции, определяющие направления исследования правовой реальности. 3. Правовая аксиология - это учение о ценностях, которые обеспечиваются правом (ценности права) и о ценностях самого права (правовые ценности). 4. Правовая антропология Учение о месте человека в праве и права в человеке, его отношении к правовым явлениям, способности создавать право и воспринимать его содержание. Как природное существо человек находится в постоянном конфликте с искусственно созданными мирами, культурой вообще, правовой культурой в частности. 5. Правовая логика Учение о системе правовых понятий и правовом мышлении. При этом правовое мышление выступает как специфическая интеллектуальная деятельность, направленная на решение задач, связанных с использованием правовых средств и правовых аргументов. Без правовой логики невозможно существование юридической терминологии. 6. Правовая герменевтика Теория постижения и истолкования смыслов, содержащихся в разнообразных правовых текстах (законах, инструкциях, решениях, приговорах и т.д.). Правовая герменевтика ориентирована на интерпретатора, поэтому толкование здесь выступает как искусство профессионала. Чем выше уровень профессионализма, тем ближе толкование к пониманию правовой реальности.
Социология права. Социология права – отрасль социологии, изучающая взаимодействия института права с другими социальными институтами. В сферу интересов социологии права входит изучение генезиса, динамики, структуры правовых норм, а также их социальную обусловленность и роль в обществе. Социология права тесно связана с криминологией, социальной инженерией и антропологией права. Понятие «социология права» впервые было введено Дионисио Анцилотти в 1892 году[3], а в 1913 году австрийцем Ойгеном Эрлих была опубликована работа «Основы социологии права». В дальнейшем социология права развивалась благодаря исследованиям Макса Вебера, Эмиля Дюркгейма и Леон Дюги. В частности, Макс Вебер иЭмиль Дюркгейм изучали влияние законов на общественные отношения.Французский правовед Леон Дюги рассматривал право, как один из аспектов социальной солидарности. После Второй мировой войны, было проведено большое количество эмпирических исследований права. Кроме того понятие института права, становится важной частью социологических теорий Толкотта Парсонса и Никласа Лумана .В конце двадцатого века, благодаря работам Юргена Хабермаса и Мишеля Фуко, социология права начинает тесно взаимодействовать с социальной философией. Социология права и преступности активно изучается с помощью многочисленных эмпирических исследований в современной немецкой социологии. Результаты этих исследований широко используются немецкими руководителями в практике социального управления на коммунальном, муниципальном, земельном и федеральном уровне. Предмет социологии права и предмет правоведения довольно часто соприкасаются, но при этом подходы к изучению тех или иных правовых отношений сильно отличаются. Правовую науку, в первую очередь, интересует правовая форма общественных отношений, в то время как социологию интересует социальные функции этих отношений. Право, как одна из социальных норм, выполняет важную социальную роль, при этом внедрение правовых норм в общественное сознание и их соблюдение обеспечивается принудительной силой государства. В качестве одного из факторов социальной обусловленности права выступает правотворчество. На правотворческую деятельность большое влияние оказывают морально-нравственные, экономические, политико-правововые, национальные, социально-психологические и социокультурные факторы. От этих факторов зависит формирование правовой системы государства. Кроме исследований правотворческой деятельности, социология права изучает социальные аспекты правоприменительной деятельности. В частности, одной из важных задач исследования правоприменительной деятельности, является выявление и определение эффективности социальных функций права. Социологический подход- предопределила «школа свободного права» (Эрлих) - живое право народа, основанное не на законе, а на свободном усмотрении судей. Право - административные акты, судебные решения,
Механизм государства. Механизм государства - система государственных органов и организаций, действующая на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванная реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства. Механизм государства действует на основе принципа разделения властей, который заключается в том, что государственная власть делится на следующие ветви власти: 1) законодательная - власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни; 2) исполнительная - та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов; 3) судебная - власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение. Принципы функционирования механизма государства: 1) иерархичность; 2) дифференциация и законодательное закрепление функций и полномочий; 3) ответственность государственных органов за принимаемые ими решения, а также за неисполнение или недобросовестное исполнение должностных обязанностей в сфере предусмотренных полномочий; 4) сочетание коллегиальности и единоначалия в принятии решений; 5) соотношение отраслевых и территориальных начал управления. Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов: -государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства: - органы представительной власти; - органы исполнительной власти; - судебные органы; - контрольно-надзорные органы; Государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.: 1) государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки; 2) государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны; 3) государственные гражданские служащие - те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность; 4) здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства. Государственный аппарат (механизм государства) — система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. Наиболее общие характерные признаки государственного аппарата выражаются в следующем: Механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений). Государственный механизм представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций. Функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием. Механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью. В юридической науке понятие «механизм государства» и «государственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, полиция, уголовно-исполнительные учреждения и т. д.), опираясь на которые государственный аппарат действует. Существует научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства — те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства — непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства. Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Понятие “политическая система” показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности. Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория “политическая система” позволяет проникнуть в политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений. Политическая система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.). Понятия “государство” и “политическая система общества” соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму “общеобязательности”. Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность. Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как оно: 1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства; 2) является единственным носителем суверенитета; 3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; 4) обладает “силовыми” структурами (вооруженными силами, полицией, службой безопасности и т.п.); 5) обладает, как правило, монополией на правотворчество; 6) обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.). Виды правовых норм. Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Чтобы определить общие и отличительные черты норм, обозначить их место и функциональную роль, необходимо их классифицировать. Основания классификации могут быть самыми различными. По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ. По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы — правила поведения), охранительные (нормы — стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты). Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции РФ, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий характер. В частности, нормы ст. 25.6- 25.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) закрепляют детальный перечень прав и обязанностей свидетеля, понятого, специалиста и эксперта. Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 83 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда. Как регулятивные, так и охранительные нормы направлены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной. В них находят выражение способы регулирования. Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права. Так, широкий спектр государственных гарантий благотворительной деятельности содержит ст. 18 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, ч. 2 ст. 1 Конституции РФ гласит: «Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны». Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т. п.). Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон». Диапозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях. Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения. По этому же основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и показательные. Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов государственной власти краев, областей и др. Императивный метод базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного правила поведения. Иными словами, субъекты правоотношений вправе совершать только те действия, которые им разрешены. Диспозитивный метод предоставляет возможность самим участникам правоотношений самостоятельно определять свое поведение в рамках правовых предписаний. При этом стороны выступают в качестве равных субъектов, добровольно принимают на себя обязательства по отношению друг к другу. Иначе говоря, лица вправе совершать любые действия, прямо не запрещенные законом. Способы определяют особенности связей участников упорядочиваемых отношений. Существуют автономный способ (равенство участников, как в имущественных отношениях, регулируемых гражданским правом), приказной (властное отношение, когда один субъект подчинен другому, как в административном праве, которое регулирует отношения в сфере государственного управления), субординационный (сочетание равенства в одних случаях и подчинение в виде контроля властных структур — в других, как в области предпринимательских отношений, когда хозяйствующие субъекты государственным органам напрямую не подчиняются, однако последние осуществляют контроль и надзор за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности). Рис. 2. Средства правового регулирования Отдельно выделяют методы правового регулирования: разрешительный и запретительный, диспозитивный (когда есть возможность отступить по соглашению сторон от намеченных в норме правил поведения либо изменить их) и императивный (когда такая возможность отсутствует). В разных отраслях права применяются различные сочетания средств, способов воздействия, поэтому можно говорить о наличии отраслевых методов правового регулирования Частное и публичное право. Частное право — часть системы права, функционально-структурная подсистема права, совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения между частными лицами, основой которых является частная собственность. Публичное право — совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса. Деление на частное и публичное право – это разделение на группы, которые систематизируют правовые нормы, служащие для обеспечения общезначимых (публичных) интересов, т. е. интересов государства и общества в целом (конституционное, административное, уголовное, процессуальное, финансовое, военное право), и правовые нормы, которые защищают интересы частных лиц (гражданское, семейное, трудовое право и т. д.). Публичное право непосредственно связано с публичной властью, которой обладает государство. Частное право призвано обслуживать прежде всего потребности частных лиц (физических или юридических), которые имеют властные полномочия и выступают как свободные и равноправные собственники. Частное право связывают главным образом с появлением и развитием института частной собственности и отношениями, которые возникают на его основе. Частное право развивалось исторически одновременно с частной собственностью. Систематизация частноправовых норм реализуется при использовании следующих способов: 1) институционального (наставнического); 2) пандектного (свободного, совокупного). Соотношение частного и публичного права: Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 1753; Нарушение авторского права страницы