Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Соотношение права с другими социальными регуляторами.



Насколько не отличались бы друг от друга понятия права, формулируемые разными авторами, ни одно из них не отрицает одну из важнейших функций права - функцию регулятора общественных отношений. Однако общеизвестно, что право является не единственным носителем данной функции, оно является частью системы социального регулирования, в которую входят и другие социальные нормы. В этой связи проблемы выявления места и роли права в системе социального нормативного регулирования представляют собой научное осмысление дискуссионных моментов соотнесения правовых и иных социальных норм. Социальные нормы - это связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.

С другой стороны, проблемы соотношения норм права и других социальных норм есть и проблемы разграничения сферы их влияния, так как в реальной жизни и нормы права, и иные социальные нормы опосредуют различные общественные отношения во взаимосвязи друг с другом. Но в этом их взаимодействии необходимо выделять те виды социального регулирования, которые в той или иной ситуации являются предпочтительными, более эффективными для достижения целей такого регулирования. В одних случаях таким наиболее оптимальным средством достижения общественно полезного результата является именно правовое регулирование, в других - иной механизм социального регулирования.

Кроме того, проблемы определения соотношения права и других социальных норм включают в себя и такой аспект, как определение круга социальных регуляторов общественных отношений, которые могут и должны сочетаться с правовым регулированием, а также определение видов социальных норм, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть опосредованы нормами права или сообща с правовыми нормами влиять на характер и содержание тех или иных общественных отношений.

В самом общем и наиболее кратком виде все, что объединяет право с другими социальными нормами и отграничивает их друг от друга, может быть представлено в виде таблицы.

 

Наименование и понятие социальных норм Соотношение норм права с иными социальными нормами
Нормы обычаев Правила поведения, регулирующие поведение людей, вошедшие в привычку в результате многократного повторения. Многие «полезные» обычаи поддерживаются правом или даже были санкционированы государством и стали нормами права. А противоречащие праву обычаи стали рассматриваться как правонарушения, и право служит средством вытеснения таких обычаев. К большинству же обычаев право относится безразлично, поскольку регулируют они главным образом межличностные отношения людей, их поведение в быту.
Нормы морали Правила поведения, складывающиеся на основе имеющихся в ту или иную эпоху в сознании общества представлений о добре, зле, справедливости, чести, достоинстве и т.д. Многие нормы морали стали правовыми принципами (например, принцип справедливости наказания, равенства граждан и др.). Право включило в себя множество оценочных понятий нравственного характера (цинизм, честь, аморальное поведение и т.д.). Сфера действия норм морали, возникающих стихийно и существующих только в сознании людей, значительно шире сферы правового регулирования, так как они распространяются и на отношения, неподконтрольные государству.
Религиозные нормы Зафиксированные в религиозных источниках образцы поведения людей и запреты, которые, воздействуя на духовную сферу общества, формируют смысл жизни человека и способствуют его адаптации в жизни. Религиозные нормы сходны с правовыми, так как они тоже формально зафиксированы в соответствующих источниках: Библии, Коране и др., однако эти образцы добродетельного поведения не носят общеобязательного характера, их авторитет обеспечивается исключительно силой веры. Право и религиозные нормы независимы друг от друга, хотя право гарантирует, например, свободу совести и вероисповеданий, запрещает деятельность религиозных организаций, ограничивающих права и свободы человека.
Корпоративные нормы Правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов, обеспечивающие функционирование сообщества. Корпоративные нормы, будучи формально закрепленными в документах сообщества, внешне схожи с правовыми, но и они не являются общеобязательными и служат средством регулирования отношений только внутри соответствующей организации. Но в случае возникновения внутреннего спора корпоративные нормы могут быть применены органом государства для его разрешения, если недостаточно существующих правовых норм.

 

Даже такой несколько поверхностный сравнительный анализ права, с одной стороны, и иных социальных норм, с другой стороны, позволяет выделить несколько основных критериев, отграничивающих правовые и неправововые средства регулирования общественных отношений друг от друга:

· во-первых, это характер отношений, опосредуемых правовыми и неправовыми нормами: право закрепляет и регулирует основные, жизненно важные для граждан, общества и государства общественные отношения, тогда как иные социальные нормы большей частью регулируют весь остальной круг общественных отношений (межличностные, межгрупповые и т.д.);

· во-вторых, это порядок и способ установления правовых и других социальных норм: правовые нормы возникают в результате правотворческой деятельности уполномоченных на то органов государства, тогда как неправовые нормы возникают либо в результате нормотворческой деятельности политических партий и других организаций и объединений граждан, либо складываются в процессе самой общественной жизни, общественной практики, а также в быту;

· в-третьих, это формы или способы выражения правовых и других противопоставляемых им норм: нормы права всегда излагаются в письменной форме в конкретных правовых актах, неправовые нормы в такие формы не облекаются и, как правило, существуют лишь в сознании людей, но и даже будучи формально-определенными в каких- то источниках (например, решения политических партий, религиозные догматы и др.), они не приобретают свойства юридической, т.е. официально признаваемой государством и обществом, и влекущей, соответственно, обязательность для всех участников общественных отношений, формы внешнего выражения;

· в-четвертых, это формы и средства обеспечения правовых и неправовых норм: если первые обеспечиваются государственным принуждением и содержат определенные ссылки на возможные последствия их нарушения в виде санкций или на государственные гарантии, то вторые такого рода государственными средствами обеспечения их реализации не обладают;

· в-пятых, это вытекающие из предыдущего отличительного признака характер и степень определенности мер воздействия, применяемых в случае нарушения правовых предписаний и содержащихся в иных социальных нормах велений: как правило, в отличие от конкретно определенных мер юридической ответственности, наступающей за нарушение предписанием правовых норм, меры общественного воздействия за нарушения неправовых социальных норм строго не определены.

Тем не менее, несмотря на то что правовые и неправовые нормы значительно отличаются друг от друга как с формальной, так и с содержательной стороны, а так же на то, что они обладают своими собственными специфическими свойствами, они органически связаны между собой и, обладая общими присущими всем социальным нормам признаками, взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему социального регулирования, элементами которой они являются. Например, устойчивость и степень гармонизации механизмов взаимодействия права и морали являются сегодня показателем характера культуры каждого конкретного общества, степени его цивилизованности. Таким образом, в условиях гражданского общества, демократического правового и социального государства оптимальное сочетание и гармоничное взаимодействие права с иными социальными нормами являются необходимыми условиями его эффективности, социальной значимости и общественной полезности.

 

Формы (источники) права

В юридической науке используется два понятия – форма права и источник права. Большинство ученых отождествляют понятия источника права и его формы. Однако в последнее время все большее признание получает позиция, согласно которой понятия формы права и источника права хотя и тесно связаны, но не совпадают. Следовательно, их надо различать. Форма права показывает, как организовано право, как выражено вовне его содержание. Под формой права понимается официальное закрепление содержания норм права в целях придания конкретным явлениям официальной юридической силы, качества общеобязательности как государственно-властных велений, иерархичности.

Понятие источника права представляет собой систему факторов, предопределяющих содержание права и формы его выражения. Быть источником права – значит служить фактором правообразования, обладать способностью к нормативному регулированию, давать материал для новых юридических норм. Источник права – это то, из чего оно создается, возникает. Следовательно, источники права служат критериями правообразования, правоустановления. Поэтому в качестве источников права могут выступать не формы внешнего выражения права, а те социальные факторы и явления действительности, которые образуют основу процесса зарождения правовых норм, из чего государство черпает новые нормы права.

Одновременно предлагалось выделять источники права:

1) в материальном смысле;

2) в идеальном смысле;

3) в юридическом, или формальном, смысле.

Под источниками права в материальном смысле понимаются материальные условия жизни общества или способ бытия людей, т. е. совокупность исторических, экономических, политических, географических, климатических, нравственных факторов, характеризующих социально-духовный мир конкретного народа и его материальную жизнь

Источник права в идеальном смысле предполагает те философские идеи, которые легли в основу данной правовой системы.

Источник права в формальном, или юридическом, смысле означает различные способы внешнего выражения норм права. Формальные источники являются носителями информации о правилах, моделях поведения субъектов права.

В последнее время выделяется источник права в политическом смысле, под которым понимается государство как источник позитивного права. Как полагают авторы этого предложения, именно интеллектуально-волевая деятельность носителей государственной власти является связующим звеном между источниками права в материальном смысле и документальными источниками. В настоящее время термин «источник права» чаще всего обозначает юридические источники, или источники в юридическом смысле.

Виды источников права

Различным государствам известны следующие виды источников права: правовой обычай; судебный прецедент; правовая доктрина; договоры нормативного содержания; религиозные нормы; принципы права; судебная практика; нормативные правовые акты. Иногда в качестве самостоятельного источника права называют принципы и нормы международного права и договоры между государствами.

Правовой обычай считается исторически первым источником права, поскольку обычаи возникли раньше позитивного права, а первые законы представляли собой санкционированные государством обычаи. Таким образом, правовой обычай – это обычай, признаваемый или допускаемый государством.

Иными словами, обычай приобретает правовой характер после одобрения и признания его государством. Одновременно этот обычай получает и защиту со стороны государства. Далеко не все обычаи становятся правовыми, а лишь те, которые отвечают интересам государства.

Судебный прецедент – это решение судебных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел. Таким образом, данное решение судебных органов приобретает значение своеобразного образца для последующих решений, т. е. играет роль нормы права.

Судебному прецеденту присущи следующие черты:

1) обладает общеобязательной юридической силой;

2) результат правотворческой деятельности судов;

3) находится в подчиненном по отношении к закону положении, так как:

а) законом может быть отменено действие судебного прецедента;

б) суд, создавая прецедент, должен действовать в соответствии с законом;

в) после принятия закона прецедент прекращает свое действие.

Важно отметить, что для нижестоящих судов обязательно не все судебное решение или приговор, но лишь правовая позиция судьи, на основе которой выносится решение. Иначе говоря, главной частью судебного решения, которая составляет собственно судебный прецедент, является мотивировочная часть, где излагаются правовые принципы, применяемые к правовым вопросам, возникающим из конкретных обстоятельств.

Остальная часть судебного решения составляет так называемое «попутно сказанное», которая не обладает обязательной силой, но служит убеждающим прецедентом.

Судьи обладают достаточно широкими полномочиями при применении прецедента. Они могут: во-первых, не применять судебный прецедент из-за особенностей рассматриваемого дела; во-вторых, выбрать конкретный прецедент из всех существующих прецедентов и по-своему его объяснить; в-третьих, сформулировать новую норму. Поэтому прецедентное право получило название «права, создаваемого судьями», или судебного права. При прецедентной форме права прецедент имеет ведущее значение среди других источников права.

Правовая доктрина во многих правовых системах признается источником права. В Древнем Риме суды обязательно ссылались при вынесении решений на работы наиболее известных римских юристов – Ульпиана, Павла, Гая, Папиниана и Модестина. В английских судах также при создании судебного прецедента возможны ссылки на труды известных юристов. В мусульманских странах труды известных юристов-богословов, знатоков ислама считаются единственным источником права. Несмотря на то что термин «правовая доктрина» широко используется в юридической науке, в правотворческом и правоприменительном процессах, в теории государства и права отсутствует общепризнанное определение данного понятия. Вместе с тем отмечается, что суждения и мнения отдельных ученых юристов являются лишь высказанными точками зрения, а не образуют правовой доктрины в целом. Ее образует выработанная юридической наукой система взглядов на проблемы правового регулирования общественных отношений и иные государственно-правовые явления, которые основываются на общих принципах и ценностях и отражают закономерности и тенденции их развития.

Для правовой доктрины характерны следующие признаки:

а) она результат профессиональной научной деятельности;

б) служит способом выражения позиций ученых по различным проблемам правового содержания;

в) имеет особую форму выражения – научного исследования текстового изложения каких-либо правоположений, правовых принципов и т. д.;

г) обладает общезначимостью, так как отражает потребности социально-экономического, политического и духовного развития государства и общества на конкретном историческом этапе.

Выделяют три вида правовой доктрины:

1) общеправовая;

2) отдельной отрасли права;

3) отдельного правового института.

Правовая доктрина служит источником права в двух основных сферах: правотворческой деятельности и правоприменении.

Что касается правотворчества, то юридическая доктрина находит свое воплощение, во-первых, при разработке законопроектов, когда к этой работе привлекаются научные центры и наиболее авторитетные представители юридической науки; во-вторых, при проведении юридической экспертизы законопроектов; в-третьих, при влиянии на правосознание законодателя. В сфере правотворчества правовая доктрина призвана обеспечить эффективное действие будущих норм права, предвидение динамики развития регулируемых общественных отношений, соответствие норм права объективным реалиям и тенденциям общественного развития. Правовая доктрина должна также использоваться в качестве источника при внесении изменений в действующее законодательство. В правоприменительной деятельности правовая доктрина используется как источник при обнаружении пробелов в праве, коллизионности норм и при толковании юридических актов.

Договоры нормативного содержания (нормативные договоры) представляют собой соглашение двух или более субъектов, в результате чего устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права. Нормативный договор служит результатом волеизъявления его сторон, на основе которого происходят взаимный учет и согласование интересов субъектов. Нормативные договоры служат основой для принятия последующих нормативных правовых актов. На его основе формулируются новые нормы права. В юридической литературе принято относить нормативные договоры к категории договоров, действующих в сфере публичного права, так как они преследуют публичные цели и выполняют публичные функции.

Можно выделить следующие особенности нормативных договоров:

1) они ставят своей целью реализацию общественного интереса, общего блага, например распределение компетенции между органами государства, обеспечение прав и свобод человека и гражданина и др.;

2) представляют собой согласованное волеизъявление не менее двух субъектов, один из которых или оба наделены государственно-властными полномочиями;

3) содержат нормы права, регулирующие не только действия непосредственных участников договора, но и иных коллективных и индивидуальных субъектов;

4) заключаются на основе норм публичного права – конституционного, административного, финансового и др.;

5) подлежат обязательной публикации в силу общеобязательности договорных условий;

6) оформляются по определенным процедурно-процессуальным правилам;

7) занимают в правовой системе место, близкое к нормативным правовым актам, поскольку дополняют действующее законодательство, конкретизируют его, служат средством разрешения юридических коллизий и восполнения пробелов в правовом регулировании общественных отношений.

Вместе с тем надо отметить, что нормативные договоры по своему содержанию не могут противоречить действующему законодательству, выходить за пределы законов и закрепленной компетенции субъектов публичного права, следовательно, играют роль дополнительного источника права. К договорам нормативного характера принято относить различные международные акты – конвенции, соглашения, двусторонние и многосторонние межгосударственные договоры и т. д. Как правило, они устанавливают соответствующие права и обязанности для участников и учитываются во внутригосударственном (национальном) праве.

В теории государства и права выделяют два вида договоров нормативного характера: 1) о компетенции; 2) о взаимодействии.

Религиозные нормы играют важную роль в некоторых государствах, а принимаемые государством законы не могут противоречить религиозным нормам. Это относится в первую очередь к теократическим государствам. В частности, мусульманское, индусское, иудейское право основаны на религиозных источниках: церковных книгах, актах религиозных деятелей и религиозных органов, некоторых догматах теологической теории.

Принципы права выступают источниками права практически во всех правовых системах. В научной литературе даются различные определения понятия принципов права. Тем не менее можно согласиться с тем, что принципы права – это основополагающие идеи, закрепленные в официальных источниках права или получившие признание в юридической практике и отражающие закономерности развития общественных отношений.

Общие принципы права применяются в международном праве. Принципы права имеют прямое регулирующее значение. Это относится в первую очередь к принципам, закрепленным в Конституции РФ. В литературе принято выделять принципы: общеправовые, меж-отраслевые и отраслевые. К общеправовым принципам относятся те, которые присущи всем без исключения отраслям права: законности, равенства перед законом, справедливости, гуманизма. Они закреплены, например, в ст. 19 Конституции РФ, в ст. 3, 4, 6, 7 УК РФ; принцип равенства супругов в семье – в ст. 31 СК РФ. В ст. 6 АПК РФ среди основных принципов деятельности арбитражных судов в Российской Федерации названы принципы законности и равенства организаций и граждан перед законом и судом.

Межотраслевые принципы присущи нескольким отраслям, например процессуальным. Так, в Арбитражном процессуальном кодексе РФ названы такие принципы, как независимость судей, состязательность и равноправие сторон, гласность. Эти же принципы закреплены в Гражданском процессуальном и Уголовно-процессуальном кодексах.

Отраслевые принципы отражают специфику той или иной отрасли права. Например, в семейном праве действует принцип равноправия женщины и мужчины в семейных отношениях, принцип регулирования брачных и семейных отношений только государством; в экологическом праве – принципы разумного сочетания экономических и экологических интересов, рационального использования ресурсов; в сфере трудового права – принципы свободы труда, охраны труда и здоровья работников, гарантированности трудовых прав работников и др.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 3989; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь