Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие регулятора общественных отношений. Виды социальных регуляторов.



Регуля́ торы обще́ ственных отноше́ ний — совокупность определённых норм, упорядочивающих поведение людей или состояние иных объектов регулирования в различных сферах жизнедеятельности.

В любом обществе существует множество самых различных правил поведения, складывается и действует целая система регуляторов общественных отношений. Ещё в первобытном обществе действовали свои регуляторы —- система мононорм(ритуал, миф, обычай), регулировавших значимые для жизни родовой общины наиболее важные общественные отношения.

Существующие в современном обществе регуляторы подразделяются на две большие группы: социальные и технические.

К техническим регуляторам относятся технические нормы. Техническая норма — правила эксплуатации технических средстви механизмов, регулирующие отношения между человеком и внешним миром (природой или техникой), которые не имеют социального содержания (Строительные нормы и правила, ГОСТы, Правила дорожного движения, Инструкции по эксплуатации бытовых приборов).

Социа́ льное регули́ рование — воздействие на поведение людей, общественные отношения с целью придания им определённого направления в развитии. Социальное регулирование следует отличать от технического, биологического и тому подобного регулирования, поскольку оно, в отличие от названных, воздействует только на отношения между людьми.

Социальное регулирование в целом принято делить на нормативное и казуальное. Нормативное регулирование воздействует на индивидуально-неопределённый круг лиц (то есть на всех людей), а казуальное — воздействует на конкретного человека или поимённо определённую группу лиц.

Социальное регулирование осуществляется посредством специальных приёмов, которые принято называть социальные регуляторы.

Социальные регуляторы

Социальная норма

Социальная норма — правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений, в той или иной степени подкреплённые мерами социального воздействия. Человек живёт в социуме, поэтому неизбежно вступает в общественные отношения (отношения с людьми и организациями), которые урегулированы социальными нормами.

Признаки социальной нормы

Общий характер, который заключается в следующем:

адресовано индивидуально-неопределённому кругу лиц (одновременно всем людям);

регулирует наиболее типичные устойчивые общественные отношения;

рассчитано на неоднократное применение;

существует длительный заранее неопределённый период времени.

Регулирует только общественные отношения, то есть отношения между людьми.

Подкреплена мерами общественного воздействия, чтобы побудить людей её исполнить.

Индивидуальный акт

Индивидуальный акт — указание совершить определённые действия или воздержаться от каких-либо действий, адресованное индивидуально-определённому лицу (конкретный человек или определённая группа лиц).

Стихийные регуляторы

В литературе также выделяются Стихийные регуляторы — это какие-либо объективные природные явления, а также процессы, в той или иной степени воздействующие на общественные отношения.

Виды социальных норм

 

Соотношение права с остальными социальными нормами

Право

Право — система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения, регулирующихобщественные отношения.

Обычай

Обычай — правило поведения, складывающееся в течение длительного времени на основе опыта жизнедеятельности относительно большой группы лиц, которое исполняется добровольно в силу привычки.

Мораль

Мораль — правила поведения, основанные на представлениях о добре и зле, хорошем и плохом, существующие в общественном сознании и подреплённые мерами общественного осуждения(общественным мнением). Мораль бывает следующих видов:

Личная мораль — представление о должном поведении отдельно взятого человека, внутреннее убеждение, которое он не нарушает.

Общественная мораль (нравственность) — общепринятые представления о должном поведении в конкретном обществе.

Религиозные нормы

Религиозные нормы — правила поведения, основанные на вере в сверхъестественные существа и подкреплённые обещанием благополучия или наказания в потусторонней жизни.

Корпоративные нормы

Корпоративные нормы — правила поведения, закреплённые в соответствующем документе (устав, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, Кодекс корпоративного поведения, кодекс чести и др.), вырабатываемые относительно небольшой группой лиц (корпорацией, членами различных общественных организаций, трудовых коллективов, учебных заведений, предпринимательских союзов, клубов и т. д.) и обязательные для исполнения в рамках этой группы под угрозой корпоративного принуждения в виде предупреждения, выражающего недовольство поведением члена (участника) организации, так и исключения из организации.

Иные социальные нормы

Наряду с перечисленными социальными нормами, в теории выделяются также эстетические нормы, под которыми понимаются правила (критерии, оценки) красоты и прекрасного в их противопоставлении безобразному[4]. Клод Леви-Стросс выделял культурные нормы, рассматривая их как совокупность ценностей, ритуалов, обычаев, связанных друг с другом взаимными функциональными связями и влияющих на поведение человека[5].

Религиозные нормы

Регуля́ торы обще́ ственных отноше́ ний — совокупность определённых норм, упорядочивающих поведение людей или состояние иных объектов регулирования в различных сферах жизнедеятельности.

В любом обществе существует множество самых различных правил поведения, складывается и действует целая система регуляторов общественных отношений. Ещё в первобытном обществе действовали свои регуляторы —- система мононорм(ритуал, миф, обычай), регулировавших значимые для жизни родовой общины наиболее важные общественные отношения.

Существующие в современном обществе регуляторы подразделяются на две большие группы: социальные и технические.

К техническим регуляторам относятся технические нормы. Техническая норма — правила эксплуатации технических средстви механизмов, регулирующие отношения между человеком и внешним миром (природой или техникой), которые не имеют социального содержания (Строительные нормы и правила, ГОСТы, Правила дорожного движения, Инструкции по эксплуатации бытовых приборов).

Социа́ льное регули́ рование — воздействие на поведение людей, общественные отношения с целью придания им определённого направления в развитии. Социальное регулирование следует отличать от технического, биологического и тому подобного регулирования, поскольку оно, в отличие от названных, воздействует только на отношения между людьми.

Социальное регулирование в целом принято делить на нормативное и казуальное. Нормативное регулирование воздействует на индивидуально-неопределённый круг лиц (то есть на всех людей), а казуальное — воздействует на конкретного человека или поимённо определённую группу лиц.

Социальное регулирование осуществляется посредством специальных приёмов, которые принято называть социальные регуляторы.

Социальные регуляторы

Социальная норма

Социальная норма — правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений, в той или иной степени подкреплённые мерами социального воздействия. Человек живёт в социуме, поэтому неизбежно вступает в общественные отношения (отношения с людьми и организациями), которые урегулированы социальными нормами.

Признаки социальной нормы

Общий характер, который заключается в следующем:

адресовано индивидуально-неопределённому кругу лиц (одновременно всем людям);

регулирует наиболее типичные устойчивые общественные отношения;

рассчитано на неоднократное применение;

существует длительный заранее неопределённый период времени.

Регулирует только общественные отношения, то есть отношения между людьми.

Подкреплена мерами общественного воздействия, чтобы побудить людей её исполнить.

Индивидуальный акт

Индивидуальный акт — указание совершить определённые действия или воздержаться от каких-либо действий, адресованное индивидуально-определённому лицу (конкретный человек или определённая группа лиц).

Стихийные регуляторы

В литературе также выделяются Стихийные регуляторы[2][3] — это какие-либо объективные природные явления, а также процессы, в той или иной степени воздействующие на общественные отношения.

Виды социальных норм

Соотношение права с остальнымисоциальными нормами

Право

Право — система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения, регулирующихобщественные отношения.

Обычай

Обычай — правило поведения, складывающееся в течение длительного времени на основе опыта жизнедеятельности относительно большой группы лиц, которое исполняется добровольно в силу привычки.

]Мораль

Основная статья: Мораль

Мораль — правила поведения, основанные на представлениях о добре и зле, хорошем и плохом, существующие в общественном сознании и подреплённые мерами общественного осуждения(общественным мнением). Мораль бывает следующих видов:

Личная мораль — представление о должном поведении отдельно взятого человека, внутреннее убеждение, которое он не нарушает.

Общественная мораль (нравственность) — общепринятые представления о должном поведении в конкретном обществе.

Религиозные нормы

Основная статья: Религия

Религиозные нормы — правила поведения, основанные на вере в сверхъестественные существа и подкреплённые обещанием благополучия или наказания в потусторонней жизни.

Корпоративные нормы

Корпоративные нормы — правила поведения, закреплённые в соответствующем документе (устав, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, Кодекс корпоративного поведения, кодекс чести и др.), вырабатываемые относительно небольшой группой лиц (корпорацией, членами различных общественных организаций, трудовых коллективов, учебных заведений, предпринимательских союзов, клубов и т. д.) и обязательные для исполнения в рамках этой группы под угрозой корпоративного принуждения в виде предупреждения, выражающего недовольство поведением члена (участника) организации, так и исключения из организации.

Иные социальные нормы

Наряду с перечисленными социальными нормами, в теории выделяются также эстетические нормы, под которыми понимаются правила (критерии, оценки) красоты и прекрасного в их противопоставлении безобразному[4]. Клод Леви-Стросс выделял культурные нормы, рассматривая их как совокупность ценностей, ритуалов, обычаев, связанных друг с другом взаимными функциональными связями и влияющих на поведение человека[5].

[править]Право в системе социальных норм

Критерии Право

Мораль

Обычай

Религиозные нормы

Корпоративные нормы

1. Способ формирования специально закрепляется государством (правотворчество)

возникает спонтанно в процессе общения людей складывается в силу длительнойпрактики

складывается в процессе веры всверхъестественное

создаётся в процессе организации и внутренней деятельности сообществ людей

2. Форма существования в письменных источниках в сознании людей поведенческаятрадиция, обыкновения в письменных источниках и сознании людей в письменных источниках

3. Способ обеспечения меры государственного принуждения (юридическая ответственность)

общественное осуждение (порицание)

обеспечивается самим фактом существования церковное порицание инаказание в потусторонней жизни

корпоративное принуждение организационного характера (предупреждение, выговор, исключение из сообщества)

4. Характер воздействия регулирует взаимоотношениясубъектов с точки зрения их прав иобязанностей

черезсознание

деятельность вошедшая впривычку

определяетсявероисповеданием

определяется членством в конкретной организации

 

5. Обязательность реализации общеобязательно обязательны для членов соответствующих социальных групп

Критерии Право Мораль Обычай Религиозные нормы Корпоративные нормы
1. Способ формирования специально закрепляется государством (правотворчество) возникает спонтанно в процессе общения людей складывается в силу длительнойпрактики складывается в процессе веры всверхъестественное создаётся в процессе организации и внутренней деятельности сообществ людей
2. Форма существования в письменных источниках в сознании людей поведенческаятрадиция, обыкновения в письменных источниках и сознании людей в письменных источниках
3. Способ обеспечения меры государственного принуждения (юридическая ответственность) общественное осуждение (порицание) обеспечивается самим фактом существования церковное порицание инаказание в потусторонней жизни корпоративное принуждение организационного характера (предупреждение, выговор, исключение из сообщества)
4. Характер воздействия регулирует взаимоотношениясубъектов с точки зрения их прав иобязанностей черезсознание деятельность вошедшая впривычку определяетсявероисповеданием определяется членством в конкретной организации
5. Обязательность реализации общеобязательно обязательны для членов соответствующих социальных групп

5. Обязательность реализации общеобязательно обязательны для членов соответствующих социальных групп

Критерии Право Мораль Обычай Религиозные нормы Корпоративные нормы
1. Способ формирования специально закрепляется государством (правотворчество) возникает спонтанно в процессе общения людей складывается в силу длительнойпрактики складывается в процессе веры всверхъестественное создаётся в процессе организации и внутренней деятельности сообществ людей
2. Форма существования в письменных источниках в сознании людей поведенческаятрадиция, обыкновения в письменных источниках и сознании людей в письменных источниках
3. Способ обеспечения меры государственного принуждения (юридическая ответственность) общественное осуждение (порицание) обеспечивается самим фактом существования церковное порицание инаказание в потусторонней жизни корпоративное принуждение организационного характера (предупреждение, выговор, исключение из сообщества)
4. Характер воздействия регулирует взаимоотношениясубъектов с точки зрения их прав иобязанностей черезсознание деятельность вошедшая впривычку определяетсявероисповеданием определяется членством в конкретной организации
5. Обязательность реализации общеобязательно обязательны для членов соответствующих социальных групп

 

 

Законность и правопорядок.

Законность является политико-юридическим принципом деятельности государства. Строжайшее соблюдение законов – таково требование законности, обращенное ко всем органам государственной власти, органам местного самоуправления, должностным лицам, гражданам и их объединениям. И это требование важно исполнять в любых условиях государственной организации общества. Законность означает упрочение правовой основы всей государственной и общественной жизни, что находит свое прямое выражение в повышении роли законности. Статья 15 Конституции Российской Федерации установила, что законность является одним из важнейших правовых принципов деятельности государства, его органов и должностных лиц. Укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, неуклонное соблюдение законности и правопорядка, улучшение работы всей системы правоохранительных органов являются непременным условием деятельности государства. Государство по своей сути и характеру является организацией, действующей в рамках прочной правовой законности.

Законность как требование точного и неуклонного соблюдения законов возникает вместе с появлением государства и его законов. Практическая реализация законов возможна только тогда, когда в стране действует режим правовой законности. Если законность – это, прежде всего, требование соблюдения всех законов, то режим правовой законности – это такие политические, экономические, социальные и моральные обстоятельства, при которых соблюдение законов государства, осуществление юридических прав и обязанностей являются принципом деятельности всех органов государственной власти, должностных лиц, граждан и их объединений.

Еще Аристотель считал законность признаком наилучшей государственной формы, а его современник Эсхил писал, что если в государстве будут соблюдаться законы, то этим сохранится и демократия в противовес тирании и олигархии, которые основаны не на законе, а на произволе правителей. В Великобритании впервые в истории было официально признано значение законности в осуществлении государственной власти: Великая хартия вольностей (1215) установила, что ни один человек (имелся в виду свободный подданный) не может быть арестован, заключен в тюрьму, лишен владения, изгнан из страны иначе как по законному приговору и по закону государства. Хартия ограничивала произвол королевской власти. В самой идее законности уже в те далекие времена было заложено известное прогрессивное начало в упорядочении общественных отношений. В период Нового времени известные французские мыслители Ш. Монтескье и Ж.-Ж. Руссо выдвинули требование законности в противовес абсолютизму и произволу помещиков-дворян. Разрыв с законностью отражал возникновение непримиримого противоречия между государственной политикой и правом, между властью и законом.

Законность точно так же, как и демократия, должна оцениваться в качестве завоевания человеческой цивилизации и воплощения тысячелетнего опыта использования права и государства в жизни людей.

Законность и демократические формы государства являются теми началами, которые в той или иной форме и степени ограждают личность от произвола власти, общество в целом – от насилия со стороны тех, кто нарушает право. Особое политическое значение приобретает законность с установлением равенства всех перед законом и судом. Такого рода равенство диктуется самой сутью права как равной меры свободы, но это равенство достигается только при гражданском обществе и правовой государственности. С этого времени требование законности так или иначе уже относится не только к населению, но и к представителям власти, становится в этом смысле всеобщим. Вместе с этим, что очень важно, обогащается и уточняется сам смысл, само содержание категории законности. Требование власти соблюдать ее законы превращается в политическое требование населения исполнять законы и самим представителям государственной власти, в требование связанности государственных органов действующим правом. Законность превращается в непременный атрибут демократического политического режима. Равенство всех перед законом и режим законности являлись с самого начала бессменным лозунгом широких народных масс, сильнее всех страдавших от произвола монархов, дворян, чиновников. Именно благодаря настойчивой борьбе прогрессивных движений, повышению уровня политического сознания и культуры народов в целом ряде стран Запада ставятся преграды беззаконию, нарушениям прав и свобод граждан, поддерживаются общедемократические идеи и институты, и вместе с этим возрастает ценность права. Борьба широких слоев населения за общедемократические институты и свободы ставит преграды беззаконию. Проведение в жизнь принципа законности происходит в той степени, в какой он диктуется потребностями общества в праве и правопорядке, в формальном равенстве и свободе, в справедливости, в престиже закона, в демократических формах государства, обеспечивающих наиболее стабильное функционирование и развитие общества.

Отказ от законности в государственном управлении означает безграничность административного усмотрения, господство своеволия чиновников и свободу расправы со всеми инакомыслящими, систематическое злоупотребление властью, издевательство над правами граждан, противоправную и подчас просто преступную деятельность со стороны бюрократического аппарата, т. е. приводит к полному пренебрежению правом. Коррупция бюрократии, связь с организованной преступностью приводят к беззаконию в стране. Беззаконие внутри страны чаще всего приводит к грубым нарушениям международного права, к международному терроризму. Вот почему, особенно в наше время, приход к власти неофашизма – это не только внутригосударственный факт одной страны и бремя одного народа, ставящее эту страну на грань катастрофы. Это факт, на который не может не обращать внимания мировая прогрессивная общественность, борющаяся за мир между народами и государствами. Стремление к демократии и законности, поддержанию мирового правопорядка – такова цель мирового сообщества.

В каждой стране процесс становления и развития законности имеет свои особенности, протекает в своеобразных политических условиях и при определенном уровне правовой культуры, имеет свои достижения. Упрочение режима правозаконности составляет одну из объективных закономерностей правовой организации общества, один из принципов существования государства и права.

В юридической литературе существуют самые различные подходы к определению понятия законности. Наиболее значимые из них следующие.

Во-первых, законность – это есть соблюдение, исполнение правовых норм всеми субъектами права. Во-вторых, это требование, принцип соблюдения правовых норм. В-третьих, – метод государственного руководства обществом. В-четвертых, – особый правовой режим общественной жизни. Можно сказать, что это различные стороны законности, характеризующие этот феномен общественной жизни. Различают также понятие законности в узком смысле как соблюдение законов органами государства и должностными лицами.

Различные подходы к пониманию рассматриваемой юридической категории обусловлены отсутствием в современной юридической науке единой концепции законности. Законность как специфический социально-правовой феномен рассматривают в рамках различных типов правопонимания. В большинстве случаев законность в системе управления государством определяется как специальное правомочие, при помощи которого устанавливаются пределы свободы поведения субъектов правоотношений.

Господствовавшая в советской юриспруденции идея примата государства над обществом и, следовательно, закона над правом, вплоть до недавнего времени делала невозможной объективную оценку места и роли механизма законности в социально-политическом процессе. Отрицание принципа верховенства закона и, как следствие, неприятие властью самого механизма законности в качестве инструмента правового регулирования социально-политических отношений означало, прежде всего, качественное изменение отношения к традиционным институтам права. Приоритет государства над правом, использование в качестве методов государственного управления противоправных методов административного и судебного произвола, жесткий партийный контроль над деятельностью правоохранительных органов, широкое использование аналогий права и закона во всех отраслях права и т. д. характеризовали, в той или иной степени, советскую правовую систему. Реформы, начатые в конце 80-х – начале 90-х гг. в социально-политической жизни страны, призваны способствовать эффективному управлению государственно-правовой системой. В ходе формирования гражданского общества и построения правовой государственности, безусловно, актуализируется значение механизма законности в процессе правового регулирования общественных отношений.

Механизм законности – это система юридических средств, необходимых для установления в обществе и государстве правопорядка, в основе которого лежат общечеловеческие ценности: свобода, равенство, взаимное уважение и соблюдение прав и свобод личности, выполнение юридических обязанностей; для создания условий нормальной жизнедеятельности людей; для стимулирования позитивной и ограничения негативной гражданской активности. Указанный подход характеризуется утверждением господства силы права над силой государства, установлением приоритета прав и свобод личности перед интересами государственного аппарата, несовместимостью существования произвола одновременно с законностью. Законность приобретает значение всеобщего принципа общественно-политического строя – категорического по своей природе требования правомерного поведения от всех субъектов общественных отношений. В связи с этим представляется правомерным вывод о том, что механизм правозаконности имманентно присущ только правовому демократическому государству.

Можно говорить о различных уровнях законности:

  • индивидуальный уровень – законность конкретных актов, решений, документов;
  • групповой уровень – законность в деятельности отдельных социальных групп – субъектов общественных отношений;
  • региональный уровень – в том или ином регионе (городе, районе);
  • общесоциальный уровень – общества в целом.

Речь идет о соответствии предписаниям норм права деятельности различных субъектов правоотношений. Говоря о законности, необходимо иметь в виду проблему правового или неправового характера самих юридических законов. В связи с этим в юридической литературе рассматривают проблему о различении формальной законности и законности реальной. Существует ли законность в тоталитарных режимах? Только в формальном смысле. А реальная законность имеет место, когда в стране действует и функционирует правовой закон. Часть 2 ст. 55 Конституции РФ устанавливает прямой запрет на существование антиправовых законов.

Законность – это правовой режим общественной жизни, характеризующийся соответствием нормам права деятельности праводееспособных участников общественных отношений. В основе режима правозаконности лежит идеология естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека, которые признаются существующими объективно, очерчивают сферу индивидуальной свободы и тем самым ограничивают государственную власть.

Принципы законности. Принципы правовой законности представляют в определенном аспекте отражение объективных закономерностей, свойственных становлению и реализации правоотношений, опосредуемых государством и получивших свое материальное воплощение в соответствующих правовых нормах.

Генезис демократических принципов правозаконности связан не только с особой формой государства, политической демократией, но и со специфической формой нравственного сознания, которую характеризуют такие социальные ценности, как гуманизм, справедливость, уважение взаимных интересов и другие, наиболее значимые ценности человеческого общежития. В связи с этим генезис основных начал государственной деятельности в сфере правозаконности не может быть оторван от глубинной сущности естественного права, потому что сама правозаконность рассматривается в качестве одного из методов правового регулирования. Последнее означает, что принципы правозаконности, будучи основными идеями, имеющими руководящее значение в деятельности соответствующих органов государственной власти, относятся не только к области политической идеологии. Эти же начала порождены объективной потребностью общества и государства в праве, а потому относятся, прежде всего, к сфере правовой идеологии, т. е. духовного осознания и освоения правовых отношений в процессе их становления, функционирования, развития и изменения.

К основным принципам законности относятся:

  • приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное юридическое значение;
  • верховенство правового закона;
  • обеспечение соответствия закона праву;
  • закрепление основных принципов права в основном законе государства (конституции);
  • единство законодательства;
  • равенство всех перед законом и судом;
  • возможность судебной защиты субъективных прав и свобод.
  • неотвратимость юридической ответственности.

Суть принципа верховенства правового закона состоит в том, что государственные решения должны быть основаны на согласии свободного гражданского общества. Следовательно, они призваны защищать фундаментальные права и свободы граждан, являясь при этом объектами оценки независимых судов. Наряду с этим в правосознании формируется представление о правовой законности как требовании правомерного поведения всех без исключения участников общественных отношений. С точки зрения соотношения личности, общества и государства правовая законность исходит из приоритета прав человека перед интересами государства. Правовой закон при таком подходе рассматривается как одинаковая, равная мера свободы для правящих и подвластных. Однако если для гражданина его верховенство определяется формулой «разрешено все, что не запрещено законом», то в отношении государственной власти, подчиняющейся этому же закону, действует другое правило: «разрешено только то, что разрешено законом».

Основная цель и задача правовой законности – охрана конституционных прав и свобод человека и гражданина. Механизм правозаконности предполагает не только провозглашение необходимости защиты прав и свобод человека и гражданина, но и нормативное закрепление их гарантий. Многие положения теории правозаконности сфокусированы именно на личности – индивид, являясь базовой единицей частной и общественной жизни, имеет неотчуждаемые, фундаментальные права: на гражданство, уважение и защиту чести и личного достоинства, неприкосновенность жилища, правосудие и т. д. Государство обязано не только регулировать процесс реализации этих прав, но и обеспечивать их охрану и защиту.

Право и законность не только закрепляют (юридически, морально) сложившуюся систему общественных отношений, но и играют значительную роль в удовлетворении духовных потребностей личности – в образовании, пользовании достижениями культуры, в реализации своего участия в общественно-политической жизни страны, использовании личных прав и свобод. Каждому человеку важно осознание того, что он равен в правах с другими, может рассчитывать на справедливое решение его дела, на уважительное к себе отношение. Каждый сознательный член общества стремится активно участвовать в общественной жизни своего предприятия, района, всей страны. Он должен быть уверен в завтрашнем дне. Все эти и другие социальные потребности не могут нормально удовлетворяться вне правопорядка и без прочной правовой законности, помимо юридического закрепления прав, свобод и обязанностей граждан. Можно поэтому считать, что у граждан государства среди иных социальных потребностей есть вполне реальная потребность в существовании и упрочении законности, в законодательном закреплении их прав и возможностей, в праве обращения за помощью и защитой в органы правосудия. Право и законность способны юридически гарантировать члену общества значительный масштаб свободы его действий и решений, убеждений и устремлений. Это и свобода от произвола и несправедливости; это и свобода удовлетворения своих материальных и духовных потребностей в творческом труде и самоутверждении, во всестороннем развитии и совершенствовании своих способностей. Фактическим источником такой свободы как непременного качества образа жизни является экономический, социальный и политический строй, а официально и в общезначимой форме она (свобода) непременно закрепляется в законодательстве и гарантируется режимом правовой законности, правопорядком, которые юридически обеспечивают гражданам доступ ко всевозможным материальным и духовным богатствам общества, а также к самому участию в создании этих богатств. Обладание каждым гражданином государства обширным правовым статусом представляет собой неотъемлемое социальное качество личности.

Не менее важна роль законности в социализации личности. Под социализацией человека понимают усвоение им наиболее важных норм поведения, ценностных ориентиров и соответствующих форм общения.

Право, заключенное в законодательстве государства, несет богатейшую информацию об эталонах поведения и общения, принятых в данном обществе, а законность требует, чтобы эти эталоны точно соблюдались. Коль скоро отмеченные ориентиры должны быть восприняты личностью как собственное убеждение, стать второй натурой человека, в усвоении таких эталонов решающую роль играют воспитание, убеждение, нравственность, культура. Тем не менее право и законность оказываются весьма действенным средством социального контроля за отклоняющимся поведением личности. Эффективность такого контроля зависит от состояния законности в стране, от этого же во многом зависит справедливое наказание преступника и его возвращение в общество.

Уважение к личности, ее правам и свободам, уважение к закону, добросовестное исполнение юридических обязанностей и нравственного долга, неприятие произвола и социальной несправедливости, активное реагирование на грубые нарушения правопорядка, понимание необходимости и ценности права, значения правосудия – черты, характерные для демократического общества.

Право и законность оказываются эталонами поведения членов общества, в какой-то степени юридической моделью образа жизни в зрелом сообществе. Законность – одна из предпосылок твердой правовой основы общественной жизни. Право и законность помогают упрочению основ государственной жизни и ставят преграды для совершения противоправных поступков. Конкретное состояние правомерности поступков – один из показателей зрелости общественных и государственных институтов.

Соответственно правомерное поведение субъектов правоотношений является важным фактором упрочения законности и правопорядка.

Обеспечение законности

Обеспечение конституционных прав личности и задачи совершенствования управления государством требуют дальнейшего упрочения режима правозаконности, которое происходит и может происходить только на базе совершенствования всех институтов общества.

На состояние законности прямо или опосредованно влияют многие факторы социального характера: духовные (состояние общественного сознания, уровень культуры населения), материальные (состояние экономики, состояние внешней среды), юридические (состояние всей правовой деятельности, включая правовой характер законов), политические (состояние политической системы общества в целом, состояние федеративного устройства, наличие или отсутствие разделения властей), организационно-управленческие (состояние информационной обеспеченности, состояние профессиональной ориентации) и др.

Упрочение режима правовой законности может происходить только на базе совершенствования всех институтов демократии. Как правовой феномен законность составляет основу государственной организации общества. Законность служит утверждению демократии: охраняет демократические права и свободы граждан, обеспечивает правовой порядок в государстве, способствует развитию гражданского общества.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 6060; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.047 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь