Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общенаучные, частнонаучные и специальные методы получения достоверного знания о гос-ве и праве.



Вопрос 1.

Юридическая наука - наука изучающая право как особую систему социальных норм, отдельные отрасли права, историю государства и права, функционирование государства и политической системы в целом

Так Же о структуре юридической науки:

1.историко теоретический блок(теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений)

2.отраслевые юридические науки(конституционно право, гражданское право, уголовное право, трудовое право и семейное право и т. д)

3.Прикладные юридические науки: ( криминалистика, судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия, криминология.)

 

Вопрос 2.

Правоведение (или юридическая наука, юриспруденция) — это система общественных наук, изучающая явления государственно-правовой действительности. Предметом правоведения являются общественные отношения, урегулированные при помощи права. Система юридических наук (правоведения) включает в себя следующие блоки юридических дисциплин. Историко-теоретические юридические науки, изучающие наиболее общие закономерности, процесс развития и познания государственно-правовых явлений. К их числу относятся: теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений. Важнейшее место среди историко-теоретических юридических дисциплин занимает теория государства и права — система научных знаний о наиболее общих закономерностях развития государства и права, о возникновении, сущности, функционировании и развитии государственно-правовых явлений. С изучения курса теории государства и права всегда начинается изучение правоведения.

 

Вопрос 3.

В юридической науке, познающей специфические государственно-правовые закономерности, неприемлема позиция рассмотрения теории государства и права как политико-юридической или даже политической науки. Юридическая наука, с одной стороны, учитывает «внешний» фактор влияния; с другой – сосредоточивает внимание на относительной самостоятельности, автономности государственно-правовой жизни по отношению к воздействующим экономическим, социально-политическим и др. факторам. Она обеспечивает получение достоверного знания относительно специфического объекта – государственно-правовой жизни общества.

Обнаруженные соотношения объектов общегуманитарных, социально-экономических и других научных дисциплин с юриспруденцией создают основания для вывода о фундаментальном уровне знаний в философии, социологии и т. п. Юриспруденция по отношению к названным и др. наукам является специализированной областью знаний об объекте, относительно самостоятельном и автономном в системе взаимодействий и обусловленностей. Она познает специфические закономерности и отдельные стороны государственно-правовой жизни. Юриспруденция, будучи наукой автономной, закладывает в фундамент специальных знаний принципы и категории отдельной философской системы, исходные знания, которые конкретизуются в этой конкретной науке. Одновременно юридическая наука поставляет философии специальные знания более высокого, чем в юриспруденции, уровня научных обобщений, в частности, в разработке идеальных моделей, форм, механизмов. Специальные знания для философии становятся эмпирическим материалом, который возвращается в конкретную науку уже в контексте философского осмысления. Философия для юриспруденции поэтому является фундаментальной наукой. Объекты первой и второй, конечно, не совпадают по масштабности и универсальности. В таком же плане можно давать сравнительную характеристику объектов социологических наук (социальная философия, социальная история, социология) и юридической науки. Если объектом социологии является общество в целом (структуры общества, институты, социальные процессы и др.), то юридическая наука изучает государство, право как социальные институты. Отметим, что объекты наук здесь соотносятся как целое и часть. Социология изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования общества в целом, его институтов, процессов и т. п. Государство и право как институты общества находятся в зоне действия таких закономерностей и являются поэтому составным компонентом объекта социологических наук. Юриспруденция обеспечивает научное освоение государства и права и государственно-правовой жизни, отдельных их сторон как явлений юридических. Конечно, юридическую науку интересуют и «внешнее» окружение, обусловленность государственно-правовых институтов, форм, механизмов. Однако здесь обнаруживается линия пересечения объектов социологических наук и юриспруденции, взаимовлияния первых и второй при сохранении автономности объектов научного познания с прямыми и обратными связями. Если социология поставляет юридической науке знания о закономерностях развития и функционирования общества в целом, формах и механизмах их действия, а также массовидный фактологический материал, то юриспруденция изучает трансформацию воздействующих социальных факторов в государственно-правовые институты и формы. Тем самым юридическая наука поставляет социологии знания для выработки новых социологических концепций в государственно-правовой действительности.

 

Вопрос 4.

Функции юридической науки - это направления теоретической деятельности, которые раскрывают и показывают роль данной науки в общественной жизни, ее значение для общественной и юридической практики.

Основные функции:

1.Гносеологическая - направлена на изучение и объяснение процессов, происходящих в государственно- правовой сфере.

2.Онтологическая - характеризуется тем, что правоведение разъясняет различные процессы, идеи, взгляды, представления о государстве и праве.

3.Прогностическая - состоит в том, что юриспруденция должна прогнозировать перспективное развитие государственно- правовых явлений.

4. Эвристическая - реализует способность юриспруденции познавать и открывать новые закономерности.

5.Методологическая- выражается в формировании основных подходов и методов в познании государственно правовых явлений.

6.Праксеологическая(прикладная)- выражается в том что юриспруднция вырабатывает рекомендации, направленные на государственно-правового строительства.

 

Вопрос 5

теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права вообще, направления возвышения личности в системе

ценностей современного общества средствами государственной деятельности и правового регулирования. Это общий объект науки.

Предмет теории государства и права детализирует объект по названным выше позициям и обнаруживается в поэлементном срезе науки и учебной дисциплины. Это науковедческий и методологический блок знаний (объект, предмет науки, методология познания); институциональный компонент (общее учение о государстве и праве, современная государственно-правовая жизнь); функционально-динамический компонент (функции государства и правовые формы их осуществления, правотворчество, правоприменение и др.); результативный компонент (правовое поведение

 

Вопрос 6.

Теория государства и права и отраслевые юридические науки.

Общая теория права входит в систему юридических наук, объединенных родовым названием " правоведение", и занимает среди них особое место. Теория права - вводная наука и учебная дисциплина: именно с нее начинается изучение юриспруденции, то есть теоретических, отраслевых и специальных юридических наук. По своему характеру теория государства и права является гуманитарной, политико-юридической и фундаментальной теоретической наукой. В качестве фундаментальной теоретической науки общая теория права изучает наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. В отличие от других юридических наук общая теория права имеет универсальный характер: она вырабатывает обобщающие правовые понятия, категории и концепции.

 

Вопрос 7

Понятие и значение метода познания для теории государства и права.

Значение методологии в познании государства и права. Под методом понимается способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. Виднейшие ученые придавали методу познания исключительное значение. Постоянный поиск новых исследовательских приемов способов, методов обеспечивает прирост научных знаний, углубление представлений о присущих предмету закономерностях. Таким образом, методы теории государства и права — это приемы, способы, подходы, которые используются ею для познания своего предмета и получения научных результатов. Учение о методах научного познания называется методологией. Многовековой мировой опыт государственно-правового развития вызвал к жизни многочисленные и многообразные политико-правовые теории и доктрины. Все они опираются на различные методы, подходы и получают далеко не одинаковые выводы и результаты: одни теории отвергают саму возможность познания сущности государства и права, другие считают, что государство и право возникают и развиваются спонтанно, третьи утверждают, что государство и право создаются и совершенствуются по воле людей, и т. д.
В нашей науке многие десятилетия господствовал монистический — марксистско-ленинский — подход к изучению государственно-правовых явлений. Марксистско-ленинская теория государства и права признавалась единственно истинной, т. е. правильно отражающей объективную действительность. Все другие теории и доктрины считались (в той или иной мере) ложными и подвергались критике. Это обедняло наше учение о государстве и праве, не позволяло в полной мере использовать Мировые достижения политической и правовой культуры.

Вопрос 8

Методологии правоведения

Методологию правоведения можно определить как систему принципов, способов и средств, применение которых обеспечивает получениедостоверного знания о государственно-правовых закономерностях.

Теологическая методология основана на теологическом мировоззрении, рассматривающая государство и право как продукт божественного разума и деяния Творца. Естественно-правовая методология. Она ориентирует на обнаружение и познание существа государства и права в их обусловленности природой человека. Определенное значение для методологических построений имели историческо-правовые и психолого-индивидуалистические принципы, приемы и способы познания права, особенно социологическая юриспруденция.

Вопрос 9

Философско-правовое направление характеризует мировоззренческий уровень юридической науки, применение универсальных принципов познания и научного мышления к материи государства и права» Исходными здесь становятся стратегические мировоззренческие подходы: метафизика, рассматривающая государство и право как таковые, как вечные и неизменные институты; диалектика (материалистическая и идеалистическая, объективный либо субъективный идеализм). Мировоззренческие подходы обеспечивают всесторонность в изучении предмета теорий государства и права (А. В. Малько).

На определенных этапах познания универсальные подходы конкретизируются в связи с использованием общенаучных методов, таких, как анализ и синтез, методов абстрагирования, восхождения от конкретного к абстрактному и от них - к практике, системно-структурным, функциональным и др. методам. В целом философское направление юридических исследований обслуживает фундаментальный уровень научных разработок в правоведении и государстве и праве.

 

Вопрос 10

Юриспруденция - направление в современной теории права. Формирование Социологическая Юриспруденция началось на исходе XIX в., когда социология выделилась в самостоятельную отрасль знаний и ее методы получили распространение в общественных дисциплинах. Социологические теории права складывались двумя путями: с одной стороны, путем создания правовых концепций в рамках общей социологии, а с другой - в результате применения социологических понятий и методов в области юридических наук. Современные исследователи проводят, поэтому различие между социологией права и Социологическая Юриспруденция. В состав социологии права обычно включают учения, созданные как социологами, так и юристами. Крупнейшие социологи XX в. - М. Вебер, Т. Парсонс. Ж. Гурвич, Н. Луман и др. - активно разрабатывали проблемы истории и теории права (некоторые из них, как, например, М. Вебер, были юристами по образованию) и выдвинули оригинальные правовые доктрины. Термин " Социологическая Юриспруденция " употребляется в более узком смысле - для обозначения социологически ориентированных концепций, созданных представителями юридической науки.

 

 

Вопрос 11 Формально-догматическое направление юридических исследований

Своеобразие юриспруденции как специальной науки связывается, прежде всего, с формированием предметного знания, первичного пласта познавательно-прикладной культуры8. И исторически, и логически философско-социологические, интеллектуально-гуманистические грани представлений не всегда лежат на поверхности правового знания. Последнее формируется в условиях восприятия предметных правовых реальностей, внешне выраженной «материи» права и юридической практики. Научные обобщения здесь характеризуют онтологическую функцию юридической науки, ее назначение констатировать наличные правовые явления, давать им аналитическую проработку, отрабатывать наиболее оптимальные и целесообразные формы юридического опосредствования типических жизненных ситуаций и практических юридических действий.

Формально-догматическое направление освоения предмета юридической науки и теории государства и права акцентирует внимание исследователя на постижении догмы права, наличных правовых явлений в их данности. За скобки здесь выносятся ценностные и оценочные компоненты юридического знания, мировоззренческо-гуманистические грани представлений. Устанавливается «то, что есть» в статичности, устойчивости, определенности в момент времени; анализаруются наиболее существенные применительно к явлениям признаки, свойства, составы, структуры, конструкции.

Формально-догматическая методология использует специальные, частные приемы и способы получения достоверного знания: структурный, функциональный, сравнительно-правовой методы, метод формально-логических обобщений, формализации, правового моделирования. Существенное значение для процесса познания по данному исследовательскому направлению имеет метод интерпретации (толкования) – научной, официальной.

Для получения всесторонне выверенного знания в юридической науке, таким образом, необходим методологический плюрализм– ориентированность на соединение преимуществ каждого из направлений юридических исследований, проверенных практикой разноплановых приемов, способов, средств поиска, обнаружения, систематизации и использования научных знаний.

 

Вопрос 12

Частнонаучные

• формально-юридический метод - исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников права, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники, анализ форм государства, определение и юр. оформление компетентности органов государства. Т.е. он помогает описать, классифицировать, систематизировать государственно-правовые явления, исследовать их формы

• метод государственного и правового регулирования - суть - между различными государственно-правовыми явлениями имеется определенное сходство, поэтому, зная свойство одного из них (модель) можно судить о других.

• конкретно-социологический метод - помогает выявить степень эффективности функционирования всех ветвей государственной власти, правового регулирования, состояний законности и правопорядка в государстве. Используется такие приемы: наблюдение, анкетирование, эксперимент.

спец методы:

1)сравнительно-правовой (сопоставление различных гос и правовых систем и отдельных институтов и категорий в целях выявления черт сходства или различия между ними)

2)формально-юридический (основан на различных классификациях, формулировании юридич понятий и категорий, установлении приемов толкования норм права. Предполагает исследование догмы права, означающ нормы права действующего права, рассматриваемые изолированно.)

Вопрос 13

Наиболее весомыми с позиции удельного веса являются разделы общего учения о праве, его функционального анализа, механизма урегулирования общественных отношений. Есть и другой срез представлений о логической увязке категорий и понятий теории государства и права, определяющих целостность учебной дисциплины и системный характер связей между ее компонентами. Этому способствует понимание того, что знания в теории государства и права представлены в категориях и понятиях. Отметим при этом значение категории как наименования (имя собственное) предмета и понятия как индивидуализации предмета через обнаружение и объединение наиболее существенных признаков, свойств, показателей соответствующего явления, института. К формулированию понятия нужно относиться с позиций требований понятийной культуры и, прежде всего, всесторонности его освоения и дисциплинированности в установлении его значения. Это важно, поскольку понятия в правоведении нередко становятся дефинициями, находят нормативное закрепление и государственное обеспечение, становятся нормативными установлениями.

Вопрос 14

В первых разделах можно видеть характеристику юридической науки, ее структуры, функций, понятия и места теории государства и права среди других юридических наук, а также методологических оснований познания предмета юриспруденции и теории государства и права.

Другие разделы содержат обобщенную характеристику государства, его функций, форм, государственного аппарата и др., институциональные и функциональные компоненты государственной организации.

Наиболее весомыми с позиции удельного веса являются разделы общего учения о праве, его функционального анализа, механизма урегулирования общественных отношений.

Есть и другой срез представлений о логической увязке категорий и понятий теории государства и права, определяющих целостность учебной дисциплины и системный характер связей между ее компонентами. Этому способствует понимание того, что знания в теории государства и права представлены в категориях и понятиях. Отметим при этом значение категории как наименования (имя собственное) предмета и понятия как индивидуализации предмета через обнаружение и объединение наиболее существенных признаков, свойств, показателей соответствующего явления, института. Такой подход (В. М. Горшенев) позволяет категории и понятия теории государства и права расположить в соответствии с их ролью и назначением в юриспруденции через обособление понятийных рядов. В частности, называют всеобщий понятийный ряд, к которому относят категории и понятия общие для всех стран, эпох, цивилизаций (государство, право, государственный аппарат и др.). Статический понятийный ряд, в котором категории и понятия представлены «в статике»? констатируют наличные явления государственно-правовой жизни - государственный орган, норма права, отрасль права и др. Динамический понятийный ряд, категории и понятия в котором показывают действие государственно-правовых институтов, форм, функции государства, механизм осуществления государственной власти, механизм правового регулирования, правовые отношения и др. Наконец, называют результативный, понятийный ряд, в котором представлены категории и понятия, показывающие результат действия государственных институтов, правового регулирования (легитимность государственной власти, правопорядок, правовое поведение и др.)

 

Вопрос 15

Теологическая, патриархальная, договорная, насилия, психологическая, органическая, марксистско-ленинская, естественноисторическая теории происхождения государства и права (общий обзор)

Теологические теории Древнего Египта, Вавилона, Иудеи, а позже Августина Блаженного, Фомы Аквинского и др. – одни из самых древних и одновременно «сквозных» теорий, которые, с одной стороны, государство и право оценивали как продукт творения сверхъестественных сил, тайну замысла которых постичь невозможно. Сверхъестественная, божественная природа государственной власти не нуждалась в каких-либо научных и обыденных интерпретациях, она apriori освящалась кастой жрецов и служителей культов, утверждая престиж этой власти. С другой стороны, все стоящие у руля государственной власти искали опору и божественное обоснование земного государства и наличного правопорядка, допуская соперничество религиозной и светской властей, заканчивающееся всегда компромиссом. В этом русле выстраивается теория «двух мечей», увенчанная постулатом о приоритете духовной власти над светской, поскольку нет государства и власти «не от бога». Определяющей становится конструкция Аквината о соотношении законов, пирамиду которой возглавляет Вечный Закон, тождественный самому Богу. От него производны Естественный закон – отражение вечного закона в разуме; Человеческий (позитивный) закон, конкретизирующий Естественный закон, принуждающий людей не делать зла, стремиться к добродетели; Человеческий (позитивный) закон с изменяющимся содержанием (А. С. Мамут).

Идеи Аквината официально признаны католической церковью в качестве официальных, а теологические концепции пережили века и порой становятся определяющими в крайних своих формах утверждения теократических государств.

Патриархальная теория, у истоков которой стоял Аристотель, имела широкое распространение в Древней Греции, Древнем Риме и была востребована в эпоху средневекового абсолютизма. Аристотель считал, что человек – это существо политическое, он не может существовать вне форм организации жизни. Люди объединяются в патриархальные семьи, селения, полисы. Государство – это разросшаяся семья, а её власть становится продолжением и усовершенствованием власти отцовской, власти домохозяина.

В этой связи патриархальная теория пустила глубокие корни в

российской традиции веры в «хорошего царя», «отца народов», «хозяина». На сегодняшний день почва неразвитости демократических институтов и слабости юридических традиций обусловили сохранение соответствующих психологических стереотипов населения.

Договорная теори я происхождения государства и права берет начало еще в Древней Греции (софисты, Эпикур). Представлялось, что государство – это договорное объединение людей на началах справедливости. Эпоха возрождения древнегреческой гуманистической традиции дала миру имена Д. Локка, Г. Гроция, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо, А. И. Радищева и др. Представители данной теории считали, что государство произошло не по воле Бога, а в результате сознательной деятельности людей. Государству предшествует естественное состояние людей, которое оценивается как «война всех против всех» – результата безграничного обладания правами и свободами, данными от рождения, естественными правами. Для гарантирования естественных прав и свобод либо для установления мира и

благополучия люди заключают общественный договор. По этому договору учреждается государственная власть, охраняющая неотчуждаемые права человека: свободу, собственность, безопасность и т.д., а люди обязуются подчиняться созданной власти, передавая часть своей свободы и власти государству. Такой подход к добровольному объединению людей в государственно-организационную форму жизни общества подводил почву правомерности под наличную государственную власть. Вместе с тем есть недобросовестные, некомпетентные представители власти, стремящиеся к обладанию неограниченными полномочиями и ограничению свободы, равенства, естественных прав в целом. Сторонники договорной теории склонялись к необходимости компромисса в рамках конституционной монархии (Д. Локк, Ш. Л. Монтескье), другие обосновывали естественное право народа на свержение недобросовестного монарха революционным путем, через восстание народа

(Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев). Из этого можно сделать вывод о том, что договорные теории происхождения государства имеют демократическую природу, пронизаны духом гуманизма.

Теория насилия исходит из того, что государство возникает в результате завоевания одного народа (территории) другим – А. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг, – а также удержания завоеванных территорий и народов, юридического закрепления власти завоевателей. Поэтому государство является силой, извне навязанной обществу, а не результатом внутреннего развития. Принимая во внимание определенное значение завоевательных факторов в происхождении государства, не следует их абсолютизировать. Они действуют вместе с другими факторами, соотносимыми с господствующими тенденциями развития общества, в целом закономерно вызывающими к жизни государство и право.

Марксистско-ленинская теория происхождения государства и права жестко связывает этот процесс с появлением производящей экономики, классовой дифференциацией населения и системы эксплуатации одного класса другим, с необходимостью насильственного удерживания в повиновении эксплуатируемых классов. Государство является продуктом и проявлением непримиримости классовых противоречий. Построение бесклассового общества, полного коммунизма, по марксистско-ленинской теории приведет к отмиранию государства и права.

Названные и другие теории происхождения государства и права характеризуют целостную картину этого процесса. Каждая из них имеет определенный смысл и отражает отдельные его стороны, но в них имеют место и издержки. Объяснение этому нужно видеть в сложности процесса происхождения государства и права, в научных предпочтениях представителей теорий, в классовых интересах, которые находят в них отражение.

 

 

Вопрос 16

Публичная власть непосредственно совпадала с населением и имела характер самоуправления. Родовое собрание избирало старейшин, а на время военных действий - военных вождей. Последние были подотчетны и сменяемы.

Механизм осуществления публичной (общественной) власти характеризуется тем, что важнейшие вопросы решались в окружении взрослых членов рода, которые всегда имели возможность воздействовать на характер принимаемого решения.

Социальные нормы - это первобытные обычаи, традиции, мораль, которые исходили от всего общества и в случае нарушений обеспечивались всем обществом, силой привычки, убеждением, принуждением.

Публичная власть и социальные нормы обеспечивали потребность управления сообществами людей, т. к. условия для формирования другой управляющей системы еще не сложились.

Важнейшими следует признать экономические факторы, оказавшие мощное воздействие на процесс возникновения государства и права. Это крупные общественные разделения труда: отделение земледелия от скотоводства, ремесла от земледелия и скотоводства, обособления слоя людей, обеспечивающих отношения обмена в условиях появления избыточной массы производимых материальных благ. Последние создаются вследствие специализации людей в производстве на базе совершенствования орудий труда и мастерства производителей. Производство прибавочного продукта создает предпосылки для их присвоения, появления частной собственности, Имущественной, а затем и классовой дифференциации, раскола общества на классы с противоположными интересами. Все это оценивается как результат так называемой «неолитической революции» (Венгеров).

В таких условиях старая родоплеменная организация публичной власти и социальное регулирование перестают соответствовать новым реальностям. Возникает необходимость в такой организации, которая с помощью нормативного регулирования оказалась им приспособляемой к интересам одних социальных слоев, к умножению их экономических возможностей. Полезной она оказалась и для других слоев, поскольку создавала официальность и законность в сложившейся системе отношений. Появляется потребность и управлении обществом слоем профессионально подготовленных людей, которые занимаются управленческим трудом, располагая для целей управления вооруженной силой и материальными атрибутами - тюрьмами и учреждениями принудительного характера. Складывается четвертое крупное общественное разделение труда, появляется государство

 

Вопрос 17

Существует множество теорий происхождения государства и права, они неразрывно связаны с историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира и другими причинами. Коротко останавливаясь на каждой теории можно заметить множество сходств и столько же различий, но выделим основное.

1. Теологическая теория происхождения государства.

Данная теория была одной из первых теорий происхождения государства.Её представителям были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы. Государство, по мнению представителей данной теории, – это продукт божественной воли. Теория показывает, что государство вечно и незыблемо, и все должны подчинятся государственной воле – воле Бога.

2. Патриархальная теория происхождения государства.

Эта теория также возникла в древности. Основателем ее был Аристотель (3 век до нашей эры), его идеи подхватили Фильмер, Михайловский и другие представители более современного периода. Смысл данной теории состоит в том, что государство – это разрастающаяся из года в год семья. Во главе этой семьи стоит монарх – глава государства – отец семейства, заботившийся о членах своей семьи, в руках которого сосредоточена вся государственная власть.

5. Психологическая теория происхождения государства.

Представителями данной теории были Г. Тард, Л. Петражицкий, З. Фрейд. Они объясняли, что государство возникло на основе свойств человеческой личности, его психики и потребности людей жить в коллективе, подчинятся авторитетам, указаниями которых можно руководствоваться в повседневной жизни, подражать. Обосновывая данную теорию её сторонники опираются на исторический опыт зависимости людей, их сознания от авторитетов вождей, жрецов, шаманов, царей, религиозных и политических деятелей. Государство, по мнению сторонников этой теории, – это продукт психологических противоречий между двумя типами личности: активными, способными к принятию решений и пассивными, способными выполнять данные решения, а иногда и подражать.

 

Вопрос 17, 18

Вопрос 19

Вопрос 20

Вопрос 21

Общество и гос-во. Относительная самостоятельность гос-ва во взаимосвязях с обуславливающими факторами.

Как форма организации общества государство складывается, развивается под воздействием условий и факторов, вызревающих из потребностей развития общества – экономических, социально-политических, духовных и т.п., в связи с чем государство неотделимо от общества, является социальным институтом. Идеальнымпредставляется гармоническое соотношение и взаимодействие общества и государства, современного гражданского общества и демократического социального государства.

В целом государство обладает относительной самостоятельностью во взаимодействии с обществом, способностью оказывать активное обратное воздействие на породившие и воздействующие на него факторы. Относительная самостоятельность государства по отношению к обществу состоит в трёх направлениях: 1) государство может стимулировать развитие общества через развёртывание творческого потенциала свободных личностей, формирование современной экономической основы, социальной опоры, политической системности, т.е. продвигать развитие общества к полнокровному гражданскому; 2) государство может тормозить развитие общества, сдерживая инициативу людей, создавая условия отчуждения экономического, политического, интеллектуального развития; 3) государство в одних компонентах может стимулировать развитие общества, в других − сдерживать и даже отбрасывать общество назад.

 

Вопрос 22

Государство представляет собой сложное явление. Попытки дать его определение, предпринимаемые различными учеными, политическими деятелями, мыслителями, сводились главным образом к перечислению признаков государства.

Многие исследователи подчеркивали, что государство представляет собой объединение, корпорацию, общность людей, проживающих на определенной территории и подчиненных политической власти, способной применять принуждение.

Рассматривая государство с разных позиций - философской, исторической, социологической, юридической, географической и др., можно выделить лишь те или иные аспекты (характеристики) государства. Юридический подход позволяет выделить следующие основные признаки государства, отличающие его от других организаций современного общества. К ним обычно относят:

1) наличие особой публичной (политической) власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;

2) государственный суверенитет;

3) общеобязательный характер актов, издаваемых государством;

4) взимание налогов.

Особая публичная (политическая) власть - один из главных признаков государства.Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами и классами населения, государственная власть приобретает политический характер. Особенность этой власти в том, что она не совпадает с обществом, а стоит над обществом, отделена от него. Эта власть обладает относительной самостоятельностью по отношению к обществу и другим источникам власти. Публичная власть институционализирована, - ее осуществляет государственный аппарат. Он обслуживается слоем людей, чиновниками, для которых работа в государственном аппарате служит профессией. Суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т.е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, внутренней и внешней политики, и независимость во взаимоотношениях с другими государствами. Однако суверенитет современных государств самоограничивается исходя из необходимости соблюдения естественных и неотчуждаемых прав человека, а также - международных договоров.

 

Вопрос 23


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 1751; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.075 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь