Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Политические общественные объединения могут образовываться в форме общественной организации или общественного движения ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Партии занимают особое положение в политической системе, они являются самым активным из звеньев политической системы. В отличие от многих неполитических образований, общественно-политических структур, партии выполняют чисто политические функции, они создаются специально для участия в политике как особой сфере общественных отношений. От всех иных видов общественных объединений партии отличаются прежде всего своим политическим характером, который выражается в том, что партия стремится стать правящей, завоевать государственную власть для проведения в жизнь своей программы. Партия - это объединение людей одного политического направления, ставящее своей целью осуществление государственной власти и стремящееся обеспечить себе поддержку населения.
Вопрос 66 Эффективность деятельности местного самоуправления в значительной мере определяется политикой государства по отношению к нему, системой взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления. Государство определяет общие направления своей политики по отношению к местному самоуправлению, обязательные как для федеральных органов, так и для субъектов РФ. Наиболее полно они были сформулированы в Основных положениях государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ.
Вопрос 67 Государство и общественные организации в политической системе Политическая система общества как сложноструктурное образование характеризуется наличием других негосударственных и, на первый взгляд, неполитических формирований, именуемых общественными организациями. Последние создаются на основе выражения множественности интересов социальных слоев и групп населения – экономических, конфессиональных, национальных, профессиональных, спортивных, иных корпоративных, с выражением и удовлетворением которых связаны место и роль в политической системе такого его важного компонента. Общественная организация – это объединение граждан, деятельность которой направлена на выражение, удовлетворение и защиту своих законных экономических, социальных, конфессионных, исторических (национально-культурных), профессиональных, творческих, спортивных, территориальных и других социально значимых интересов. Наличие и множественность негосударственных (общественных) организаций обусловлено, прежде всего, конституционным правом на объединение (ст. 30), которое следует рассматривать в контексте иных основных прав и свобод человека и гражданина (ст.ст. 29, 35, 36, 43, 44 и др. Конституции РФ). Порядок формирования и взаимодействия с государством общественных организаций (обществ) определяется федеральными законами «Об общественных объединениях», «О профессиональных союзах», «О свободе совести», Гражданским кодексом РФ и законами о хозяйственных обществах, «Об общих принципах местного самоуправления», соответствующими нормативными документами субъектов федерации. Законодательная база определяет порядок формирования общественных объединений, объем их полномочий, порядок деятельности и осуществление контроля. В отличие от политических партий, общественные организации неправомочны: выдвигать программы развития общества, конкурировать в избирательных кампаниях, выдвигать из своей среды кандидатов для избрания в Государственную Думу либо законодательные собрания субъектов федерации, с одной стороны. С другой – общественные организации функционируют как институты гражданского общества, аккумулируют и выражают интересы социальных слоев и групп, создают условия для формирования экономической, социальной основ государственности. Государство, в свою очередь, опирается на общественные формирования при выработке государственной политики и государственных решений, ищет поддержки населения при принятии и реализации законодательства, перекладывает бремя своих забот на институты общества, стремится задействовать творческий потенциал людей. Общественные организации как явление собирательное образуют важное звено в политической системе современного общества, несущее значительную нагрузку в сбалансировании соотношения «общество – государство», обеспечивающее достижение согласия, равновесия и благополучия общества.
Вопрос 68 Слово «демократия» известно еще со времен Древней Греции и в переводе с греческого языка означает «власть народа». 1 В ранний период своего существования в Древней Греции демократия понималась как особая форма или разновидность организации государства, при которой властью обладает не одно лицо (как при монархии, тирании), и не группа лиц (как при. аристократии, олигархии), а все граждане, пользующиеся равными правами на управление государством. Признаки демократии; Демократия нигде и никогда не существовала без государства. Реально демократия представляет собой форму (разновидность) государства, характеризующегося, по меньшей мере, следующими признаками: 1) признание народа высшим источником власти; 2) выборностью основных органов государства; 3) равноправием граждан и, прежде всего, равенством их избирательных прав; 4) подчинением меньшинства большинству при принятии решений. Любые демократические государства строятся на базе этих общих признаков
Вопрос 69 Формы демократии Форма демократии — это ее внешнее выражение. Форм демократии можно назвать немало, но основные из них следующие: 1. Участие народа в управлении государственными и общественными делами (народовластие), осуществляется в двух формах — прямой и непрямой: прямая — представительная демократия непрямая — непосредственная демократия — форма народовластия, при которой власть осуществляется через выявление воли представителей народа в выборных органах (парламенты, органы местного самоуправления). — форма народовластия, при которой власть осуществляется через непосредственное выявление воли народа или определенных социальных групп (референдум, выборы). 2. Формирование и функционирование системы органов государства на основе демократических принципов законности, гласности, выборности, сменяемости, разделении компетенции, которые упреждают злоупотребление служебным положением и общественным авторитетом; 3. Юридическое (прежде всего конституционное) закрепление системы прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, их охрана и защита в соответствии с международными стандартами. Виды демократии классифицируют по сферам общественной жизни: — экономическая; — социальная; — политическая; — культурно-духовная и др. Институты демократии. Институты демократии — это легитимные и легальные элементы политической системы общества, непосредственно создающие демократический режим в государстве через воплощение в них принципов демократии. Предпосылкой легитимности института демократии является его организационное оформление « признание общественностью; предпосылкой легальности — его юридическое оформление, узаконение. По исходному назначению в решении задач политики, власти и управления различают институты демократии: структурные функциональные — сессии парламентов, — депутатские комиссии, — народные контролеры и т.п. — депутатские запросы, — наказы избирателей, — общественное мнение и т.п Вопрос 70 Оценка любого государства связана с установлением порядка его соотношения и взаимодействия с обществом, его человеческим, личностным компонентом. В зависимости от приоритетов государство, будучи относительно самостоятельным по отношению к обусловливающим его факторам, способно оказывать на них активное обратное воздействие. Оно (государство) либо сдерживает развитие общества – консервирует отжившие социальные связи, формы организации экономических, социально-политических и других сфер жизни, либо даже отбрасывает общество к давно опорочившим себя отношениям, либо открывает простор для развития творческого потенциала общества через задействование энергии людей, включение инициативы, предприимчивости в процессы отыскания оптимальных форм экономических и других социальных связей, использование их на благо развития общества. Роль государства во взаимоотношениях с обществом поэтому может быть неоднозначной. Исходным в методологическом ключе является определение порядка взаимодействия государственной власти и личности, гражданина и государства, поскольку в зависимости от приоритетов государство становится либо консервативной силой (приоритет государственных начал), либо находит для себя творчески организующую роль в развёртывании энергии общества на пути к прогрессу. Последнее возможно при обеспечении приоритета личности над всеми другими интересами и ценностями, утверждении правовых начал в соотношении, взаимодействии личности и государства, способствующих включению энергии людей, их потенциала в развитие общества. Государство при этом принимает во внимание биологическую, природную сущность человека, который является носителем биологических, физиологических, психологических свойств. Человек имеет строение, системы жизнеобеспечения, адаптированность− способность к преобразованиям в определенной географической среде. В силу этих свойств человек homo sapiens оказался способным выделиться из природы, стать носителем социальных свойств. Личностью человек становится в связи с адаптированностью в определенной социальной среде − системе социальных связей и взаимодействий. Человек в социуме через деятельность приобретает индивидуальные функции, принимает социальные нормы, приобретает знания, профессиональные навыки, статусы в экономике, политике, культуре и др. Личность при этом проявляется и характеризуется через совокупность осваиваемых социальных связей, т.е. через объект знаний, опыт, профессиональные ориентации и навыки, как носитель ценностей культуры, через индивидуальные особенности – темперамент, эмоции, физическое состояние, а также мировоззренческие позиции, творческий потенциал и проч. Гражданин характеризуется политико-правовой связью человека, личности с определенным государством, состоянием гражданства, нахождением под юрисдикцией государства. Это обусловливает, с одной стороны, обладание всем объёмом прав и свобод, обременение обязанностями. С другой стороны, будучи официальным представителем всего общества, государство закрепляет взаимные с гражданами права и обязанности, самоограничивает себя правовыми пределами деятельности, действует в режиме «разрешено только…», несет бремя юридической публично-правовой ответственности перед обществом, гражданами государства. Выводы относительно смысловых особенностей используемой в юридической литературе терминов «человек», «личность», «гражданин» имеют методологическое значение. Если сущность человека и личности обнаруживается в природной, социальной, политической среде, а также на уровне философской интерпретации, то в правовой жизни разум, социальность, способность к труду и др. трансформируются в систему ориентиров, символов, стандартов, предопределяющих его соотношение и взаимодействие с государством, способность быть носителем прав и обязанностей, адап- тироваться в правовой среде на основе правового статуса. Для юридической науки в связи с этим важными становятся выводы науки о человеке (антропологии), которые имеют методологическое значение, особенно в связи с теми приоритетами, которые провозглашаются в Конституции РФ и которые государство обязано уважать.
Вопрос 71 Оценка любого государства связана с установлением порядка его соотношения и взаимодействия с обществом, его человеческим, личностным компонентом. В зависимости от приоритетов государство, будучи относительно самостоятельным по отношению к обусловливающим его факторам, способно оказывать на них активное обратное воздействие. Оно (государство) либо сдерживает развитие общества – консервирует отжившие социальные связи, формы организации экономических, социально-политических и других сфер жизни, либо даже отбрасывает общество к давно опорочившим себя отношениям, либо открывает простор для развития творческого потенциала общества через задействование энергии людей, включение инициативы, предприимчивости в процессы отыскания оптимальных форм экономических и других социальных связей, использование их на благо развития общества. Роль государства во взаимоотношениях с обществом поэтому может быть неоднозначной. Исходным в методологическом ключе является определение порядка взаимодействия государственной власти и личности, гражданина и государства, поскольку в зависимости от приоритетов государство становится либо консервативной силой (приоритет государственных начал), либо находит для себя творчески организующую роль в развёртывании энергии общества на пути к прогрессу. Последнее возможно при обеспечении приоритета личности над всеми другими интересами и ценностями, утверждении правовых начал в соотношении, взаимодействии личности и государства, способствующих включению энергии людей, их потенциала в развитие общества. Государство при этом принимает во внимание биологическую, природную сущность человека, который является носителем биологических, физиологических, психологических свойств. Чело- век имеет строение, системы жизнеобеспечения, адаптированность − способность к преобразованиям в определенной географической среде. В силу этих свойств человек homo sapiens оказался способным выделиться из природы, стать носителем социальных свойств. Личностью человек становится в связи с адаптированностью в определенной социальной среде − системе социальных связей и взаимодействий. Человек в социуме через деятельность приобретает индивидуальные функции, принимает социальные нормы, приобретает знания, профессиональные навыки, статусы в экономике, политике, культуре и др. Личность при этом проявляется и характеризуется через совокупность осваиваемых социальных связей, т.е. через объект знаний, опыт, профессиональные ориентации и навыки, как носитель ценностей культуры, через индивидуальные особенности – темперамент, эмоции, физическое состояние, а также мировоззренческие позиции, творческий потенциал и проч. Гражданин характеризуется политико-правовой связью человека, личности с определенным государством, состоянием гражданства, нахождением под юрисдикцией государства. Это обусловливает, с одной стороны, обладание всем объёмом прав и свобод, обременение обязанностями. С другой стороны, будучи официальным представителем всего общества, государство закрепляет взаимные с гражданами права и обязанности, самоограничивает себя правовыми пределами деятельности, действует в режиме «разрешено только…», несет бремя юридической публично-правовой ответственности перед обществом, гражданами государства. Выводы относительно смысловых особенностей используемой в юридической литературе терминов «человек», «личность», «гражданин» имеют методологическое значение. Если сущность человека и личности обнаруживается в природной, социальной, политической среде, а также на уровне философской интерпретации, то в правовой жизни разум, социальность, способность к труду и др. трансформируются в систему ориентиров, символов, стандартов, предопределяющих его соотношение и взаимодействие с государством, способность быть носителем прав и обязанностей, адап- тироваться в правовой среде на основе правового статуса. Для юридической науки в связи с этим важными становятся выводы науки о человеке (антропологии), которые имеют методологическое значение, особенно в связи с теми приоритетами, которые провозглашаются в Конституции РФ и которые государство обязано уважать.
Вопрос 72 Признаки и понятие общецивилизационного(надпозитивного) права. Вопрос о соотношении понятий «человек»-«личность»-«гражданин» служит предпосылкой для формирования определенного типа правовой связи личности и государства. Цивилизованный порядок взаимоотношения и взаимодействия между ними предполагает складывание и признание общественно необходимого в русле реализации абсолютных общечеловеческих ценностей (свободы, равенства, справедливости) набора и объёма таких фактических притязаний людей, такого вида и меры признаваемых государством и обеспечиваемых им возможностей, на базе которых происходит гармонизация соотношения общества и государства, гражданина и государства, гармонизация в смысле обеспечения приоритета личности над всеми другими интересами и ценностями, открывающего путь к общественному прогрессу, формирующего экономическую, социальную базу государственности, интеллектуальный потенциал общества и т.п. Речь о взаимосвязи приоритета личности с удовлетворением объективных потребностей развития общества и государства, сила и мощь которых определяются развитостью экономических, политических, социальных, интеллектуальных инфраструктур, немыслимых без личностных, экономических, интеллектуально- творческих свобод и гарантированных иных возможностей людей. Во-первых, общецивилизационное (надпозитивное) право является продуктом исторического развития. Оно берет начало в древнегреческой гуманистической традиции, возрождается в других условиях в представлениях идеологии естественного права (прежде всего в Европе, Америке), находит нормативное опосредствование в многочисленных нормативных документах от Билля о правах (Англия, 1689 г.) до современных внутригосударственных актов конституционного уровня, воплощается в масштабных международных документах от Всеобщей декларации прав человека (ООН, 1948 г.) до современных Пактов о правах человека и гражданина. Во-вторых, формируясь как международные стандарты, над- позитивное право становится всеобщим и универсальным юридическим средством, сдерживающим в силу международных обязательств государственную власть, обладающим приоритетом (п. 4 ст. 15 Конституции РФ) над позитивным правом, внутренним законодательством. В-третьих, надпозитивное право имеет свой предмет регулирования. Это основные (базовые) права, свободы, обязанности, образующие ядро правового статуса личности. Это устройство такой государственной власти, которая ориентирована на преодоление противостояний и конфликтов, на достижение благополучия, в основе которого лежит гарантированное осуществление основных прав и свобод. В-четвертых, формой юридического закрепления общецивилизационного права является позитивное право, внутреннее законодательство РФ. Общецивилизационное (надпозитивное) право – это признанные международным сообществом базовые формально-определенные возможности и притязания на создание, обладание и использование социальных благ в условиях осуществления абсолютных общечеловеческих ценностей – свободы, равенства, справедливости. Общецивилизационное (надпозитивное) право – область фактических притязаний людей на пользование общественно необходимыми благами, берущими начало в природе человека и личности. Они опосредствованы как в международных документах, так и во внутреннем законодательстве (позитивном праве), имеют в силу этого юридический характер. В соответствии со значимостью и ценностью для человека, личности они классифицируются на обособленные группы. Вопрос 73 Наиболее приближенными к интересам лиц, удовлетворяющих первичные жизненные потребности, являются личностные права. Это право на жизнь, здоровье, личную безопасность, физическую неприкосновенность и др. (физические права), а также неотделимые от личности права на имя, честь, достоинство, деловую репутацию, неприкосновенность личной жизни, свободу передвижения и др. (личные права). Далее, по степени приближенности и ценности для интересов лица идут интеллектуально-культурные права и свободы: право на воспитание и образование, право на пользование культурными ценностями, преумножение своими усилиями этих ценностей и достояний (свобода творчества), информационная открытость и свобода пользования информацией и т.п. Следующую по значимости позицию занимают социально- экономическое права: право на собственность, в том числе на производительную собственность, право на выбор профессии и профессиональную подготовку, право на выбор трудовой деятельностии справедливую оплату труда, право на извлечение прибыли, правона отдых и др. Общецивилизационное право включает группу политических прав и свобод: право на гражданство и правосубъектность, право на участие в формировании представительных органов власти и местного самоуправления, право на формирование и участие в деятельности общественных объединений, государственную защиту прав и свобод, а также гласность, открытость, свободу собраний, шествий, слова и др. Приведенная классификация основных прав и свобод человека и гражданина выстраивается по степени приближенности обозначенных групп к насущным интересам лица (П.М. Рабинович). Данные права и свободы классифицируются по другим основаниям, в связи с чем возможны разночтения в их наименовании и порядке расположения. Основным правам и свободам человека и гражданина корреспондируют основные обязанности. Это прежде всего обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ст. 15 п. 2), обязанность платить законно установленные налоги (ст. 57), обязанность сохранять природу и окружающею среду (ст. 58), обязанность и долг защищать Отечество (ст. 59), (см. схему VІ). Вопрос 74 Правовой статус личности – это прежде всего правовое положение человека, которое отражает его действительное состояние при взаимодействии с государством и обществом Виды: 1) общий, который включает в себя, помимо внутригосударственных, права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и зафиксированные в международно-правовых документах; 2) конституционный. Данный статус должен обладать устойчивостью, его существование длится до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и своем большинстве; 3) отраслевой, который состоит из правомочий и иных компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы (гражданским, трудовым, административным правом и др.); 4) родовой. Родовой статус личности выражает специфику правового положения конкретных категорий людей, имеющих какие-нибудь дополнительные субъективные права и обязанности; 5) индивидуальный статус показывает особенности положения отдельного человека в зависимости от его возраста, профессии, пола, участия в управлении государственными делами и т. п. ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ Вопрос 75 Теория правового государства в ретроспективеи современных реальностях Словосочетание и научный термин «правовое государство» сложились в Германии в начале ХІХ в. (Р.фон Моль, 1833г.) в условиях высочайшего развития немецкой классической философии и политико-правовой мысли. Однако было бы опрометчивым считать, что теория правового государства начинается в ХІХ веке. Оно является продуктом развития общечеловеческих представлений о наиболее совершенном государственном устройстве, удовлетворяющим надежды людей на справедливость, разумность и законность действий государственной власти во взаимоотношении с гражданами. Теория правового государства поэтому имеет исторические корни и складывается по компонентам. Краеугольные камни представлений о правовой государственности были заложены древнегреческой философией и политико-правовой мыслью. Гуманистическая традиция в полисном устройстве жизни людей трансформировалась в идею о разумности и справедливости такой политической формы, при которой право, поддерживаемое публичной властью, становится общеобязательным законом, а публично-властная система, признающая право, упорядоченная и, следовательно, ограниченная и оправданная им одновременно − справедливой (т. е. соответствующей праву) государственной властью19. Отсюда – «сквозные» идеи древнегреческих мыслителей о правовой благоустроенности полиса, о власти закона как условии законодательного компромисса (Солон), о естественно-правовых началах (нормах разумности), подлежащих выражению в законе, о господстве закона (Платон), о правлении разумных законов, уравновешивающих людей в соответствии с принципом справедливости (Аристотель), о всеобщности законов, устанавливающих не только для магистратов меру их власти, но и для граждан меру их повиновения (Цицерон). В целом, античная традиция в политико-правовых учениях характеризуется правовой оценкой государства, восприимчивого к ценностям разумности, справедливости, законности. В условиях средневековья возобладающей становится тенденция не только бережного отношения к античному наследию в философии, теологии, юриспруденции, но и к укреплению естественно-правовых начал, подчиняющих власть государства и государей. Оно становится своего рода мостиком между античным гуманизмом в политических и правовых учениях и его возрождением в эпоху среднего и кризисного феодализма. Великие умы эпохи Возрождения не только обновили идеи правовой государственности, но и привнесли новые компоненты в создание теории правового государства. Это, прежде всего, интеллектуальная проработка идей школы естественного права в части набора и объёма неотчуждаемых от природы человека естественных прав, определяющих правовую природу позитивного права и государства (Г. Гроций, Д. Локк), в частности, идеи индивидуальной свободы и законности сопротивления незаконной с точки зрения естественных прав государственной власти (Д. Локк). Сквозь призму ценности свободы Ш. Л. Монтескье создаёт новые представления о системе разделения властей, связывая систему сдержек между законодательной, исполнительной и судебной властями с наличной социальной структурой общества и с обеспечением свободы. А сама свобода в обществе, где есть законы, есть возможность и право делать всё, что дозволено законами. Глубокое философское обоснование правового государства дают крупные представители классической немецкой философии. У И. Канта звучит согласованность государственного устройства с правовыми принципами, обусловленными разумом и категорическим императивом. По Канту, правовое государство − это долженствование. У Гегеля это наличные формы существования людей, достигнутая ступень свободы в наиболее развитом виде. Как отмечалось выше, становление теории правового государства увенчалось введением в научный оборот соответствующего словосочетания (Р.фон Моль, И. Кант). Это никак не означает, что представления о таком государстве оставались неизменными. Во-первых, особенности интерпретаций по различным компонентам теории правового государства обусловливались складыванием новых направлений политико-правовой мысли: исторической школы права, юридического позитивизма и др. Во-вторых, на представлении о правовой государственности накладывают отпечаток политические предпочтения различных политических сил: от либеральных до государственнических. В-третьих, критерием жизнеспособности представшей о правовом государстве становится современная практика государственного строительства – реальная связанность власти правом, реальная гарантированность основных прав и свобод человека и гражданина, реальная законность и т. д.
Вопрос 76 ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО В современной литературе сложились два основных подхода в понимании гражданского общества. Сторонники одного исходят из противопоставления гражданского общества и государства, рассматривая гражданское общество как определенную совокупность социальных отношений. Второй подход заключается в отождествлении гражданского общества с конкретной формой буржуазного общества, западной цивилизации, с появлением гражданина как самостоятельного экономического и политического субъекта на основе частной собственности и высокого уровня политической культуры. Гражданское общество трактуется как противоположность государству, как своего рода синоним рыночных и других форм " частной" жизни, которые считаются совершенными уже в силу того, что они противостоят государственной власти. Гражданское общество – это сфера спонтанного самопроявления свободных индивидов и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций граждан, которая ограждена необходимыми законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан со стороны органов государственной власти". Прежде всего, о нашем отношении к концепции, противопоставляющей гражданское общество и государство. В такой интерпретации гражданским обществом охватывается все, что не является государством. Представляется, что данная концепция не является самой плодотворной в научном плане. Во-первых, это ведет к искусственному противопоставлению общества и государства. Государство изначально не является чужеродным антиподом гражданского общества, направленным на его подавление. Утверждение о принципиальной враждебности государства и гражданского общества ошибочно в методологическом плане и приводит к порочным выводам на практике. Во-вторых, ряд зарубежных исследователей исходит из того, что государство – явление современного мира. Оно возникло в Европе вместе с развитием капитализма и характеризует переход от сословной организации общества. Термин " государство" здесь означает не всякую форму политической организации, а лишь ту, которая возникла в Новое время. К ее характерным чертам относится суверенная власть, рациональность администрации, государственная собственность, постоянная армия, религиозный нейтралитет. В-третьих, гражданское общество не есть арифметическая разница между обществом и государством. Общество слишком сложная система и не поддается догматичной схематизации и искусственному расчленению. Нельзя, на наш взгляд, трактовать гражданское общество как разницу между обществом и государством. Гражданское общество, как и его институты, существует и функционирует в тесной взаимосвязи с политическими институтами государства. В-четвертых, такой подход противоречит выводам одного из фундаментальных принципов социального познания – принципу тотальности, в соответствии с которым общество как органическая целостность есть такое конкретно-историческое единство, в котором каждый из составляющих его моментов обусловлен в своем существовании другими и конкретно-историчес-кие формы существования которого предстают как результат взаимодействия и взаимоположения этих моментов.
Вопрос 77 Правовое государство – это форма организации деятельности государственной и политической власти, при которой создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Правовое государство – это демократическое государство, в котором государственная власть ограничивается правом. Признаки правового государства: 1. Наличие народного суверенитета; 2. Господство права, то есть правовая организация государственной власти, которая предполагает: а) Связанность, ограниченность государственной власти нормами права, основанными на общественной воле; б) Прямое действие закона в качестве основополагающего юридического акта, который может быть создан и представительными органами, и населением непосредственно; 3 Правовая защита личности от произвола должностных лиц;
Вопрос 78 Принципы правового государства: 1. Верховенство закона – принцип, который распространяется во всех сферах общественной жизни и является высшей формой организации и защиты свободы личности; 2. Разделение властей – принцип, закрепляющий разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, каждая из которых относительно самостоятельна, взаимно ограничивается с помощью законодательно закрепленной системы «сдержек и противовесов»; 3. Реальность в обеспечении прав и свобод человека и гражданина – принцип, который закрепляет обеспечение свободного развития личности, признание за личностью определенной свободы; 4. Взаимная ответственность государства и личности – принцип, закрепляющий равенство и справедливость в отношениях между государством, являющимся носителем политической власти, и личностью, являющейся участницей формирования и осуществления политической власти; 5. Соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права.
Вопрос 79 Правовое и социальное государство Теоретическая конструкция правового государства в общем ицелом базируется на ценностях либерализма – минимизация ролигосударства в экономической, социальной сферах жизни (роль«ночного сторожа»), ставка на формирование общечеловеческихценностей свободы, равенства, справедливости, реализация целипостроения консолидированного гражданского общества и др.Вместе с тем в условиях социально-структурированного общества роль государства в достижении его равновесия объективновозрастает. Нетрудно заметить, что даже в условиях буржуазногоразвития государство предпочитает снимать противоречия, конфликты, противостояния не силой, а иными средствами. Прекраснопонимая опасность социальных конфликтов, правящие классы, эли-ты перестают считаться с затратами на снятие социальных напряжений, обеспечивая безопасность общества и государства, незыблемость ценностей демократии. В русле складывающихся политических реальностей появляются теоретическая модель социальной политики, (Г.Ф. Шершеневич) социальная функция государства, социальное законодательство. Социальная деятельность государства оформляется на уровне основного принципа конституционного строя (Германия, Франция, Испания и др.) и становится стандартом международного права (Европейская социальная хартия, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах), определяющего минимальные социальные нормы. Последнее десятилетие рубежа XXI в. подтвердило привлекательность идеи социального государства, но не только с функциональной позиции выполнения социальной работы. Возобладает тенденция квалифицировать социальное государство как инст Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 740; Нарушение авторского права страницы