Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Организация власти и нормативные регуляторы в первобытном обществеСтр 1 из 26Следующая ⇒
Предмет и методы ТГП Теория - это система понятий, в которых научно отражена природа, сущность, закономерности и тенденции функционирования и развития познаваемого предмета. Наука есть упорядоченная совокупность знаний о наиболее существенных признаках изучаемых явлений действительности, закономерностях их возникновения, развития и функционирования. Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается конкретный круг проблем, изучаемая данной наукой сторона объективной действительности. Предмет науки - это та область познания, на которую данная дисциплина направлена. Определить предмет ТГП - значит установить круг тех общественных явлений, институтов, которые она изучает. Предмет изучения ТГП - наиболее общие и существенные закономерности существования и развития государственно-правовых явлений. Предмет ТГП в юридической науке определяется единообразно. Предмет ТГП не является застывшим, он изменяется и развивается с течением времени. Так, проф. Венгеров предложил относить к предмету ТГП не только закономерное, но и случайное. Это справедливо, т.к. на развитие конкретного государства и права оказывают влияние и элементы случайного (стечение обстоятельств, появление на полит. арене отдельных лидеров). Говоря о ТГП надо различать ее как науку (это система знаний о гос-ве и праве, о их свойствах и о соотношении с другими социальными явлениями и дисциплинами) и как учебную дисциплину (это система знаний, необходимых для дальнейшего изучения государственно-правовых явлений). ТГП - это наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, исследует весь комплекс и систему государственно-правовых явлений и процессов, разрабатывает систему научных понятий и категорий, разрабатывает методы познания государственно-правовых явлений и процессов. Структура данной науки состоит из двух крупных блоков (элементов): теории государства; теории права. Государство и право изучаются наукой ТГП в единстве и взаимодействии, поскольку как законодательство, так и нормы права не могут существовать вне государства, так и государство не может существовать без права. Предмет ТГП находится в постоянном развитии, с течением времени он изменяется, что обусловлено развитием самого общества, его культуры, идеологии, уровня общественного сознания и так далее. Предмет ТГП:
Каждая наука имеет свою методологию, направленную на изучение предмета данной науки. Методология - это совокупность методов, принципов (историзма, комплексность- всесторонность), способов познания, направленных на получение истинных (объективно отражающих действительность) знаний. Метод ТГП - совокупность приёмов и способов, с помощью которых изучается право и государство. Методы разделяются на:
Подвиды идеализма (ХХ век): Прагматизм– понятие научной истины неуловимо, истина все то, что приносит успех. Интуитивизм – исследователь может действовать лишь под влиянием внутреннего вдохновенья. 2. общенаучные (общие) методы – распространяются на множество наук и все разделы и стороны данной науки:
3. частнонаучные (частные, специальные) методы – используются для изучения отдельных наук или некоторые разделы и стороны данной науки:
4. специальные юридические методы:
Теории возникновения государства: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, классовая (марксистская), психологическая и другие. Кашанина – теорию почитать Фамилии авторов теории!!! Теологическая (религиозная, теократическая) теория (теос - бог - государство результат божественной воли) (Тертуллиан, Аврелий Августин). Постигнуть природу государства невозможно в силу его божественного происхождения. В современных условиях эта теория несколько видоизменилась, и выражается в христианско-демократической концепции государства. Теологическая теория зародилась в глубокой древности. Наибольшее развитие получила в эпоху средневековья (при феодализме). Определенное распространение имеет и сейчас (представляет официальную доктрину Ватикана). Наиболее видным представителем этой теории в России является Иосиф Волоцкий (1439 - 1515), на Западе - средневековый ученый-богослов Фома Аквинский (1226 -1274). Теологическая теория не разграничивает процесс возникновения общества, государства и права. Общество, а вместе с ним государство и право, возникают одновременно и являются творением божественного разума, практическим воплощением воли Бога на земле. Все что существует на земле по воле бога. Государство и право вечны, как и сам бог. Монарх как наместник бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться велениям государственной воли, как продолжению воли божественной. Оценивая теологическую теорию, следует иметь в виду, что она была обусловлена религиозным сознанием людей в период Средневековья и ранее, а также уровнем знаний об обществе, который существовал в тот период. Она отражала также те реалии, что первые государства были теократическими, вступление на престол монарха освещалось церковью и это придавало власти особый авторитет. В более поздние времена эту теорию использовали для оправдания неограниченной власти монарха. Данная теория имеет хождение в современный период, в частности в учении богословов. Патриархальная (патерналистская) теория (государство это большая семья) (Аристотель, в Китае -Конфуций, 551 - 479 до н.э.), основателем которой по праву считается древнегреческий философ Аристотель. Согласно учению Аристотеля государство является продуктом естественного развития, возникает в результате появления и разрастания семьи. В основе образования государства лежит естественное стремление людей к взаимному общению. Такое общение приводит к тому, что из нескольких семей складывается селение или род, а из всех селений или родов образуется государство. Государство, по Аристотелю, является высшей формой общения, включающей в себя все другие образования и формы общения. Оно «появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради блага жизни». Последователями патриархальной теории: Роберт Филмер (Англия, 17 век), Николай Михайловский (Россия, 1842 - 1904). Патриархальная теория получила современное преломление в идее государственного патернализма, то есть заботы государства о своих гражданах и подданных в случае наступления неблагоприятной ситуации - болезни, инвалидности, безработицы. Позитивным является также и то, что ее сторонники призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку, а это возможно только в обществе, построенном по типу семейных отношений. Договорная (естественно-правовая) теория зародилась в V-VI вв. до н.э. в учениях софистов Древней Греции. Они считали, что государство создается людьми на основе добровольного соглашения для обеспечения общего блага. Эта теория основывалась на двух главных положениях: до возникновения государства и права люди жили в условиях так называемого естественного состояния; государство возникает в силу заключения общественного договора. Договорная теория - предполагает социальное предназначение государства - в основе создания государства лежит общественный договор, люди для обеспечения естественных прав соглашаются создать государство. Если договор заключается между уже правящими и остальной частью населения, то это договор подчинения; если между населением, то – договор объединения. Договорная теория выражается в естественно-правовой теории или в теории естественного права. Своѐ развитие получила в 17 –18 веках, хотя истоки этой теории находятся в трудах еще мыслителей древней Греции 5-4 век до н.э. Наиболее известными представителями были: Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев, Спиноза. Согласно договорной теории государство – результат общественного договора о правилах совместного проживания. До появления государства люди находились в так называемом естественном состоянии, под которым подразумевается либо свобода и равенство всех членов общества (Локк), либо война всех против всех (Гоббс), либо всеобщее благоденствие – Золотой век (Руссо). Каждый человек обладал определенной суммой неотъемлемых естественных прав, полученных от Бога или от природы. В то же время в догосударственном обществе не было власти способной защитить человека и гарантировать его естественные права. Поэтому чтобы защитить человека, гарантировать ему его естественные права и нормальную жизнь люди заключили между собой договор, своеобразное соглашение о создании государства, передав ему как органу представляющему их общие интересы часть своих прав. Достоинство данной теории: она провозгласила народ источником государственной власти, принадлежность суверенитета народу. Правители являются лишь уполномоченными народа, могут быть смещены по воле народа и обязаны отчитываться перед ним. Теория носит демократический характер, т.к. исходит из того, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения, люди равны между собой, и каждый ценен для общества. Теория насилия возникает в 19 веке в Германии в двух вариантах как теория внутреннего насилия (государство возникает в результате насилия одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству) и теория внешнего насилия (государство возникает в результате завоевания одного племени или народа другим, Государство – аппарат подавления порабощенного народа и поддержания необходимого для завоевателей порядка; с этой же целью создается и право). Данная теория объясняет возникновение государства результатом действия военно-политического фактора – завоеванием одних племен другими. Победители стремятся с помощью государства утвердить свое господство и заставить побежденных подчиняться себе (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский). Расовая теория – люди вследствие их физической и психической неравноценности образуют высшие и низшие расы. Высшая раса является создателем цивилизации, призвана господствовать над низшими расами, а поскольку последние не способны управлять делами, то представители высшей расы господствуют над ними. Они и создали государство как организацию управления низшей расой и как продукт цивилизации, поскольку неполноценные народы не могут иметь своей цивилизации (Ж. Габино, Ф. Ницше). Марксистская теория (классовая, экномическая) возникла в 19 веке, основоположники Маркс и Энгельс (труд «Происхождение семьи, частной собственности и государства»), развитие в трудах В.И. Ленина. Главным положением марксистской теории является учение о социально-экономической формации, основанной на конкретном способе производства и соответствующих формах собственности. Способ производства определяет политические, социальные, духовные и иные процессы в обществе. Надстроечные явления – политика, право, юридические учреждения зависят от экономической структуры общества, но в то же время обладают некоторой самостоятельностью. Согласно марксистской теории государство возникло в силу экономических причин – общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на противостоящие классы. Советская наука и наука других социалистических стран считала эту теорию единственно правильной. С точки зрения марксистской теории государство возникает как результат общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на классы и борьбы между ними. Эта теория рассматривает возникновение государства и права как естественный исторический процесс, развивающийся по своим собственным законам. С точки зрения марксистской теории развитие экономики в первобытном обществе привело к трем крупным общественным разделениям труда (выделение пастушьих племен, отделению ремесла от земледелия, появление купечества) послужившие появлению частной собственности, расколу общества на антагонистические классы и к классовой борьбе. Государство, а вместе с ним и право создаются экономически господствующим классом (эксплуатирующим), который при помощи государства становится и политически господствующим, приобретая мощные средства для подавления, угнетения, удержания в повиновении эксплуатируемых классов. Основоположники марксизма оценивали факт явления государства положительно, но считали, что, выполнив свою миссию, государство постепенно отомрет вместе с исчезновением классов. Психологическая теория – истоки психологической теории были заложены в Древнем Риме. Как полагал Цицерон, люди объединились в государство в силу врожденной потребности жить вместе. Психологическое объяснение причин возникновения государства давал Н. Макиавелли. Он исходил из того, что образование и устройство государства является «актом единичной, властвующей над государством воли». Родоначальник психологической теории - Л.И. Петражицкий. Он объяснял появление государства особыми свойствами человеческой психики, в том числе стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни. Поэтому государство и право порождаются эмоциями и переживаниями людей, а не материальными условиями жизни. Государство – итог психологической потребности человека в поиске авторитета, которому можно было бы подчиниться; государство порождается эмоциями и переживаниями людей, а не материальными условиями жизни. Причины возникновения государства – определенное состояние психики людей: постоянная зависимость первобытных людей от авторитета вождя, колдунов или шаманов, страх перед их магической силой привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно. Оценивая эту теорию, следует сказать, что те или иные свойства психики людей (например, эмоциональное восприятие государственно-правовой действительности), имеют важное значение, но не являются решающими в причинах возникновения государства. Потестарная (кризисная) теория – утверждает, что государство не было навязано обществу извне; оно возникает объективно, в силу внутренних потребностей организации жизни общинников-землевладельцев и перехода первобытнообщинного общества от присваивающей экономики к производящей, в результате изменения материальных условий жизни общества. Образование государства шло постепенно, в течение длительного времени. Становление и развитие классов и государства идет параллельно, поскольку не только классы вызвали появление государства, но и само государство стимулировало появление классов. Раннеклассовое общество защищало интересы всего общества, всех его слоев; позже проявилась классовая природа государства. Органическая теория – переносит законы природы на человеческое общество. Патримониальная теория – государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется на проживающих на ней людей; так складывается феодальный сюзеренитет (Галлер). Ирригационная теория – возникновение государства обусловлено необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Государство выступает как организатор масштабных работ. Собственно демократический. · реальное воплощение прав и свобод человека и гражданина; · максимальное использование в политической жизни демократических институтов (митингов, шествий, петиций); · принятие решений по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства; · поощрение местного самоуправления и строгое разграничение компетенции центра и мест; · верховенство закона, высокая правовая культура; Антидемократические режимы: 1. Тоталитарный a. Левый тоталитаризм (коммунизм) b. Правый тоталитаризм (фашизм(Италия) и национал социализм(германия)) c. Религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм) 2. Авторитарный Отличие авторитарный от тоталитарного – жесткий контроль в полит. сфере, а во всех остальных может быть полное послабление и может быть многопартийность, но не оппазиционная. Черты тоталитарного режима - всеобъемлющий контроль государства над населением с применением насилия или угроз его применения. Некоторые ученые различают политический и государственный режимы. Так, доцент В.Н. Хропанюк писал: «Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим - понятие более широкое, поскольку включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов)». Другие ученые, например профессор В.В. Лазарев и доцент С.В. Липень, полагают, что эти термины имеют одно и то же явление. Морозова Л.И. данный компонент формы государства видит как государственно-правовой режим, который выражает особенности функционирования государственного механизма. С точки зрения Матузова Н.И. и Малько А.В. «Политический (государственный) режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти». В данном понятии доминирующим словом является политический, а не государственный, что придает режиму большую значимость и широту определения. Сырых В.М. рассматривает только термин «политический режим», под которым понимает приемы, способы осуществления государственной власти и предоставляемая гражданами мера их свободы, активного участия в политической, экономической, социально - культурной и иных сферах. М. Ориу считает, что: «Под государственным режимом понимается совокупность используемых стоящими у власти группами, классами или слоями общества методов и способов осуществления политической власти». Государственный режим выступает как реальное проявление организационно оформленной власти, как процесс ее функционирования. Согласно одной точки зрения (Матузова Н.И. и Малько А.В., Морозова Л.И.), понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождественные. По мнению других авторов, понятия «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», поскольку включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений. Проанализировав богатый понятийный аппарат государственного режима, можно сделать вывод, что в теории государства и права вопрос терминологии режима является дискуссионным и ученые на этот счет не имеют единого мнения. Таким образом, государство является единственно полновластной организацией на территории страны. Другие субъекты политической системы не обладают подобными свойствами и полномочиями. Их власть распространяется только на членов данного объединения, они не обладают государственным суверенитетом. Континентальная модель. К представителям конт. модели можно отнести системы соц. защиты, сложившиеся в таких странах, как Германия, Франция, Австрия и Бельгия, которые затрачивают относительно много средств на соц. защиту. Конт. модель акцентируется на предоставлении пособий. Роль гос-ва здесь в первую очередь - выдача пособий получателям, а не организация соц. услуг. Скандинавская модель. Наиболее типичными представителями сканд. модели являются Швеция, Финляндия, Дания и Норвегия. Доля соц. расходов в этих странах очень высока. Центральный элемент сканд. модели - это широкая сеть общ. услуг. В отличие от конт. модели здесь гос-во явл. главным производителем соц. услуг. Услуги (образование, здравоохранение, забота о детях и престарелых) в большинстве случаев организ-ся муниципалитетом. Муниц. автономия всегда была важна в скандинавских странах. Британская модель. Британская модель хар-ся примерно равным распределением расходов на соц. обеспеч-е между частным сектором, основными эл-ми которого являются предприятия и домашние хоз-ва, и гос-вом в лице центрального правительства и местных органов власти. Помимо Великобритании данная модель нашла применение в Италии, Португалии и Люксембурге. Ценность права. Профессор Алексеев: право - это не только необходимость, но и социальное благо, социальная ценность. Оно обладает рядом высокозначимых свойств - общеобязательностью, нормативностью, высокой обеспеченностью. По мнению Алексеева, право обладает: 1. социальной ценностью: а) право может обеспечивать устойчивый порядок в общ. отнош-ях; б) позволяет достигнуть определенности, точности в самом содержании общ. отнош-й - гл. роль принадлежит формальной определенности права; в) позволяет достичь гарантированного рез-та, что обеспечивается опорой права на гос. принуждение. 2. инструментальной ценностью: а) право может использоваться как регулятивный инструмент разными субъектами: гос-вом, церковью и т.д. б) устанавливает систему типового поведения и действий, выступает главным инструментом обеспечения организованности общественной жизни. 3. собственной ценностью: право - это глубинный элемент культуры, который вбирает в себя важнейшие соц. ценности общества. Также право выражает важнейшие общечеловеческие ценности - свободу, справедливость и равенство людей. Нормативный правовой акт (НПА): понятие, признаки, виды НПА - главный источник права. Принятие данных актов относится к монопольному праву государства, а сами акты составляют иерархическую систему. Характерные признаки НПА: • Письменная форма; • Содержание норм права, то есть правил поведения; • Исходят от государства; государственных органов и должностных лиц, наделенных правом правотворчества; • Особый порядок принятия, называемый «правотворческий процесс»; • Иерархическая подчиненность. Иногда право в целом сводят к законодательству (совокупности НПА). НПА - наиболее удобная и совершенная форма права, так как наиболее эффективно сохраняет и доводит до адресата правовую информацию. От НПА следует отличать ненормативные, или индивидуальные, которые принимаются на основе НПА, адресуются конкретным лицам ил органам, издаются по оперативным вопросам и прекращают свое действие с исполнением данного индивидуального акта. Ненормативные акты - указы Президента РФ о назначении министров, послов в другие страны, награждении орденами и медалями, присвоение почетных званий; индивидуальные акты - приговоры суда, приказы руководителей управленческих органов. В зависимости от юридической силы НПА: • Законы; • Подзаконные акты. Закон - это НПА, принятый всенародным голосованием (референдумом), либо высшим представительным (законодательным) органом государственной власти (Дума), регулирующий наиболее значимые общественные отношения и обладающий наивысшей юридической силой в правовой системе. 1. По юридической силе законы могут быть: 1. Конституция РФ - основной закон РФ, обладающий высшей юридической силой и прямым действием; система норм права, имеющих высшую юридическую силу и регулирующая основы организации и деятельности государственной власти, еѐ территориальную организацию, а также отношения между человеком и государством. Может существовать как в писаной, так и неписаной форме, то есть либо в виде единого кодифицированного акта, либо в виде совокупности НПА, судебных прецедентов и правовых обычаев; 2. ФКЗ РФ - существуют с 1994 года, принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и 3. Закон РФ о поправке к Конституции РФ - ни разу не принимался - возможность его принятия установлена в постановлении КС РФ от 31.10.1995 «О толковании статьи 136 конституции РФ». 4. ФЗ РФ (ординарные) - основной вид закона РФ - принимаются по менее важным вопросам и не могут противоречить конституции и конституционным законам - принимается ГД и СФ - не могут противоречить ФКЗ (часть 3, статья 76); статья 105 - ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятые Госдумой ФЗ в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. ФЗ считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более 1/2 от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего ФЗ подлежит повторному рассмотрению Госдумой. В случае несогласия Госдумы с решением Совета Федерации ФЗ считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы. Президент РФ имеет право вето на ФЗ. 2. По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться: • ФКЗ - по вопросам, предусмотренным Конституцией. • Закон РФ о поправке к Конституции РФ; • ФЗ (о выборах президента 10.01.2003, о гражданстве 31.05.2002, о СМИ 27.12.1991, о полит. партиях 11.07.2001); 3.По территориальному признаку: • федеральные законы; • законы субъектов РФ - принимаются законодательными органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных органов субъектов РФ, а также конституциями (уставами) субъектов РФ. 4.По возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом РФ • ФКЗ - президент не обладает отлагательным вето; • ФЗ - президент обладает отлагательным вето. Подзаконные акты имеют меньшую юридическую силу, принимаются, в основном органами исполнительной власти и не должны противоречить законам (указы Президента, акты Правительства, министерств, государственных комитетов, федеральных служб). Подзаконные НПА подразделяются (в зависимости от круга адресатов и принимающих органов) на следующие виды: · внешнего действия - имеют достаточно широкий круг адресатов и принимаются, как правило, такими органами как президент и правительство (нормативные указы Президента и постановления Правительства); · внутреннего действия - имеют значительно более узкий круг адресатов (работники министерства или ведомства) и принимаются органами отраслевого управления (инструкции и приказы). Указы Президента - обязательны для исполнения на всей территории страны, не должны противоречить Конституции и ФЗ. Постановления Правительства - издаются на основании и во исполнение Конституции, ФЗ, нормативных указов президента и не могут противоречить им. Ведомственные акты - издаются министерствами, государственными комитетами, федеральными службами в пределах их компетенции и регулируют внутриведомственные отношения. Издание актов органов исполнительной власти субъектов РФ, глав администраций (губернаторов, мэров), местных, муниципальных и иных органов производится в пределах полномочий каждого органа или должностного лица, и они не могут противоречить актам, которые по юридической силе стоят выше по иерархической лестнице. Право и политика В политике принято выделять объективные и субъективные начала. К объективным началам относятся складывающиеся в определенных исторических условиях отношения между классами, нациями, государствами. Эти отношения во многом определяются: жономическим строем общества и не могут быть произвольно изменены. Каждое новое поколение людей вступает в условия уже сложившихся политических отношений классов, наций, государств. Изменить эти отношения кардинальным образом могут только революционные изменения, когда к власти приходят новые силы. Субъективные начала в политике составляет практическая деятельность классов, наций, государств, политических партий и движений, осуществляющих свои интересы, намеченные цели. В этом случае политика выступает как осознанная волевая деятельность людей и их объединений. К субъективным началам относятся и политические идеи, взгляды представителей различных социальных групп и слоев общества, отражающие их интересы и выражающие их отношение к другим социальным группам, классам, партиям, к государству и т. д. Политика как социальное явление тесно связана с государственной властью. Термин «политика происходит от греческого «полис», что означает город-государство. Аристотель (считал, что политику составляет то, что относится к государству). Многие ученые философы и политологи более позднего времени отождествляли политический строй и государство, а политику связывали с деятельностью государства. Таким образом, политика фигурирует чаще всего как государственная политика. Государственная политика проявляется в первую очередь в актах государства. Это нормативные правовые акты, а также декларации, обращения, призывы и иные официальные документы. Они принимаются от имени государства. Право и политика тесно связаны друг с другом, в их социальном назначении много общего, они оказывают взаимное влияние. Общее: 1. и право, и политика обусловлены объективными потребностями и интересами людей. 2. их социальное назначение состоит в том, чтобы упорядочиватьобщественные отношения, разрешать социальные конфликты. Различия: 1) политика охватывает более широкий круг отношений по сравнению с правом. Политика проникает во многие части надстройки и формы общественного сознания. Право регулирует менее узкий круг общественных отношений, т.е. право не исчерпывает всей государственной политики; 2) политика - более динамичное явление, чем право. Политика быстрее реагирует на новые общественные потребности и в этомплане как бы предшествует праву. Право медленнее реагирует на изменения в общественных отношениях; 3) политика имеет более разнообразные формы и методы выражения, чем право. Право имеет строго определенную форму выражения (закон, указ, и др.), а методы воздействия права на общественные отношения ограничены: диспозитивный, императивный, рекомендательный и поощрительный методы регулирования. В теории государства и права сложились 2 подхода к трактовке соотношения политики и права: Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 752; Нарушение авторского права страницы