Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лекция 8. Направления христианства: православие, католичество, протестантизм



План лекции:

1. Разделение Церквей Востока и Запада: разные богословские позиции.

2. Православие и католичество: догматические, культовые, экклезиологические различия

3. Реформация и возникновение протестантизма.

Основные понятия: догматы, культ, эклессиология, церковь, монашеский орден.

В 1054 году произошло разделение западной и восточной церкви. Возникли восточная – православная церковь и западная – католическая церковь. Прежде всего, необходимо отметить, что православные, характеризуя события 1054 года, когда распалось единство христианства, используют термин «разделение церквей», а католики оценивают как «отпадение Востока от католического единства, его не разрушившее окончательно» В большинстве учебников по истории религий, в учебниках по полемическому богословию, мы находим следующие различия между католичеством и православием.

Между церквями существовало различие в понимании догматов.

Первое. Римско-католическая церковь в Никео-Константинопольский Символ Веры внесла догмат о филиокве. Филиокве – догмат, признающий исхождение Святого Духа и от Бога Отца и от Бога Сына.

Второе различие догматического характера представлено учением о чистилище. Чистилище – промежуточная инстанция между раем и адом, где души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощеные при этом смертными грехами, пребывают в очищающем огне.

Третье догматическое различие католичества от православия - это особое почитание Божьей Матери и признание догматов о Её Непорочном Зачатии матерью Анной (принят в 1854г.) и Ее телесном вознесении на небо (принят в 1950г.).

Важными догматическими различиями являются также учение о «сверхдолжных заслугах» святых перед Богом. Эти заслуги составляют сокровищницу, которой Римско-католическая церковь может распоряжаться по своему усмотрению. Отсюда выводится практика индульгенций – отпущения грехов, продаваемых церковью из этого священного фонда.

Важным догматическим отличием является добавление догмата о непогрешимости папы римского на Первом Ватиканском Соборе 1870 г..

Культовые различия.

В частности, употребление западными христианами в Евхаристии неквасного хлеба, крещение через одно, а не три погружения, и тому подобные вопросы. Католиков православные называли азимитами или «опресночниками». Восточные христиане использовали дрожжевой хлеб и выдвигали следующие доводы против использования неквасного хлеба: 1) использование опресноков – обычай иудейский; 2) оно противоречит истории, а именно свидетельству, зафиксированному в синоптических Евангелиях (Иисус брал «хлеб»); 3) его символическое значение - от «смерти», а не от жизни, ибо закваска в тесте – это как душа в теле. Армяне также употребляли опресноки, выражая этим монофизитское положение о божественной природе Иисуса и отказ от его человечности. Согласно представителям восточного христианства хлеб должен быть одушевленным, символизировать полноту обладания живыми энергиями.

Литургические и канонические обычаи. Среди них целибат в противоположность женатому духовенству в восточном христианстве, выполнение конфирмации (миропомазания) только епископами, пост по субботам, которого нет в православии.

4. Разные экклесиологии (в богословских работах часто встречается экклезиология).Экклесиология является важной частью вероучения христианских церквей, так как и Православные церкви, и Римско-католическая церковь основаны на идее, что церковь есть тело Христова, и вне церкви нет спасения.

Как показывает анализ религиоведческой и богословской литературы, а также экуменические диалоги в ходе XX века между РПЦ и Римско-католической церковью, главным непреодолимыми преградами на пути к восстановлению единства христианских церквей, а, следовательно, и главными различиями между православием и католичеством явились упомянутый уже догмат об исхождении Святого Духа (филиокве) и экклесиологические разногласия по поводу церковного устройства.

Экклесиология Римско-католической церкви связана с следующими ключевыми идеями. В католическую экклесиологию заложена идея вселенскости (католичество от греч. katholicos – всеобщий, вселенский) как универсального единства всех во Христе, что на земле выражается в единстве всех под властью папы римского как наместника Христа. Идея единства в экклесиологии Римско-католической церкви выражена наиболее ярко и полно по сравнению с другими христианскими церквями, а также идея единоначалия в лице папы как главы всей Католической церкви.

Обоснование первенства Католической церкви среди других христианских церквей и её главы папы осуществляется тезисом об апостольском наследовании первенства Римско-католической церкви от апостола Петра. Его преемниками западное христианство считает римских пап. После длительной эволюции это положение нашло своё окончательное выражение в принятом на Первом Ватиканском соборе в 1870 г. в принятом на нем догмате о непогрешимости папы в делах веры. Соответственно, церковь представляет собой иерархию епископов и священников во главе с папой. Важная роль в Католической Церкви принадлежит кардиналам, которые составляют привилегированный слой духовенства. В 1059 г. декрет Папы Николая 2 (1059-1061), согласно которому коллегия кардиналов получила право выбора папы. На сегодняшний день кардиналов в Римско-католической церкви около 150. Они назначаются папой и образуют во главе с папой священную апостольскую коллегию. Они помогают папе в различных направлениях деятельности Католической церкви – римских конгрегациях. Девять конгрегаций составляют Римскую курию: Конгрегация вероучения, Конгрегация по делам епископов, Конгрегация по делам духовенства, Конгрегация восточных Церквей, Конгрегация богослуженяи и таинств, Конгрегация евангелизации народов, Конгрегация католического образования. Конгрегация канонизации святых, Конгрегация по делам монашеских орденов и светских институтов. Среди кардиналов выделяется камерленго – управляющий двора папы Римского, распоряжается доходами и собственностью Св. Престола. В случае смерти папы он становится временным руководителем коллегии кардиналов, собирает конклав и осуществляет управление делами до избрания папы. Римский папа избирается конклавов кардиналов моложе 80-ти лет. В целом, в католичестве церковное управление осуществляется посредством епископов. Епископ возглавляет диоцез – сообщество католиков той или иной территории. Как правило, границы диоцеза совпадают с границами стран или административных единиц внутри государства.

Таким образом, если католики через апостола Петра обосновывают первенство Римско-католической церкви и римского папы, то в православии «престол Петров» принадлежит в каждой Поместной Церкви епископу. Соответственно Православная церковь включает в себя различные поместные церкви, которые пользуются широким самоуправлением и сами избирают своих предстоятелей – патриархов и называются автокефальными. Такой поместной церковью является и Русская православная церковь (РПЦ). Единая православная церковь, включающая поместные церкви, не может управлять одним человеком, её главой православные христиане считают самого Христа. Важнейшие вопросы церковной жизни решаются на Вселенских Соборах, где собираются представители всех поместных церквей. Последний собор, который Православная церковь признала Вселенским, проходил в Никее в 783-787 гг. Вопросы жизненно важные для поместных церквей, решаются на Поместных соборах – собраниях представителей епархий. Поэтому, для Православной церкви фундаментальным принципом церковной организации является соборность, т.е. согласие епископов, а не авторитет какого-то одного епископа. Избрание патриарха осуществляется Поместным собором.

Кроме указанных различий в церковной организации, принципах церковной жизни, важно указать на функционировании в составе Римско-католической церкви католических монашеских орденов, которые сыграли большую роль в истории Католической церкви. Эти ордена вели активную миссионерскую и просветительскую деятельность. Среди них орден бенедиктинцев, основанный в VI веке св. Бенедиктом Нурсийским, орден францисканцев, основанный в XIII веке Франциском Ассизским, доминиканский орден, основанный в 1215 г. св. Домиником, в его ведении находилась инквизиция. Особая роль принадлежит ордену иезуитов, который был основан как орудие против Реформации в 1534 г. св. Игнатием Лойолой. Иезуиты отличались особенно активной миссионерской и просветительской деятельностью во всех уголках мира, организовывали иезуитские школы.

Католическая церковь на протяжении всей своей истории вела активную миссионерскую деятельность. Еще до называющейся даты раскола единой Церкви в 1054 году одним из спорных вопросов между Римом и Византией была миссионерская деятельность среди славянских народов. В частности речь шла о Моравии и Болгарии, которые в результате, как известно, были христианизированы миссионерами от Византии Кириллом и Мефодием.

Принятие православного христианства на Руси официально произошло в 988г. великим князем Владимиром. Причины принятия православия были политические (союз с византийской империей), но постепенно православие органично вошло в жизнь русского народа и стало частью национальной идеи (самодержавие, православие, народность). В XIV – XVI вв. Разрабатывалась идея о преемственности христианского царства Москвой. Константинополь пал под ударами турков, Византия становилась мусульманской страной, частью Османской империи (ныне Турция). В России возобладала идея, разработанная старцем Филофеем – «Москва – Третий Рим». Иван IV Грозный венчался на царство с гербом, у которого были «две главы»: царь и патриарх. В истории православия на Руси особенно значимым моментом были реформы патриарха Никон, которые ознаменовали раскол церкви, продолжающийся до сих пор. Власть патриарха Никона во времена правления Алексея Михайловича достигла размеров царской власти. Алексей Михайлович пожаловал ему титул «великого государя», как русским царям. Суть реформ Никона заключалась в приведениив соответствии русского православного культа с греческими образцами. Проведены следующие реформы. Первое: исправление церковных книг, за образец брались современные ему греческие тексты. Второе: замена земных поклонов поясными. Третье: изменение имени «Исус» на «Иисус». Четвертое: изменение обрядности и богослужения. В частности, двуперстие заменено на троеперстие, двукратная «Сугубая аллилуйя» заменена на трехкратную, произошли изменения в литургии, допускалась вместо восьмиконечного использовать шестиконечный крест. Данные реформы вызвали сопротивление как мирян так и духовенства. Протопоп Авакуум возглавил сторонников старой веры, которых стали называть старообрядцами или староверами. Произошел раскол церкви. Старообрядцы преследовались официальной православной церковью, но стойко держались и до сих пор являются приверженцами старых образцов. Старообрядчество делится на отдельные течения и толки: беспоповцы, безбрачники, нетоверы и др. И только в 1971 г. был сделан шаг к преодолению раскола русской православной церкви. На поместном соборе Русской православной церкви признано, что старые обряды «равночестны» послереформенным, то есть каноническим. Следующий раскол в Русской православной церкви произошел после установления советской власти. Часть эмигрировавших священнослужителей организовали ВРЦУ (временное церковное управление) за границей. Оно выступало за востановление в России монархии и не разделяло лояльности к советской власти со стороны русской православной церкви непосредственно в России. Карловацкий синод заявил о разрыве канонических отношений с Русской Православной Церковью.

Для католической церкви на протяжении всей ее истории характерна особая роль папы римского, что закреплено в догмате о непогрешимости папы римского. После падения Западной Римской империи папа римский стал главой духовной и политической жизни в Западной Европе. Папа обладает верховной властью, созывает соборы и синоды, рукополагает кардиналов и епископов, провозглашает догматы. Ему помогают кардиналы. На территории государства Ватикан пап римский обладает полнотой законодательной и исполнительной власти. В католической церкви считается, что первым епископом католическим был святой Петр, апостол Христа. В католической церкви также семь таинств, церковный год сходен с православным, совпадают даты основных праздников, события земной жизни Иисуса Христа и Божьей Матери. Отличие в том, Латинская церковь пользуется григорианским календарем (новый стиль), а православная церковь – юлианским (старый стиль). Разница составляет 13 дней. Например, Рождество у католиков 25 декабря, а у православных 7 января. Особый период в истории католической церкви – крестовые походы, которые осуществлялись рыцарскими орденами. На церковном соборе в 1095 г. папа Урбан II провозгласил первый крестовый поход в Иерусалим с целью освобождения Гроба Господня. Всего было четыре крестовых похода, во время которых возникли рыцарские ордена. Рыцари давли три обета: целомудрия, бедности и послушания. Например, орден тамплиеров ( от французского «храм») был основан после первого крестового похода в 1118-1119 г. под руководством Хуго де Пейне. Этот орден владел землями в Иерусалиме, имел собственный флот, ссужал деньги монархам. После преследований королевской власти и сожжения великого магистра ордена, часть рыцарей перешла в Португалию, в орден рыцарей Христа. Разные масонские ложи ведут свое происхождение от тамплиеров. Весьма интересна история другого рыцарского ордена – ордена иоаннитов или госпитальеров. Данный «Орден всадников св. Иоанна Иерусалимского» имел целью защиту паломников и уход за раненными. Орден владел землями в Палестине, южной Франции. Госпительеры создали на Мальтийском архипелаге свое собственное суверенное государство во главе с великим магистром. Сейчас этот орден известен как мальтийский орден. Знаменитыми орденами являются орден доминиканцев и орден францисканцев. Они возникли в борьбе с ересью альбигойцев и катаров, которые считали ненужным почитать крест, храмы, иконы, выступали за суровую аскезу, отрицали учение о смерти и воскресении Христа. В борьбе с этими ересями возник институт инквизиции («расследование»).

31 октября 1517 г. знаменует новый этап в истории католической церкви. Мартин Лютер ( 1483-1546) университетский профессор богословия вывесил на воротах храма свои «95 тезисов», где говорилось, что повседневная практика церкви подрывает саму идею спасения, в частности практика индульгенций, взяточничество, незаконная торговля. Лютер был отлучен от церкви, но сжег папскую буллу. Мартин Лютер начал движение Реформации, которое привело к расколу католической церкви и образованию протестантской церкви. Реформация выдвинула три основных принципа, которые легли в основу протестантизма. Первый принцип – «Только Библия» провозглашает авторитет только Священного Писания-Библии. Католическая же церковь признавала еще церковное Предание, куда входили труды отцов церкви, постановления соборов. Второй принцип – «Только благодать». Спасение достигается только личной верой. Уверенность в спасении – важная черта протестантизма. У католиков для спасения необходимы посредничество церкви, добрые дела. У протестантов церковь и добрые дела – следствие, подтверждающее спасение. Третий принцип – священство всех верующих без посредников. Протестанты отрицают противопоставление мирской жизни и священническое служение. Все законные занятия есть божественное призвание. Перед Богом все равны: мужчины и женщины, миряне и священники. Протестантизм отказался от института монашества. Протестанты отрицают власть папы и всякое посредничество: Девы Марии, заступничество святых, таинства, которых не было во времена Христа. В качестве таинств, признаются только два: крещение и евхаристия. Они не верят в чистилище, в действенность молитв за умерших, выступают против целибата. Нет святой воды, святых мощей, почитания икон.

В течении XVI в. Библия была переведена на все европейские языки. Протестанты выступали за общедоступность Священного Писания. Согласно протестантизму форму вероисповедания выбирает сам человек. Поэтому, в протестантизме существует множество деноминаций. XVI в. – возникли деноминации евангелистов, лютеран, кальвинистов, арминиан, пресветериан, цвинглиан, анабаптистов, пуритан, меннонитов, англикан. XVII - XVIIIвв. Возникли следующие деноминации: квакеры, баптисты, пиетисты, методисты, унитариане. XIX в. – адвентисты и Армия спасения. XX в. – пятидесятники, Движение святости и др. Например, лютеранство. Основа доктрины лютеран составляет Аугсбургское вероисповедание – Символ Веры лютеран (составили Ф. Меланхтон и М. Лютер), а также «Катехизис», составленный Лютером. Главный догмат – догмат о предопределении: избранными считаются те, кого Бог предопределил к спасению, а отверженные те, о которых он предвидел, что они не уверуют. Человека спасает только личная вера в Бога, а не заслуги и добрые дела в пользу Церкви. Лютеранство отвергает таинства, которых нет в Библии, остались крещение и евхаристия. Отрицается исповедь и прощение грехов, прощение достигается только раскаянием. Христианин должен утверждать Христа всей своей повседневной жизнью, личной святостью, чуткостью к нуждам других людей. Также лютеранство четко разграничивало религию и государство. Остальные деноминации разделяли вероучение протестантизма, внося какие-либо свои уточнения. Например, анабаптисты или «перекрещенцы» считали, что креститься должны взрослые люди осознанно, а не младенцы. Писание должно быть истолковано не церковными лидерами, а собранием верующих, в котором каждый может говорить и слушать. В кальвинизме преобладает учение о предопределении верующих к спасению волей Божьей, господствует жесткий детерминизм и регламентация повседневной жизни верующих. У меннонитов добавлялся отказ от любых клятв, в том числе от воинской присяги. У квакеров преобладала идея мистического опыта. Нет необходимости ни в обрядах, ни в таинствах, ни в богослужении, ни в церковной иерархии. Методисты верили в возможность духовного возрождения каждого с помощью постоянной методичной дисциплины в духовных упражнениях. Таким образом, для протестантизма были характерны отказ от многих религиозных символов, обрядов, таинств, любого посредничества.

Выводы:

Православие и католичество, разделившиеся официально в 1054 году, хотя процесс разделения шел с IX века, имеют отличия в понимании догматов, культовые особенности, различную эклессиологию (административное устройство церкви). История католичества привела в XVI в. к Реформации и возникновению протестантизма, который в процессе критики католической церкви пришел к собственному пониманию догматов христианства. Протестантизм допускал толкование Библии членами общины, делал акцент на личной вере каждого и выборе каждым формы вероисповедания. Поэтому, в протестантизме мы находим множество деноминаций.

Методические рекомендации к лекции:

Обратите внимание на догматику христианства, постарайтесь запомнить основные положения. Уясните себе догматическое различие православной и католической церкви, а также отличие в отправлении культа. Запомните основные вехи истории христианства, обратитесь к дополнительной литературе. Акцент сделайте на принципиальное отличие протестантизма от других направлений христианства.

Ислам

  1. Ислам. Формирование ислама в качестве мировой религии.
  2. Основы мусульманского вероучения. Коран и сунна.
  3. Шиизм и Суннизм.
  4. Суфизм.

 

Пророк Мухаммед. Становление ислама. Начало проповеди. Основы вероучения ислама были заложены реальной исторической личностью, жизненный путь которого хорошо известен. Мухаммед родился в Мекке в 570 г. в небогатой, но близкой по родству к мекканской знати семье. Он происходил из рода хашим, входившего в состав влиятельного среди арабов племени курейш. По представлению мусульман, Мухаммед – пророк Аллаха и его посланник, через которого был передан людям текст Корана.

Мухаммед рано остался сиротой. Его отец умер во время торговой поездки до рождения сына, еще через несколько лет умерла его мать. Поэтому ребенком будущий основатель нового вероучения воспитывался в доме своего деда Абд аль-Муталлиба, а затем у дяди – Абу Талиба. С детства Мухаммеду приходилось работать – он пас скот, участвовал в торговле, несколько раз отправлялся с караванами в дальние странствия. В юности Мухаммед нанялся вести торговые дела богатой мекканской вдовы Хадиджи, на которой вскоре женился, несмотря на значительную разницу в возрасте. Согласно сохранившимся сведениям, Мухаммеду было 25 лет, а супруга была старше его на 15 лет. Хадиджа родила ему трех сыновей, скончавшихся еще в младенчестве, в том числе Касима, а также четырех дочерей. Однако только одна дочь – Фатима – пережила отца и оставила потомство. Пока Хадиджа была жива, Мухаммед не брал себе других жен.

Мухаммед не умел читать и писать, однако духовные поиски заставляли его искать путь к истине через размышления и уединение. Его привлекала мудрость учений, рассказывающих об устройстве мира и нравственных заповедях. Еще в молодости Мухаммед познакомился с учениями иудеев и христиан. Были знакомы ему и идеи ханифов, веривших в единого Бога.

Предания о жизни пророка сообщают, что он любил в одиночестве отправляться в расположенные неподалеку от Мекки горы, где проводил время в размышлениях о смысле жизни и природе мироздания. Когда Мухаммеду было около 40 лет, во время одного из периодов уединения ему стали являться видения, затем свыше раздался голос, возвестивший о том, что он избран посланником Бога. Мухаммеда сильно напугали этот голос и само сообщение. Но вслед за первыми словами последовал приказ: «Читай! » Мухаммед ответил, что не умеет читать. Неведомая сила сдавила грудь Мухаммеда. Он смог лишь вновь промолвить, что не может читать. Но голос строго потребовал от него: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил человека! » Это ангел Джабраил настойчиво призывал к чтению. И только тогда посланник Всевышнего смог начать чтение. Слова, которые он читал, были записаны не обычными буквами на бумаге – они были запечатлены в сердце пророка. Мухаммед понял, что на него возложена великая миссия. Он ощутил неведомый прилив сил и понял, что именно ему Всевышний велит донести миру книгу мироздания.

Согласно мусульманской традиции, Аллах передавал содержание Корана Мухаммеду через ангела Джабраила в течение более тридцати лет. Отдельные суры и аяты были ниспосланы через видения, являвшиеся пророку главным образом по ночам. Первое такое видение случилось в ночь с 26 на 27 число месяца Рамазан, и в память о нем мусульмане отмечают этот день как особую дату, получившую название Ляйлят аль-Кадр («Ночь предопределения»). Считается, что в эту ночь Аллах принимает решения о судьбе каждого мусульманина, учитывая его желания. Поэтому у верующих принято проводить эту ночь в мечети, читать Коран и просить Аллаха о выполнении своего желания.

Первоначально Мухаммеда пугали начавшиеся откровения, лишь затем он осознал, что избран Всевышним в качестве посланника и пророка, чтобы нести людям слово Божье.

Первые откровения, которые Мухаммед пытался передать своим соплеменникам, провозглашали величие единственного и единого Бога Аллаха, отвергали распространенное в Аравии многобожие, предупреждали о грядущем воскрешении мертвых, судном дне и наказании в аду всех, кто не верует в Аллаха.

Проповеди Мухаммеда поначалу были восприняты в Мекке с недоверием и насмешкой, однако постепенно вокруг него собралась сплоченная группа сторонников, среди которых были выходцы и из знатных родов, и из низших слоев общества, включая рабов.

Среди первых последователей ислама были жена Мухаммеда Хадиджа, поверившая в пророческую миссию супруга, племянник Али и вольноотпущенник Зейд, считавшийся приемным сыном Мухаммеда. Среди приверженцев новой религии были и курейшиты, в том числе знатные мекканцы – Абу Бекр, Омар и Осман, впоследствии ставшие халифами (преемниками пророка Мухаммеда).

Рос авторитет Мухаммеда среди горожан, увеличивалось количество его последователей. В связи с этим мекканская верхушка, которая боялась потерять власть, начала преследовать и притеснять сторонников пророка – мусульман. Однако Мухаммед находился под защитой своего рода и его главы Абу Талиба. В то же время многие из мусульман, спасаясь от гонений, уехали из Мекки в Эфиопию.

В своих проповедях Мухаммед нес соплеменникам слово о божественной мудрости, единстве и величии Бога, его всемогуществе и милости. При этом Мухаммед приводил в качестве примера знаменитые истории о пророках, направленных в этот мир Всевышним, и о жизни древних народов, исчезнувших с лица земли. Многие из этих историй были знакомы слушателям из священных книг религий, предшествовавших исламу. Этим пророк показывал, что Бог всегда стремился донести до человечества истину о мироздании и вере, хотя люди не всегда принимали ее либо понимали неверно.

Разногласия между последователями Мухаммеда и мекканцами то сглаживались, то усиливались. Около 620 г. стороны даже были готовы пойти на компромисс. Распространились слухи о том, что Мухаммед якобы согласился признать особое положение при Аллахе почитаемых среди арабов богинь – ал-Лат, аль-Уззы и Манат, а мекканцы в ответ на это готовы признать пророческую миссию Мухаммеда и первенство Аллаха среди богов. Однако примирение, нарушавшее основополагающий принцип учения ислама – строгое единобожие, не могло быть достигнуто на таких условиях. Борьба лишь обострилась, а неприятие к последователям ислама стало более ощутимым. Тем временем в жизни Мухаммеда произошли печальные события: ушла из жизни его жена Хадиджа, умер дядя Абу Талиб. В результате пророк потерял значительную часть внутренней опоры. Более того, ставший главой рода Абу Лахаб отказал мусульманам в покровительстве.

Мухаммеду пришлось искать сторонников за пределами Мекки. Он обращался с проповедями к людям, приезжавшим в город по торговым делам, совершил в безрезультатных поисках нового пристанища поездку в город Таиф. Наконец около 620 г. он достиг соглашения с группой жителей Ясриба – крупного землевладельческого оазиса, расположенного примерно в 400 километрах севернее Мекки. Арабские племена Медины находились в состоянии затянувшихся междоусобиц, выйти из которых они надеялись с помощью влиятельного и беспристрастного посредника. В качестве такого нейтрального судьи и был приглашен Мухаммед, заслуживший признание в качестве пророка и духовного лидера.

Хиджра. В сентябре 622 г. большинство мусульман во главе со своим вождем переселились из Мекки в Ясриб. Враждовавшие с курейшитами мединцы радушно приняли миссию Мухаммеда, которого не считали чужим, поскольку его мать была родом из Ясриба. Горожане оказались более восприимчивыми к проповеди новой религии, на что повлияло и существование влиятельной иудейской общины.

Вскоре после прибытия Мухаммеда в Ясриб значительная часть населения города приняла ислам. Это был огромный успех для немногочисленной прежде общины правоверных. Поэтому переселение мусульман из Мекки в Ясриб в 622 г., получившее название хиджра, стало считаться началом мусульманского летоисчисления. В исламе принят лунный календарь, а год состоит из 355 дней – что на 10-11 дней меньше, чем в григорианском. Поэтому все даты и праздники мусульманского календаря каждый год сдвигаются вперед. А город Ясриб позже получил наименование Мадинат ан-Наби («город Пророка»), или просто Медина.

Именно здесь Мухаммед превратился из простого проповедника слова Божьего в политического лидера общины, вскоре ставшей влиятельной мировой державой. Под его властью оказалась почти вся Медина. Главной опорой Мухаммеда были пришедшие с ним из Мекки мусульмане – мухаджиры и мединские мусульмане – ансары. Мухаммед также рассчитывал заручиться поддержкой у евреев, однако они отказались признать его пророческую миссию и даже высмеивали его. Объявились противники даже среди тех арабов, которые поначалу приняли ислам, но затем отошли от этой религии. Мухаммед резко осудил действия своих оппонентов.

Полемика с иудеями и язычниками способствовала дальнейшему развитию учению ислама как самостоятельной религии. В проповедях Мухаммеда все чаще стали звучать слова об особом месте ислама и его собственной пророческой миссии, венчающей деятельность всех ниспосланных прежде Аллахом пророков.

В Медине мусульманская община сформулировала свой устав, выработала первые законы и предписания в области не только ритуала и культа, но также и повседневной жизни. Были сформулированы нравственные и правовые нормы, разрешения и запреты. Так, многоженство было ограничено четырьмя женами, определены правила ведения торговли, установлен запрет на употребление свинины и вина и т. д.

В городе была построена первая мечеть, утвердились правила культовой практики, касающиеся совершения молитвы, омовения, поста, призыва к молитве, благотворительных сборов и т. д. В проповедях Мухаммеда стали фиксироваться принципы повседневной жизни мусульман, касающиеся наследования, раздела имущества, бракосочетания. Таким образом, были заложены основы религиозного учения, ритуала и организации общины.

Одной из форм сплочения верующих и расширения круга последователей ислама с самого начала мединского периода стала борьба с мекканцами, сохранявшими приверженность языческим верованиям. Дело доходило до военного противостояния. Несколько раз жители Мекки даже осаждали Медину.

Тем временем сила мединской общины крепла. Ислам приняли многие богатые оазисы Северной Аравии, союзниками Мухаммеда становились все новые племена. Единственным крупным очагом сопротивления оставалась Мекка, однако и там появлялось все больше сторонников мусульман. В результате в 630 г. мекканцы без боя впустили войско Мухаммеда. Он совершил поклонение Каабе и приказал освободить ее от языческих идолов. Большинство жителей Мекки приняло ислам. С этого момента фактически мусульманская община превратилась в сильное и влиятельное государство.

Победа над влиятельными противниками еще более укрепила политический и религиозный авторитет Мухаммеда среди арабских племен. В последние годы жизни пророка большая часть земель Аравийского полуострова вошла в состав мусульманского государства, жители племен обратились в исламскую веру.

Мухаммед продолжал жить в Медине, и лишь незадолго до своей смерти совершил паломничество в Мекку, ставшее последним в его жизни. Во время хаджа он выступил с проповедью, которая вошла в историю как «Прощальная».

В этой проповеди пророк оставил людям следующие заветы, главным среди которых является вера в единого Бога Аллаха, пророком которого был избран сам Мухаммед. Также в проповеди он призвал мусульман отказаться от междоусобных войн и проливать кровь, а также наносить ущерб пленным. Также он напомнил о запрете давать деньги под проценты, совершать несправедливые поступки. Пророк призвал мусульман заботиться о женщинах и соблюдать их права.

Летом 632 г., вскоре после произнесения «Прощальной проповеди», Мухаммед скончался. Похоронен он в главной мечети Медины.

Мухаммед вошел в историю как основатель самой молодой из мировых религий. Он был уникальной личностью, сумевшей объединить идущие свыше духовные озарения с практической деятельностью по созданию государства и руководству им. Как политический вождь и военачальник Мухаммед впервые в истории добился объединения в единое государство разрозненных аравийских племен. После смерти его жизнеописания были дополнены легендами и преданиями о совершенных им чудесах. Однако подчеркнем, что вероучение ислама в принципе не наделяет последнего пророка никакими сверхъестественными чертами. В Коране наряду с изложением связанных с ним чудесных событий неоднократно подчеркивается, что он такой же человек, как и все. Исламские теологи утверждают, что Мухаммед, в первую очередь, был простым смертным, избранным Аллахом для пророческой миссии.

Мусульманское государство после смерти пророка. Со смертью Мухаммеда прекратился прямой контакт общины с Аллахом, ею стали управлять халифы – заместители (наместники) пророка в деле проведения в жизнь законов и правил, заповеданных Мухаммедом и изложенных в Коране. Арабское государство получило название Халифат.

После смерти Мухаммеда некоторые кочевые племена в Аравии пытались отказаться от прежних договоренностей и отменить новые порядки, однако эти попытки закончились провалом. Преемники пророка быстро и решительно подавили бунтарей, и основные силы молодое мусульманское государство направило на завоевание новых земель и распространение ислама.

Преемниками духовной миссии Мухаммеда и наследниками политической власти в Халифате стали его ближайшие соратники. Первым халифом стал Абу Бекр (623-634 гг.) – один из первых, обращенных в ислам. При его правлении были подавлены внутренние смуты в Аравии и начались стремительные завоевания. Были совершены походы на Сирию и Месопотамию. Но правил Абу Бекр недолго: спустя два года после своего избрания он умер, передав правление грозному Омару (634-644 гг.). За десять лет его правления в состав Халифата вошли земли Сирии, Египта, Палестины, Ирана и Ирака. В 644 г. Омар был убит рабом. На его место был избран Осман (644-656 гг.) из рода Омейядов, продолживший завоевательные походы, в ходе которых к Халифату были присоединены территории Закавказья, Малой Азии, Северной Африки. Однако прославился Осман не своими завоеваниями, а тем, что в его правление был кодифицирован текст Корана, прежде сохранявшийся в устной традиции среди первых мусульман – сподвижников пророка Мухаммеда. Преемником Османа и четвертым халифом был избран Али ибн Абу Талиб (656-661 гг.), двоюродный брат и зять Мухаммеда. Поскольку Али был из семьи пророка, он и его приближенные претендовали на особое, привилегированное положение. Получив власть, Али сменил всех наместников, назначенных Османом. В результате борьбы за власть в Халифате единый мусульманский мир раскололся на два больших лагеря. Сторонники Али стали называться шиитами («шиа» – группировка, партия), а их противники были впоследствии названы суннитами (признающими Сунну – Священное предание мусульман).

Благодаря стремительным завоеваниям арабы в течение нескольких десятилетий покорили огромные территории Ближнего Востока, Северной Африки, Европы и Азии. Вслед за Сирией и Ираном были захвачены территории Малой Азии, Закавказья, Центральной Азии. В 664 г. арабы вторглись в Индию. В 669 г. (и еще раз в 716-717 гг.) они осадили Константинополь. Шло продвижение и на Запад – в Северную Африку и Европу. После покорения Египта и Ливии арабы в 697 г. взяли Карфаген. В начале VIII в. к арабским владениям была присоединена Испания. Также мусульмане сумели захватить Сицилию. В VIII в., когда мусульманское государство находилось в состоянии подъема, его владения простирались от побережья Атлантического океана на западе до берегов Инда и Сырдарьи на востоке.


Поделиться:



Популярное:

  1. III. Целевые установки, задачи и направления обеспечения транспортной безопасности
  2. VIII. Основные направления просветительской, популяризаторской и коммуникативной деятельности библиотек
  3. Архитектурные направления и стили в России на рубеже XIX-XX веков
  4. Виды и направления внеурочной деятельности.
  5. Глава 1.4. Гипотезы и перспективные направления
  6. Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл Густав Юнг
  7. Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности: Эрик Эриксон, Эрих Фромм и Карен Хорни
  8. Глава XV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
  9. ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
  10. Действительные направления реакций опор конструкции
  11. Другие направления в психотерапии.
  12. Задачи, направления, информационное обеспечение


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 1028; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.043 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь