Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ислам в Казахстане в ХХ веке ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Политика в отношении ислама в советский период. 1917 год коренным образом изменил судьбы российской державы. В Санкт-Петербурге вспыхнула новая революция. Царский самодержавный режим был свергнут. Власть оказалась в руках Временного правительства. Затем ему на смену пришла советская власть. Одним из столпов идеологии новой власти стал воинствующий атеизм. Большевики, руководствовавшиеся революционным материалистическим мировоззрением, отвергли идею Бога и религиозные моральные принципы. Политика советского правительства в отношении ислама колебалась от первоначального умеренного принятия религии в качестве атрибута самостоятельности народов Востока до преследований верующих и жесткой антиисламской линии. Первоначально новая власть заявила о свободе вероисповедания. В ноябре 1917 г., сразу после Октябрьского переворота, Совет народных комиссаров РСФСР выступил с обращением «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока». В документе говорилось: «...отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно». В 1919 г. правительство Советского Казахстана разрешило праздновать Курбан-айт как официальный праздник. В начале и середине 1920-х гг. отмечается активизация религиозной жизни. Мусульманские учреждения действовали по всему Казахстану и объединяли духовенство разных национальностей: казахов, уйгур, дунган, узбеков, татар. На долю казахов, как и прежде, приходилось около 90 % верующих и служителей культа. К 1924 г. в республике насчитывалось несколько десятков медресе, строились мечети, действовал шариатский суд. Подъем ислама отмечался особенно на юге Казахстана, в то же время на севере почти не было мусульманских школ, и судопроизводство в соответствии с требованиями шариата полностью отсутствовало. В 1923 г. исламское духовенство Казахстана вошло в состав Центрального духовного управления мусульман внутренней России и Сибири, центр которого располагался в Уфе. Мечети получили и определенную финансовую самостоятельность благодаря тому, что велся массовый сбор пожертвований (закят, садака и др.) от населения. Начиная с 1926 г. ведется политика жесткого преследования ислама. Если первоначально наступление на ислам велось с помощью идеологического воздействия, то затем начинаются уголовные преследования и репрессии. Власти объявляют об «антисоветском характере» мусульманства, и речь идет уже не только об антирелигиозной пропаганде, но и о «мерах борьбы с исламом». Религия была объявлена «классовым врагом трудящихся». В 1929 г. был введен запрет на преподавание ислама, началась масштабная антирелигиозная кампания в школах. Своего апогея политика воинствующего атеизма достигла в 1930-е гг. По всему Советскому Союзу были закрыты тысячи церквей и мечетей. Многие храмы, в том числе и уникальные памятники культуры, были уничтожены или отданы под хозяйственные нужды. Человека, заявившего о вере в Бога, могли арестовать по доносу. Сотни служителей культа всех конфессий были расстреляны или отправлены в тюрьмы. В рамках административной реформы в Казахстане были упразднены местные мусульманские органы самоуправления. Мусульманская община республики в 1941 г. перешла в ведение Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана, административный центр которого находился в Ташкенте. Некоторые послабления в отношении религии наметились лишь в военные годы (1941-1945 гг.). Православное и мусульманское духовенство поддержало патриотический настрой советского народа на борьбу с фашистскими захватчиками. Однако о подлинной свободе совести не было и речи. Атеистическая политика велась вплоть до середины 1980-х гг. Государство жестко контролировало официальные структуры мусульманского духовенства. Власти не допускали увеличения численности мечетей, количество которых во всем Казахстане в 1960-1980-е гг. колебалось от 22 до 28. Так, в 1961 г. было зарегистрировано 25 мусульманских объединений, имевших мечети. Общее количество мусульман, совершавших намазы в этих мечетях, оценивалось в 40 тысяч, из которых от 10 до 20 % составляли женщины. Кроме того, по данным властей, действовало 66 незарегистрированных исламских общин. Широкую известность получила деятельность так называемых «бродячих мулл», то есть служителей культа, справлявших обряды (похороны, свадьбы и др.) на дому, без соответствующей регистрации. По данным властей, в 1961 г. культовую деятельность в республике вел 521 «бродячий мулла». Лишь к моменту обретения Казахстаном независимости количество мечетей выросло до 68. В годы советской власти государство осуществляло атеистическую политику, а принцип свободы совести, провозглашенный в Конституции, действовал лишь формально. Тем не менее, целенаправленная политика советской власти по искоренению религии так и не привела к полному ее вытеснению из общественной жизни. Результаты исследований, проведенных в Казахстане в конце 1980-х гг., показали достаточно высокий уровень религиозности. Доля людей, назвавших себя верующими и сочувствующими религии, составила в различных регионах республики от 20 до 70 %. Таким образом, атеизм за семь десятилетий так и не смог вытеснить ислам. Хотя население в большинстве своем и не придерживалось многих религиозных предписаний и обрядов, но принадлежность к исламу стала для многих одним из факторов духовного и национального самосознания. История показала нежизнеспособность власти, опиравшейся на атеистическую идеологию. Советский Союз просуществовал всего 74 года и исчез с карты мира в декабре 1991 г. На руинах СССР возникли 15 независимых государств, в том числе и Республика Казахстан. Ислам в независимом Казахстане. Опыт последних лет показывает, что ислам обладает мощным созидательным потенциалом, способствующим поддержанию и развитию духовности в обществе. Миролюбивая сущность вероучения пророка Мухаммеда, выраженная в неприятии насилия, а также в отказе от расовой и национальной нетерпимости, позитивно сказывается на сохранении и укреплении стабильности в нашей стране. «Для нас, казахов, ислам – это, в первую очередь, высокий идеал и фактор, определяющий наше мировоззрение, своего рода Символ, позволяющий воздать должное памяти наших предков и богатой мусульманской культуре, которым некогда угрожало полное забвение», – пишет Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев в своей книге «Критическое десятилетие». Гуманистические идеалы ислама обеспечили социальный прогресс человечества. Развитие и эволюция мирового сообщества обеспечивались гуманистическими устремлениями, излагаемыми в классическом виде в священном Коране. Поэтому достижения современной цивилизации, нельзя рассматривать вне ценностей ислама. Ислам в независимом Казахстане стал влиятельной общественной силой. Стремительно растет число мусульманских общин. Если в 1991 г. их было всего 68, то в начале 2000-х гг. их численность достигла 1652, а на 1 января 2011 г. насчитывалось 2756. По всей стране возводятся новые мечети. Всего на начало 2011 г. действовало 2416 мусульманских культовых сооружений. 22 марта 2005 г. в Астане при участии Президента Нурсултана Назарбаева была открыта крупнейшая в стране мечеть «Нур-Астана». «Новая мечеть, – сказал на церемонии Глава государства, – станет подлинным духовным и религиозным центром молодой столицы Казахстана, а ее здание, отличающееся большим изяществом и красотой, еще больше украсит архитектурный облик города, придав ему особую неповторимость... Ознакомившись с культовым сооружением, гости города получат конкретное представление об Астане как о столице страны, исповедующей ислам – величайшую религию современности». Мечеть «Нур-Астана» вошла в состав Исламского культурного центра, украсившего собой левый берег столицы. Мечеть одновременно может принять до пяти тысяч прихожан. Величественное здание украшают четыре минарета, каждый высотой в 62 метра, и 21 купол, покрытый алюминием с позолотой. Высота главного купола равняется 43 метрам. В Алматы действует казахстанско-египетский Исламский университет «Нур-Мубарак». Каждый год в стране появляются новые медресе. Растет число верующих, среди которых немало молодежи. Все больше людей получают среднее и высшее духовное образование. Увеличивается число казахстанцев, совершающих паломничество в Мекку. В 2001 г. в хадж отправились 228 человек, в 2003 г. – 360, в 2005 г. – около 900, а в декабре 2007 г. в дальний путь отправились уже около 4300 пилигримов. С 2006 г. первый день мусульманского праздника Курбан-айт объявлен в Казахстане праздничным. Казахстан является полноправным членом Организации «Исламская конференция», объединяющей более 50 мусульманских государств. Деятельность Духовного управления мусульман Казахстана. В настоящее время мусульманскую общину нашей страны возглавляет Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК). Во главе Духовного управления находится его руководитель – муфтий, поэтому ДУМК называют также муфтиятом. Под руководством ДУМК происходит процесс интеграции исламского духовенства и мусульманских культовых учреждений. Как самостоятельная организация ДУМК оформился в 1990 г., еще до провозглашения независимости Казахстана. Напомним, с 1941 г. исламская община республики входила в состав Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана. Первым руководителем самостоятельного муфтията стал Ратбек хаджи Нысанбайулы. В 2000 г. на съезде мусульман республики новым Верховным муфтием Казахстана был избран Абсаттар хаджи Дербисали. ДУМК следует установлениям суннизма ханафитского мазхаба. Эта правовая система в исламе отличается своей толерантностью. Такая особенность ханафитского мазхаба позволила впитать в себя народные обряды и верования местного населения. В настоящее время это течение стало наиболее популярным среди казахов, уйгуров, узбеков и татар, проживающих в Казахстане. Мусульмане, живущие соответственно правилам, изложенным в суннизме ханафитского мазхаба, мирно уживаются с представителями иных конфессий и направлений ислама. В составе ДУМК действуют отделы, в ведении которых находятся шариат и фетвы, хадж, мечети, экспертиза религиозной литературы, обучение и т. д. В настоящее время во всех регионах Казахстана действует около двух с половиной тысяч мусульманских религиозных объединений, большинство из которых входит в состав ДУМК. Помимо организационной работы муфтият ведет большую просветительскую и воспитательную деятельность, выпускает газеты и журналы, в интернете функционирует веб-сайт Духовного управления www.muftyat.kz. В 1990 г. был издан текст Корана на казахском языке в переводе Халифы Алтая. Ислам становится важным фактором нравственного просвещения и воспитания. ДУМК постепенно превращается в один из главных механизмов осуществления исламского возрождения в Казахстане. Муфтият активно участвует в восстановлении духовных основ нашего общества, обеспечивая развитие отечественной мусульманской общины. Так, можно отметить активное участие ДУМК в организации и проведении съездов лидеров мировых и традиционных религий в Астане. Муфтият организовал несколько научных конференций и семинаров по проблеме межрелигиозного диалога. Мечети в Казахстане служат местом духовного общения верующих. Работники ислама организуют курсы по изучению Корана, основ ислама, арабского языка и мусульманского права. Среди обучающихся немало молодежи. При мечетях действуют библиотеки. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы