Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Архитектурные направления и стили в России на рубеже XIX-XX веков
Абрамцевский кружок: романтическое восприятие зодчества и стремление возродить некоторые пластические приемы Абрамцевская церковь ( Поленов, Васнецов - целостный комплекс: переход русского зодчества к модерну), Церковь в Бехове ( Поленов - неорусский стиль, итог его творческих поисков). Абрамцево стоит у истоков неорусского направления в модерне, а Талашкино демонстрирует сложившиеся формы модерна. В начале 1900-х в Москве работают Шехтель, Кекушев, Фомин, Валькот. Павильон русского отдела в Глазго (неорусский стиль). Русская особенность: сплав архитектурной массы и пластики пространства. Комплекс Марфо-Мариинской общины сестер милосердия в Москве ( Щусев - синтезирует Псковско-Новгородское зодчество преломленное сквозь призму эстетики Модерна). Проект фасада дома Перцова в Москве ( Малютин - за мерцающими пятнами скрывается прозаическая структура типового дома, который специально членится разнообразными окнами, балконами). Эпоха промышленного прогресса на рубеже веков произвела переворот в строительстве. В городах появляются сооружения нового типа: банки, магазины, фабрики, вокзалы. Появляются новые строительные материалы: железобетон, металлоконструкции. Совершенствование строительной техники позволило использовать конструктивные и художественные приемы, эстетическое осмысление которых привело к утверждению стиля модерн (новые технико-конструктивные средства и свободная планировка для создания подчеркнуто индивидуализированных зданий, облик которых подчинялся единому образно-символическому замыслу). Русский модерн радикально меняет облик городов. Особняки (Москва), доходные дома (Санкт-Петербург), деловые и торговые сооружения придали новый характер историческим центам городов (Одесса, Поволжье, пригороды Москвы и Санкт-Петербурга), сложившихся в 19 в. Модерн несет новое сознание эстетике архитектурных форм, во многом преодолевает характер таких течений, как «неорусский» стиль и «неоклассицизм», во многом предвосхитил развитие рациональных тенденций в архитектуре 1910-20-х. Стремление к максимальной индивидуализации архитектурного образа проявилось в широчайшем диапазоне архитектурных и декоративных решений. Синтез искусств расширил арсенал средств выразительности архитектуры в получении стилевого единства облика. Шехтель: Особняк Морозовой (элементы готики, неорусский стиль), Особняк Рябушинского (лестница-«волна»), Ярославский вокзал. В творчестве Шехтеля в наибольшей мере воплотились основные тенденции развития и жанры русского модерна. Он работал над проектами практически всех типов сооружений. Становление модерна в его творчестве шло по двум направлениям- национально-романтическому, в русле неорусского стиля (формы древнерусской архитектуры через призму модерна) (Ярославский вокзал в Москве) и рациональному (типография Левенсона). Наиболее полно черты модерна проявились в особняке Рябушинского: ассиметричная планировка, уступчатая композиция, свободное развитие объемов в пространстве, ассиметричные выступы эркеров, балконов, крылец, карниза. В декоративной отделке: витражи, мозаичный фриз с растительным орнаментом, балконные решетки, уличная ограда, лестница –в едином мотиве. С нарастанием рационалистических тенденций в ряде построек Шехтеля наметились черты конструктивизма (Торговый дом Московского купеческого общества, здание типографии «Утро России»). В Москве модерн выразился особенно ярко в творчестве одного из его создателей- Кекушева (дом Хлудовых, Никольские торговые ряды). Новые пространственные декоративные приемы пластически явственно прослеживаются в творчестве Кекушева. Этапным в его творчестве является сооружение собственного особняка (впоследствии особняк Листа). Выразительность архитектуры исходит из пластики наружных масс. Использование шрифтов на фасадах здания. (Доходный дом на Пречистенке- Исакова; Особняк Ментовского- чугунные решетки). В неорусском стиле работали Щусев (здание Казанского вокзала в Москве), Васнецов (здание Третьяковской галереи). В Петербурге модерн испытал влияние монументального классицизма, в результате чего появился неоклассицизм ( Фомин - особняк Половцева на Каменном острове). По целостности подхода и асамблиевому решению архитектуры, скульптуры, живописи, декоративных искусств модерн- один из наиболее последовательных стилей. Кириллов, Сарабьянов. Зарождение эклектики. К.Тон К сер. 19 в.- упадок архитектуры. Распространяется эклектизм, использование самых различных стилей, бесплановость строительства. Города росли и строились хаотично с ущербом для ранее созданных ансамблей. Достижения: именно в это время зодчие начинают строить сооружения нового типа. Их появление обусловлено общим развитием техники: ж/д вокзалы, пассажи, банки, многоквартирные дома итд. Прогресс строительной техники и инженерного дела предоставлял в распоряжение архитекторов новые строительные и отделочные материалы. В крупных общественных сооружениях и промышленных зданиях все шире применяются металлические конструкции, что позволило создавать перекрытия без дополнительных опор, делать большие окна, уменьшать толщину стен. На рубеже 19-20 вв. широкое распространение получил железобетон. Но русские архитекторы еще не выявляли тех новых возможностей эстетического характера, которые несли в себе и новая строительная техника и появление нового типа общественных сооружений, требующих иной, чем раньше, организации архитектурного пространства, членения объемов зданий и соответствующего им общего художественного решения облика сооружения в целом. Параллельно с деградацией классицизма в архитектуре развивается эклектическое использование различных стилевых систем. Простота, строгость и четкость архитектурных форм все меньше удовлетворяет частных заказчиков. От архитектора в первую очередь требуется знание различных архитектурных стилей и умение ими пользоваться во внешней и внутренней обработке зданий, которые в плановом и объемном решении соответствовали запросам своего времени и не имели ничего общего с архитектурными сооружениями прошлых эпох. В большинстве случаев выбор стиля диктовал заказчик. Стилистические поиски в области истории архитектуры, будучи в основном эклектичны, имели для своего времени позитивный смысл: ими подрывалось господство регламентации и архитектурного штампа, каким стал классицизм в сер.19 в., связанный с николаевским режимом. Монферран: Исаакиевский собор; Александровская колонна на Дворцовой площади в Петербурге. Брюллов: исходил из традиций классицизма, но стремился обновить и расширить круг применяемых им архитектурных форм за счет более широкого использования элементов древнегреческой и «помпейской» архитектуры. Штакеншнейдер - создатель многочисленных парадных дворцовых сооружений и парковых павильонов, исходил из форм Возрождения, барокко и рококо (Мариинский дворец на Исаакиевской площади- еще связан с классицизмом). Стилизация форм под определенный стиль. Константин Андреевич Тон - основной представитель эклектики. Насаждал «русско-византийский стиль», варьировал различные декоративные мотивы византийской и древнерусской архитектуры. Был учеником Воронихина и в начале деятельности следовал традициям классицизма (Пристань со сфинксами перед зданием АХ; Проект церкви Екатерины в Петербурге- в виде 5-главого храма в «русском стиле», одобрен Николаем I). 1838- издал альбом проектов церквей, который способствовал распространению «тоновского» стиля в провинции. В 40-х были созданы проекты типовых крестьянских домов в «русском стиле» под названием «Нормальные чертежи на постройку крестьянских домов в казенных селениях». Попытка насадить в русской деревне подобного рода «пейзанскую» архитектуру успеха не имела. Храм Христа Спасителя- «русско-византийский»- академический, холодное сооружение, богатство архитектурно-пластического оформления. Большой Кремлевский дворец- в убранстве сочетаются мотивы классицистической и древнерусской архитектуры, интерьеры отвечают своей задаче: создание ощущения праздничности и парадности. Вокзалы (ныне Ленинградский в Москве и Московский в Санкт-Петербурге)- первый опыт строительства в России крупных сооружений подобного типа. Один проект. Архитектура основана на мотивах итальянского Ренессанса. Простой и четкий план, широкое использование нового строительного материала- чугуна. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 2092; Нарушение авторского права страницы