Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


РАЗДЕЛ 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.



Имени Д.И. Менделеева»

 

 

Бостанджиева Т.М.

 

 

ХРЕСТОМАТИЯ

по дисциплине

«Социальная психология»

 

Учебное пособие

 

 

 

Тобольск


УДК Печатается по разрешению редакционно-

ББК издательского совета ТГПИ им. Д.И. Менделеева

Б

Хрестоматия по социальной психологии: Учебное пособие. Вступ. Статья Бостанджиева Т.М. – Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2005. – 401с.

 

В хрестоматии по социальной психологии содержаться научные статьи по основным разделам дисциплины: предмет и задачи социальной психологии, социально-психологический анализ общения, социальная психология группы. Структура хрестоматии повторяет структуру учебного курса. Тесты принадлежат тем авторам, взгляды которых подвергнуты содержательному анализу и рассмотрению в социальной психологии.

Для студентов, изучающих психологию, аспирантов, преподавателей, а также для широкого круга читателей, интересующихся анализом социальных процессов в обществе.

 

 

ISBN

 

 

Ответственный редактор

 

 

© Бостанджиева Татьяна Михайловна, 2005

© ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2005


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

РАЗДЕЛ 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. 6

Глава 1. История развития социальной психологии.. 6

Свенцицкий А.А. История формирования научного социально-психологического знания. 6

Вундт В. Задачи и методы психологии народов. 25

Глава 2. Основные направления развития социальной психологии.. 31

Грановская P.M., Никольская И.М. Законы межэтнических отношений. 31

Грановская P.M., Никольская И.М. Этноцентризм. . 36

Баев А. В. Национально-психологические особенности греков. 48

Чимитова С.Ц., Бадмаева З.Б. Этнопсихологические особенности воспитания бурятской молодежи (по материалам исследования) 57

Фетисов И. В.Национальная психология и политика (на примере испанцев) 69

Крысько В. Г. Союз наук в развитии этнической психологии. 94

Мосейко А.Н К проблеме национального характера. 105

Шиверских А.А. Этнопсихологическая характеристика политического ритуала. 119

Дьяченко М.И. Психология народов. 128

Глава 3. Прикладные проблемы социальной психологии.. 140

Казаков В. Г. Развитие прикладных проблем социальной психологии. 140

Ратинов А. Р. Социально-психологические аспекты юридической теории и практики. 161

Рощин С.К. Психология и право: некоторые специфические вопросы психологии управления в США. . 181

Кучевская Н. В. Проблемы социально-психологического исследования сферы обслуживания 205

Коломенский Я.Л. Возрастная и педагогическая социальная психология в свете проблем воспитания. 221

Феденко Н. Ф. Актуальные проблемы военной социальной психологии. 238

РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБЩЕНИЯ.. 252

Садохин А. П. Межкультурное понимание как основа толерантности. 252

Лабунская В. О «практичности» социальной психологии невербального общения. 268

Чернявская А.Г. Семейный деспот. . 284

Карен Хорни Отношения полов. 288

РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГРУППЫ... 303

Глава 1. Малая группа и её структурная организация. 303

Донцов А.И. Личность в группе: проблема сплоченности. 303

Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен. 318

Келли Г. Две функции референтных групп. 330

Келли Г. Лидерство. 337

Шутц У. Комплиментарная функция лидера. 345

Келли Г., Тибо Дж. Межличностные отношения. Теория взаимозависимости. 353

Глава 2. Психологические процессы в большой социальной группе. 362

Бехтерев В.М. Внушение и толпа. 362

Лебон Г. Душа толпы. . 376

Моляко B.A. Особенности проявления паники в условиях экологического бедствия (на примере Чернобыльской атомной катастрофы) 385


Хрестоматия по социальной психологии содержит подборку текстов из монографий, статей социальных психологов, работающих в России, странах ближнего зарубежья, США, стран Западной Европы.

История развития социальной психологии позволяет определить, что в качестве самостоятельной научной дисциплины она особенно интенсивно развивалась в Соединённых штатах. Здесь были написаны первые учебники по этой науке, организовывались первые лаборатории и созданы методологические принципы развития основных направлений социальной психологии. Американская традиция в социальной психологии сложилась ещё в 20-е годы ХХ столетия и в настоящее время определяет основные направления развития этой науки. Быстрое развитие социальной психологии в нашей стране происходит под влиянием запросов общественной практики. В рамках этой отрасли психологической науки сформировался и успешно развивается ряд прикладных направлений, призванных непосредственно отвечать на практические вопросы, возникающие в разных сферах общественной жизни.

В настоящее время прикладные социально-психологические исследования в нашей стране охватывают широкий круг проблем и ведутся в разных сферах общества: в управлении, производстве, рекламе, средствах массовой информации, в юридической и экономической практике и т.д. В хрестоматии представлены основные области прикладных социально-психологических исследований в нашей стране и в трудах зарубежных психологов.

Социальная психология развивалась таким образом, что в начале ХХ столетия уже сложились основные принципы её развития. Ведущие направления были связаны и ориентированы на решение прикладных задач. Однако социальная психология оставалась в некоторой изоляции от решения больших социальных проблем, порождаемых развитием общества. Современный этап развития социальной психологии характеризуется изучением закономерностей общения и деятельности людей, включённых в различные социальные группы.

Структура сборника повторяет структуру учебного курса. В нём содержится 3 раздела: предмет и задачи социальной психологии, социально-психологический анализ общения и социально-психологические группы. Тексты принадлежат тем авторам, взгляды которых подвергнуты содержательному критическому рассмотрению в социальной психологии.

Тексты, отобранные для хрестоматии по социальной психологии, относятся к разным периодам развития науки и принадлежат представителям разных научных школ. Это позволит студентам более полно понять сущность совершающихся в науке процессов.


РАЗДЕЛ 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Глава 1. История развития социальной психологии

 

Вундт В. Задачи и методы психологии народов

Задачи психологии народов

Единственная точка зрения, с которой можно рассматривать все психические явления, связанные с совместной жизнью людей, — психологическая, А так как задачей психологии является описание дан­ных состояний индивидуального сознания и объяснение связи его эле­ментов и стадий развития, то и аналогичное генетическое и причин­ное исследование фактов, предполагающих для своего развития духовные взаимоотношения, существующие в человеческом обществе, несомненно, также должно рассматриваться как объект психологичес­кого исследования.

Действительно, Лацарус и Штейнталь противопоставили в этом смысле индивидуальной психологии— психологию народов. Присмотрим­ся прежде всего, поближе к программе, предпосланной Лацарусом и Штейнталем их специально психологии народов посвященному жур­налу: «Zeitschrift fur Volkerpsychologie und Sprachwissenschaft».

В самом деле, программа так обширна, как только можно: объек­том этой будущей науки должны служить не только язык, мифы, ре­лигия и нравы, но также искусство и наука, развитие культуры в общем, и в ее отдельных разветвлениях, даже исторические судьбы и гибель отдельных народов, равно как и история всего человечества. Но вся область исследования должна разделяться на две части: абст­рактную, которая пытается разъяснить общие условия и законы «на­ционального духа» (Volksgeist), оставляя в стороне отдельные народы и их историю, и конкретную, задача которой — дать характеристику духа отдельных народов и их особые формы развития. Вся область психологии народов распадается, таким образом, на «историческую пси­хологию народов» (Vollergeschichtlische Psychologie) и «психологическую этнологию» (Psychologische Ethnologic).

Лацарус и Штейнталь отнюдь не просмотрели тех возражений, которые, прежде всего, могут прийти в голову по поводу этой програм­мы. Прежде всего, они восстают против утверждения, что проблемы, выставляемые психологией народов, уже нашли свое разрешение в истории и ее отдельных разветвлениях: хотя предмет психологии на­родов и истории в ее различных отраслях один и тот же, однако метод исследования различен.

Едва ли представители истории и различных других наук о духе удовольствуются уделенной им в подобном рассуждении ролью. В сущ­ности, она сведена к тому, что историки должны служить будущей психологии народов и работать на нее.

Но здесь сейчас же приходит на ум возражение, что столь различ­ные по своему характеру области, в сущности, совсем не допускают сравнения между собой, так как возникают и развиваются они в совершенно различных условиях.

В особенности ясно проявляется это, в данном случае, в несрав­ненно более тесной связи общих дисциплин со специальными в на­уках о духе. В развитии душевной жизни частное, единичное не­сравненно более непосредственным образом является составной час­тью целого, чем в природе.

Общая задача всюду заключается не просто в описании фактов, но в то же время и в указании их связи и, насколько это в каждом данном случае возможно, в их психологической интерпретации. К какой бы области, следовательно, ни приступила со своими исследованиями психология народов, всюду она находит, что ее функции уже вы­полняются отдельными дисциплинами.

Карен Хорни Отношения полов

Базальная тревожность определенным образом влияет на отношение человека к себе и другим. Она означает эмоциональную изоляцию, тем более невы­носимую, что она сочетается с чувством внутренней слабости " Я". А это означает ослабление самой основы уверенности в себе. Она несёт в себе зародыш по­тенциального конфликта между желанием полагаться на других и невозможностью сделать это вследствие идущего из глубины недоверия и враждебного чувства к ним. Она означает, что из-за внутренней слабости человек ощущает желание переложить всю ответственность на других, получить от них защиту и заботу; в то же самое время вследствие базальной враждебности он испытывает слишком глубокое недоверие, чтобы осу­ществить это желание. И неизбежным следствием этого является то, что ему приходится затрачивать льви­ную долю своей энергии на успокоение и укрепление уверенности в себе.

Чем более невыносимой является тревожность, тем более основательными должны быть меры защиты. В вашей культуре имеются четыре основных средства, которыми индивид пытается защитить себя от базальной тревожности: любовь, подчинение, власть и реак­ция ухода (отстранения).

Первое средство: получение любви в любой форме, может служить в качестве могущественной защиты от тревожности. Формулой здесь будет: если вы меня лю­бите, вы не причините мне зла.

Второе средство, подчинение, может быть условно разделено в соответствии с тем, относится или нет оно к определенным лицам или институтам. Например, это может быть подчинение общепринятым традиционным взглядам, религиозным ритуалам или требованиям не­которого могущественного лица. Следование этим пра­вилам или повиновение этим требованиям будет слу­жить определяющим мотивом для всего поведения. Та­кое отношение может принимать форму необходимос­ти быть " хорошим", хотя дополнительная смысловая нагрузка понятия " хороший" видоизменяется вместе с теми требованиями или правилами, которым подчи­няются.

Когда отношение подчинения не связано с каким-либо социальным институтом или лицом, оно прини­мает более обобщенную форму подчинения потенци­альным желаниям всех людей и избегания всего, что может вызвать возмущение или обиду. В таких случа­ях человек вытесняет все собственные требования, кри­тику в адрес других лиц, позволяет плохое обращение с собой и готов оказывать услуги всем. Далеко не всег­да люди осознают тот факт, что в основе их действий лежит тревожность, и твердо верят, что действуют та­ким образом, руководствуясь идеалами бескорыстия или самопожертвования, вплоть до отказа от собствен­ных желаний. Для обоих случаев формулой является: если я уступлю, мне не причинят зла.

Отношение подчинения может также служить цели обретения успокоения через любовь, привязан­ность, расположение. Если любовь столь важна для человека, что его чувство безопасности зависит от этого, тогда он готов заплатить за него любую цену, и в основном это означает подчинение желаниям других. Однако часто человек неспособен верить ни в какую любовь и привязанность, и тогда его отно­шение подчинения направлено не на завоевание люб­ви, а на поиски защиты. Есть люди, которые могут чувствовать свою безопасность лишь при полном по­виновении. У них столь велики тревожность и неве­рие в любовь, что полюбить и поверить в ответное чувство для них невообразимо.

Третье средство защиты от базальной тревожнос­ти связано с использованием власти - это стремление достичь безопасности путем обретения реальной влас­ти, успеха или обладания. Формула такого способа защиты: если я обладаю властью, никто не сможет меня обидеть.

Четвертым средством защиты является уход. Пред­ыдущие группы защитных мер имели одну общую чер­ту - желание бороться с миром, справляться с труднос­тями тем или иным путем. Однако защита также мо­жет быть осуществлена посредством бегства от мира. Не стоит это понимать буквально как полное уедине­ние; это означает достижение независимости от дру­гих в удовлетворении своих внешних или внутренних потребностей. Например, независимость в отношении внешних потребностей может быть достигнута через накопление собственности, что в корне отличается от накопления ради обретения власти или влияния. Ис­пользование данной собственности также иное. Там, где собственность копится ради достижения независи­мости, обычно тревожность слишком велика, чтобы извлекать из собственности удовольствия. Она обере­гается со скупостью, потому что единственной целью является застраховать себя от всевозможных случай­ностей. Еще одно средство, которое служит той же са­мой цели стать внешне независимым от других, - огра­ничить свои потребности до минимума.

Независимость в удовлетворении внутренних пот­ребностей может быть найдена, например, в попытке эмоционального обособления. Это означает подавле­ние своих эмоциональных потребностей. Одной из форм выражения такого отстранения является уход от серьезного отношения к чему бы то ни было, включая собственное " Я". Такая установка чаще господствует в интеллектуальных кругах. Не следует путать непри­ятие всерьез своего " Я" с тем, что собственному " Я" не " ридают важного значения. В действительности эти отношения могут быть противоречащими друг другу.

Эти средства отстранения имеют сходство со спо­собами подчинения и покорности в том, что и те и дру­гие означают отказ от собственных желаний. Но, в то время как во второй группе такой отказ служит цели быть " хорошим" или подчиняться желаниям других ради собственной безопасности, в первой группе мысль о том, чтобы быть " хорошим", не играет абсолютно никакой роли и целью отказа является достижение не­зависимости от других. Здесь формула такова: если я реагирую отстранением, уходом, ничто не заденет меня.

Для того чтобы оценить роль, которую играют в неврозах эти различные попытки защиты от базальной тревожности, необходимо осознать их потенциальную силу. Они вызываются не стремлением удовлетворить желание удовольствия или счастья, а потребностью в успокоении. Это не означает, однако, что они каким-либо образом являются менее властными или менее на­стоятельными, чем инстинктивные влечения. Напри­мер, опыт показывает, что честолюбивое, стремление может быть столь же сильным, как сексуальное влече­ние, или даже сильнее.

Любой из этих четырех способов, при условии ис­пользования только его или преимущественно его, мо­жет быть эффективным в обретении желаемого успо­коения, если жизненная ситуация позволяет следовать им без сопутствующих конфликтов - даже если такое одностороннее следование оплачивается ценой обед­нения личности как целого. Например, женщина, вы­бравшая путь покорности, может обрести мир и, как следствие этого, значительное удовлетворение в том типе культуры, который требует от нее послушания мужу или близким, а также традиционным формам жизни. Если ненасытное стремление к власти и обла­данию разовьется у монарха, результатом также может быть успокоение. Однако общеизвестно, что пря­мое следование своей цели часто заканчивается крахом, так как предъявляемые требования столь чрезмерны или вызывают столь опрометчивые поступки, что со­пряжены с конфликтами с другими людьми. Чаще ус­покоение от лежащей в основе сильной тревожности человек ищет не в одном, а в нескольких путях, кото­рые, кроме того, несовместимы друг с другом. Таким образом, невротик может одновременно испытывать настоятельную потребность повелевать другими и хо­теть, чтобы его любили, и в то же время стремиться к подчинению, при этом навязывая другим свою волю, а также избегать людей, не отказываясь от желания быть ими любимым. Именно такие абсолютно неразрешимые конфликты обычно являются динамическим цен­тром неврозов.

Наиболее часто сталкиваются стремление к любви и стремление к власти. Поэтому в нижеследующих гла­вах я буду более подробно обсуждать эти стремления.

Описанная мною структура неврозов не противо­речит в принципе теории Фрейда, согласно которой неврозы в своей сущности являются результатом кон­фликта между инстинктивными влечениями и социаль­ными требованиями или тем, как они представлены в Супер-эго. Но хотя я согласна, что конфликт между побуждением человека и социальным давлением со­ставляет необходимое условие для возникновения вся­кого невроза, я не считаю это условие достаточным. Столкновение между желаниями человека и социаль­ными требованиями не обязательно приводит к невро­зам, но может также вести к фактическим ограничени­ям в жизни, то есть к простому подавлению или вытес­нению желаний или, в самом общем виде, к действи­тельному страданию. Невроз возникает лишь в том случае, если этот конфликт порождает тревожность и если попытки уменьшить тревожность приводят в свою очередь к защитным тенденциям, которые, хотя и яв­ляются в равной мере настоятельными, тем не менее несовместимы друг с другом.

Парадигма обмена

Я начну с экскурса в область психологии поведения, рассмат­ривая в качестве примера то, каким образом формируются утвержде­ния относительно поведения такого подопытного животного, как голубь (Скиннер, 1953). Когда голубь обследует свою лаборатор­ию клетку, ему случается клюнуть в заданную цель, после чего психолог-экспериментатор насыпает ему зерна. Опыт показывает, что он вновь клюнет цель: он усвоил эту модель поведения, или, как говорит мой друг Скиннер, эта модель поведения закреплена, т.е. голубь прошел процесс выработки условного рефлекса. В данном случае психолог не интересуется тем, каким образом усваивается модель поведения; термин «теория обучения» никак не подходит для обозначения области исследований психолога. Он интересуется только тем, что определяет интенсивность проявления усвоенной модели поведения — то ли в форме клевания цели, то ли в какой-то другой форме.

Чем голоднее голубь, чем меньше зерна или другого корма он получил только что, тем чаще он будет клевать. Однако, если эта модель поведения закрепляется часто, если голубю каждый раз, когда он клюнет цель, дают много зерна, интенсивность ее проявления падает по мере насыщения голубя. Если же, с другой стороны, модель поведения не закрепляется вообще, то и в этом случае интенсивность ее проявления падает, хотя может пройти много времени, пока ее проявление не прекратится полностью, пока оно не исчезнет. При проявлении многих моделей поведения голубь подвергается аверсивному стимулированию, или тому, что я буду яснее формулировать с помощью термина «плата»; это также с течением времени приводит к снижению интенсивности их проявления. Примером «платы» является усталость. Постепенное исчезновение проявления одной модели поведения, насыщение и «плата», вызывая снижение интенсивности проявления данной модели поведения, делают более вероятным проявление других моделей поведения, включая ничегонеделание. Добавлю лишь, что даже искушенный психолог относит «эмоциональное» поведение, а также такие вещи, как клевание, к безусловным реакциям, которые могут быть закреплены в процессе выработки условного рефлекса. Если рассматривать все сказанное выше как формулировку ут­верждений психологии поведения, то она, разумеется, годится лишь для преследуемых здесь мной целей.

Мы можем считать, что голубь вовлечен в процесс обмена и с психологом, но не стоит подробно останавливаться на этом, поскольку поведение голубя едва ли вообще определяет поведение психолога. Обратимся к ситуации, в которой обмен является реально существующим, т. е. в которой детерминация поведения является взаимной. Предположим, что мы имеем дело с двумя людьми. Каждый из них демонстрирует поведение, до некоторой степени закрепляемое поведением другого. Нас не интересует, как получилось в прошлом, что каждый из них научился считать, что Поведение другого закрепляет модель поведения. Достаточно того, что каждый считает, что поведение другого закрепляет его собственную модель поведения, и я буду называть факторы закреп­ления — в случае голубя это зерно — величинами, поскольку, как мне кажется, это самый подходящий термин для обозначения того, что мы под ним понимаем. Каждый человек, демонстрируя то или иное поведение, может нести издержки, и у каждого человека есть более, чем один доступный ему способ поведения.

В этом мне видится парадигма элементарного социального пове­дения, и задача социолога, изучающего это явление, состоит в том, чтобы сформулировать утверждения, соотносящие вариации величин издержек каждого человека с его частотным распределением моделей поведения на множестве альтернатив, причем величины (в математическом смысле), принимаемые этими переменными для одного человека, отчасти определяют величины для другого чело­века (Скиннер, 1953; Парсонс и Шилз, 1951).

Я не вижу причин верить в то, что утверждения психологии поведения неприменимы в этой ситуации, хотя сложность полу­чаемых на их основе выводов в данном конкретном случае и в самом деле может быть значительной. В частности, мы должны предположить, что в случае людей, как и в случае, голубей, при усилении тенденции к постепенному исчезновению проявления одной модели поведения, насыщения или аверсивного стимулирования поведения любой модели поведения увеличится вероятность проявления другой модели поведения. Проблема состоит не просто в том, как часто она формулируется, каковы качества человека и что в прошлом он научился считать закрепляющим его модель поведения, а в том, какие качества он приобретает благодаря своему поведению в данный момент. Чем больше он приобретает, тем менее ценна для него каждая дополнительная единица этого качества и тем менее часто он будет демонстрировать поведение, закрепляемое ею.

Процесс влияния.

Я думаю, что мы не располагаем работами по взаимодействию двух лиц, которые либо подтвердили бы эти утверждения, либо нет. Но у нас есть работы, относящиеся к большому числу людей, которые могут быть использованы. Речь идет о работах Фестингера, Шахтера, Века и их коллег по исследованию динамики влияния. Одну из переменных, которую они изучают, они назвали спло­ченностью и определили ее как нечто, привлекающее ' людей к участию в деятельности группы. Сплоченность — это качественная переменная; она имеет отношение к степени закрепления, которой подвергаются отдельные лица в деятельности группы.

Фестингер и его коллеги рассматривают два типа закрепления: символическое поведение, которое мы называем «социальным одоб­рением» (чувством), и деятельность, оцениваемую в других отно­шениях, как, например, выполнение каких-нибудь интересных дел.

Другую переменную, с которой они работают, они называют коммуникацией, а некоторые другие исследователи — взаимо­действием. Это частотная переменная; она представляет собой меру частоты проявления вербального поведения, связанного с выгодами и затратами. Мы должны помнить о том, что, вообще. Говоря, переменная одного типа является функцией от другой.

Фестингер и его сотрудники показали, что чем более сплоченный является группа, т. е. чем более ценными являются чувства и действия, которыми члены группы обмениваются друг с другом, тем выше средняя частота их взаимодействия (Век, 1950). В случае людей, как и голубей, чем сильнее подкрепление, тем чаще проявляется закрепленная модель поведения. Кроме того, чем сплоченнее является группа, тем более сильные изменения члены группы вызывать в поведении других членов в направлении повышения качества ее деятельности (Шахтер и др., 1951). Другими словами, чем более ценными являются действия, направленные на группы, тем более ценны действия, которые они должны шить. В самом деле, если человек демонстрирует поведение деленного рода, а другие люди не обнаруживают в нем достаточных для них стимулов, то окажется, что со временем их собой отклик на изъявление чувств и выполнение действий будет угасать. Но, возможно, тот человек сочтет их чувства и действия точно стимулирующими для себя, и, если ему захочется счи­таться с ними, он должен сделать свое поведение более и» иным для других. Короче говоря, утверждения психологии повеления означают, что существует определенная пропорциональность между ценностью поведения человека для других лиц и ценность", для него их поведения (Скиннер, 1953).

Практическое равновесие.

В начале статьи я высказал предположение, что одна из исследования малых групп заключается в том, чтобы выявить в связь между результатами экспериментальной работы в л торных условиях и результатами полевых исследований на реально существующих малых группах. Последние часто оказывав состоянии практического равновесия, и в этом нет ничего необычного. Я не хочу этим сказать, что все реально существующие группы находятся в состоянии равновесия. Разумеется, я также утверждаю, что во всех группах должна наблюдаться тенденция к равновесию. Также не хочу утверждать, что группы имеют внутренние механизмы сопротивления изменениям: здесь нет гомеостаза. Не утверждаю также, что мы предполагаем существование равновесия. Я хочу лишь сказать, что иногда мы наблюдаем его в то время, когда работаем с группой (а зачастую это непродолжительное время), не происходит существенных изменений величин переменных, которые были выбраны для измерения. Если, к примеру, человек «А» взаимодействует с человеком «Б» больше, чем с человеком «В», как в начале, так и в конце исследова­ния, то, по крайней мере, на основании этой грубой оценки можно сделать вывод, что группа находится в состоянии равновесия. Многие работы Фестингера и Шахтера являются эксперимен­тальными, и их утверждения относительно процесса влияния, как мне кажется, содержат в себе утверждение, которое эмпирически оказывается справедливым для реально существующих групп в состоянии практического равновесия. Например, Фестингер и др. обнаружили, что чем более сплоченной является группа, тем силь­нее то изменение, которое члены группы могут произвести в поведении других членов. Если влияние оказывается в направлении обеспечения соблюдения групповых норм, то, когда в результате процесса влияния произведены все изменения, на которые он спо­собен, должно было бы быть справедливым утверждение о том, что чем более сплоченной является группа, тем большее число ее членов соблюдает ее нормы. И такое утверждение действи­тельно является справедливым (Фестингер и др., 1950).

Как бы там ни было, я допускаю, что из лабораторных экспе­риментов по исследованию влияния следуют утверждения относи­тельно поведения членов малых групп в условиях угасания про­цесса влияния, которые идентичны утверждениям, справедливым для реально существующих групп, находящихся в состоянии рав­новесия. Едва ли следует удивляться тому, что мы понимаем под равновесием то, что все изменения, на которые система способна при данных условиях, произошли и не предвидится никаких даль­нейших изменений. И это не самый первый пример того, как статика оказывается частным случаем динамики.

Заключение.

Актуальная теоретическая задача в исследовании малых групп состоит в том, чтобы соединить экспериментальные и «натурные» исследования, окончательно проверить утверждения, которые эмпи­рически оказываются справедливыми в этих областях, и показать, каким образом эти утверждения могли бы быть выведены из более общего комплекса положений. Один из путей решения этой задачи заключается в том, чтобы возродить и придать большую обосно­ванность старейшей теории социального поведения — теории соци­ального поведения как обмена.

Некоторые из утверждений такой теории могут быть сфор­мулированы следующим образом. Социальное поведение представ­ляет собой обмен ценностями, как материальными, так и немате­риальными, например знаками одобрения или престижа. Люди, кото­рые многое дают другим, стараются получить многое и от них, и люди, которые получают многое от других, испытывают с их стороны воздействие, направленное на то, чтобы они могли полу­чить многое от первых. Такой процесс оказания влияния имеет тенденцию к обеспечению равновесия или баланса между обменами. То, что отдает человек, участвующий в обмене, может быть для него стоимостью, так же как-то, что он получает, может быть для него вознаграждением, и его поведение меняется в меньшей степени, если выгода, т. е. вознаграждение за вычетом стои­мости, сохраняет максимальное значение. Он не только стремится к достижению этого максимального значения, но и старается следить за тем, чтобы никто из его группы не получал большей выгоды. Стоимость и ценность того, что он отдает и получает, меняются в зависимости от количества того, что он отдает и что получает. Поразительно, насколько привычными являются эти утверждения, поразительно также, каким образом утверждения, касающиеся динамики обмена, могут порождать некие статические конструкции, которые мы называем «структурой группы», и наряду с ними также и некоторые утверждения относительно структуры группы, которые были сформулированы исследователями реально существующих групп. Когда мы социологи, иной раз становимся неосторожными, обнаруживаем, что слова вроде «вознаграждение» и «стоимость» входят в нашу речь. Человеческая природа будет проступать наружу даже в наших самых сложных теориях. Мы редко осознаем это, но сами систематически имеем дело с тем, что эти слова обозначают. Из всех многочисленных подходов к изучению социального поведения чаще всего игнорируется тот, который рассматривает его с экономических позиций. Тем не менее, это именно тот подход, которым мы повседневно пользуемся в нашей жизни - за исключением тех случаев, когда мы пишем труды по социологии.

Выводы

Предлагаемое выделение двух функций референтной группы явля­ется важным, потому что это делает эксплицитными два основных аспекта теории референтной группы: мотивационный и перцеп­тивный. Более полная теория референтной группы должна состоять, по крайней мере из двух частей, одна должна быть посвя­щена референтной группе как источнику стандартов поведения и принудителю следования этим стандартам, другая — референтной группе, которая сама служит стандартом для сравнения. Эти две части теории референтной группы должны стать частными слу­чаями более общих теорий об источниках и характере стандар­тов, которые в конечном итоге будут выведены из фундаменталь­ных теорий мотивации и перцепции. Нормативные функции рефе­рентных групп могут стать частью общей теории целеобразования и мотивации.

Функции сравнения референтных групп станут частью общей теории перцепции и оценивания. Группы сравнения, в конце концов, являются лишь одной из отправных точек или стандартов для сравнений. Хайман обнаружил, что отдельные индивиды (а также группы) часто служат стандартом, с которыми люди сравнивают себя при оценке собственного статуса. В качестве других стан­дартов могут выступать неодушевленные предметы и меры изме­рений (например, ребенок может использовать стол или палку для оценки собственного роста) и безличные описания желаемого поведения (например, юридические определения групповых норм).

Наконец, выделение нормативной и сравнительной функций референтных групп ведет к выделению двух основных областей исследования для тех, кто изучает воздействие референтных групп на поведение. При изучении нормативной функции референтных групп выдвигаются следующие проблемы: какова мотивационная зависимость между индивидом и каждой из, его референтных групп? Насколько он ценит свое членство в данной группе или насколько стремится стать членом группы, в состав которой еще не вве­ден? Какого рода мотивы движут его стремлением стать членом груп­пы? Каковы последствия различных по характеру и степени мотивов? Какие факторы дают возможность члену группы сопротивляться давлению группы и в то же время не быть отвергнутым группой? По каким проблемам развиваются в группе нормы поведения? Какие конкретные стандарты и нормы связываются с различными ролями и обязанностями внутри группы? Какие санкции применя­ются в группе для достижения конформности, и каковы различные последствия этого? Как эти санкции связаны с уровнем некон­формности? Какие факторы в отношении индивида к группе содей­ствуют интериозации групповых норм?

Изучение сравнительной функции референтных групп должно включать различные вопросы, относящиеся главным образом к процессам перцепции и оценивания. Вот некоторые из них, каким стимулом для индивида является группа сравнения? Обеспечи­вает ли эта группа хорошо структурированный и определенный стандарт для сравнения или это неясный стимул, допускающий различные интерпретации? Каковы последствия этих различных случаев? Какие факторы воздействуют в процессе самооценки на воспринимаемый индивидом уровень расхождения между ним и групповыми нормами? Как воздействуют чрезвычайно высокие или чрезвычайно низкие стандарты? Каков характер тех шкал, по которым проводится сравнение?

Теория референтных групп будет развиваться по мере полу­чения ответов на эти и подобные вопросы. При помощи исследований и развития концепций, необходимых для нахождения ответов на эти вопросы, можно ожидать, что будут сделаны боль­шие шаги в понимании социальной основы установок личности.

Келли Г. Лидерство

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 895; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.059 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь