Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Дьяченко М.И. Психология народов
«Нет малых народов ...» Виктор Гюго
Уже к середине 70-х годов в полиэтническом СССР отмечается усиление внимания народов и народностей к своим национальным идеалам, традициям, обычаям, обрядам, языку, фольклору, к территории проживания, к проблемам самопределения и государственности. В значительной степени это было обусловлено расширением образования, повышением уровня культуры этносубъектов большой страны, хотя одновременно происходила и некоторая активизация националистических тенденций, особенно усилившаяся в конце 80-х годов в условиях снижения нравственного уровня общества, политического напряжения. После распада СССР развернувшееся в бывших республиках движение за самоопределение стало приобретать опасную выраженно нациалистическую направленность. Стремление к отделению, разделению, самоопределению (даже при объективно возникающей потребности к определенным интегративным процессам) выступает в настоящее время как устойчивая тенденция, которая будет сохранятся до конца XX века. И этот момент необходимо четко понимать и учитывать в построении программ страны и ее взаимодействия с соседями, прежде всего странами СНГ. Неслучайно так остро актуальными становятся этнические проблемы, в том числе проблемы этнопсихологии. Элементы характеристики психологии народов. Обобщение этнопсихологической литературы позволяет утверждать, что «психология народов» и народностей включает в свое определение специфические черты людей, их характер, самосознание, чувства, специфичность речевого и неречевого общения, привычки и т.д. Психология народа находит воплощение и яркое проявление также в традициях и обычаях. «Характер народа» представляет собой структурированное единство наиболее устойчивых черт поведения и психологии, присущих большинству представителей данного народа. Он выражается в специфических чертах индивидуального и группового поведения, настроениях, способах освоения мира, соблюдении традиционных норм существования, взаимоотношений и общений. В характере народа воплощается единство исторических, социально-культурных и биологических факторов, влияющих на жизнь и преемственность его поколений. Характер народа оставляет, по мнению ряда психологов, основу его психологического склада. Самосознание народа выражает понимание им принадлежности к одной этнической общности, является результатом освоения своей истории, культуры, традиции, обычаев. Самосознание народа — это обобщенный образ себя как определенной устойчивой общности. Этот образ объединяет: а) представления о природно-биологических свойствах, внешнем облике представителей своего народа; б) осознание народом себя как носителя определенных качеств, обычаев, традиций, вкусов, черт характера, отношения к природе, внешнего выражения чувств во время приветствий, прощаний и т.д.; в) оценку народом политических событий, отношений с другими народами, их и своего общественного устройства. В самосознание народа включены мнения, установки, стереотипы, ценностные ориентации, самооценки и оценки других народов. В самосознании народа выделяют идентификацию, представления о типичных чертах своей общности, ее свойствах как целого, представления об историческом прошлом народа, о территориальной общности (родной земле), отношение к материальным и духовным ценностям своего народа. В характере и самосознании могут иметь место различные предрассудки, например, чувство превосходства над другими народами, неприязнь к их обычаям, нравам, языку, одежде, песням, танцам, цвету кожи. Обычаи и традиции народа — это нормы и правила поведения, передающиеся от одного поколения к другому. Общая функция обычаев и традиций — быть средством воспроизводства и стабилизации отношений между людьми, защиты и сохранения их жизни. Обычаи отличаются от традиций детальным предписанием действий в конкретных ситуациях. Они передают стандарт поведения в тех или иных случаях. Наиболее эффективной стороной обычая является его обрядовая форма. Обряд сопряжен с переломными моментами в жизни человека (рождение ребенка, поступление в школу, вступление в брак, наступление весны и т.д). В процессе воплощения эмоций и мыслей во внешние действия, образующие обряд, происходит формирование и развитие общезначимых явлений, отношений к действительности. Неслучайно он широко использует религию для формирования религиозных чувств и взглядов. И обряды оказывают большое эмоциональные воздействие на людей. Обычаи существуют как неправовые явления («так принято»), но регулируют отношения в данной общности. Обряды и ритуалы основываются на представлениях людей о нужном и справедливом или ненужном и несправедливом, могут достигать разной степени развития, быть примитивными или сложными, отличаются у разных народов в зависимости от многих причин. Хотя такие религии, как буддизм, христианство, ислам, проникнуты идеями равенства всех людей и обращены к различным демографическим группам, но их обычаи и обряды, связанные с ними. различны. Например, у православных русских принято при совершении траурных церемоний обнажать голову. А у восточных народов, проповедующих мусульманскую религию, траурный обряд иной. Здесь наоборот — непременно должен быть надет головной убор. Благодаря традициям происходит передача опыта общения, взаимоотношения, культуры, способов жизнеобеспечения. Традиции мобилизуют, способствуют сплочению народа или народности, обеспечивают нравственно-этническую преемственность. Так, например, русская православная традиция семьи защищала гуманистические идеалы и общечеловеческие ценности. Для русского человека семья всегда была средоточием всей его нравственной и хозяйственной деятельности, смыслом существования не только государственности, но и миропорядка. Человек без семьи, по представлениям русских людей, является обиженным судьбой и богом! Не иметь семьи считалось безбожным. Как наказание судьбы и величайшее человеческое несчастье воспринималась бездетность. Всеобщим признанием, уважением и почтением пользовалась в деревне и волости большая многодетная семья. Традиции отличаются от обычаев и обрядов, которые подробно регламентируют поведение и действия, дают им детальное предписание. Традиции ближе к принципам поведения, соблюдение которых связывается с достижением успеха. Верность национальным обычаям и традициям — это отношение к истории своего народа, чувство уважения к опыту прошлых поколений. Это и определенные знания, навыки, привычки, позволяющие соблюдать обычаи и традиции, привносить в них что-то новое. Верность обычаям и традициям может быть как социально полезной, например, гостеприимство, уважение к старшим, к родителям, почитание умерших, так и вредной. Например, кровная месть, унижение женщины, помощь «своему», даже если он неправ, и т.д. Этнообразуюшис факторы, обусловливающие психологию народа. В научной литературе подчеркивается значение таких факторов формирования психологии народов, как его экономическое и историческое развитие, географическая среда, общность территории, культуры и языка. Этнопсихологическое своеобразие народов формируется на основе трудовой и общественной деятельности сменяющих друг друга поколений. В ходе исторического развития складываются устойчивые черты материальной и духовной культуры народа, вырабатывается его самосознание, характер, складываются традиции и обычаи. Нередко формированию народа способствует общность религии, входящих в них групп людей, а также их близость в расовом отношении. Сформировавшийся народ выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путем этнических однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, обычаев, национальных ориентаций. Известная обособленность и своеобразие исторического развития этнических общностей порождает некоторые различия между народами. Язык каждого народа порождается ходом его истории и изменяется медленно. Лингвисты подсчитали, что язык сохраняется за 1000 лет на 81 (±2%). Каждый человек овладевает языком, его фонетикой, словарным фондом, грамматическим строем, учится говорить, писать и т.д. Процесс овладения языком оказывает огромное влияние на все стороны личности человека, является условием формирования его сознания. Выступая главным средством общения, язык обслуживает внутриэтнические отношения, придает характеру и самосознанию народа определенные общие черты. Особая роль языка в жизни народа объясняется тем, что в нем в сконцентрированном виде содержится социальный опыт предшествующих поколений. Важный фактор, обусловливающий содержание и формы проявления характера психологии народа, — это традиции и обычаи домашнего воспитания, обучение, сама семья как ближайшая социально-этническая среда. Уже в детские годы в воспитании активно проявляется влияние народной культуры, носителями которой являются окружающие ребенка люди, которые формируют в нем черты, свойства, привычки, отвечающие нормам и требованиям действующей в рамках данной культуры системы ценностей и традиций, т.е. уподобляют его себе, приноравливают к общепринятым в данной среде правилам поведения. Ребенок включается в группу людей с самоназванием, отличая себя от других подобных общностей (я — киргиз, я — русский, я — якут и т.д.). Например, в большинстве своем дагестанцы — верующие люди, поэтому все жизненные события — рождение ребенка, наречение имени, свадьба, похороны, праздники сопровождаются религиозными обычаями, хотя все эти религиозные ритуалы необязательны, они закреплены в традиционных нормах поведения, которые прививаются с детства. Спорным остается решение вопроса о роли биологического фактора в этнической системе. Такие известные теоретики, как Бромлей Ю.В. и Гумилев Л.Н., отвечают на этот вопрос по-разному. Бромлей Ю.В. считает, что этносы — это исторически сложившиеся группы людей, а Гумилев Л.Н. полагает, что этносы — это биологические популяции. Истина, скорее всего, в синтезе этих точек зрения. Необходимо действие и биологического, и социального факторов. О последнем уже шла речь. Остановимся на роли биологического фактора. Генетические исследования наследственности и изменчивости человека доказывают, что индивидуальное разнообразие генов огромно и образует биологический фундамент уникальности и неповторимости человеческой личности. Генофонд популяции не остается постоянным: носители генов одного поколения в разной степени передают свои гены новым поколениям. Генофонд популяции меняет свою структуру в сторону большего соответствия условиям природной и социальной среды. Гены, носителями которых являются современные поколения, дошли до них из глубокого прошлого. С широтой брачного круга, т.е. с уровнем генетических различий родителей, до определенной степени связаны показания физического развития детей, их выносливости, устойчивости к стрессу, трудоспособности. Физические различия между народами возникли на раннем этапе их существования, и в дальнейшем их влияние на социальное развитие было ограниченным. Одна из причин, обусловливающих психологию народов, их обычаи и традиции, — географическая среда. Длительная эволюция биологических особенностей человека имела результатом довольно совершенную приспособленность, человеческого организма к физическим и химическим условиям природной среды. Физико-географическая среда сильно влияла и влияет на психологию, здоровье и поведение человека, особенно если он попадает в крайне неблагоприятные условия жизни. Зависимость человека от природы отчетливо проявляется в эксординарных условиях отношений с последней. Выраженное влияние на психическое состояние людей оказывают стихийные бедствия (землетрясения, циклоны, оползни, лавины, затопления и т.д. Стихийные бедствия, как правило, непредсказуемы. За последние 100 лет 9 млн человек погибло от наводнений, 1 млн — от землетрясений, 1 млн — от ураганов, тайфунов. Многие миллионы жизней были унесены эпидемиями — спутниками стихийных бедствий, а также губительными засухами. Люди привязаны к своей земле, поэтому уйти с обжитых мест — значит навсегда оставить стены родного дома, что нелегко, даже если этот дом разрушен или затоплен. Многосторонность и интенсивность связей народа с природой формируется в процессе индивидуальной и коллективной деятельности хозяйствующего человека, вырабатывающего в своей хозяйственной деятельности соответствующую систему средств, приемов ее освоения, адаптирующегося в различных условиях. Достаточно проследить, как благодаря социально освоенным средствам защиты от неблагоприятных естественных условий сумели адаптироваться в совершенно разных физико-географических зонах народы России. Фиксируются разные и сходные формы поведения и отношений, выработанные в различных условиях жизнедеятельности людей. Такие различия могут быть связаны с разными культурно-хозяйственными типами населения. Восприятие и осмысление окружающей среды эмоционально окрашено, люди стремятся понять, оценить жизненно значимые характеристики ландшафтов, рек, озер, гор вне «своей» территории, что формирует у них эстетические и нравственные ценности. Адаптация к природной среде и взаимодействие людей с ней — важное звено в детерминации развития их как социально-биологической общности. Наследственность и приспособление — единый процесс, обеспечивающий сохранность народа. Взаимодействие с природой внутри географической среды у каждого народа имеет свои особенности: складывается своеобразная система восприятий и представлений, которая имеет большое значение для формирования этнического сознания и межэтнических отношений. У разных народов существовали и существуют различные олицетворения неблагоприятных сил природы с опасными, злобными духами лесов, гор, морей. Некоторые традиции, обычаи, обряды имеют своим исходным пунктом народный календарь, фиксирующий природные циклы: наступление весны, лета, осени, зимы и т.д. Особенности семейного быта, брачные обычаи и обряды часто «нацеливались» на защиту человека от неблагоприятных воздействий природной среды. Каждая этническая общность обладает рядом психических свойств, не присущих или присущих в меньшей степени другой этнической общности. Несходные географические, экономические и исторические условия развития породили значительные различия в психологии даже некогда единых по этническим признакам Однако такие различия, как свидетельствует история, не мешают доброму сотрудничеству, отношениям народов. История знает примеры взаимодействия различных этносов: более тысячи лет назад два крупнейших государства Восточный Европы — Киевская Русь и Волжская Болгария заключили мирный договор, который, несмотря на то, что славяне приняли христианскую веру, а тюрки по-прежнему чтили мусульманство, благотворно сказывался на отношениях между этими народами почти 250 лет. Исследования показывают, что этнические общности способны к восприятию элементов чужой культуры, присвоению новых традиций, новых общекультурных достижений, углубляющих культурный пласт этноса. Важное значение сохраняют и приобретают новый смысл этнические проблемы в настоящее время в многонациональной Российской Федерации. Объективная необходимость экономического сотрудничества и культурного взаимодействия все в большей степени осознается субъектами федерации. А большой опыт такого сотрудничества и история социокультурного развития в рамках Союза, когда значительно смягчались психологические различия и существовали многие общие для всех народов ценности, служат хорошим основанием сохранения, этой тенденции и реализации ее в рамках современных задач, возможностей и на новом уровне осмысления принципов консолидации и интеграции. Этническая принадлежность и личность. Что касается индивидуальных проявлений этнической принадлежности, то они многообразны. Одни люди теряют свою этническую идентичность, другие становятся маргиналами, а третьи поднимаются на высокую ступень межкультурных взаимоотношений, обогащают свою жизнь знанием и пониманием чужой культуры, не теряя при этом положительной, устойчивой идентификации со своим народом. В целом же этническое самосознание личности не является прямолинейным отражением самосознания народа. На развитие этнических особенностей отдельной личности заметно влияет ее собственный жизненный путь, обстоятельства жизни, биография. Каждая личность — это не изолированная, замкнутая в себе индивидуальность, независимая от общества, народа, воспитания. Л. Гумилев пишет, что узбек тот, кто ведет себя по-узбекски. Равно как и казах, грузин, русский и т.д. Специально научиться этому нельзя, все «впитывается» с детства, и происхождение ни при чем — ведь если ребенок не знает отца и матери, это не мешает ему принадлежать к той или иной нации, народности. Пушкин происходил от эфиопов по отцовской линии, и это не помешало ему быть русским человеком. Под влиянием общих и индивидуальных условий жизни и деятельности, овладения культурой народа формируются в личности общечеловеческие и этнические особенности. Различия в конкретных условиях жизненного пути личности обусловливают своеобразие этнических особенностей отдельного человека, их неповторимость. Таким образом, этническая принадлежность не предопределяет сама по себе индивидуальные особенности личности. Чтобы правильно понять место и роль этнических черт в структуре личности человека, нужен анализ его жизненного пути, биографии. Об этнопсихологической подготовке управленческих кадров и работников образования. Этнические проблемы вышли в настоящее время, как отмечалось, в число наиболее острых. И решение их требует серьезного внимания общественности), государства, в данном случае всех субъектов Российской Федерации. Особое значение эти вопросы приобретают в процессе воспитания — детей, молодежи, призванных не только корректировать все возникшие на современном этапе напряжения, но и развивать на новом уровне культуры и нравственных норм межэтнические отношения народов Федерации, каждый из которых может внести и вносит свой вклад в ее развитие. Именно поэтому возникает острая необходимость углубления специальной подготовки преподавателей, руководителей, всех работников народного образования, предполагающей понимание и познание психологии народа, учета этнопсихологических особенностей не только основного национального контингента того или иного региона, но и других народностей, населяющих этот регион. При этом речь идет не только о знании общекультурных традиций в целом, но и о понимании чрезвычайно важных собственно бытовых особенностей и культуры конкретного, народа, активно влияющих на психологический склад его представителей. Психология народа проявляется, как отмечалось, в сохранении и развитии традиций и обычаев прошлых поколений, в мнениях и оценках свойств и качеств других народов. Психология народа может выражаться и в виде специального речевого общения, привычек, интересов, взглядов, вкусов, черт характера, норм нравственности и художественных ценностей, особенностей отношения к природе, людям, их поступкам, нередко в этнорелигиозных представлениях и настроениях. Вместе с тем это и определенные черты поведения, способы и приемы внешнего выражения эмоций, чувств, мыслей, знаний, приветствий, прощаний и т.д. Этнопсихологическая подготовка руководителей, педагогов, работников образования должна включать изучение традиционного отношения представителей разных этносов к вступлению в брак и разводу, к бездетности, мало- и многодетности, к контролю над рождаемостью, к заболеваемости и смертности. Воспитателям и руководителям разных уровней важно знать традиционный брачный возраст у мужчин и женщин этносов, доминирующеее отношение к браку (некоторым этносам свойственна в той или иной степени эндогамия) и безбрачию, условия заключения брака, положение женщины в семье и обществе, традиционные отношения между супругами, половые табу, отношение к внебрачным половым связям и детям, рожденным вне брака. Этносам в той или иной степени свойственна эндогамия. Разные этносы могут иметь различные способы жизнеобеспечения, виды одежды и жилища, рацион питания, употребление алкогольных напитков, особенности вскармливания младенцев, различия в степени заботы о девочках и мальчиках, правилах поведения беременных женщин и др. В сферу этнических знаний входит знание и таких обычаев, как родовая месть, иногда детоубийство, каннибализм и т.п. Важно знать влияние на обычаи и традиции народов предписаний различных религий, если они глубоко укоренились в быту и влияют на поведение человека. Одним словом современное образование требует не только повышения внимания к этническим проблемам в целом, но и углубления, научно обоснованного подхода к этнопсихологическим особенностям разных народов, в данном случае нашей многонациональной страны. Между тем опросы преподавателей вузов свидетельствуют о том, что большинство из них не учитывают в своей учебно-воспитательской деятельности актуальные этнические проблемы РФ. Программы вузов по гуманитарным дисциплинам не предусматривают серьезного ознакомления у студентов с этнопсихологией, в том числе с национальным характером русского народа. Очень бедно представлена социально-психологическая сущность этнических общностей в новом учебном пособии для социологов, психологов, студентов и педагогов, причем этнические общности, по сути, отождествлены в этом пособии с нациями, ничего не говорится о русском национальном характере. Безусловно, необходимы специальные программы и учебники по этнопсихологии, вбирающие все научные достижения этой еще недостаточно, к сожалению, разработанной науки, нужны новые исследования этнопсихологических проблем. Но нужны и соответствующие установки по более широкому освоению этой сферы воспитания и руководства его. Принцип поведения руководителей и работников образования в общении с представителями разных этносов — глубокое уважение к достоинству, чести, культуре, языку, истории каждого народа. Не следует ставить цель — изменить, исправлять этнические стереотипы поведения. Надо чутко относиться к народным обычаям и традициям, быть терпимым, отзывчивым, искренним, доброжелательным. Вместе с тем нельзя допускать этнического противопоставления «Мы» и «Они». Одной из важных задач этнопсихологической подготовки управленческих кадров является ознакомление их с этикетом, культурой традициями, обычаями народов, проживающих на территории России. Этнопсихология становится все в большей степени важным фактором в построении отношений народов и поэтому требует большого, специального внимания в научной, общественной, государственной сферах, нашего общества в частности.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 779; Нарушение авторского права страницы