Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Чернявская А.Г. Семейный деспот



 

Возможно, это покажется странным, но деспотическую личность можно описать даже внешне. Мы рас­скажем о двух вариантах деспотов. Внешне - это люди двух разных типов.

Вариант первый. Широкоплечие, часто грузные мужчины с мощной широкой шеей, сильными руками и толстыми пальцами. Как правило, они педантичны и семейная тирания начинается с их патологической страсти к порядку. Такой отец в доме - ад для детей. Они не только лишены естественной потребности бе­гать, шуметь, раскидывать вещи, но и находятся под неусыпным надзором. Под таким же контролем пре­бывает и жена, поскольку он требует абсолютной чистоты. Все должно быть так, как приказывает повели­тель, семья, как в армии, ходит строем. Возражений не терпит, права на собственное мнение других в семье категорически отрицает. Если все в идеальном порядке, активно ищет единственную пылинку или не по цен­тру лежащую салфетку. Деспоты такого рода чрезвычайно гневливы. В гневе совершенно безудержны, взры­вы свои реализуют обычно физически, вплоть до жестоких травм. Совершенно искренне уверены, что они " воспитывают" жену и детей для их пользы.

Таким людям свойственны достаточно долгие периоды мрачно-тяжелого настроения, которое они и сами объяснить не могут. Домашние это тягостное настроение улавливают сразу и тихо расползаются по углам, каждый раз надеясь, что удается избежать апофеоза, когда в гневной слепоте крушится все подряд. Но приступ гнева через какое-то время неизбежен, а повод для разрядки чаще всего смехотворен.

Как вести себя с подобными людьми, как общаться с ними без существенных потерь для собственного ду­шевного равновесия? К сожалению, для семьи посоветовать что-то кардинальное очень трудно. Если выросшие дети окончательно не забиты и не раздавлены как личности, чем скорее они уйдут из семьи, тем лучше. Жены при таких мужьях обычно очень быстро превращаются в бессловесных рабынь, и это поистине спасительное поведение, которое они невольно вырабатывают. Никакие другие способы в атмосфере дикого деспотизма себя не оправдывают, поскольку законов логики для семейного тирана не существует.

Однако, эти смиренные жены делают общую ошибку, которой лучше бы избежать. Подсознательно оправдывая собственное приниженное и безрадостное существование, они делают деспота кумиром в семье. «Папа всегда прав. Это мы виноваты.» Действительно, это способ достичь тишины и покоя хотя бы на непродолжительное время. Но чем меньше деспот встречает сопротивления в семье, тем деспотичнее из года в год он становится. Создается, поистине, заколдованный круг, из которого нет выхода. Но даже смирившись и похоронив чувство собственного достоинства, женщине следует подумать, каково в семье детям. Существование и выживание в такой семье значительно облегчается, когда мать откровенно с детьми, когда она и дети составляют единую общность и служат друг другу опорой. Откровенность, мягкое женское начало защитит ребят от бессмысленной жестокости, охранит от поведения деспотической отцовской линии в будущем, в их собственных семьях. Принцип, видимо, таков: «Да, наш отец таков, и ничего достойного в этом нет. Мы не можем изменить и переделать его. Но в жизни есть много тепла и доброты, и если вы принесете их потом в свои семьи, вы будете жить совсем по-другому. Он считает, что всегда прав, но это не так. Но спорить с ним бессмысленно, и мы не станем этого делать. Мы будем любить друг друга и не ждать любви от него».

Очень хорошо, когда подобный деспот заводит себе крупную собаку. Тогда его энергия и страсть повеле­вать реализуется в этом направлении. Можете не сомневаться, собаки у них всегда очень злые.

Второй вариант семейных деспотов. Эти не станут бить посуду и пороть по субботам детей розгами, потому что в принципе они - утонченные эстеты. У них вытянутые лица, тонкие губы, холеные руки с длинными пальцами. Круг интересов высок и недосягаем для простых смертных и, тем более, для членов семьи. Они сами воздвигают себя на недосягаемый пьедестал, откуда нехотя и с пренебрежением поглядывают на недостойную суету. Так надменный орел окидывает с высоты скал смешную и нелепую суету мелких земных тварей. Они полны сознания собственной значимости в этом суетном и приземленном мире обычных человеческих желаний, чувств и ошибок. Безупречны и непоколебимы в сознании собственной безупречности. Это сверкающие холодные айсберги, главное содержимое которых - лед.

На службе они - над всеми, поэтому вопрос человеческих взаимоотношений автоматически исключается. Лести не приемлют, потому что умны, над естественными человеческими порывами сослуживцев иронизи­руют. Это люди, которых природа наградила хорошим интеллектом, но лишила одного из самых притягатель­ных свойств - душевного тепла. Холодные и неприступные, они выстраивают свою жизнь так, что окружающие люди безропотно служат им. Нет, в семье он не устроит скандала по поводу слегка помятого воротничка рубашки. Он молча презрительно ее отбросит. Если он завтракает в восемь, а обедает в два, жена не посмеет опоздать с ежедневным ритуалом на пятнадцать минут. Обедает от детей отдельно, поскольку дети раз­дражают. Однако, этот бесчувственный айсберг все же имеет одну, но мощную страсть - любовь к себе. И посему они чрезвычайно внимательны к кардиограмме, содержимому обеда. Быт организован так, что ему служат все. Дети - тихие и послушные, потому что главное их жизненное предназначение " не мешать папе". Жены чрезвычайно выносливы. Даже с гипертоническим кризом она не смеет прилечь, если через полчаса нужно подать обед своему величественному супругу. Деспоты этого рода всегда абсолютно беспомощны в быту: не знают, где стоит сахарница, где лежат спички.

Что получают члены семьи, сосуществуя с таким " айсбергом"? Наверное, сознание собственной элитар­ности. Отблеск холодной луны, которая освещает их существование. Освещает, но не греет. Иногда, впрочем, и деньги. Хотя, скажем прямо, деньги эти небожители считать умеют, более того, достаточно прижимисты. И при внешнем лоске квартир очень скупо отстегивают на жизнь семье. Ребенку проще обойтись без детских удовольствий, чем попросить у отца денег. Собственные болезни - даже если это только насморк -вселенская катастрофа. Болезни детей не только не волнуют, но и раздражают, поскольку больной ребенок склонен капризничать, и может отвлечь на себя долю внимания жены. Заболевание жены никогда не вызывает естественного в таких случаях сочувствия, и если беспокоит, то лишь в смысле нарушения сложившегося распорядка. Даже в случаях, когда жена больна тяжело, заменить ее в семье хоть частично не хотят, да и не умеют. Муж ищет выход из ситуации: призывает на помощь соседку или родственницу.

Излишне говорить, что счастливых в такой семье нет. Дети вырастают или инфантильными и закомплексованными тем, что не повторили " звездность" родителя, или высокомерными снобами. Тогда " лунный отсвет" отца становится пожизненным капиталом. Женщина, жена, так и не познавшая чувства родственной привязанности, замерзает в жизни, какие бы престижные норковые шубки не надевал на нее муж. Как прежде, у нее нет истинных подруг, потому что общение ее ограничено кругом, навязанным мужем, а в та­кой среде на мужа не пожалуешься. И несет она пожизненную маску счастливицы, отловившей синюю птицу. К сожалению, невозможно дать ей радикального психотерапевтического совета, потому что не уходят люди из ледяных дворцов по собственной воле. Нужна чья-то теплая, живая слеза, чтобы растопить заледеневшее сердце. Да где ж она, такая " благополучная", найдет кого-то, кто пожалел бы ее за богатство и преуспевание мужа! Судьбы таких женщин печальны, потому что жизнь положена на алтарь божества, которое на самом деле не более чем холодная статуя.

Нельзя прожить полноценную жизнь с ледяной статуей. Для жизни нужно что-нибудь потеплее, пусть и менее сверкающее. Потому что живая, теплая душа одинаково быстро устает как от постоянного блеска, так и от постоянного холода.

Но если ситуация такова, что менять что-то невозможно, самое мудрое, что можно сделать - не терзать себя упреками и сожалениями о том, чего судьба не дала. Найти и оживить в себе то, что от природы дано вам: разморозить собственную душу, и тогда вы получите отдачу, тепло других людей: детей, близких, друзей. Согласна: это вряд ли полностью заменит то, чего вы лишены. Но кто же в этой жизни имеет все необходимое!

Карен Хорни Отношения полов

Базальная тревожность определенным образом влияет на отношение человека к себе и другим. Она означает эмоциональную изоляцию, тем более невы­носимую, что она сочетается с чувством внутренней слабости " Я". А это означает ослабление самой основы уверенности в себе. Она несёт в себе зародыш по­тенциального конфликта между желанием полагаться на других и невозможностью сделать это вследствие идущего из глубины недоверия и враждебного чувства к ним. Она означает, что из-за внутренней слабости человек ощущает желание переложить всю ответственность на других, получить от них защиту и заботу; в то же самое время вследствие базальной враждебности он испытывает слишком глубокое недоверие, чтобы осу­ществить это желание. И неизбежным следствием этого является то, что ему приходится затрачивать льви­ную долю своей энергии на успокоение и укрепление уверенности в себе.

Чем более невыносимой является тревожность, тем более основательными должны быть меры защиты. В вашей культуре имеются четыре основных средства, которыми индивид пытается защитить себя от базальной тревожности: любовь, подчинение, власть и реак­ция ухода (отстранения).

Первое средство: получение любви в любой форме, может служить в качестве могущественной защиты от тревожности. Формулой здесь будет: если вы меня лю­бите, вы не причините мне зла.

Второе средство, подчинение, может быть условно разделено в соответствии с тем, относится или нет оно к определенным лицам или институтам. Например, это может быть подчинение общепринятым традиционным взглядам, религиозным ритуалам или требованиям не­которого могущественного лица. Следование этим пра­вилам или повиновение этим требованиям будет слу­жить определяющим мотивом для всего поведения. Та­кое отношение может принимать форму необходимос­ти быть " хорошим", хотя дополнительная смысловая нагрузка понятия " хороший" видоизменяется вместе с теми требованиями или правилами, которым подчи­няются.

Когда отношение подчинения не связано с каким-либо социальным институтом или лицом, оно прини­мает более обобщенную форму подчинения потенци­альным желаниям всех людей и избегания всего, что может вызвать возмущение или обиду. В таких случа­ях человек вытесняет все собственные требования, кри­тику в адрес других лиц, позволяет плохое обращение с собой и готов оказывать услуги всем. Далеко не всег­да люди осознают тот факт, что в основе их действий лежит тревожность, и твердо верят, что действуют та­ким образом, руководствуясь идеалами бескорыстия или самопожертвования, вплоть до отказа от собствен­ных желаний. Для обоих случаев формулой является: если я уступлю, мне не причинят зла.

Отношение подчинения может также служить цели обретения успокоения через любовь, привязан­ность, расположение. Если любовь столь важна для человека, что его чувство безопасности зависит от этого, тогда он готов заплатить за него любую цену, и в основном это означает подчинение желаниям других. Однако часто человек неспособен верить ни в какую любовь и привязанность, и тогда его отно­шение подчинения направлено не на завоевание люб­ви, а на поиски защиты. Есть люди, которые могут чувствовать свою безопасность лишь при полном по­виновении. У них столь велики тревожность и неве­рие в любовь, что полюбить и поверить в ответное чувство для них невообразимо.

Третье средство защиты от базальной тревожнос­ти связано с использованием власти - это стремление достичь безопасности путем обретения реальной влас­ти, успеха или обладания. Формула такого способа защиты: если я обладаю властью, никто не сможет меня обидеть.

Четвертым средством защиты является уход. Пред­ыдущие группы защитных мер имели одну общую чер­ту - желание бороться с миром, справляться с труднос­тями тем или иным путем. Однако защита также мо­жет быть осуществлена посредством бегства от мира. Не стоит это понимать буквально как полное уедине­ние; это означает достижение независимости от дру­гих в удовлетворении своих внешних или внутренних потребностей. Например, независимость в отношении внешних потребностей может быть достигнута через накопление собственности, что в корне отличается от накопления ради обретения власти или влияния. Ис­пользование данной собственности также иное. Там, где собственность копится ради достижения независи­мости, обычно тревожность слишком велика, чтобы извлекать из собственности удовольствия. Она обере­гается со скупостью, потому что единственной целью является застраховать себя от всевозможных случай­ностей. Еще одно средство, которое служит той же са­мой цели стать внешне независимым от других, - огра­ничить свои потребности до минимума.

Независимость в удовлетворении внутренних пот­ребностей может быть найдена, например, в попытке эмоционального обособления. Это означает подавле­ние своих эмоциональных потребностей. Одной из форм выражения такого отстранения является уход от серьезного отношения к чему бы то ни было, включая собственное " Я". Такая установка чаще господствует в интеллектуальных кругах. Не следует путать непри­ятие всерьез своего " Я" с тем, что собственному " Я" не " ридают важного значения. В действительности эти отношения могут быть противоречащими друг другу.

Эти средства отстранения имеют сходство со спо­собами подчинения и покорности в том, что и те и дру­гие означают отказ от собственных желаний. Но, в то время как во второй группе такой отказ служит цели быть " хорошим" или подчиняться желаниям других ради собственной безопасности, в первой группе мысль о том, чтобы быть " хорошим", не играет абсолютно никакой роли и целью отказа является достижение не­зависимости от других. Здесь формула такова: если я реагирую отстранением, уходом, ничто не заденет меня.

Для того чтобы оценить роль, которую играют в неврозах эти различные попытки защиты от базальной тревожности, необходимо осознать их потенциальную силу. Они вызываются не стремлением удовлетворить желание удовольствия или счастья, а потребностью в успокоении. Это не означает, однако, что они каким-либо образом являются менее властными или менее на­стоятельными, чем инстинктивные влечения. Напри­мер, опыт показывает, что честолюбивое, стремление может быть столь же сильным, как сексуальное влече­ние, или даже сильнее.

Любой из этих четырех способов, при условии ис­пользования только его или преимущественно его, мо­жет быть эффективным в обретении желаемого успо­коения, если жизненная ситуация позволяет следовать им без сопутствующих конфликтов - даже если такое одностороннее следование оплачивается ценой обед­нения личности как целого. Например, женщина, вы­бравшая путь покорности, может обрести мир и, как следствие этого, значительное удовлетворение в том типе культуры, который требует от нее послушания мужу или близким, а также традиционным формам жизни. Если ненасытное стремление к власти и обла­данию разовьется у монарха, результатом также может быть успокоение. Однако общеизвестно, что пря­мое следование своей цели часто заканчивается крахом, так как предъявляемые требования столь чрезмерны или вызывают столь опрометчивые поступки, что со­пряжены с конфликтами с другими людьми. Чаще ус­покоение от лежащей в основе сильной тревожности человек ищет не в одном, а в нескольких путях, кото­рые, кроме того, несовместимы друг с другом. Таким образом, невротик может одновременно испытывать настоятельную потребность повелевать другими и хо­теть, чтобы его любили, и в то же время стремиться к подчинению, при этом навязывая другим свою волю, а также избегать людей, не отказываясь от желания быть ими любимым. Именно такие абсолютно неразрешимые конфликты обычно являются динамическим цен­тром неврозов.

Наиболее часто сталкиваются стремление к любви и стремление к власти. Поэтому в нижеследующих гла­вах я буду более подробно обсуждать эти стремления.

Описанная мною структура неврозов не противо­речит в принципе теории Фрейда, согласно которой неврозы в своей сущности являются результатом кон­фликта между инстинктивными влечениями и социаль­ными требованиями или тем, как они представлены в Супер-эго. Но хотя я согласна, что конфликт между побуждением человека и социальным давлением со­ставляет необходимое условие для возникновения вся­кого невроза, я не считаю это условие достаточным. Столкновение между желаниями человека и социаль­ными требованиями не обязательно приводит к невро­зам, но может также вести к фактическим ограничени­ям в жизни, то есть к простому подавлению или вытес­нению желаний или, в самом общем виде, к действи­тельному страданию. Невроз возникает лишь в том случае, если этот конфликт порождает тревожность и если попытки уменьшить тревожность приводят в свою очередь к защитным тенденциям, которые, хотя и яв­ляются в равной мере настоятельными, тем не менее несовместимы друг с другом.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 635; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь