Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


РУССКАЯ ПРАВДА ИЛИ ЗАКОНЫ ЯРОСЛАВОВЫ. XI ВЕК



1. Кто убьёт человека, тому родственники убитого мстят за смерть смертью, а когда не будет мстителей, то с убийцы взыскать деньгами в казну: за голову Боярина Княжеского, Тиуна Огнищан или граждан именитых, и Тиуна Конюшенного, 80 гривен или двойную виру, за Княжеского Отрока или Гридня, повара, конюха, купца, Тиуна и Мечника Боярского, за всякого людина, то есть свободного человека, Русского (Варяжского племени) или славянина, 40 гривен или Виру, а за убиение жены полвиры. За раба нет Виры, но кто убил его безвинного, должен платить господину так называемый урок, или цену убитого: за тиуна сельского или старосту Княжеского и Боярского, за ремесленника, дядьку или пестуна, и за кормилицу, 12 гривен, за простого холопа Боярского и Людского 5 гривен, и сверх того в Казну 12 гривен продажи.

2. Если кто убьёт человека в ссоре или пьянстве и скроется, то Вервь, или округа, где совершилось убийство, платит за него пеню - которая называлась в таком случае дикою Вирою - но в разные сроки, и в несколько лет, для облегчения жителей. За найденное мёртвое тело человека неизвестного Вервь не ответствует. Когда же убийца не скроется, то с округи или с волости взыскать половину Виры, а другую с самого убийцы. Ежели убийство сделается без всякой ссоры, то волость не платит за убийцу, но выдаёт его на поток - или в руки Государю, с детьми и имением.

За удар мечём необнажённым, или его рукоятью, тростью, чашею, стаканом, пястью, 12 гривен, за удар палицею и жердию 3 гривны, за всякий толчёк и за рану лёгкую 3 гривны, а раненому гривну на лечение. За повреждение ноги, руки, глаза, носа, виновный платит 20 гривен в Казну, а самому изувеченному 10 гривен; за выдернутый клок бороды 12 гривен в Казну; за выбитый зуб то же, а самому битому гривну; за отрубленный палец 3 гривны в Казну, а раненому гривну. Кто грозит мечём, с того взять гривну пени, кто же вынул его для обороны, тот не подвергается никакому взысканию, ежели и ранит своего противника. Кто самовольно, без Княжеского повеления, накажет Огнищанина (именитого гражданина) или Смерда (земледельца и простого человека), платит за первого 12 гривен Князю, за второго 3 гривны, а битому гривну в том и в другом случае. Если холоп ударит свободного человека и скроется, а господин не выдаст его, то взыскать с господина 12 гривен. Истец же имеет право везде умертвить раба, своего обидчика. Если господин в пьянстве и без вины телесно накажет закупа или слугу наёмного, то платит ему как свободному.

4. Когда на Двор Княжеский придёт истец окровавленный или в синих пятнах, то ему не нужно представлять иного свидетельства, а ежели нет знаков, то представляет очевидцев драки, и виновник её платит 60 кун. Ежели истец будет окровавлен, а свидетели покажут, что он сам начал драку, то ему нет удовлетворения.

5. Всякий имеет право убить ночного татя на воровстве, а кто продержит его связанного до света, то обязан идти с ним на Княжеский Двор. Убиение татя взятого и связанного есть преступление, и виновный платит в Казну 12 гривен. Тать коневый выдаётся головою Князю и теряет все права гражданские, вольность и собственность. С вора клетного взыскивается в Казну 3 гривны, с вора житного, который унёс хлеб из ямы или с гумна, 3 гривны и 30 кун; хозяин же берёт своё жито, и ещё полгривны с вора. Кто украдёт скот в хлеве или в доме, платит в Казну 3 гривны и 30 кун, а кто в поле, тот 60 кун, сверх чего за всякую скотину, которая не возвращена лицом, хозяин берёт определённую цену: за коня Княжеского 3 гривны, за простого 2, за кобылу 60 кун, за жеребца неезжалого гривну, за жеребёнка 6 ногат, за вола гривну, за корову 40 кун, за трёхлетнего быка 30 кун, за барана и поросёнка ногату.

6. За бобра, украденного из норы, определяется 12 гривен пени. Если в чьём владении будет изрыта земля, найдутся сети или другие признаки воровской ловли, то Вервь должна сыскать виновного или заплатить пеню.

7. Кто умышленно зарежет чужого коня или другую скотину, платит 12 гривен в Казну, а хозяину гривну.

8. Кто стешит бортные знаки или запашет межу полевую, или перегородит дворовую, или срубит бортную грань, или дуб гранный, или межевой столп, с того взять в Казну 12 гривен.

9. За борть, ссечённую виноватый даёт 3 гривны пени в Казну, за дерево полгривны, за выдрание пчёл 3 гривны, а хозяину за мёд нелаженного улья 10 кун, за лаженный 5 кун. Ежели тать скроется, должно искать его по следу, но с чужими людьми и свидетелями. Кто не отведёт следа от своего жилища, тот виноват, но буде след кончится у гостиницы, или на пустом, незастроенном месте, то взыскания нет.

10. Кто срубит шест под сетию птицелова или отрежет её верёвки, платит 3 гривны в Казну, а птицелову гривну; за украденного сокола или ястреба 3 гривны в Казну, а птицелову гривну; за голубя 9 кун, за куропатку 9 кун, за утку 30 кун; за гуся, журавля и лебедя то же.

11. За покражу сена и дров 9 кун в Казну, а хозяину за каждый воз по две ногаты.

12. Вор за ладью платит 60 кун в Казну, а хозяину за морскую 3 гривны, за набойную 2 гривны, за струг гривну, за чёлн 8 кун, если не может лицем возвратить украденного.

13. Зажигатель гумна и дома выдаётся головою Князю со всем имением, из коего надобно прежде вознаградить убыток, понесённый хозяином гумна или дома.

14. Ежели обличаются в воровстве холопи Княжеские, Бояр или простых граждан, то с них не брать в Казну пени (взыскиваемой единственно с людей свободных), но они должны платить истцу вдвое: например, взяв обратно свою украденную лошадь, истец требует ещё за оную 2 гривны - разумеется, с господина, который обязан или выкупить своего холопа, или головою выдать его, вместе с другими участниками воровства, кроме их жён и детей. Ежели холоп, обокрав кого, уйдёт, то господин платит за всякую унесённую им вещь по цене обыкновенной. За воровство слуги наёмного господин не ответствует; но если внесёт за него пеню, то берёт слугу в рабы или может продать.

15. Утратив одежду, оружие, хозяин должен заявить на торгу; опознав вещь у горожанина, идёт с ним на свод, то есть, спрашивает, где он взял её? и, переходя таким образом от человека к человеку, отыскивает действительного вора, который платит за вину 3 гривны, а вещь остаётся в руках хозяина.

16. Ежели будет украден холоп, то господин, опознав его, также идёт с ним на свод от человека к человеку, и третий ответчик даёт ему своего холопа, но с украденным идёт далее. Отысканный виновник платит все убытки и 12 гривен пени Князю, а третий ответчик берёт обратно отданного им в залог вместо сведённого.

17. О беглом холопе господин объявляет на торгу, и ежели через три дни опознает его в чьём доме, то хозяин сего дому, возвратив укрытого беглеца, платит ещё в Казну 3 гривны. Кто беглецу даст хлеба или укажет путь, тот платит господину 5 гривен, а за рабу 6, или клянётся, что он не слыхал об их бегстве. Кто представит ушедшего холопа, тому даёт господин гривну, а кто упустит задержанного беглеца, платит господину 4 гривны, а за рабу 5 гривен; в первом случае пятая, а во втором шестая уступается ему за то, что он поймал беглых. Кто сам найдёт раба своего в городе, тот берёт Посадникова Отрока, и даёт ему 10 кун за связание беглеца.

18. Кто возьмёт чужого холопа в кабалу, тот лишается данных холопу денег, или должен присягнуть, что он считал его свободным; в таком случае господин выкупает раба, и берёт всё имение, приобретённое сим рабом.

19. Кто, не спросив хозяина, сядет на чужого коня, тот платит в наказание 3 гривны.

20. Ежели наёмник потеряет собственную лошадь, то ему не за что ответствовать, а ежели утратит плуг и борону господскую, то обязан платить или доказывать, что сии вещи украдены в его отсутствие, и что он был послан со двора за господским делом. Вольный слуга не ответствует за скотину, уведенную из хлева, но когда растеряет оную в поле, или не загонит на двор, то платит. Ежели господин обидит слугу и не выдаст ему полного жалования, то обидчик, удовольствовав истца, вносит 60 кун пени, ежели насильственно отнимет у него деньги, то, возвратив их, платит в Казну 3 гривны.

21. Ежели кто будет требовать своих денег с должника, а должник запрётся, то истец представляет свидетелей. Когда они поклянуться в справедливости его требования, заимодавец берёт свои деньги и ещё 3 гривны в удовлетворение. Ежели заем не свыше трёх гривен, то заимодавец один присягает, но больший иск требует свидетелей или без них уничтожается.

22. Если купец поверил деньги купцу для торговли, и должник начнёт запираться, то свидетелей не спрашивать, но ответчик сам присягает.

23. Если кто многим должен, а купец иностранный, не зная ничего, поверит ему товар, в таком случае продать должника со всем его имением, и первыми вырученными деньгами удовольствовать иностранца или Казну, остальное же разделить между прочими заимодавцами, но кто из них взял уже много ростов, тот лишается своих денег.

24. Ежели чужие товары или деньги у купца потонут, или сгорят, или будут отняты неприятелем, то купец не ответствует ни головою, ни вольностью, и может разложить платёж в сроки, ибо власть Божия и несчастье не суть вина человека. Но если купец в пьянстве утратит вверенный ему товар или промотает его, или испортит от небрежения, то заимодавцы поступят с ним, как им угодно: отсрочат ли платёж, или продадут должника в неволю.

25. Если холоп обманом, под именем вольного человека, испросит у кого деньги, то господин его должен или заплатить, или отказаться от раба, но кто поверит известному холопу, лишается денег. Господин, позволив рабу торговать, обязан платить за него долги.

26. Если гражданин отдаст свои пожитки на сохранение другому, то в свидетелях нет нужды. Кто будет запираться в принятии вещей, должен утвердить клятвою, что не брал их. Тогда он прав, ибо имение поверяют единственно таким людям, коих честь известна, и кто берет его на сохранение, тот оказывает услугу.

27. Кто отдаёт деньги в рост, или мёд и жито взаймы, тому в случае спора предоставить свидетелей, и взять всё по сделанному договору. Месячные росты берутся единственно за малое время, а кто останется должником целый год, платит уже третные, а не месячные. Законы позволяют брать 10 кун с гривны на год.

28. Всякий уголовный донос требует свидетельства и присяги семи человек, но варяг и чужестранец обязывается предоставить только двух. Когда дело идёт единственно о побоях лёгких, то нужны вообще два свидетеля, но чужестранца никогда нельзя обвинять без семи.

29. Свидетели должны быть всегда граждане свободные, только по нужде и в малом иске дозволено сослаться на Тиуна Боярского или закабалённого слугу. Но истец может воспользоваться свидетельством раба и требовать, чтобы ответчик оправдывался испытанием железа. Если последний окажется виновным, то платит иск, если оправдается, то истец даёт ему за муку гривну и в Казну 40 кун, Мечнику 5 кун, Княжескому Отроку полгривны (что называется железною пошлиною). Когда же ответчик вызван на сие испытание по неясному свидетельству людей свободных, то, оправдав себя, не берёт ничего с истца, который платит единственно пошлину в Казну. Не имея никаких свидетелей, сам истец доказывает правость свою железом: чем решить всякие тяжбы в убийстве, воровстве и поклёпе, ежели иск стоит полугривны золота, а ежнли менее, то испытать водою; в двух же гривнах и менее достаточна одна истцева присяга.

30. Когда простолюдин умрёт бездетен, то всё его имение взять в Казну; буде остались дочери незамужние, то им дать некоторую часть оного. Но Князь не может наследовать после бояр и мужей, составляющих воинскую дружину, если они не имеют сыновей, то наследуют дочери.

31. Завещание умершего исполняется в точности. Буде он не изъявил воли своей, в таком случае отдать всё детям, а часть в церковь для спасения его души. Двор отцевский всегда без раздела принадлежит меньшему сыну.

32. Вдова берёт что назначил ей муж, впрочем, она не есть наследница. Дети первой жены наследуют её достояние или вено, назначенное отцем для их матери. Сестра ничего не имеет, кроме добровольного приданного от своих братьев.

33. Если жена, дав слово остаться вдовою, проживёт имение и выйдет замуж, то обязана возвратить детям всё прожитое. Но дети не могут согнать вдовствующей матери со двора, или отнять, что отдано ей супругом. Она властна избрать себе одного наследника из детей или дать всем равную часть. Ежели мать умрёт без языка, или без завещания, то сын или дочь, у коих она жила, наследуют всё её достояние.

34. Если будут дети разных отцев, но одной матери, то каждый сын берёт отцевское. Если второй муж расхитил имение первого, и сам умер, то дети его возвращают оное детям первого, согласно с показанием свидетелей.

35. Если братья станут тягаться о наследии перед Князем, то Отрок Княжеский, посланный для их раздела, получает гривну за труд.

36. Ежели останутся дети малолетние, а мать выйдет замуж, то отдать их при свидетелях на руки ближнему родственнику, с именем и домом, а что сей опекун присовокупит к оному, то возьмёт себе за труд и попечение о малолетных, но приплод от рабов и скота останется детям. За всё утраченное платит опекун, коим может быть и сам вотчим.

37. Дети, прижитые с рабою, не участвуют в наследии, но получают свободу, и с матерью.

Справка: тиун - именитый чиновник, вервь - община, вира - плата за убийство, огнищанин - именитый чиновник, смерд - простой земледелец.В гривне 20 ногат или 50 резаней. Две резани составляли одну куну. Так назывались мелкие кожаные монеты, ходившие в России и Ливонии.

Текст цитирован по: Карамзин Н.М. История Государства Российского: В 12 томах. Книга первая. Т.1-2.- М.: 1993. с.190-201.

 

Задания к тексту:

1. Как широко простирались границы княжеской власти?

2. Из каких слоев вышел правящий класс Древней Руси?

3. Какие права сохранила община?

4. Было ли рабство в Древней Руси?

5. Закон разрешал или запрещал кредитные операции?

 

 

«ПОУЧЕНИЕ» ВЛАДИМИРА МОНОМАХА 11 в.

Мы люди грешны и смертны, и если кто сотворит нам зло, то мы хотим его истребить и кровь его пролить поскорее. А Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши, что превыше голов наших, терпит всю нашу жизнь. Как отец, любящий свое чадо, бьет его и опять привлекает к себе, так и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя добрыми делами избавляться от них и как победить их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божья, как теми тремя делами избавиться от грехов своих и царствования небесного не лишиться. Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте тех трех дел, они ведь не тяжки. Ни затворничеством, ни монашеством, ни постом, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию.

Если Бог смягчит ваши сердца, пролейте слезы о грехах своих, говоря: «Как блудницу, разбойника и мытаря помиловал Ты, так и нас, грешных, помилуй». И в церкви то же делайте, и ложась спать. Не пропускайте ни одной ночи: если можете — поклонитесь до земли, а если вам занеможется — то трижды. И не забывайте этого, не ленитесь, ибо тем ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, если и нагрешит за день, то эти спасется. Если на коне едучи, не будете чего-либо делать, и если других молитв, как сказать, не знаете, то «Господи, помилуй! » взывайте молча беспрестанно, ибо эта молитва всех лучше. И это лучше, чем, едучи, думать о пустом.

В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим.

На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод. Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью. И стражу сами снаряжайте, и ночью, выставив охрану вокруг воинов, тоже ложитесь спать, но вставайте рано. И оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись, — по ленности внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и разврата — от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то — пищей и питьем; ибо они, проходя, прославят человека по всем землям или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.

 

Семинар №3.


Поделиться:



Популярное:

  1. A. эксплуатируемые вручную или с применением ручного труда; без применения ручного труда (механические, автоматические и др.).
  2. E) представленные в Мажилисе Парламента
  3. I. Средства, стимулирующие эритропоэз, или противоанемические средства
  4. II. Поставьте глаголы, стоящие в скобках, в зависимости от смысла в Present Perfect или Past Simple. Переведите предложения на русский язык.
  5. II. Профессия или психотерапия?
  6. III. 3. ПОСТРОЕНИЕ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ С УЧЕТОМ АНАТОМИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРОЕНИЯ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА
  7. III. Попытки соединения цивилизационного подхода с формационным.
  8. III. Функциональные стили речи современного русского языка.
  9. N – интервал времени между датой учёта и датой погашения векселя
  10. VI. ВВЕДЕНИЕ В АНАТОМИЮ МАССОВОГО ЧЕЛОВЕКА
  11. VIII. ПРИВЕДИТЕ В ПОРЯДОК ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИЛИ УТРАЧЕННОЕ ИСКУССТВО СОЗДАНИЯ СТРАН СРЕДНЕГО ДОСТАТКА
  12. X. АКЦИОНАЛЬНЫЙ ГОЛОД И КРУГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА С МИРОМ


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь